Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологическим основанием программы

  • Виды музыкальной деятельности

  • Критериями отбора музыкального (шире – художественного) материала

  • Программа по учебному предмету Искусство (музыка) для 59 классов составлена в соответствии с


    Скачать 43 Kb.
    НазваниеПрограмма по учебному предмету Искусство (музыка) для 59 классов составлена в соответствии с
    Дата18.12.2022
    Размер43 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаiskusstvo-muzyka.doc
    ТипПрограмма
    #851009

    Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка) для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского , из расчета 1 учебного часа в неделю в 5-8 классах (35 часов в год) и 0,5 ч в 9класе (17 часов в год). Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия.

    Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

    В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования:

    • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений.

    • Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности.

    • Воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

    Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире – художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

    Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий. Она пронизывает все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем – все это помогает постепенному решению «сверхзадачи».

    Основные методические принципы построения программы:

    Принцип преемственности и непрерывности художественно – эстетического образования помогает выстроить в сознании школьников целостную художественную картину мира, обеспечить духовное «созревание» слушателя, исполнителя, ценителя искусства.

    Принцип увлекательности занятий (Кабалевский Д.Б.) на основе связи музыки и жизни создает мотивирующую деятельность ученика, связанную с музыкальным искусством.

    Принцип интегрированного взаимодействия искусств (Юсов Б.П.) направлен на формирование представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» (Лотман).

    Принцип «тождества» и «контраста» (Асафьев Б) реализуется через представленность произведений искусства учащимся, и помогает им пробудить поисковую активность, направленную на понимание и принятия или непринятия данного образа.

    Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях.

    В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; различного рода импровизации, инсценирование песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности и т.д.

    Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики:

    Метод художественного, нравственно – эстетического познания(Д.Б. Кабалевский) музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости произведения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленность на формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Данный метод предполагает активного использования различных форм общения (диалог, коллективное обсуждение, дискуссия и т.д.)

    Метод эмоциональной драматургии урока (Д.Б. Кабалевский, Э. Б. Абдулин)используется учителем при разработке сценария урока. Драматургия урока определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении.

    Метод интонационно – стилевого постижения музыки (Б.В. Асафьев, Е.В. Николаева) предполагает наличие в деятельности учителя действий. Которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно – образной и жанрово – стилевой природы музыки. Действие этого метода опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства.

    Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) (Д.Б. Кабалевский), направлен на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и навыками. Следование этому методу способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и все более глубокому познанию той или иной темы, того или иного музыкального произведения искусства.

    Метод создания «композиций» (Л.В.Горюнова) направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку и т.д.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.

    Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т. д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других видов искусства. Осознать связь с историей.

    Метод проектов – позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формированию определенных личностных качеств.

    Метод «моделирование» - ставит задачу: на основе заданных выразительных средств смоделировать возможный художественный образ и наоборот, соответственно возникшей или заданной идее, образу; предъявить набор выразительных средств, проиллюстрировать их фрагментами произведений искусства.

    Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность.

    Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности», а различные грани музыки как единого целого. Подчинение всего материала урока его основной теме дает возможность учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий.

    Критериями отбора музыкального (шире – художественного) материала являются: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность. В данной редакции программы прослежены линии включения в программу таких направлений музыкального искусства, как фольклор, музыка религиозной традиции. Значительно расширен материал золотого фонда классики и современной музыки, обновлен песенный репертуар.


    написать администратору сайта