Гроза. гроза. Смысл названия драмы Гроза
Скачать 16.2 Kb.
|
Смысл названия драмы «Гроза» Пьеса «Гроза» была написана Островским под вдохновением от этнографической экспедиции на Волге, целью которой было изучение обычаев и нравов коренного населения России. Писатель тщательно анализировал характер и поведение жителей русской провинции. Эти сведения Александр Николаевич Островский использовал для написания драмы, которая, пожалуй, стала одним из самых выдающихся произведений девятнадцатого века. При первом взгляде на любую литературную работу, читатель, прежде всего, обращает внимание на название. Работа автора заключается в том, чтобы лаконично и ёмко уместить главную мысль своего произведения в словосочетание или же в одно слово. А. Н. Островский с удивительной точностью смог справиться с этим заданием. «Гроза» - это метафора конфликта, который разворачивается на протяжении всего произведения. Погодное ненастье начинает набирать свою силу в первом действии, доходя до пика в момент смерти главной героини. Весь Калинов чувствует приближение какого-то горя; по авторским ремаркам мы узнаём, что тучи начинают сгущаться, слышатся раскаты грома. Единственный герой, который не понимает тревоги окружающих – Кулигин. Учёный-самоучка отвергает все мистические доводы и описывает грозу как природное явление – очищение мира от всего плохого: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать!». Он не боится «божьей кары», совесть персонажа чиста. К сожалению, такого нельзя сказать о Катерине. Главная героиня драмы сильнее всех переживает наступление грозы. Но Катерина не боится смерти от удара молнии, причина опасений персонажа не лежит на поверхности. Её монолог помогает понять, что в образ «грозы» Островский вложил более глубокий смысл: «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Вместе с напряжением воздуха, растёт и её беспокойство. Катерина страдает от бесконечных наставлений и упрёков Кабанихи. Когда Тихон уезжает на две недели, девушка умоляет мужа забрать её с собой. Героиня чувствует приближение катастрофы, но Тихон не выполняет её просьбу, он оставляет Катерину одну в руках «тёмного царства». Жизнь «как будто из-под неволи», потеря внутреннего рая, влюблённость в Бориса – эти факторы порождают бурю в душе героини. Несмотря на то, что в православной церкви самоубийство считается одним из тяжелейших грехов, существовать во внутреннем конфликте с собой Катерина больше не в силах. Гроза, взявшая начало с небольшого ветерка, достигла своего апогея. Почти каждый действующий герой, так или иначе, упоминает грозу. Для кого-то она схожа с наставлениями матери, кто-то спешит поскорее укрыться от дождя, а для других «гроза» подобна роковому знаку свыше. Таким образом, название пьесы Островского передаёт не только внешние обстоятельства пяти действий драмы, но и весь спектр внутреннего напряжения, который разворачивается на протяжении всего повествования. |