Контр раб Жанры драматургии. Среди особенностей любого произведения существенное место занимает ее жанровая природа
Скачать 55.96 Kb.
|
Введение Среди особенностей любого произведения существенное место занимает ее жанровая природа. Но что же такое жанр? Жанром мы называем совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Если явления жизни, которые изображает художник, вызывают в нем ужас и сострадание, рождается трагедия; если они вызывают в нем негодование и смех - он пишет сатирическую комедию; если художник гомерически хохочет над тем, что он показывает, он создает буффонаду; если он ласково смеется, он творит водевиль. Всякое драматургическое произведение непременно принадлежит к тому или иному жанру, имеет стиль и носит индивидуальную печать автора. Драма (от греч. drama – действие) – это обобщенное название произведений предназначенных для постановки на сцене. В центре драмы всегда стоит конфликт между персонажами, преобладают монологи и диалоги персонажей – как в прозе, так и в стихах. Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д. С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д. В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени. Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов). Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pièce). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д. В контрольной работе рассмотрим основные жанры драматургических произведений: трагедию, комедию и драму как жанр драматургии. Трагедия как жанр драматургии А) особенности и существенные признаки трагедии Трагедия – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило смертью). Для трагедии, в еще большей степени, чем для драмы в целом, характерна неравномерность развития. Ее взлеты (как правило непродолжительные) совпадают с переходными и бурными историческими периодами, когда утверждаются новые общественные отношения, рождаются новые формы поведения и морали. В основе трагедии всегда лежит конфликт. Его острота зависит от того, какие силы противостоят герою: судьба, время, люди... «Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии, и вы лишите её всего величия», — говорил В. Белинский. Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна. В трагедии изображается сильный человеческий характер, герой борется и страдает за торжество правды, справедливости, свободы, а гибель его часто осознается как нравственная победа над силами зла. Основные черты трагедии: в основе исключительный по своей значимости конфликт между героем и средой, героем и судьбой и т. п.; герой — сильная незаурядная личность, обречённая на гибель; события происходят в короткий отрезок времени; финал трагический; иногда зло торжествует, но моральная победа за главным героем; зритель трагедии переживает катарсис. Б) Учение Аристотеля о катарсисе Трагедия возникла в Древней Греции. Аристотель во многом отошел от идеалистической концепции своего учителя Платона. Оставаясь в целом идеалистической, философия Аристотеля заключает в себе много материалистических черт. Для истории литературы наибольший интерес представляет «Поэтика» («О поэтическом искусстве»). От этого трактата в двух книгах сохранилась только первая книга, содержащая общую часть и теорию трагедии и эпоса; во второй, не дошедшей до нас книге рассматривались комедия и ямбография. Аристотель признает искусство особым видом человеческой деятельности, имеющим свои самостоятельные законы. Хотя вопросы теории поэзии изучались у греков со времен софистов, первое систематическое изложение поэтики, как отдельной дисциплины, дано Аристотелем. На довод Платона, будто поэзия расслабляющим образом действует на душу, Аристотель отвечает своей теорией катарсиса («очищения»). В 6-й главе «Поэтики» Аристотель дает определение трагедии и, наряду с прочими ее признаками, указывает, что она «посредством сострадания и страха производит катарсис соответствующих аффектов». Учение о катарсисе вызвало много толкований, которые можно свести к двум основным направлениям: «Катарсис» в нравственном смысле. Трагедия «очищает», т. е. облагораживает чувства. В «Поэтике» неоднократно, говорится об удовольствии, которое создается, благодаря возбуждению чувства страха и сострадания, но нигде нет речи об их непосредственном нравственном влиянии. Другое толкование, намеченное еще в XVI в. и подробно развитое в 1857 г. Як. Бернайсом, ищет происхождения учения о катарсисе в медицинской сфере, в частности в области религиозного врачевания. На эту мысль наталкивают рассуждения самого Аристотеля в «Политике» о катартическом значении музыки. С точки зрения «медицинского» толкования сущность катарсиса состоит в возбуждении аффектов с целью их разряжения. Все люди в той или иной мере подвержены нарушающим душевное равновесие аффектам сострадания и страха, и трагедия, возбуждая эти аффекты в зрителе, производит их разряжение, направленное по безвредному руслу. Облегчение, которое зритель при этом испытывает, вызывает чувство удовольствия, и в этом специфика наслаждения, доставляемого трагедией. При всех толкованиях катарсиса несомненным остается одно: Аристотель, вопреки Платону, считает действие трагедии на психику благотворным, и теория катарсиса является попыткой объяснить, в чем состоит эта благотворность и в чем сущность удовольствия, которое зритель испытывает от пьесы, возбуждающей в нем чувство сострадания и страха. Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области. «Поэтика» - произведение, закладывающее основы теории искусства вообще и теории драмы в частности. До конца XVIII в. учение «Поэтики» оставалось канонической теорией драмы. В) особенности трагедии Шекспира как классической формы трагедий нового времени В своих произведениях Шекспир осветил многие современные вопросы нашей жизни: любовь и ненависть, добро и зло, честность и предательство. Именно поэтому изучение произведений Шекспира и их отражение в русской литературе актуально в наши дни. В условиях, когда современное литературоведение практически отказалось от универсальной концепции трагедии, остается обращаться к историческому подходу в понимании этого жанра. Однако история восприятия трагедий Шекспира на протяжении последних 400 лет сложна и запутанна. Можно сделать попытку рассмотреть его собственные трагедии 1600-1608 гг. как результат сложного жанрового эксперимента. Сделать вывод о смешанной жанровой природе трагедий Шекспира, поставить вопрос об изучении номенклатуры их жанровых моделей. Спустя два тысячелетия, после возникновения трагедии в Древней Греции, английская литература выдвинула на рубеже XVI-XVII веков, В. Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и величайшего драматурга Возрождения. Основная тема шекспировский трагедии, будь то «Ромео и Джульета», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др. – столкновение благородной личности, героя – гуманиста с миром зла и несправедливости. Шекспир писал трагедии с начала литературной деятельности. Одной из первых его пьес стала римская трагедия «Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны в продолжение семилетия 1601-1608 гг. В этот период были созданы четыре великих трагедии – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра» и менее известные пьесы – «Тимон Афинский» и «Троил и Крессида». Многие исследователи связывали эти пьесы с аристотелевскими установками жанра: главный герой должен быть выдающимся, но не лишенным порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определенные симпатии. Все трагические протагонисты у Шекспира имеют способности и к добру, и ко злу. Драматург следует доктрине свободной воли: (анти)герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року. «Ромео и Джульетту», «Антония и Клеопатру» и «Отелло» относят к любовным трагедиям. Эти трагедии отличаются от других тем, что рок преследует влюбленных не из-за какого-то их проступка (кроме решения Ромео и Джульетты совершить самоубийство), но из-за некоторых преград в мире вокруг в них. В этих трагедиях смерть предстаёт почти как высшее свершение их любви, поскольку в трагическом мире любовь победить не может. «Гамлет» в особенности убедительно демонстрирует то новое, что Шекспир внес в трагедию в сравнении с античной трагедией. Если в последней герой ставился в зависимости от судьбы, всемогущих внешних «роковых» обстоятельств, подавляющих человеческую инициативу, то у Шекспира человек предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые в свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни. В трагедии главное действующее лицо пытается разрешить неразрешимое, что только усугубляет его внутренний разлад, обостряет конфликт. Поэтому создается впечатление судьбы, обреченности. Например, трагедия Шекспира «Гамлет». Долг диктует Гамлету отомстить за отца, что несовместимо с его представлениями о гуманности, любовью к матери и Офелии. Желая отомстить Клавдию (новому королю), он убивает отца своей возлюбленной — Полония. Это сводит с ума Офелию, которая кончает жизнь самоубийством. Причиной этого стали борьба в ней между долгом по отношению к отцу и любовью к его убийце — Гамлету. Брат Офелии Лаэрт клянется отомстить Гамлету за кровь отца, чем воспользовался Клавдий. Лаэрт погибает. Клавдий, пытаясь избавиться от Гамлета, подкупает его друзей — Розенкранца и Гильдестерна. Предав своего друга, они гибнут. В этом их трагическая вина. Мать Гамлета потворствует убийце мужа, что приводит ее к смерти. Г) развитие шекспировских традиций в трагедиях А.С. Пушкина Известным фактом является то, что традиции Шекспира использовались для написания драматических произведений А.