Главная страница

Паскаль лекции. Лекции Паскаль. Программа на языке машинных команд (ее называют объектной). Краткое знакомство


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеПрограмма на языке машинных команд (ее называют объектной). Краткое знакомство
АнкорПаскаль лекции
Дата14.01.2020
Размер1.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекции Паскаль.pdf
ТипПрограмма
#104006
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
BEGIN
Writeln(‘
Введите элементы массива’);
For i:=1 to n do
For j:=1 to n do
Readln(a[i,j]);
{
Вывод значений массива}
For i:=1 to n do begin
For j:=1 to n do
Write (a[i,j]:5:1);
Writeln; end; s:=0; j=1;
For i:=1 to n do s:=s+a[i,j];
Writeln(‘
Сумма элементов первого столбца = ’,s:5:2); end.
5.
Вычисление суммы элементов всего двумерного массива.
S:=0; for i:=1 to m do for j:=0 to n do
S:=S+a[i,j];
6.
Задача поиска максимального (минимального) элемента и его индексов.
Ищем максимальный элемент каждой строки :
For i:=0 to m do begin
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

54
max:=a[i,1]; ind_L:=i; {
сохраняем номер строки} ind_C:=1; {
заносим номер 1 - первый столбец} for j:=1 to n do if a[i,j]>max then begin max:=a[i,j]; ind_C:=j {
сохраняем номер j-ого столбца} end; writeln(‘max строки ’,i,’=’,max) end;
Ищем минимальный элемент каждого столбца :
For j:=0 to n do { перемещаемся по столбцу} begin min:=a[1,j]; ind_L:=1; {
сохраняем номер строки} ind_C:=j; {
сохраняем номер столбца} for i:=1 to m do if a[i,j]сохраняем номер j-ой строки} end; writeln(‘min ‘,,j,’ столбца’,min) end;
7.
Алгоритм поиска минимального элемента и его индексов для всего массива.
Min:=a[1,1]; ind_L:=1; ind_C:=1; for i:=1 to m do for j:=1 to n do if a[i,j]8.
Квадратные матрицы.
Type mas4x4=array[1..4,1..4] of integer; var a: mas4x4;
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

55
Главная диагональ - элементы a
11
, a
22
, a
33
, a
44
(
индексы элементов, расположенных на главной диагонали (i=j)
Побочная диагональ - элементы a
41
, a
32
, a
23
, a
14
(
сумма индексов элементов на 1 больше размерности строки (или столбца), т.е. i+j=4=1 или i+j=n+1. На рисунке главная диагональ закрашена сплошным серым цветом, побочная - черным.
Элементы, расположенные над главной диагональю, Для индексов элементов, расположенных над главной диагональю выполняется отношение iЭлементы, расположенные под главной диагональю, Для индексов элементов, расположенных под главной диагональю выполняется отношение i>j;
Примеры :
1)
Найти сумму элементов главной диагонали :
S:=0; for i:=1 to n do
S:=S+a[i,i]; a
11
a
12
a
13
a
14
a
21
a
22
a
23
a
24
a
31
a
32
a
33
a
34
a
41
a
42
a
43
a
44
a
12
a
13
a
14
a
23
a
24
a
34
a
21
a
31
a
32
a
41
a
42
a
43
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

56 2)
Найти минимальный элемент побочной диагонали : min:=a[1,n]; for i:=1 to n do if a[i,n+1-i]Примеры решения задач
Задача 1. Дан массив действительных чисел, состоящий из 3 строк и 5 столбцов. Вычислить произведение всех элементов массива.
Program pr1;
CONST N=3; M=5;
TYPE MAS=array [1..N,1..M] of real;
Var b: MAS; i: 1..N; j : 1..M; p:real;
BEGIN
Writeln(‘
Введите элементы массива’);
For i:=1 to n do
For j:=1 to m do
Readln(b[i,j]);
{
Вывод значений массива}
For i:=1 to n do begin
For j:=1 to m do
Write (b[i,j]); {
Вывод элементов одной строки матрицы}
Writeln; { переход на следующую строку экрана} end; p:=1;
For i:=1 to n do
For j:=1 to m do p:=p*b[i,j];
Writeln(‘
Произведение = ’,p:7:2); end.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

