Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: «Восприятие музыки, как вид детской музыкальной деятельности дошкольников»

  • Восприятие музыки

  • восприятие

  • Особенность восприятия музыки

  • Возникновение синестезий: 1.

  • Сущность и особенности восприятия музыки

  • Этапы восприятия музыки

  • Исследования О. П. Радыновой

  • Роль воспитателя

  • определенной системе.

  • музыкально- сенсорное воспитание ребенка.

  • Контрольная работа по музыке. Восприятие музыки, как вид детской музыкальной деятельности дошкольников


    Скачать 143.86 Kb.
    НазваниеВосприятие музыки, как вид детской музыкальной деятельности дошкольников
    АнкорКонтрольная работа по музыке
    Дата28.02.2021
    Размер143.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по музыке.docx
    ТипКонтрольная работа
    #180464

    КГБПОУ «Каменский педагогический колледж»

    Контрольная работа

    по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

    Тема: «Восприятие музыки, как вид детской музыкальной деятельности дошкольников»

    Выполнила:

    студентка группы З-38 заочного отделения

    Тормоза Ирина Александровна

    Проверила:

    Востокова Людмила Германовна,

    преподаватель музыки

    2020

    Содержание:

    1. Что такое восприятие музыки?.........................................................3

    2. Сущность и особенности восприятия музыки…………………….4

    3. Этапы восприятия музыки………………………………………5-8

    4. Роль воспитателя в осуществлении процесса восприятия……….9


    Восприятие музыки

    Восприятие музыки – процесс, позволяющий выстраивать образ при непосредственном восприятии музыкального явления.

    Субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы.

    В психологическом словаре восприятие определяется как целост­ное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на ор­ганы чувств, т. е. это действие, направленное на обследование вос­принимаемого объекта и на создание его копии. При этом восприя­тие — не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания.

    Восприятие связывается психологами с перцептивными процес­сами (от лат. perceptio — восприятие), обеспечивающими процесс познания. Поэтому, будучи необходимым этапом познания, оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет аффективно-чувственную окраску.

    Особенность восприятия музыки – подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии.

    Синестезия – любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями.

    Возникновение синестезий:

    1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение.

    2. Непроизвольно или при усилии воли.

    3. Всегда или иногда.

    Сущность и особенности восприятия музыки

    Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

    Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию.

    Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев, картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать.

    Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию.

    Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет- это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.

    Когда мы воспринимаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, что это - Шопен, а это Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной эпохе, определенному стилевому направлению, определенному композитору.

    То, как человек воспринимает мир, зависит от свойств наблюдаемого объекта, от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент, определяется его ожиданиями, задаваемыми соответствующей установкой. Под этим психологическим образованием понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать события и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым.

    Этапы восприятия музыки

    В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа:

    1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

    2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

    3. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

    На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

    На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

    На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

    На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства. Восприятие музыки в младшей и средней группах является

    как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

    Исследования О. П. Радыновой показывают, что для восприятия детям уже начиная с раннего возраста доступны образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. В то же время, поскольку музыка воздействует на человека и физиологически (В. М. Бехтерев и др.) — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания), предлагать для слушания произведения с тревожностью, мрачностью звучания не следует. Кроме того, дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью.

    Можно использовать в ходе организации педагогического процесса, как в повседневной жизни, так и на различных занятиях следующие музыкальные произведения (А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская). Это как классическая, так и ставшая уже классиеской детская музыка 1970— 1980-хгодов, а также хорошая эстрадная музыка и современные музыкальные произведения, написанные специально для детей. Эти произведения воспитатель может применять в повседневной жизни детского сада, в организации режимных моментов, самостоятельной и игровой деятельности детей. Только будучи активным проводником музыки в жизнь детей,

    воспитатель будет способствовать всестороннему развитию личности средствами музыки, вместе с тем помогать педагогу-музыканту осуществлять процесс музыкального воспитания. Это будет нетрудно в современных условиях, когда широко доступно использование аудиоаппаратуры, компакт-дисков с необходимыми произведениями.





    Для обогащения и актуализации эмоционального опыта дошкольника, «проживания» собственных эмоциональных переживаний, а также для понимания психологических особенностей ребенка, его эмоционального состояния воспитателю можно использовать следующие произведения.



    Воспитатель всегда должен помнить — чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

    Роль воспитателя в осуществлении процесса вос­приятия

    Рассматривая роль воспитателя в осуществлении процесса вос­приятия музыки на музыкальном занятии, следует отметить, что он в основном пассивен, поскольку музыкальное произведение испол­няет и проводит по нему беседу не он, а музыкальный руководитель. Воспитатель же на личном примере показывает детям, как надо слу­шать музыку, следит за дисциплиной.

    Знакомство с музыкальными произведениями должно происхо­дить в зависимости от возраста дошкольников по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд, разнообразнее становятся чувства, расширяется круг яв­лений жизни, переданных в музыке.

    К Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие
    наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкаль­ного звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности.


    написать администратору сайта