Главная страница

промышленный дизайн 5-11кл, 11-18. Программа основана на современном подходе к образованию соответствующих государственному профессиональному стандарту Промышленный дизайнер


Скачать 0.93 Mb.
НазваниеПрограмма основана на современном подходе к образованию соответствующих государственному профессиональному стандарту Промышленный дизайнер
Дата11.04.2023
Размер0.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлапромышленный дизайн 5-11кл, 11-18.pdf
ТипПрограмма
#1053390

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новизна программы
Программа основана на современном подходе к образованию соответствующих государственному профессиональному стандарту «Промышленный дизайнер».
Актуальность программы
Принято считать, что 3D-печать стала одним из главных открытий двадцать первого века в связи с чем в мире начинается новая промышленная революция – эпоха аддитивного производства.
За довольно недолгий временной промежуток аддитивные методы изготовления продукции становятся возможными, как для профессионалов, так и для энтузиастов в обычных бытовых условиях, а 3D-принтеры распространяются так же, как и классические печатные устройства. Данная программа составлена с учетом стремительно меняющейся ситуации в науке и технике,
когда процесс проектирования и производства демократизируется и становится общедоступным.
Учитывая, что далеко не все учащиеся по данной программе в дальнейшем выберут профессию – Промышленный
Дизайнер, программа построена с целью дать наиболее востребованные компетенции и навыки, такие, как 3D- моделирование, макетирование, прототипирование.
Ученик прошедший данную программу сможет самостоятельно спроектировать и изготовить с помощью аддитивных технологий такие вещи, как: оригинальный брелок для ключей или копию сломанной детали, корпус устройства, героя мультфильмов или компьютерных игр, элементы декора для оформления интерьера, а также более сложные продукты, которые могут оказаться инновационными изобретениями.
Цель программы
Формирование у обучающихся правильного понимания о направлении – Промышленный Дизайн, развитие интереса к научно- техническому творчеству и проектной деятельности, а также развитие стремления к изобретательству, повышение мотивации к саморазвитию и образованию.
Задачи программы. Обучающие:
 Познакомить с технологиями аддитивного производства и основами работы современного оборудования.

Дать комплекс знаний, умений и навыков по эргономике, макетированию и прототипированию, а также знания основ цветоведения и колористики.
Задачи программы. Развивающие:
 Развивать творческое воображение и креативность мышления, абстрактно- логическое, алгоритмическое и образное мышление, восприятие пространства, внимательность, наблюдательность и память.
 Развивать умения думать, исследовать, общаться и взаимодействовать, а также умение доводить дело до конца.
Задачи программы. Воспитательные:
 Воспитать такие личностные качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, умение работать в междисциплинарных командах.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Особенность данной программы заключается в комплексном подходе к обучению. Это значит, что каждому обучающемуся предстоит выполнение учебно-практических заданий по проектированию – создание и развитие продуктов на протяжении всего их жизненного цикла «Задумка –
проектирование – реализация – управление».
Таким образом учащиеся по данной программе получают профессиональные компетенции по направлению – Промышленный Дизайн,
которые являются актуальными и востребованными в эпоху аддитивного производства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на 36 академических часов. Занятия проводятся по утвержденному графику / расписанию.
Программа поделена на три блока – вводный, образовательный и профильный.
В вводном блоке обучающиеся получат общее понимание и представление о том, что такое – Промышленный Дизайн.
Образовательный блок содержит в себе – основы Дизайн проектирования и набор профессиональных компетенций, благодаря которым обучающиеся научатся визуализировать свои идеи.

В профильном блоке ждут кейсы, выполняя задачи, которых,
обучающиеся познакомятся с технологиями аддитивного производства и основами работы современного оборудования.
Для обучающихся разных возрастных групп, программой предусмотрены кейсы разного уровня сложности и тематик.
Формы занятий
В основе организации образовательного процесса по данной программе, лежат – индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации деятельности обучающихся на занятиях.
Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание,
специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями.
Фронтальная форма организации работы предполагает, что педагог одновременно работает со всей группой.
Групповая форма организации работы предполагает, деление группы на подгруппы, для выполнения одинакового, или же дифференцированного задания.
Методы обучения
В основе организации образовательного процесса по данной программе, лежат методы обучения классифицируемые, как активные и интерактивные.
Лекция. Лекция является устной формой передачи информации, в процессе которой применяются средства наглядности.
Семинар. Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и обучающимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определенных задач.