57
Задача 2. Дан двумерный массив A[N,M]
Сформировать массив B[N,M], где
SQR(A[I.J]), если I- НЕЧЕТНОЕ;
B[I,J] =
SQR
Т(A[I.J]), если I- ЧЕТНОЕ;
Program pr3;
CONST N=3; M=5;
TYPE MAS=array [1..N,1..M] of real;
Var a,b : MAS; i: 1..N; j : 1..M;
BEGIN
Writeln(‘
Введите элементы массива’);
For i:=1 to N do
For j:=1 to M do
Readln(a[i,j]);
{
Вывод значений массива}
For i:=1 to N do begin
For j:=1 to M do
Write (a[i,j]:5:1);
Writeln; end;
For i:=1 to N do if i/2= int(i/2) Then For j:=1 to M do b[i,j]:=sqrt (a[i,j])
Else For j:=1 to M do b[i,j]:=sqr (a[i,j])
For i:=1 to N do begin
For j:=1 to M do
Write (b[i,j]:7:2);
Writeln; end; end.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

58
§17.
Подпрограммы
В практике программирования часто встречаются задачи, в которых по ходу выполнения программы приходится производить одни и те же действия или вычисления, но при различных исходных данных. Чтобы исключить повторение одинаковых операторов и сделать тем самым программу проще и понятнее, можно выделить эти повторяющиеся действия в самостоятельную часть программы, которая может быть использована многократно по мере необходимости.
Автономная часть программы, реализующая определенный алгоритм и допускающая обращение к ней из различных частей общей программы, называется подпрограммой.
Подпрограммы оформляются в виде замкнутых участков программы, имеющих четко обозначенные вход и выход.
Обращение к подпрограмме осуществляется из основной программы через заголовок подпрограммы. При вызове подпрограммы работа основной программы приостанавливается, и начинает выполняться вызванная подпрограмма. Она обрабатывает данные, переданные ей из основной программы, или просто выполняет заданную последовательность действий. По завершении выполнения подпрограммы основная программа продолжает выполнятся с того места, где прервалось ее действие.
Передача данных из основной программы в подпрограмму
(
входные данные) и возврат результата выполнения подпрограммы осуществляется с помощью параметров.
Параметры - это данные, которые передаются вызываемой подпрограмме и используются последней в качестве входной и (или) выходной информации.
Использование подпрограмм позволяет реализовать один из самых прогрессивных методов программирования
- структурное программирование.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

59
Процедура в Паскале и ее формат.
Любая программа может содержать несколько процедур и функций. Процедуры и функции объявляются в разделе описания вслед за пределом описания переменных.
Процедура - это независимая часть программы, которую можно вызывать по имени для выполнения определенных действий.
Структура процедуры имеет вид :
Procedure имя(список формальных параметров);
(* раздел описаний *) begin
(* раздел операторов *) end;
Первая строка описания называется заголовком процедуры, а раздел операторов называется телом процедуры.
В заголовке указывается служебное слово PROCEDURE, за которым следуют имя процедуры и список формальных параметров, заключенные в круглые скобки (если такие имеются). В списке перечисляются имена формальных параметров и их тип. Имя параметра отделяется от типа двоеточием, а параметры друг от друга - точкой с запятой. Если несколько формальных параметров имеют одинаковый тип, тогда их можно перечислить через запятую, а затем указать тип.
Тело процедуры заключается в операторные скобки BEGIN и END, причем после END ставится точка с запятой.
Раздел описаний процедуры подобен программе и состоит из разделов меток, констант, типов, переменных и , в свою очередь, процедур и функций.
Процедура вызывается по ее имени : имя(список фактических параметров);
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

60
Формальные параметры - параметры, определенные в заголовке процедуры.
Фактические параметры - выражения, задающие конкретные значения при обращении к процедуре.
При обращении к процедуре ее формальные параметры замещаются фактическими, переданными из основной программы.
Фактические параметры - это параметры, которые передаются процедуре при ее вызове.
Количество и тип формальных и фактических параметров должны в точности совпадать.
Формальные параметры описываются в заголовке процедуры и определяют тип и место подстановки фактических параметров.
Формальные параметры делятся на два вида: параметры-переменные и параметры-значения.
Параметры-переменные отличаются тем, что передними стоит служебное слово Var. Они используются тогда, когда необходимо, чтобы изменения значений формальных параметров в теле процедуры приводили к изменению соответствующих фактических параметров.
Параметры-значения отличаются тем, что перед ними слово Var не ставится. Внутри процедуры можно производить любые действия с параметрами-значениями, но все изменения никак не отражаются на значениях соответствующих фактических параметров, то есть какими они были до вызова процедуры, такими же и останутся после завершения ее работы.
Все переменные программы делятся на глобальные и локальные.
Глобальные переменные объявляются в разделе описаний основной программы. Локальные переменные объявляются в процедурах и функциях. Таким образом, локальные переменные «живут» только во время работы подпрограммы.
Пример. Составить программу для вычисления а n
: целые числа а и n (n>=0) вводятся с клавиатуры. ( составить процедуру для вычисления степени целого числа).
Program ex; var a, n : integer;
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