С. Пушкина. Реминисценции (бессознательный отзвук в каком-нибудь художественном произведении из родственному ему (по теме, стилю) чужого произведения) в пушкинских произведениях и письмах и воспоминания о нем относятся лишь к некоторым пьесам (в хронологической последовательности), которые и будут рассмотрены в нашей работе: «Король Ричард II», «Король Ричард III», «Король Генрих IV», «Король Генрих VI». В Россию первые сведения о Шекспире проникли сравнительно рано, еще до середины XVIII века. Впервые в нашей стране его назвал поэт и драматург А.П. Сумароков. Обращались к Шекспиру впоследствии и М.И. Плещеев, и М.Н. Муравьев; истинным пропагандистом Шекспира в России был Н.М. Карамзин. Для А.С. Пушкина Шекспир стал прежде всего примером правдивого искусства. Писатели-декабристы, вступившие на литературное поприще в конце 1810-х годов, были глашатаями принципов романтизма и требовали создания новой литературы – выразительности народного духа. Русские романтики, борясь с обветшалыми канонами классицизма, с подражательностью за свободное развитие творческой личности художника, обращались к Шекспиру, чья репутация уже прочно утвердилась в России. В передовых литературных кругах складывается новое отношение к Шекспиру, на которое в дальнейшем будет опираться Пушкин, потому как именно романтизм открыл для литературы личность как таковую – самоценную не только в смысле неповторимости индивидуальных черт, но и по глубинному содержанию своего характера и этим значительно сблизил искусство с человеческой жизнью. Литература XIX века – это «золотой век» русской литературы, ее «пушкинский период». Необычайно плодотворной была реформа драмы, которую осуществили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь. Выдающейся эстетической заслугой Пушкина следует считать то, что, развивая идею народности, самобытности русского искусства и не обнаружив достаточно глубоких корней русского театра, поэт проявил истинную широту мышления, обратившись к шекспировской традиции европейской литературы, усмотрев в ней наиболее глубокое проявление народности. Благодаря Пушкину, Шекспир сыграл в русской культуре ту же историческую роль, какую во французской литературе сыграло обращение к античным образцам. Шекспировская традиция в исторической драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» Необходимость решения вопроса о движущих силах исторического развития побудила Пушкина обратиться к истории, к какому – либо поворотному моменту в развитии прошлого, на художественном исследовании которого можно было бы уяснить общественную роль народа, его отношение к самодержавию и крепостному праву, ко всему существующему, исторически сложившемуся, общественному укладу. Так именно возник замысел трагедии «Борис Годунов», к работе которой Пушкин обратился по окончании «Цыган» в октябре 1824 г. Драма «Борис Годунов» наиболее ярко выражает характер шекспировских штудий Пушкина. Вдохновленный Шекспиром, Пушкин создает оригинальную «русскую драму», которая по своим новаторским и художественным достоинствам не менее значима, чем открытый им «роман в стихах». Русский поэт перенимает у английского драматурга принцип историзма, который Шекспир выработал во время создания исторических хроник. Пушкин усвоил его концепцию характеров, масштабность личности его героев, чья широта обусловлена не простым рационализмом, а стихией чувств и дерзновением поступков. Его характеры обладают не только живой естественностью, но и речевой индивидуальностью. Пушкин активно использует принципы драматической поэтики Шекспира, свободной от поздних классицистических условностей. Возвращение к шекспировской драме означало отказ от соблюдения единств (единств места, времени и действия), деления пьесы на акты, смешение трагического и комического начал в ключевых сценах (что было свойственно Шекспиру, но отсутствовало у классиков). В «Борисе Годунове» выразилось пушкинское восприятие исторического процесса как сложного явления, определяющегося самыми различными факторами, поэтому, подчеркнем еще раз, неизбежным было обращение Пушкина к новому для него реалистическому способу изображения действительности. Следуя Шекспиру «в вольном и свободном изображении характеров», Пушкин в «Борисе Годунове» создал множество образов. Столь же закономерным был поиск Пушкиным новых форм драматического произведения. С традициями шекспировской драматургии во многом связано и смешение Пушкиным в трагедии различных речевых стилей. Впервые в «Борисе Годунове» Пушкин использует чередование прозы и стихов. Эта смена стихов и прозы, которая стала одним из важнейших признаков драматической структуры «Бориса Годунова» определенно указывает на прямое влияние Шекспира. Прежде всего, Пушкин отказывается от знаменитых «трёх единств» (места, времени и действия). Подобно Шекспиру, располагает свою трагедию в 23 сценах. Пушкин отказывается от «стройного» деления на обязательные