4 класс
Общая характеристика курса
Курс 4 класса также начинается с вводного модуля, задача которого — дать ученикам знания и умения, необходимые для успешной работы в течение года: представление об информации и информационных процессах, базовые навыки работы с файловой системой и компьютерными программами.
В отличие от курса 2–3 класса, в этом курсе вводный материал даётся в более сжатой форме и с небольшими дополнениями. При переходе учеников из 3 в 4 класс данный модуль выполняет роль вводного
повторения.
Освоение темы «Алгоритмы» происходит на более сложном уровне: ученики составляют и анализируют блок-схемы, составляют и
анализируют циклические алгоритмы. Дети знакомятся со средой
программирования Scratch, составляют в ней простые программы. Объём изученных команд позволяет создать несложную анимированную открытку.
В этом курсе, в отличие от курса 2–3 класса, предпочтение отдаётся не графическому редактору, а редактору презентаций. Редактор презентаций позволяет ученикам работать одновременно и с графической, и с текстовой информацией; позволяет получить практический навык создания презентаций, который будет применён и на других школьных предметах при выполнении подготовки докладов и выступлений. Ученики будут работать с редактором презентаций с 4 по 6 класс. Освоение этого инструмента основано на принципе спирального обучения, при котором ученики возвращаются к изученной теме через определённый промежуток времени, чтобы освоить её на более продвинутом уровне.
В 4-м классе ученики знакомятся с базовым функционалом редактора презентаций: создание и оформление слайдов по заданным правилам, добавление и обработка изображений. В курсе 5–6 класса ученики будут решать более сложные задачи по работе с информацией в редакторе
презентаций.
В результате работы по курсу учащимися должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
1) формирование представления об информации и информационных процессах;
2) усвоение и применение базовых навыков работы с ПК и ПО (работа с файловой системой компьютера, с меню программ и операционной системы Windows);
3) формирование и развитие навыка составления и анализа блок-схем линейных, условных и циклических алгоритмов;
4) знакомство с виртуальной средой программирования через приложение Scratch;
5) формирование и развитие навыка создания простых интерактивов помощи визуальной среды программирования Scratch;
6) формирования развития навыка создания мультимедийных объектов, текстовых документов и презентаций;
7) знакомство с базовым функционалом редактора презентаций.
Название модуля
| №
| Название урока
| Характеристика видов деятельности
| Модуль 1.
Введение в ИКТ
| 1
| Знакомство с кабинетом информатики. Знакомство с платформой «Алгоритмики».
| Аналитическая деятельность:
Изучить правила техники безопасности. Ознакомиться с понятиями «информация» и «информатика». Научиться использовать мышку и клавиатуру. Изучить понятия «информация» и «информационные процессы», способы восприятия информации. Изучить названия и назначение основных устройств компьютера. Научиться включать компьютер. Научиться менять раскладку клавиатуры на английскую. Познакомиться с программой Google Chrome и платформой для занятий.
Практическая деятельность:
Использовать мышку и набирать текст с клавиатуры. Определять способ восприятия видов информации с помощью различных органов чувств. Уметь классифицировать работу с информацией: хранение, передача, обработка. Создать аккаунт на платформе, научиться находить её в браузере Google Chrome, а также самостоятельно заходить на платформу.
| 2
| Виды информации. Информационные процессы.
| 3
| Файлы и папки.
| 4
| Текстовый редактор.
| 5
| Урок оценки знаний.
| Модуль 2.
Алгоритмы. Введение в Scratch
| 1
| Блок-схемы.
| Аналитическая деятельность:
Изучить способ записи алгоритмов в виде блок-схем: преимущества, структура, назначение основных блоков. Изучение понятия «алгоритм», «программы», «язык программирования». Изучение свойств линейного алгоритма, относительность команд «Налево/Направо». Ознакомиться с интерфейсом Scratch. Изучить понятие «среда программирования». Изучить команды: «При нажатии на флажок», «Говорить», «Сменить костюм», «Ждать», «Показаться\Спрятаться». Научить собирать простые скрипты с помощью команд в среде программирования Scratch.
Практическая деятельность:
Уметь рисовать блок-схемы. Уметь составлять программы на платформе с выполнением программы исполнителем. Уметь добавлять/удалять спрайты, фоны, изменять вручную размер, повороты, положение спрайта на сцене в Scratch. Написание скрипта в Scratch. Создание собственных проектов в Scratch с применением изученных команд, а также с последовательным выполнением скриптов двумя спрайтами.
| 2
| Алгоритмы. Языки программирования.
| 3
| Scratch. Знакомство.
| 3
| Scratch. Скрипты.
| 5
| Scratch. Скрипты. Закрепление.
| 6
| Урок оценки знаний.
| Модуль 3.
