Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИЛОСОВ ГОДЫ / ВРЕМЯ ЖИЗНИ ВЗГЛЯДЫ (кратко)

  • Фалес

  • Анаксимандр

  • Анаксимен

  • Протагор

  • 2. Распределите имена известных вам философов Нового времени по трём направлениям

  • СЕНСУАЛИЗМ РАЦИОНАЛИЗМ ЭМПИРИЗМ

  • осн фил 3 2. Основы филосодии 2. Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01. Право и организация социального обеспечения соо дисциплина Основы философии Практическое задание 2


    Скачать 25.66 Kb.
    НазваниеПрограмма среднего профессионального образования 40. 02. 01. Право и организация социального обеспечения соо дисциплина Основы философии Практическое задание 2
    Анкоросн фил 3 2
    Дата28.07.2022
    Размер25.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы филосодии 2.docx
    ТипПрограмма
    #637560

    АНО ПО «ОТКРЫТЫЙ
    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
    КОЛЛЕДЖ»


    Программа среднего профессионального образования

    40.02.01. Право и организация социального обеспечения СОО

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое задание № 2.

    Выполнил:

    слушатель Синичкин А. А

    Преподаватель:

    Хромых А. В.

    Город Тула 2021 год

    1. Заполните таблицу краткими сведениями об античных философах: 

    ФИЛОСОВ

    ГОДЫ/ВРЕМЯ ЖИЗНИ

    ВЗГЛЯДЫ (кратко)

    Фалес

    637/624 годы до н. э - 547/558 до н. э

    именно благодаря ему разрозненные знания, накопленные во многих сферах, оформились в системные и стали отправной точкой научной европейской истории. Фалес - представитель материализма. Аристотель сообщает: Фалес основой, первоначалом всего сущего считал воду, то есть влажное первовещество. 

    Анаксимандр

    Дата рождения: 610 до н. э.

    Дата смерти: 547/540 до н. э.‎


    представитель милетской школы натурфилософии. Анаксимандр полагал, что земля имеет форму цилиндра и находится в центре вселенной. Он первый составил карту Земли; она была вырезана им на медной доске. Анаксимандр вычислил величину солнца и луны и расстояние их от земли. Он находил, что небесные светила движутся собственной силой, и потому называл их богами.

    Анаксимен

    585 до н. э./560 до н. э.

    «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается». Анаксимен утверждал также, что светила движутся вокруг земли. ... Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях.

    Пифагор

    Дата рождения: около 570 года до н. э

    Дата смерти: около 490 года до н. э



    Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы первыми поставили вопрос о роли количественной стороны явлений природы.

    Гераклит Эфесский

    ок. 520–460 гг. до н. э.

    Великим диалектиком античного мира является Гераклит Эфесский (ок. 520–460 гг. до н. э.). «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

    Ксенофан

    около 570 до н. э.

    Нелепостью он считал приписывание Богам внешних форм, психологических характеристик, аналогичных людским страстей. Человек приписывает Богам все то, что делает сам, – не только хорошее, но и плохое. Ксенофан считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Отказ от понимания Бога по меркам человеческого вел к представлению о том, что Бог есть космос, «единое, высшее меж богов и людей… Все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает», «силой лишь ума своего все приводит в трепет», «всегда в одном и том же месте пребывает без

    Парменид

    ок. 540 до н. э.или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.

    Наиважнейшим принципом Парменида является принцип истины: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть. Бытие, в контексте размышлений Парменида, есть чистая позитивность, небытие – чистая негативность. Первое есть абсолютная противоположность второго. Этот принцип Парменид аргументировал так: все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто – все равно, что не думать, говорить о ничто – значит ни о чем не говорить. Ничто немыслимо и невыразимо.

    Эмпедокл

    ок. 490 до н. э., Агридженто — ок. 430 до н. э.

    Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Аид, Зевс, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Философия Эмпедокла не ограничивается учением о происхождении и развитии вселенной; она имеет и теорию нравственности. 

    Анаксагор

    ок. 500 до н. э., Клазомены — ок. 428 до н. э.,

    Согласно Анаксагору, первоначально все первобытные вещества были перемешаны между собою, это был хаос. Разум произвел круговое движение в одной из частей хаотической массы, движение распространялось, охватывало все больше и больше частей её; это расширение продолжается и теперь и будет продолжаться.

    Демокрит

    ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.

    В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех учёных той поры, является созерцательным и метафизическим. Демокрит, по словам Сенеки, «самый тонкий из всех древних мыслителей»

    Протагор

    ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н. э.

    Протагор учит «делать слабейшую речь сильнейшей». ... То есть Протагор допускал: тезис о том, что об одной и той же вещи есть два противоположных мнения, истинен не более, чем противоположный тезис – что об одной и той же вещи не может быть два противоположных мнения.

    Горгий

    ок. 483–375 гг. до н. э.

    Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами: Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет.

    Продик

     ок. 465 до н. э.— ок. 395 до н. э.

    Основой мироздания он считал уже ставшие традиционными четыре элемента, добавляя к ним Солнце и Луну. Продаж пытался нарисовать картину первых шагов только что возникшего человечества на пути цивилизации: жизнь сообразно природе сменяется господством закона. Продик сыграл важную роль в становлении древнегреческой науки о языке, добиваясь точного разграничения значений синонимов, и делал попытки этимологических разысканий, он даже давал рекомендации греческим врачам по конкретным вопросам формировавшейся тогда медицинской терминологии. Продик оказал влияние на Антисфена из Афин и на стоическую грамматику. Влияние его риторической манеры заметно в речах, которые вложил в уста исторических персонажей Фукидид. Продик предложил рационалистическое объяснение происхождения религии, согласно которому люди сначала почитали благотворные для них Солнце и Луну, реки и источники, огонь и воду, хлеб и вино, а затем олицетворили их в виде соответствующих божеств. 

    Сократ

    470–399 гг. до н. э.

    Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция. Основатель ее – Сократ.
    Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.
    Сократ верил, что если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного совершенства.

    Платон

    427–347 гг. до н. э.

    Платон был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники, или геометрические бестелесные атомы.

    Аристотель

    384–322 гг. до н. э.

    Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель-энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области. Творчество Аристотеля является наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания всего древнего мышления. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.
    Совместно с учениками он систематизировал науки, выделил для каждой из них специальные области исследований и установил различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

    Эпикур

    341–270 гг. до н. э.

    Эпикур разделял свое учение на три части: теория познания (каноника), учение о природе (физика) и этика. Эпикур не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха, смерти и природных влечений. Основу знаний составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли. Эпикур разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Но он ввел также идею о случайных отклонениях атомов от траектории их движения. Поэтому допущение о случайных отклонениях позволяло ему говорить о свободе воли. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, считал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страданий. Для того чтобы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, государственной деятельности, опасностей.

    2.  Распределите имена известных вам философов Нового времени по трём направлениям: 

    СЕНСУАЛИЗМ

    РАЦИОНАЛИЗМ

    ЭМПИРИЗМ

    Дж. Локка

    Рене Декарт

    Френсис Бэкон

    Дж. Беркли

    Бенедикт Спиноза

    Томас Гоббс

    Д. Юма

    Готфрид Вильгельм Лейбниц

    Джон Локк




















    написать администратору сайта