пять актов, его «Борис Годунов» представляет собой «сцепление» отдельных сцен. Такое построение, как признавался сам автор, во многом заимствовано из исторических хроник У. Шекспира. Пушкин не пошел по пути подражательного новаторства и, даже сознательно «располагая» свои произведения «по системе Шекспира», сумел остаться самостоятельным и оригинальным. Воздействие Шекспира на творчество Пушкина велико и оно отражается во многих произведениях русского драматурга. Наиболее значимыми произведениями, оказавшими влияние на русскую традицию, в частности на творчество Пушкина, явились хроники Шекспира. Шекспир затрагивал вечные проблемы (добра и зла, дружбы и предательства, власти и свободы). Они актуальны и в наше время. Ответы на многие волнующие современную молодежь вопросы находятся в его произведениях. Именно поэтому злободневные темы произведений Шекспира заняли особое место в исторической драме Пушкина. Д) новый этап развития трагедий в советской драматургии Трагедия считается древнейшим жанром драматургии. Развивалась трагедия крайне неравномерно: история знает периоды ее расцвета и упадка, кроме того, это наиболее нормативный жанр и теория его достаточно подробно разработана еще в античной эстетике, тем интереснее представить себе ее существование в ХХ в. Общеизвестно, что трагедия расцветает в переломные эпохи, когда рушатся старые общественные связи и отношения, когда происходит переоценка старых политических, идеологических, этических норм, взглядов, установлений. Новый период развития современной западной драмы, когда трагедия могла определять основные тенденции развития, приходится на 20-50-е гг. Это время грандиозных исторических потрясений: мировой экономический кризис, нарастающая угроза фашизма, Народный фронт, война в Испании, Вторая мировая война, разгром фашизма. Свое место занял жанр трагедии и в русской советской драме. Если в 20-е гг. ведущее место заняла героико-революционная драма, то в 30-е гг. одним и наиболее важных проявлений в драматургии являются напряженные поиски трагедии. Все настойчивее и громче раздаются голоса, призывающие к овладению высоким героическим жанром. Возникла даже целая дискуссия о самой возможности возрождения этого жанра в новых историко-социальных условиях. Так, И.Нусимов в 1931 г. утверждает, что трагедия «глубоко чужда пролетарской литературе», ибо она «всегда выражала человеческую немощь». А еще через два года на П Пленуме оргкомитета Союза советских писателей прозвучала мысль: «Трагедия нужна только для классов, уходящих с социальной арены». В тридцатые годы появились две пьесы – «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского и «Гибель эскадры» А.Корнейчука, которые стали наиболее плодотворными поисками новых форм и художественных средств трагедии. Правда, бытийный конфликт трагедии был заменен историко-политическим, на место трагического героя-индивидуальности пришел трагический герой – коллектив, Но особенности конфликта, его разрешение, бесспорный трагический пафос и героизм образов максимально приближали обе пьесы к лучшим образцам трагедии, причем художественно обновленным. В 1938 г. появляется трагедия в стихах И.Сельвинского «Рыцарь Иоанн», свое тяготение к этому жанру он объяснял так: «Трагедия – вершина поэзии … Пафос трагедии держит уровень литературы на линии великой эпохи». Среди исторических трагедий времен Великой Отечественной войны, выделяются еще два произведения: трагедия И.Сельвинского «Ливонская война» (1944) и трагедия В.Соловьева «Великий государь» (1945). Одним из наиболее убежденных сторонников трагедии и ее пропагандистов стал Леонид Леонов. Для Леонова трагический герой – прежде всего человек заблудившийся, его путь к победе, к окончательному торжеству неразрывно связан с прозрением, с приближением к истине и с сознательной жертвованием героя ради этой истины. Леонов, написавший тринадцать пьес, четыре раза (учитывая инсценировку романа «Барсуки») обращался к трагическому жанру. Лучшей пьесой этого ряда и наиболее близкой жанровой специфике трагедии называют «Нашествие» (1942). Комедия как жанр драматургии А) особенности и существенные признаки комедии Комедия один из основных видов драмы, отличительной особенностью которого является изображение характеров и ситуаций, возбуждающих смех зрителей. Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными. Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивая общественные или бытовые пороки. Комедии в литературе разделяют на две большие группы: комедию положений и комедию характеров. В первой - читатель (зритель) смеётся над смешными ситуациями, в которые попадают герои; во второй — смех вызывают их характеры. Чаще всего обе разновидности комедий соединяются в одной, как это случилось в «Ревизоре». Здесь из смешного недоразумения (чиновники приняли ничтожного человека за важную птицу) вытекают все последующие события. И всё-таки «Ревизор» — это, прежде всего, — комедия характеров. Потому что ошибка чиновников объясняется свойствами их характеров. Они привыкли брать взятки, поэтому и испугались до смерти ревизора. В этой "ситуации ревизора" они выглядят смешными, но каждый по-своему, в зависимости от характера. Если классифицировать комедии по характеру смеха, то можно разделить их на сатирические и юмористические. «Ревизор» — комедия сатирическая. Однако часто произведения комического жанра можно отнести к смешанному типу, т.к. именно в соединении различных комедийных принципов и приемов авторы достигают наивысшего комического эффекта. Назначение комедии — в осмеянии того, что противоречит норме жизни, но не только. В этих произведениях ещё много просто весёлого и развлекающего. Основные черты комедии следующие: один из основных жанров драмы; «отец комедии» — Аристофан; несоответствие как основа жанра; комедия характеров и комедия положений; присутствие положительного начала в комедии; гипербола, абсурд, заострённость как художественные способы создания комического в комедии; назначение комедии в изображении явлений, событий и характеров, что вызывают смех. Б) природа комического Что характерно для комедии? Прежде всего смех. Но смех бывает разный – добродушный, лёгкий, мрачный, злой, уничтожающий... В комедии любой смех вырастает из несоответствий. В зависимости от содержания жанровые разновидности комедии многообразны – от водевиля, фарса до серьезной сатирической и гротесковой комедии. Соответственно и смешное в комедии имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм. Содержание комических конфликтов обусловливалось историческими изменениями общественной жизни. В древне-греческой комедии считались смешными претензии рабов на достоинство и честь. Условия каждой эпохи раждают свои поводы для смеха и соответствующие им понятия о комизме. Шедевры комедии отличаются тем, что будучи в полной мере порождениями своей жизни, которые всегда представляют интерес, и изображают типы, дающие справедливый повод для смеха во все эпохи. Пороки, осмеиваемые в комедии, обычно связаны с особенностями данного социального строя и определенной общественной группы, класса комедии, отражающая классовые антагонизмы, достигала расцвета в периоды обострения социальных противоречий. Социология комедии была классически выражена К. Марксом в его суждении о трагическом и комическом в истории. Комедии подразделяются на две группы: произведения «низкого», грубого комизма, основанного на фарсовых положениях, и т.н. «высокая» комедия, утверждающая и по принципу преобладания в них одного из двух важнейших компонентов композиции: комедия положений и комедия характеров. В первой сюжет строится на случайных стечениях обстоятельств; к ней примыкает и другая разновидность жанра – комедия интриг. В комедии характеров источником смешного является одностороннее развитие характера, гипертрофия какого-нибудь одного качества. Классический образ комедийных положений – «Комедия ошибок» Шекспира, комедии характеров – «Укрощение строптивой» того же автора. Чаще однако, встречается сочетание обоих компонентов. Существуют также комедии, действие которых не содержит ничего комического в совей фабуле, например, «Горе от ума». В этой комедии на фоне серьезной в своей основе жизненной ситуации (Чацкий любит Софью, которая отдает предпочтение другому) показаны сатирические и комические персонажи; речи героя и некоторых других действующих лиц представляют собой сатиры и эпиграммы, содержащие критику дворянско-помещичьего строя. «Горе от ума» – типичный образец «высокой» комедии. Комедия в России с самого начала возникновения были свойственны сатирические тенденции. В 18 веке автор первых русских литературных комедий А.П. Сумароков, один из крупнейших представителей классицизма в России, в своих комедиях («Чудовищи», «Лихоимец», «Приданое обманом») осмеивал пороки дворян. Родоначальником русской реалистической просветительской комедии был Д. И. Фонвизин, разоблачивший в своей комедии «Недоросль» (1782) крепостничество, создавший в ней сатирические образы. Просветительскими тенденциями отмечены пьесы Я. Б. Княжина («Хвастун», «Чудаки»). Сатирой на современные нравы являлись комедии И. А. Крылова («Сочинитель в прихожей» и д.р.). В 19 веке в России реалистическая комедия, представлена именами А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. достигла своего высшего развития. в) комедия «положений» и комедия «характеров» Например, гоголевского «Ревизора» можно рассматривать как комедию положений, т.к. в основу ее положено недоразумение, и как комедию характеров, т.к. герои ее представляют собой социальные типы, иллюстрирующие человеческие недостатки: мздоимство, глупость, нравственную нечистоплотность, халатность и т.