Практическое задание 3 Хаймбихнер Оксана.. Программа профессиональной переподготовки Общая педагогика теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации фгос (620) New
Скачать 22.78 Kb.
|
АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ" Программа профессиональной переподготовки Общая педагогика: теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (620) New Дисциплина: История педагогики Практическое задание 3, Модуль 3. Образование и современность Выполнил: слушатель Хеймбихнер Оксана Ивановна Преподаватель: Шайденкова Татьяна Николаевна г. Санкт-Петербург 2021 Практическое задание 31.На основе изучения содержания лекций дайте ответы на следующие вопросы. Какая основная идея объединяет педагогические взгляды Н. Г. Чернышевского, Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского на воспитание? Что является стержнем педагогической концепции К. Д. Ушинского? Как это должно быть реализовано в русской школе? Что для Вас наиболее привлекательно в Яснополянской школе Л. Н. Толстого? Аргументируйте свой ответ. 2.Поразмышляйте, пожалуйста, над высказыванием Н. Г. Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Как соотносится это высказывание Н. Г. Чернышевского с современными требованиями к процессу обучения в образовательных организациях? .Какая основная идея объединяет педагогические взгляды Н. Г. Чернышевского, Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского на воспитание? Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. "Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма", - писал он.Н.Г. Чернышевский считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Чернышевский считал одним из ведущих свойств человека активность, а важными источниками активности - потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности. Николай Иванович Пирогов (1810-1881).В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857). Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, предназначение и призвание его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет при решении "роковых вопросов" самопознания "созреть и окрепнуть внутреннему человеку". Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии. Общественное бытие в значительной мере препятствует становлению отдельной личности в духе такого идеала, ибо в обществе нет "ни малейшего следа" помощи человеку в течение его земного существования, направленной на то, чтобы он приблизился к будущей загробной жизни. Воспитание должно исправить такое положение. Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, - научить "быть человеком". "Быть человеком - это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной". Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из "мрака нищеты и невежества", веря, что "хорошее воспитание" может избавить человечество от многих зол. Мировоззрение молодого Ушинского складывалось под воздействием классической немецкой философии, особенно гегельянства, а также материалистических учений фаталистического толка. В дальнейшем он начал склоняться к осознанию первостепенности реального знания, к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Все это не исключало религиозного осмысления воспитания, прежде всего воспитания нравственного. В сущности, Ушинский попытался найти "срединный путь" между материализмом и идеализмом. Но в целом его воззрения характеризуются материалистической направленностью: "Искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению в философии". Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики: "Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея". Сущностная цель воспитания - жизненно важна для человека и потому не может не быть мировоззренческой, полагал ученый. Выводя цель и программу воспитания из общественного бытия, Ушинский считал, что педагогический успех возможен лишь при таком воспитании, которое "будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться". В свою очередь воспитание должно "выводить... в жизнь новые поколения... вполне готовые к борьбе, которая их ожидает". Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Он стремился выявить эти закономерности как средства управления развитием человека. Знание законов воспитания, следовательно, ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями". Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: "Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек". Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась "патриархальная нравственность" - вера в правду и добро. Таким образом основная идея на воспитание объединяющая педагогические взгляды Н. Г. Чернышевского, Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского состоит в том чтобы человек должен быть всесторонне развитым , должен пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания, подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. .Что является стержнем педагогической концепции К. Д. Ушинского? Как это должно быть реализовано в русской школе? Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности.Это стержень его педагогической концепции. В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Что для Вас наиболее привлекательно в Яснополянской школе Л. Н. Толстого? Аргументируйте свой ответ. Наиболее привлекательным для меня является то что учеба в Яснополянской школе Л. Н. Толстого сильно отличалась от обычных школ. Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. “Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся”. Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Уходить ученики могли, когда захочется, даже прямо с урока. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками.Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей в Яснополянской школе не порицали.За прогулы никто детей не наказывал.Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам - русским и зарубежным. В ней царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался самими учениками, очень любившими свою школу и своего учителя – Льва Толстого. 2. Поразмышляйте, пожалуйста, над высказыванием Н. Г. Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Как соотносится это высказывание Н. Г. Чернышевского с современными требованиями к процессу обучения в образовательных организациях? «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Значит это следующее - человек не вправе считать себя образованным, если в нем нет трех важнейших для этого качеств: обширных знаний, привычки мыслить и благородства чувств. Многие хотят считаться образованными и рассчитывать на достойное место в жизни, только путем приобретения знаний, которые не могут применить на практике. Я полностью согласнa с этим утверждением и приведу в пользу этого Все эти качества не могут друг без друга. К примеру: человек, знающий абсолютно все, что только можно узнать из школьной программы, института и других источников знаний, но не умеющий эти самые знания применять на практике, не вправе считать себя образованным, ведь знания без практики – пустышка, никому не нужная информация. Тем более невозможно считать себя образованным, не имея знаний. Я также хочу отметить благородство чувств. Само слово – благородство, означает следующее: возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность благому». Как правило, под благородством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями. Благородство чувств – это доброе, честное, бескорыстное и благородное отношение к людям. В качестве примера я приведу следующее: кто – то изобрел предмет, который глобально может помочь обществу. И все остальные ученые будут завидовать, но благодаря благородству чувств, они не переймут его изобретение. Так что благородство чувств также важно. И наконец, все эти три качества составляют образованного человека, который умеет правильно мыслить, обладает обширными знаниями, культурой поведения, благородством чувств. Этот человек будет очень полезен обществу, в котором он живет и шанс получить нормальную высокооплачиваемую профессию значительно возрастает. Я считаю что Это высказывание до сих пор актуально. Нынешнему обществу нужны образованные и опытные кадры, именно поэтому людям нужно развивать в себе эти три важных качества. |