Scratch. Продолжение
| 1
| Scratch. Циклы.
| Аналитическая деятельность: Вспомнить понятия «алгоритм» и «язык программирования». Изучить понятия «цикл», «циклический алгоритм». Познакомиться с процессом составления программ с циклом из команд, имеющихся в языке программирования. Изучить понятия «угол», «градусная мера»; научиться выполнять действия «поворот по часовой стрелке» и «поворот против часовой стрелки» с позиции робота-исполнителя. Научиться анимировать движения в Scratch при помощи шагов и поворотов. Изучить понятия «цикл», «поворот», «движение». Изучить этапы создания проекта — от идеи и цели к законченному продукту.
Практическая деятельность:
Уметь читать циклический алгоритм. Использовать цикл при составлении алгоритмов. Выполнять циклический алгоритм самому. Уметь составлять скрипт с поворотом в Scratch. Уметь перемещать спрайты в Scratch. Создание собственного интерактивного проекта в Scratch.
| 2
| Scratch. Повороты и вращение.
| 3
| Scratch. Повороты и движение.
| 4
| Закрепление: циклы, повороты и движение.
| 5
| Проект «Открытка».
| 6
| Урок оценки знаний.
| Модуль 4.
Редактор презентаций
| 1
| Знакомство с редактором презентаций.
| Аналитическая деятельность:
Изучить понятие «презентация», её преимущества перед чтением текста, узнать про структуру презентации. Изучить виды информации, с которой может работать компьютер. Научиться работать со слайдами презентацией (перемещение, удаление, создание и др.). Научиться работать с объектом презентации на примере изображения, создавать презентации с помощью макета. Научиться, как искать изображения в Интернете, скачивать и использовать в презентации. Изучить этапы работы над проектом «Открытка» в Scratch.
Практическая деятельность:
Уметь скачивать, открывать файл с презентацией, редактировать и сохранять изменения. Уметь работать со слайдами и объектами на слайдах. Уметь скачивать изображение в Интернете и использовать их при создании презентаций. Умение структурировано подойти к созданию проекта в Scratch и выполнить его. Умение оценивать работы других учеников и давать обратную связь.
| 2
| Объекты на слайде.
| 3
| Оформление слайдов.
| 4
| Оформление презентаций.
| 5
| Проект.
| 6
| Презентация проектов.
| 7
| Урок оценки знаний.
| Модуль 5.
Устройство компьютера
| 1
| Компьютер и обработка информации.
| Аналитическая деятельность:
Изучить алгоритм определения типа информационного процесса. Изучить процесс получение информации компьютером. Разобрать основные и периферийные устройства. Изучить понятие «периферийные устройства» с точки зрения разделения на устройства ввода и вывода информации. Изучить понятие «программы», «операционная система» как программа. Разобрать операционную систему Windows. Изучить пошаговое создание проекта — от идеи и цели к законченному продукту.
Практическая деятельность:
Уметь определять тип информационного процесса. Научиться определять, какое устройство нужно для выполнения разных задач. Уметь распознавать устройства компьютера: их вид и назначение. Уметь различать устройства ввода, вывода информации.Уметь найти необходимую программу на компьютере и понимать, для чего она нужна. Уметь создать собственную презентацию по одному из устройств компьютера. Уметь находить необходимую информацию по теме в Интернете.
| 2
| Основные устройства компьютера.
| 3
| Периферийные устройства компьютера
| 4
| Программное обеспечение компьютера.
| 5
| Проект «Новое устройство».
| 6
| Урок оценки знаний.
| Модуль 6.
Систематизация знаний
| 1
| Повторение пройденного. Викторина.
| Аналитическая деятельность:
Вспомнить понятия «алгоритм», «программа», «цикл», «поворот», «движение», «цикл», «поворот», «движение». Вспомнить среду Scratch и написание в ней алгоритмов. Повторить шаги создания проекта. Практическая деятельность:
Умение решать задачи с циклическим алгоритмом, командами «Поворот» и «Движение».Создать карту знаний по информатике. Уметь формулировать цель, идею проекта и выполнять её по плану.
| 2
| Повторение. Scratch.
| 3
| Проект «Чему я научился за год».
| 4
| Урок оценки знаний.
|
|