п. Вариантов несоответствия есть много: между мнимым и истинным, между словом и делом, между внешним и внутренним. В комедии «Ревизор» Гоголя есть несколько несоответствий. Главное — с одной стороны ничтожный человек Хлестаков, а с другой — перепуганные чиновники уездного города. Своим страхом перед ревизией они возвели Хлестакова в ранг всемогущего ревизора, создали из него значительную персону. Несоответствие выявило, кто чего стоит. Центральное несоответствие распадается на серию второстепенных: между назначением должности и формой её исполнения, как у городничего или Земляники. Он — попечитель богоугодных заведений. Но вместо того, чтобы заботиться о стариках, сиротах, обворовывает их. Земляника — «человек толстый, но плут тонкий», - объяснял Гоголь актёрам. Несоответствие определяет развитие действия в комедии. Оно, а также диалоги персонажей, в которых много каламбуров, смешных слов и смешной интонации, являются в комедии одним из важнейших источников смеха. Вот городничий. В его словаре слова: «финтирлюшки», «ассиряне», «экивок»; выражения: «кукиш с маслом», «задам перцу» и другие столь же колоритные. Чтобы привлечь внимание к несоответствию, комедия часто прибегает к гиперболе, заострённости, абсурду. В «Ревизоре» есть уникальная по своей абсурдности ситуация с унтер-офицерской женой, пожелавшей получить компенсацию за то, что ее высекли «по ошибке». В результате вместо сочувствия она вызывает смех. Характеры в комедиях обычно выписываются крупно, с акцентом на высмеиваемых чертах. Например, в «Ревизоре» на гипертрофированной любви городничего к чинам. Правда, другие его слабости писатель тоже не обходит вниманием. Во всякой комедии, как бы она язвительно не смеялась, есть положительное начало, хотя не всегда оно воплощено в конкретной персоне. Гоголь, отвечая на упрёки критиков, что в «Ревизоре» нет положительного героя, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное благородное лицо был — смех». Именно смех и выявил все пороки уездного чиновничества, скрывавшиеся под слоем повседневности. Комедии в литературе разделяют на две большие группы: комедию положений и комедию характеров. В первой - читатель (зритель) смеётся над смешными ситуациями, в которые попадают герои; во второй — смех вызывают их характеры. Чаще всего обе разновидности комедий соединяются в одной, как это случилось в «Ревизоре». Здесь из смешного недоразумения (чиновники приняли ничтожного человека за важную птицу) вытекают все последующие события. И всё-таки «Ревизор» — это, прежде всего, — комедия характеров. Потому что ошибка чиновников объясняется свойствами их характеров. Они привыкли брать взятки, поэтому и испугались до смерти ревизора. В этой "ситуации ревизора" они выглядят смешными, но каждый по-своему, в зависимости от характера. Если классифицировать комедии по характеру смеха, то можно разделить их на сатирические и юмористические. «Ревизор» — комедия сатирическая. Драма как жанр драматургии А) особенности драмы как жанра драматургии Драма (от древне-греческого – действие, действо) – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочиненные этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними. Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет. Драме свойственно описание реальной, повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей. Драма, как вид занимает промежуточное место между трагедией и комедией. Это вид драматургии, в котором изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Трагедия и комедия показывают жизнь несколько односторонне, потому изображают или трагическое, или комическое , а Драма изображает действительность шире, Герои драмы способны на глубокие переживания, мужественные, героические поступки, они действуют в обычных условиях, иногда попадают в комические ситуации, а Безобразное и низкое подается в драме без комедийного обострения. Драма — подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом, но всегда с выходом из всех трагических ситуаций. Сущность драмы. Драма, как и другие виды искусства – одна из форм общественного сознания. Она отражает действительность и выражает идеи посредством действия и диалога, исполняемых актерами на сцене в присутствии публики. Важнейшая особенность драмы в том, что представление ее возбуждает мысли и чувства большого коллектива. Источником драматизма является социальная действительность с присущими ей противоречиями. Сущность драмы выражается в столкновениях между людьми разных стремлений, в тех внутренних противоречиях, которын возникают в сознании человека перед лицом сложных жизненных положений. Столкновение интересов рождает борьбу влекущую за собой перемены в положении борющихся. Эта борьба через разные стадии приходит к завершению. Действующие лица драмы максимально заинтересованы в ходе и исходе борьбы. Драма изображает нарушение обычного течения жизни героев, перемену в их жизненном положении и душевном состоянии. Существует два основных приема развития действия – интенсивный и экстенсивный. Для интенсивного драматического действия типично ограничение перипетии одним значительным происшествием, дающим возможность углубленно раскрыть характеры и обстоятельства. Экстенсивное драматическое действие отличается многократными поворотами в положении героев, что создает внешнюю динамичность и занимательность, однако может порой привести к замене глубокого раскрытия характеров и жизненных обстоятельств внешним мелодраматизмом. Какова бы ни была длительность изображаемого в драме периода, в современном драматизме он должен уместиться в краткое время театрального представления. Б) разновидности драмы как жанра драматургии Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. Драма (вид): “Мещанская драма” Мещанская, или буржуазная драма — особый вид драматических произведений, впервые появившийся в XVIII веке и пользовавшийся успехом вплоть до начала XIX века[1]. Мещанская драма представляла собой нечто среднее между трагедией и комедией. «Мещанская» (буржуазная) драма в разное время и в разных странах имела несколько названий, отображавших по сути одно явление. В связи с этим мещанскую драму называют также «сентиментальной комедией», «буржуазной драмой», «буржуазной трагедией», «серьезной (слезной) драмой (комедией)». Появление её было обусловлено заметным возвышением буржуазии, богатевшей благодаря быстрому росту торговли и промышленности и приобщавшейся к духовной культуре. Основными действующими лицами в мещанской драме соответственно являются не дворяне, а представители буржуазии. В мещанской драме происходит разрыв с принципами классицизма в драматургии. Вместо династических, государственных или гражданско-патриотических идей и действий драматурги вводят в театр интересы частной жизни. Этот жанр, возникнув в Англии (Джордж Лилло, Эдуард Мур), получил наибольшее распространение во Франции (Дени Дидро, М.-Ж. Седен, Л.-С. Мерсье, Бомарше) и Германии (Г. Э. Лессинг, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер). Свои взгляды Дидро изложил в двух специальных рассуждениях: «Три разговора о драматической поэзии» (1757) и «Трактат о драматической поэзии» (1758). Мерсье утверждал, что этот жанр «бесконечно более полезен, более верен и более интересен», чем трагедия и комедия, «потому что он более доступен массе граждан. Психологическая драма Лирическая драма - Понятие «лирическая драма», как уже было сказано, было впервые употреблено А.Блоком для определения жанра трех пьес – «Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади», – вышедших отдельным изданием в 1906 г. с общим заголовком «Лирические драмы». В предисловии автор писал: «… 3 маленькие драмы, предлагаемые читателю, суть драмы лирические, т.е. такие, в которых переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения, – только представлены в драматической форме… мне кажется, здесь нашел себе некоторое выражение дух современности, то горнило падений и противоречий, сквозь которое душа современного читателя идет к своему обновлению». Блок первым сознательно создает этот родовой синтез, поначалу вводя в лирическое стихотворение драматический элемент (например, диалог с лирическим героем), а затем вводя лирическое начало в драму. Причем речь сразу шла о качественно новом художественном явлении, когда категория лирического полагается сюжетообразующей категорией. Повествовательная (эпическая) драма Заключение К основным жанрам драматургии относятся: трагедия, комедия и драма. В свою очередь, основные жанры драматургии подразделяются на более дробные. Драма: виды и жанры
Каждый жанр представляет собой очень живое, мобильное образование, исторически эволюционирующее и меняющееся. Сохраняя свои основные признаки, жанры драматургии приобретают (или утрачивают) дополнительные особенности, откликаясь на развитие общих эстетических принципов, связанных с социокультурными процессами, происходящими в обществе. Идет и постоянный процесс слияния жанров, образования новых или отмирания прежних. Так, например, ушли в прошлое крайне популярные прежде жанры мистерии, моралите, и многие другие. Всякое драматургическое произведение непременно принадлежит к тому или иному жанру, имеет стиль и носит индивидуальную печать автора. Список литературы: Аль Д. Н. Основы драматургии. М.: учебное пособие для студентов института культуры (1988). Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. О драме и театре. М., 1983. Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969. Смирнов А. А. "Шекспир". Ленинград, Искусство, 1963 г. Розанов М. Буржуазная или мещанская драма. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского.. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель (1925). |