Главная страница
Навигация по странице:

  • Итого: 35 Литература для учителя.

  • Художественное чтение.

  • Язык, речь, речевая деятельность.

  • Совершенствование чтения младших школьников.

  • Самостоятельное чтение.

  • Литература для учащихся.

  • «Воробьишко». С.Есенин «Поёт зима аукает…» М.Исаковский «Ветер». Л.Квитко «Ветер». П.Лидов «Таня».

  • « Приёмыш». С.Маршак «Ледоход». К.Паустовский «Барсучий нос», «Прощание с летом». М.Пришвин «Деревья в лесу», «Ребята и утята».

  • «Снегурочка». Г.Скребицкий «Четыре художника»

  • Приложение 1. Текст-описание.

  • Ход занятия. Вначале осуществляется подготовка к чтению текста и первичное ориентирование

  • Приложение 2. Работа со стихотворением.

  • программа курса. 4 класс. Программа курса Основы смыслового чтения и работа с текстом


    Скачать 61.45 Kb.
    НазваниеПрограмма курса Основы смыслового чтения и работа с текстом
    Анкорпрограмма курса
    Дата13.04.2022
    Размер61.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 класс.docx
    ТипПрограмма курса
    #470417
    страница2 из 3
    1   2   3

    Примерное планирование занятий

    курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»


    № п/п

    Тема занятия.

    Количество часов.

    1

    Вводное занятие. Что такое тема?

    2

    2

    Значение чтения и книги.

    2

    3

    Чтение и учебная деятельность.

    2

    4

    Умение понимать текст.

    2

    5

    Восприятие художественного текста.

    3

    6

    Составление плана художественного текста.

    2

    7

    Воспроизведение художественного текста.

    2

    8

    Приёмы работы с научно-популярным текстом.

    2

    9

    Публицистический текст.

    2

    10

    Текст – описание.

    2

    11

    Работа со стихотворением.

    2

    12

    Формирование выразительного чтения.

    2

    13

    Поэтическая пауза и логическое ударение.

    2

    14

    Составление памятки работы с текстом.

    2

    15

    Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного.

    2

    16

    Проверь себя.Практикум.

    2

    17

    Литературный праздник.

    2




    Итого:

    35



    Литература для учителя.

    1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – Москва: Педагогика, 1997.

    2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – Москва: Просвещение, 1978.

    3. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. – Москва: Лайда 1994.

    4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – Москва: Просвещение, 1969.

    5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: Книга, 1972.

    6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.

    7. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – Москва: Педагогика, 1982.

    8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – Москва: Педагогика, 1980.

    9. Черемисинова Л.И. Изучение поэзии Даниила Хармса В начальной школе. – Издательство Саратовского педагогического института, 1994.


    Литература для учащихся.

    1. В.Астафьев «Стрижонок Скрип».

    2. И.Бунин «Листопад».

    3. Л.Воронкова «Бедовая курица».

    4. М.Горький «Воробьишко».

    5. С.Есенин «Поёт зима аукает…»

    6. М.Исаковский «Ветер».

    7. Л.Квитко «Ветер».

    8. П.Лидов «Таня».

    9. Д.Мамин-Сибиряк « Приёмыш».

    10. С.Маршак «Ледоход».

    11. К.Паустовский «Барсучий нос», «Прощание с летом».

    12. М.Пришвин «Деревья в лесу», «Ребята и утята».

    13. Русская народная сказка «Снегурочка».

    14. Г.Скребицкий «Четыре художника» (отрывок).

    15. И.Соколов-Микитов «Всё ярче и ярче светит солнце».

    16. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».

    17. Отрывки произведений Л.Толстого, Е.Чарушина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, В.Осеевой.


    Приложения.

    Приложение 1.
    Текст-описание.
    Рассказ-описание М.Пришвина «Деревья в лесу».

    Цель: помочь учащимся разобраться в специфике построения текста типа художественного описания, чтобы обеспечить его осознание; создать в воображении детей образные микрокартины и целостную картину зимнего леса, обращая их внимание на изобразительные средства, которые использует писатель; закрепить (стабилизировать) создавшиеся образы сначала в графических схемах, а затем в словесных и живописных рисунках детей.
    Ход занятия.

    Вначале осуществляется подготовка к чтению текста и первичное ориентирование в нём. Прочитав заголовок и фамилию писателя, дети высказывают своё предположение о том, что рассказ о деревьях в зимнем лесу. Учитель активизирует опыт детей, выясняя, видели ли они зимний лес. Красив ли он? Что они там заметили интересного? Надо обратить внимание на то, что писатель тоже по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина.

    Рассказ читает учитель, учащиеся слушают с закрытыми глазами.

    После первичного чтения предлагается обменяться впечатлениями: что же поразило писателя в лесу? На что он обратил внимание? Учащиеся отметили:

    - В лесу его поразило, что было тепло и тихо.

    - Ёлки все в снегу, лапы повисли.

    - А берёзы согнулись, им тяжело от снега.

    - Он ещё много фигур увидал. Это разные кустики в снегу, пеньки. Я тоже видел такие.

    Мы видим, что ребята в основном сориентировались в тексте. Нам остаётся детализировать их представление путём вторичного чтения, зафиксировать внимание детей на художественных средствах.

    Перед повторным чтением и работой с текстом на доске появляются слова, которые облегчат учащимся их чтение и понимание: пороша, арка, кружевные арки; ель царствует, фигуры выразительны.

    - Сейчас мы будем читать рассказ целиком о зимнем лесе. В процессе чтения будем наблюдательными. Итак, представьте, мы входим в зимний лес. Читаем первые три предложения (вызываю ученика по желанию).

    - Что мы заметили в лесу? (Немножко снег метёт. Тихо и совсем тепло).

    - Идём дальше. Читаем до конца абзац (самостоятельное чтение).

    - Среди каких деревьев мы оказались вместе с писателем? (Мы оказались среди елей и берёз).

    - Ребята, а ели какие? Посмотрите, как их описывает автор. (Они «повесили громадные тяжёлые лапы»).

    - Посмотрите в тексте, как они стоят? (Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, тёмно-зелёные, а лапы повисли вниз от тяжести снега).

    - Давайте остановимся у берёзок, какие они? (Берёзы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки).

    - Прочитайте, что пишет автор о берёзках и елях, и обратите внимание, что ведут они себя по-разному. (Ель, как царица, стоит, такая гордая, а берёзка вся согнулась и как будто плачет).

    - Очень хорошо, молодцы! Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины. А теперь немножко пройдём дальше и оглядимся внимательно. (Читает вслух ученик).

    - Чего же мы сразу не заметили? Ведь ели и берёзы отвлекли нас. (Там фигуры из снега разные).

    - Что про них сказал автор? (Они, как живые, хотят говорить, но стесняются).

    - И вот в тишине леса вдруг чуть-чуть зашептало. Что же это?

    (Это снежинки полетели, снег пошёл. Кажется, что фигурки зашептали).

    - Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво. Всё, что мы увидели, ребята, надо себе ясно представить и запомнить, поэтому мы будем рисовать сначала словесные картины, а дома вы нарисуете карандашами или красками. Но мы сначала ещё раз просмотрим текст. Каждый читает самостоятельно, тихо, «про себя», и набрасывает себе схему, те предметы, которые изобразит.

    - Прочитайте первую часть рассказа. Скажите, что будете изображать.

    На доске вместе с ответами учеников постепенно появляется схема к первой части, которую дети рисуют вместе с учителем и у себя в тетрадях: ели с опущенными лапами, согнутые берёзы с макушками в снегу.

    Обсуждается, как дети будут дома рисовать ёлки: как расположен ствол, ветки (уточняется ещё раз по тексту), в каком положении нарисуют берёзы (по тексту); обсуждается, какие будут использованы краски (карандаши): белые, зелёные, черные (лапы елей и стволы у берёз). После чтения второй части, решается, что будут нарисованы разные белые фигурки и падающие снежинки.

    После того, как объекты установлены, сверено их изображение, отобраны краски, учащиеся приступают к словесному рисованию. Учитель вначале предлагает ещё раз перечитать текст рассказа, закрыть глаза и мысленно представить себе картину леса. После этого, глядя на схему, дети изображают своими словами зимний лес. Перед этим учитель напоминает:

    - Нам надо не забыть в своих рисунках отразить «настроение» наших новых знакомых. Автор так их описал, что они, как живые, у них есть чувства, характер, они даже могут разговаривать. И своё отношение к ним надо выразить.

    - Вспомните, какие ели. (Гордые, прямые, стоят и смотрят сверху на весь лес, им снег не страшен, они не гнутся и не ломаются).

    - Как говорит писатель? (Царствуют).

    - А берёзы? (Они, бедные, согнулись, плачут, им грустно).

    - Про фигурки что скажем? (Они как будто разговаривают).

    - Автор говорит – выразительные. Наверное, у каждой фигурки своя поза, они похожи бывают на зверей, предметы.

    Далее следует коллективное словесное рисование. Дети дополняют детали, о которых забыл выступающий ученик, а чтобы они были достоверными, возвращаются к тексту.

    После, учитель рисует свою словесную картину.

    «Вхожу в лес и поражаюсь: кругом тишина, тепло. А деревья стоят как завороженные, заколдованные в этом белом безмолвии.

    Гордо смотрят на всех прямые, царственные ели. Их лапы повисли под тяжестью снега. Лапы крупные, снег красиво улёгся на них шапками, рукавицами. А вот рядом берёзки. Они согнулись, и верхушки касаются снега. Образовались кружевные ворота-арки. Красивы берёзы, но им грустно и хочется плакать: тяжело под снегом.

    Но что это за существа? Дальше на небольшой полянке я увидела странные снежные фигурки, похожие на разных зверей. Они такие выразительные, как будто живые. А когда посыпались снежинки, то показалось, что они шепчутся. Так было красиво в лесу, что не хотелось уходить».

    - Я тоже дома нарисую картину зимнего леса, в котором мы были вместе с писателем, но эта картина авторская и должна соответствовать тексту.

    Выявление отличительных особенностей текста-описания от других видов текстов. (Нет событий, нет сюжета, изображены картины природы, отдельные предметы, картины, явления.)

    Заключительным этапом работы является творческая работа в группах. Дети коллективно составляют свой вариант текста-описания; представляют свою работу, доказывая, что это текст-описание.

    На данном занятии работа над словесным рисованием сочеталась с логической, смысловой работой, умением «видеть» структуру текста, последовательность его содержания. На основе картины осуществлялось выразительное рассказывание и чтение.

    Приложение 2.
    Работа со стихотворением.
    «Привет тебе, моя любовь, Россия!»

    Цель: развивать умение учащихся читать, воспринимать поэтические произведения, донести до учащихся чувства и мысли человека, всем сердцем любящего свою Родину, воспитывать в детях патриотизм, добрые чувства гражданина своей страны.
    Ход занятия.
    И все пройдя пути морские,

    И все земные царства дней,

    Я слова не найду нежней,

    Чем имя звучное: Россия.

    К. Бальмонт.
    Занятие начинается с чтения лирической миниатюры В.Бочарникова «Водополица»:

    «Вешнее солнце!.. Сколько в нём весёлой силы и щедрости, как неутомимо оно работает, чтобы всё сущее на земле быстрее вышло из зимнего оцепенения, пробудилось и обновилось.

    Падает снег, со всех полевых, лесных и луговых высоток ударились в бег ручьи шумные, разгонистые, хмельные. Заволновались, закипели, забушевали речки.

    Звени, бушуй, зови, водополица, показывай свои первые травы, своих первых птиц и зверей, которых ты подняла на ноги, и своих рыб, которые всплёскивают так, что брызги взлетают и волны ходят кругами. А какие запахи – от поля, от талой воды, от берёз, по стволам которых бушует берёзовый сок, от молодой травы! Может, только в этот час открылась для меня вся мудрая простота слов бабки Марфы: «Каждый весенний день – праздник».

    Учитель.

    - Какие ассоциации возникли вас, когда вы слушали описание такого природного явления, как водополица?

    Рассуждения детей: пробуждение, цветение, свет, солнце, одухотворённость. Радость, начало первоцвета, любовь.

    Все слова записать на доске.

    - Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к поэту, знакомство с которым у нас сегодня состоится?

    Рассуждения детей. Учитель обобщает их ответы.

    «Когда слушаешь Бальмонта, - писал А.Блок, - всегда слушаешь весну». Это верно. Бальмонта называли поэтом Солнца, «Паганини русского стиха». (Попутно следует справка о великом скрипаче и композиторе, исполнителе, виртуозе, совершившим переворот в технике игры на скрипке). Свои жизнеутверждающие стихи поэт посвятил родной земле, России, природе. Изучив 16 языков, на особом, 17-м языке, на бальмонтовском, объясняется он в любви к природе, к тем местам, где родился и вырос.

    Сначала ученики читают отрывок из очерка поэта «Воробьёныш», а затем читают стихотворение «Где б я ни странствовал».

    «Моя первая любовь – деревня, усадьба, где я родился и вырос. Моя первая любовь – насыщенное Солнцем весеннее утро, и я сам, лет четырёх, сидящий на родном балконе и любующийся душистыми большими кустами лиловой и белой сирени, вокруг которых вьются безмолвные бабочки жёлтые, белые и красноватые, и реют и мелькают с непрерывным звоном пчёлы, такие мохнатые и добрые, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели, которые совершенно торжественны, и пёстрые мухи, которые не похожи на тех, что звенят о стёкла окон в доме».
    * * *

    Где б я ни странствовал, везде припоминаю

    Мои душистые леса.

    Болота и поля, в полях – от краю и до краю –

    Родимых кашек полоса.

    Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу

    Мои родные васильки.

    И, в прошлое открыв таинственную дверцу,

    Схожу я к берегу реки.

    У старой мельницы привязанная лодка, -

    Я льну к прохладе серебра.

    И так чарующе и так узывно-чётко

    Душа поёт: «Вернись. Пора».

    Учитель.

    - О чём это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?

    Рассуждения детей.

    • Он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого.

    • Помнит запах леса, поля, болота, родные его сердцу васильки.

    • Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебристую гладь реки.

    • Обо всём, что он вспоминает, поэт пишет моё.

    • Каждая строка стихотворения передаёт любовь поэта к России, душевную память о ней, непреодолимое желание снова оказаться там, в тех местах.

    Учитель.

    - К.Д.Бальмонт много путешествовал, а в январе 1912 года, отчалив из Лондона на английском корабле, он пересёк океан и совершил кругосветное плаванье, посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию. Бальмонт тоскует по родине, тоскует постоянно. Покинув Россию, он помнит «её душистые поля», берег любимой реки, ему постоянно слышится «Вернись, Пора».

    «Думаю о России, о великом счастье слышать везде русскую речь, о том, что я русский».

    «Как верно, очаровательно сейчас в русском лесу, в русской деревенской глуши. Вот где бы я хотел быть», - признаётся в письмах Бальмонт.

    Ученики выразительно читают стихотворение поэта «Глушь».


    Луг, болото, поле, поле,

    Над речонкой ивы.

    Сладко дышится на воле!

    Все цветы красивы!
    Всё здесь нежит глаз и ухо

    Ласкою весёлой.

    Прожужжала где-то муха,

    Шмель гудит тяжёлый.

    Всюду – божие коровки,

    Розовые кашки,

    Жёлто-белые головки

    Полевой ромашки.
    Нежно-тонки очертанья

    Задремавшей дали…

    Полно, разве есть страданья?

    Разве есть печали?



    Учитель.

    - Почему стихотворение называется «Глушь»?

    - Каким настроением оно проникнуто?

    - Что пленяет поэта в деревенской глуши? А вас?

    - Объясни смысл четвёртой строфы.

    - Так какую же Россию любит поэт?

    Ответы детей.

    Учитель.

    - Сознавая свою горькую разлуку с родиной, свой внутренний долг перед ней, Бальмонт как завещание оставил такие слова: «Да пошлёт Судьба той стране, которая дала мне жизнь и многотравные луга плодородные нивы, счастливых людей, правдивые дни, несчётные стада коров с тяжёлым выменем, звонкие табуны коней, что всегда так красивы были в России…»

    - А что вы пожелаете своей стране? Напишите, можно стихами.

    Творческая работа. Проверка

    Это и есть итог занятия.
    1   2   3


    написать администратору сайта