сущность музыкального восприятия. Музыкального восприятия
Скачать 23.64 Kb.
|
Сущность музыкального восприятия Понятие "музыкального восприятия" трактуется в литературе с разных позиций. В целом восприятие музыки можно определить и как: активный внутренний процесс постижения музыкального образа, единство эмоционального и осознанного; способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором и получать от этого эстетическое удовольствие, диалог с помощью музыкальной речи между слушателем, исполнителем и композитором. К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальное мышление, музыкальная память, целостность восприятия, осознание и осмысленность, опыт прослушивания музыкальных произведений. Развить музыкальное восприятие – это, значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это, значит, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации. Это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигают данного эстетического эффекта воздействия. 2. Особенности музыкального восприятия младших школьников У младших школьников преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия. Музыка в подвижном темпе вызывает положительные эмоции. Она наиболее близка ребенку, так как предоставляет ему возможность выразить свои впечатления в музыке. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие особенности восприятия младших школьников: 1. При восприятии и оценке музыки у младших школьников преобладают зрительные представления. Слабо развито эстетическое чувство и абстрактное мышление, а присущ конкретный, наглядно-образный характер мышления, тесно связанный с их жизненным опытом. Поэтому их привлекают произведения, которые отличаются яркостью и конкретностью образов, гибкостью ритмов, простотой музыкальной формы. 2. Детям младшей школы присуща целостность и эмоциональность при восприятии. Им трудно выделять различные музыкальные образы. Для детей характерны нерасчлененность восприятия. Дети хорошо воспринимают общий характер произведения, но часто не замечают его индивидуальных особенностей. Произведение воспринимается ими как внешний раздражитель положительных эмоций, приятных воспоминаний о жизненных впечатлениях. Для детей данного возраста характерно непроизвольное внимание, что требует его активизации путем переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой. 3. Объем слухового внимания у детей ограничен. Это следует учитывать при прослушивании музыкальных произведений. Так, для детей 1-2 классов объем слухового внимания колеблется от 1 до 1,5 минут. 3 класса – 3 минуты, 4 класса – 4-5 минут. 3. Слушание музыки. Этапы организации процесса слушания музыкального произведения. Методические приемы, способствующие активизации процесса слушания Выделяют четыре основных этапа, в ходе работы над произведением по слушанию музыки. 1. Первоначальное ознакомление. Оно должно быть не длинным, направленным непосредственно к чувствам и переживаниям детей. Необходимо создать особую эмоциональную атмосферу. Форма общения может быть разной: монолог, беседа, рассказ ученика, проблемная ситуация и т.п. (Глебов "Маленький принц" – на доске шляпа – удав проглотил слона. Какая музыка у часов – Прокофьев "Полночь"). Существует ряд методических приемов организации первого знакомства с произведением. Опорой учителю могут выступить следующие моменты: Интересы и увлечения ребят, учителя, известных, выдающихся людей, случаи из жизни. История создания произведений. Сведения о стране. Литературный герой. Историческая эпоха. Передачи по телевидению, радио, выставки. Тембры голоса, инструментов. Подвиги, дела, поступки. Нравственная ситуация. Игра, сказка. Художественная деталь в произведении. Наглядные пособия, репродукции. Самостоятельное определение названия. Сочинение музыки на заданный сюжет, образ, характер. Вокализация доступных тем. Сравнение с другими произведениями. 2. Показ произведения (первоначальное прослушивание музыки) Перед показом учитель четко формулирует вопросы к произведению, дает определенную установку. Очень важна хорошая запись или собственное исполнение. Важно умение пользоваться аппаратурой. 3.Художественно-педагогический анализ музыкального произведения На данном этапе происходит основная работа по раскрытию содержания произведения и его познанию. Исходя из темы, задач урока, особенностей произведения, возраста и уровня подготовки детей, и т.д. учитель, опираясь на вышеприведенный порядок познания музыкального произведения, (используя приемлемые для данного момента положения) организует деятельность учащихся, выстраивает вопросы, создает проблемную ситуацию. 4. Повторное слушание произведения с последующим обсуждением Оно проводится для обобщения знаний полученных в процессе анализа музыкального произведения, более глубокого проникновения в эмоционально-смысловое содержание. На этом этапе происходит разрешение спорных вопросов. Данный этап представляет собой возвращение к целостному восприятию содержания музыкального произведения на более высоком уровне. На этом этапе можно использовать: Пластическое интонирование. Игру на музыкальных инструментах Прослушивание в разных обработках, разными исполнителями. Исполнение, пропевание основных интонаций. Использование плакатов, репродукций. Прием разрушения. 5. Восприятие музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми пьесами (сравнение музыкальных образов). 2) О чем это произведение? Как вы бы его назвали и почему? Каково ваше впечатление от прослушанного музыкального произведения? Почему музыка звучит волнительно ( спокойно, решительно)? Сколько героев в этом произведении? Какими показаны эти герои? 3) М.Глинка опера «Жизнь за царя или Иван Сусанин» Ария Сусанина Темп: медленный Тембр голоса: высокий - тенор Динамика: громко Мелодия: восходящая Характер: суровый 4) Михаил Иванович Глинка Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи. Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы. В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. |