61 s: longint;
Procedure Degree(x,y : integer; var st : longint); var i : integer; begin st:=1; for i:=1 to y do st:=st*x; end;
{ начало основной программы} begin writeln(‘
введите два числа - основание и показатель степени’); readln(a,n);
Degree(a,n,s); { обращение к процедуре } writeln(‘
Результат ’,s); end.
Процедура названа именем Degree. В скобках записан список формальных параметров, то есть перечислены переменные с указанием их типа. Используем три параметра: первый - основание степени, то есть число, которое надо возвести в степень; второй - показатель степени, третий - результат. Первые два формальных параметра - параметры значения, третий - параметр-переменная, и перед ним указано слово var. Все они описаны как целые (x и y - переменные типа integer, st - Longint, так как степенная функция быстро возрастает).
После заголовка процедуры идут разделы описаний. В нашем примере имеется только раздел описания переменных, в котором описывается одна переменная i (счетчик цикла).
Далее идет тело процедуры. Оно начинается служебным словом
Begin и заканчивается служебным словом End, после которого стоит точка с запятой (в конце программы после последнего End ставится точка). В теле процедуры вычисляется степень числа x с помощью цикла For.
В программе процедуры и функции описываются после раздела описания переменных программы, но до начала ее основной части, то есть до Begin , начинающего эту часть программы.
!!!!
Процедура вызывается как оператор, состоящий из имени процедуры. В круглых скобках записываются фактические параметры.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

62
В нашем примере формальные параметры x, y и st принимают значения фактических параметров a, n и s соответственно. После завершения работы процедуры переменные a и n сохранят те же значения, что и при вызове, а s получит новое значение.
Пример 2 : Используя процедуру для вычисления степени числа, найти значение выражения : y=a
4
x
4
+ a
3
x
3
+ a
2
x
2
+ a
1
x + a
0 program ex2; var a: array[0..4] of integer; i, x: integer; y,s: longint;
Procedure Degree(xx,n : integer; var st : longint); var i : integer; begin st:=1; for i:=1 to n do st:=st*xx; end;
{ начало основной программы} begin write(‘
введите значение переменной х ‘); readln(x); writeln(‘
введите массив коэффициентов’); for i:=0 to 4 do begin write(‘a[‘,i,’]=’); readln(a[i]); end; y:=a[0]; for i:=1 to 4 do begin
Degree(x,i,s); y:=y+a[i]*s; end; writeln(‘y=’,y); end.
Пример 3. Просуммировать различные части массива.
Program sumir; var a: array [1..100] of integer; sa1, sa2,sa3 : integer; n,l,t : integer; procedure summa(a:array [1..100] of integer; k,m :integer; var s:integer); var i:integer;
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

63 begin s:=0; for i:=k to m do s:=s+a[i]; end;
BEGIN for t:=1 to 100 do begin write(‘
введите очередной элемент массива ‘); readln(a[i]); end; summa(a,10,20,sa1); summa(a, n , l , sa2); summa(a, n,n+3,sa3); end.
Функции
Заголовок функции состоит из слова Function, за которым указывается имя функции, затем в круглых скобках записывается список формальных параметров, далее ставится двоеточие и указывается тип результата функции.
В теле функции обязательно должен быть хотя бы один оператор присваивания, в левой части которого стоит имя функции, а в правой - ее значение. Иначе значение функции не будет определено.
Таким образом, общий вид описания функции следующий :
Function
Имя[(список формальных параметров)]:Тип результата описательная часть
Begin тело функции, в которой обязательно должно быть присваивание Имя_функции:=значение
End;
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

64
Пример 1 Составить программу, подсчитывающую число сочетаний без повторения из n элементов по k. Число сочетания без повторения вычисляется по формуле
)!
(
!
!
k n
k n
k n
С