Модульное обучение. Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей,
называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.
Кейс-стадии. Метод кейс-стадии или метод разбора конкретных ситуаций, основывается на полноценном изучении и анализе ситуации,
которые могут иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности.
Наставничество. Наставничество, представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.
Ролевые игры. Смысл ролевых игр – это выполнение обучающимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета.
Деловая игра. Суть метода деловой игры состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности,
которая относится к изучаемой теме или дисциплине.
Действие по образцу. Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для проведения,
выполнения и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают ее на практике.
Работа в парах. Исходя из требований метода парной работы, один обучающийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.
Метод рефлексии. Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала обучающимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию в отношении изучаемого материала.
Педагогический процесс производится посредствам выполнения обучающимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.
Метод «Лидер-ведомый». Согласно этому методу, один обучающийся
(или группа) присоединяется к более опытному обучающемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

 Обмен опытом. Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод обучающегося в другое место обучения (например – на другое направление) и последующий возврат обратно.
Мозговой штурм. Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи.
Консалтинг. Консалтинг или, как еще называют метод –
консультирование, сводится к тому, что обучающийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
Участие в официальных мероприятиях. Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение обучающимися выставок,
конференций и т. п. Суть заключается в оценке мероприятия и составлении краткого отчета с последующим представлением его педагогу. Подразумевается также предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.
Использование информационно-компьютерных технологий. Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.
п. Осваиваемая обучающимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными видеоматериалами, графиками), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Ученик прошедший данную программу:
 Научится создавать трехмерные модели объектов под аддитивное производство.
 Будет иметь представление о современных технологиях производства.
 Получит комплекс знаний, умений и навыков по эргономике, макетированию и прототипированию, а также знания основ цветоведения и колористики.

Мониторинг результатов освоения программы
Программой предусмотрены учебно-практические задания, мини- проекты и анкетирование, что позволит фиксировать промежуточные итоги обучения и определить, как сильные, так и слабые стороны обучающихся.
Для дополнительной мотивации и контроля, за правильно выполненные задания и активное участие в образовательном процессе, обучающихся ждут баллы, которые будут фиксироваться в общем рейтинге внутри группы, что является частью итогового контроля.
Дополнительно ко всему вышеперечисленному, система мониторинга результатов освоения образовательной программы будет строиться на непосредственном диалоге и тематических дискуссиях педагога и обучающихся внутри группы.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа включает в себя организационно-педагогическое,
учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.
Организационно-педагогическое обеспечение:
Привлечение родителей к процессу обучения, обмен информацией и совместная работа с другими направлениями. Создание комфортных условий реализации образовательной деятельности, способствующих получению знаний и навыков, а также их закреплению.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие помещений, специализированного оборудования и расходных материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 Александр Отт. «Курс Промышленного Дизайна». / Александр Отт. – М.:
Stiebner Verlag GmbH, 2003. – 160 с.

Борис Евгеньевич Кочегаров. «Промышленный дизайн». / Борис
Евгеньевич Кочегаров.

М.: ДВТГУ, 2006.

297 с.

Виктор Папанек. «Дизайн для реального мира». / Виктор Папанек.

М.:
Д. Аронов,
2008.

416 с.

 Михеева М.М. «Введение в дизайн-проектирование» Методическое указание. / Михеева М.М. – М: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2013. – 50 с.
 Михеева М.М. «Дизайн-исследования» Методическое указание. / Михеева
М.М. – М: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2015. – 85 с.
 Терехова Н. Ю. «Креативные технологии в промышленном дизайне»
Методическое указание. / Терехова Н. Ю. И.А. Филатов И.А. – М: МГТУ
имени Н.Э. Баумана, 2015. – 57 с.
 Управление проектами – [Электронный ресурс] –
https://moodle.kstu.ru/course/view.php?id=2602
 Что такое проект – [Электронный ресурс] – http://pm- notes.ru/project_definition/
 Метод фокальных объектов – [Электронный ресурс] –
http://triz.74211s030.edusite.ru/p8aa1.html
 Что такое карта мыслей и как с ней работать – [Электронный ресурс] –
https://lifehacker.ru/special/mindmap/
 Обучающие материалы по 3D-моделированию – [Электронный ресурс] –
http://3d4all.pro/university/education/
 Скульптурное 3D-моделирование в Sculptris – [Электронный ресурс] – http://sculptris-3d.blogspot.com/
 Смирнов В.А. «Профессиональное макетирование и техническое моделирование. Краткий курс» Учебное пособие. / Смирнов В.А. – М:
Проспект, 2016. – 161 с.
 Ю. М. Калинин. «Архитектурное макетирование». / Ю. М. Калинин, М. В.
Перькова. – М: БГТУ, 2010. – 117 с.
 Кляуззе В.П. «Эргономика». / Кляуззе В.П. Березкина Л.В. – М: УП
«Издательство «Вышэйшая школа», 2013. – 424.
 Практика методики преподавания макетирования

[Электронный ресурс]

– http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49411
 Что такое аддитивные технологии – [Электронный ресурс] – https://make-
3d.ru/articles/chto-eto-takoe-additivnye-texnologii/
 Медведев В. Ю. «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» учеб. пособие
(курс лекций). / В. Ю. Медведев В. Ю. – М: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.
 Подготовка к работе – [Электронный ресурс] – http://pepakura.ru/stat- i/podgotovka-k-rabote
 Сообщество – «Polygonal paper» – [Электронный ресурс] – https://vk.com/polygonalpaper
 Другой Papercraft – [Электронный ресурс] – https://habr.com/post/416775/

Приложение 1. Учебно-тематический план (5-11 классы).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дополнительной общеразвивающей программе
«Промышленный Дизайн»
Технической направленности
Цель программы: Формирование у обучающихся правильного понимания о направлении – Промышленный Дизайн, развитие интереса к научно- техническому творчеству и проектной деятельности, а также развитие стремления к изобретательству, повышение мотивации к саморазвитию и образованию.
Контингент: Обучающиеся 5-11 классов.
Временной ресурс: 36 академических часов.
Режим занятий: 1 раза в неделю.

П / П
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЕЙ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ФОРМА
АТТЕСТАЦИИ /
КОНТРОЛЯ
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВВОДНЫЙ БЛОК (2 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА).
БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ. ВВЕДЕНИЕ В КВАНТ.
1.
Введение в Промышленный
Дизайн.
2
1
1
Анкетирование.
1.1.
Промышленный Дизайн.
Общее понимание и представление.
1 1
-
Анкетирование.
1.2.
Командообразование.
Математическая игропрактика
«Мост».
1
-
1
-
-
ИТОГО по вводному блоку.
2
1
1
-
ПРОФИЛЬНЫЙ БЛОК (36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ).
ЭЛЕКТИВНО-ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. ТЕОРИЯ И УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ.
1.
Модуль 1. Основы Дизайн
проектирования. Дизайн
вещей.
16
3
13
Учебно-
практическое
задание.
1.1.
Кейс 1. «Объект из будущего».
4 1
3
Учебно- практическое задание.
1.2.
Кейс 2. «Ваза».
6 1
5
Учебно- практическое задание.
1.3.
Кейс 3. «Пенал».
6 1
5
Учебно- практическое задание.

2.
Модуль 2. Трехмерная
графика и современные
технологии производства.
6
2
4
Мини-проект.
2.1.
Кейс 1. «Настольные часы».
6 2
4
Мини-проект.
3.
Модуль 3. Цветоведение и
Колористика.
6
3
3
Учебно-
практическое
задание.
3.1.
Тема 1. Общие вопросы цветоведения.
2 1
1
Учебно- практическое задание.
3.2.
Тема 2. Законы цветового круга. Цветовые схемы.
2 1
1
Учебно- практическое задание.
3.3.
Тема 3. Дизайн упаковки.
2 1
1
Учебно- практическое задание.
4.
Модуль 4. Объемное
моделирование из бумаги.
6
1
5
Учебно-
практическое
задание.
4.1.
Тема 1. Объемные бумажные инсталляции в технике
«Papercraft».
6 1
5
Учебно- практическое задание.
-
ИТОГО по профильному
блоку.
34
7
25
-
-
ИТОГО по программе.
36
8
26
-

Приложение 4. Контрольно-измерительные материалы.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По дополнительной общеразвивающей программе
«Промышленный Дизайн: от булавки до наземного и воздушного транспорта»
Технической направленности
Промежуточный контроль
Примеры учебно-практических заданий
(5-11 классы)
Модуль 2. Трехмерная графика. Tinkercad.
Рис. 1. Трехмерная модель персонажа «Миньона». Создана в Tinkercad.
Рис. 2. Трехмерная модель робота. Создана в Tinkercad.

Промежуточный контроль
Примеры учебно-практических заданий
(5-11 классы)
Модуль 4. Макетирование.
Рис. 7. Макет джойстика – геймпада.

Приложение 5. Математическая игропрактика «Мост».
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОПРАКТИКА
«МОСТ»
Группа участников: 8 человек (четное количество).
Временной ресурс: 1 академический час (45 минут).
Реквизит / материалы:
 Бумага формата А4 для печати (10 листов на каждую клманду).
 Клей-карандаш (на каждую команду).
 Столы (минимум 4).
Краткое описание:
[Игра проводится в командах с одинаковым количеством человек]
Для каждой команды подготовить по два стола, соблюдая между ними расстояние 30 – 40 см. Задача каждой команды – построить мост с одного стола на другой так, чтобы он выдержал стакан воды, используя для этого реквизит и материалы только из списка. Ели оба моста выдержат стакан воды, следует добавить еще по одному стакану и т. д.
Правила / сценарий:
1. Вводная часть. Поделить участников на команды, раздать командам реквизит и материалы, поставить задачу.
2. Выполнение задания. [проходит эпохами]
1 эпоха (5 – 7 минут) – Свободные переговоры. Участники должны обсудить и принять решение, как они будут строить мост.
2 эпоха (20
± 3 – 5 минут) – Мы строители.
3 эпоха (5 минут) – Кто победитель? Проверяем чей мост получился крепче.
3.
Рефлексия. В форме беседы проводится - «Разбор полетов и падений».


написать администратору сайта