Обозначим через n и k переменные для хранения введенных чисел;
С - переменную для хранения результата.
Воспользуемся функцией для вычисления факториала числа n.
(n!=1*2*..*n) program sochet; var n,k : integer; a1,a2,a3,c : lohgint;
Function factorial(n:integer):longint; var i: integer; rez : longint; begin rez:=1; for i:=1 to n do rez:=rez*i; factorial:=rez; end; begin writeln(‘ ввод n и k :’); readln(n,k); a1:=factorial(n); { вычисление n!} a2:=factorial(k); { вычисление k!} a3:=factorial(n-k); {
вычисление (n-k)!} c:=a1 div (a2*a3); { результат} writeln(‘
результат=’,c) ; end.
Первая строка в описании функции - это ее заголовок. Служебное слово Function (функция) указывает на то, что именем factorial названа функция. В скобках записан список формальных параметров функции, состоящий из одной переменной целого типа. Далее в заголовке указан тип значения функции. В данном примере результат функции factorial - длинное целое число.
За заголовком функции следует описательная часть функции, которая, как у программы, может состоять из разделов описания
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

65 переменных, констант, типов. В данном примере есть переменные i
(
счетчик цикла) rez (для накопления значения факториала).
Далее идет раздел операторов (тело функции).
В тексте программы описания функций всегда следуют за разделом описания переменных и до начала основной части, как и описания процедур.
Пусть n=5, k=3. Когда в программе встречается оператор a1:=factorial(n), выполняются следующие действия:
 выделяется память для переменных, описанных в функции factorial;
 формальному параметру присваивается значение фактического: n:=n (n=5);
 выполняется функция, вычисляется факториал числа 5;
 значение функции передается в место обращения к этой функции, то есть присваивается переменной a1;
 в операторах a2:=factorial(k) a3:=factorial(n-k) еще дважды вызывается функция factorial с параметрами k=3 n-k=2.
Функция - это самостоятельная часть программы, имеющая собственные переменные, которым отводится отдельное место в памяти ЭВМ. Этим объясняется тот факт, что переменные с одинаковыми именами, используемые в функции и в основной программе, являются разными ( переменная n основной программы и параметр n функции). При выполнении программы машина «не путает» имена этих переменных, т.к. области их действия не совпадают.
Пример 2 : Написать функцию, подсчитывающую количество цифр натурального числа. Используя ее, определить, в каком из двух данных чисел больше цифр.
Program chisla;
Var n1, n2 : longint; k1, k2 : byte;
Function kol(x : longint): byte; var k: byte; begin k:=0;
While x<>0 do begin
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

66
Inc(k); x:=x div 10; end; kol:=k; end;
BEGIN writeln(‘
Введите два числа’); readln(n1, n2); k1:=kol(n1); k2:=kol(n2); if k1=k2 Then writeln(‘
одинаковое количество цифр’) else if k1>k2 Then Writeln(‘
в первом числе цифр больше’) else writeln(‘
во втором числе цифр больше’)
END.
§18.
Примеры рекурсивного программирования
Алгоритм, который в процессе работы обращается сам к себе, называется рекурсивным. Для иллюстрации понятия рекурсия часто приводят пример с телевизором, на экране которого изображен этот же телевизор, на экране второго - опять телевизор и так далее.
Можно разбить все рекурсивные задачи на 4 вида.
I.
Задачи с рекурсивной формулировкой
Некоторые объекты являются рекурсивными по определению, поэтому рекурсивные алгоритмы их получения буквально повторяют соответствующие определения.
Пример : Вычисление факториала натурального числа.
1 при N=1
N(N-1)!
При N>1
Function factorial(n:integer): longint; begin if n=1 Then factorial:=1 else factorial:=n*factorial(n-1);
N! =
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

67 end;
Функция вызывается 5 раз. N=1 - это условие окончания рекурсии.
Задача 2. Написать рекурсивную функцию вычисления значений функции Аккермана для неотрицательных чисел n и m, вводимых с клавиатуры. m+1, если n=0
A(n,m) = A(n-1,1), если n0, m=0
A(n-1,A(n,m-1)), если n>0, m0
Задача 3. Найти первые N чисел Фибоначчи. Каждое число
Фибоначчи, кроме первых двух, равно сумме двух предыдущих чисел, а первые два равны 1 (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...)
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта