литература 2 семестор (копия). Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература Практическое задание 5
Скачать 27.9 Kb.
|
Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Литература Практическое задание 5. Выполнил: Обучающийся Джахангирова Матанат Лятиф кызы Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Задание 1. В лирике М. Ю. Лермонтова есть три стихотворения, посвящённые одной и той же женщине, Прасковье Арсеньевне Бартеневой. Что любопытно, все эти произведения разные по духу и настроению. Это «Она поёт – и звуки тают…», «Как небеса твой взор блистает…» и «Слышу ли голос твой…». Обратимся к последнему из них, чтобы понять, какие чувства испытывал поэт. Все эти стихотворения Михаил Юрьевич создал в 1938 году. Известно, что с Бартеневой он познакомился гораздо раньше, в 1831-ом. Тогда, впервые услышав необыкновенное сопрано этой знаменитой певицы, поэт создал вдохновенный мадригал «Скажи мне: где переняла ты…». Спустя семь лет Лермонтова охватывает необъяснимый порыв, и он посвящает Прасковье Арсеньевне один за другим пылкие стихи, полные восхищения и страсти. В одном стихотворении он выступает в роли наблюдателя, наслаждающегося видом и пением дивы, в другом с жаром клянётся избраннице в преданности. Произведение «Слышу ли голос твой…» лишено этой бурной горячности, но имеет особенную прелесть. Это стихотворение заметно отличается от вышеупомянутых рядом черт. По своему настроению и структуре оно больше напоминает молитву ангелу, нежели пламенную оду земной женщине. В произведении три строфы-четверостишия, не имеющих рифмы в строках. Единый размер определить трудно, встречаются строки, написанные дактилем и амфибрахием. Такой сбивчивый ритм создаёт ощущение, что человек, произносящий эти строки, сильно взволнован, а его голос дрожит. Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Это его шёпот, обращённый не то к возлюбленной, не то к высшей силе, слышит читатель. В отличие от других стихотворений, посвящённых Бартеневой, в этом поэт чаще говорит не о ней, а о своих чувствах. Конечно, он любуется и её глазами, и звуками её голоса, то в строках больше внимания уделено состоянию автора. Поэт использует выразительное сравнение: Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает… Читателю легко представить, как учащается сердцебиение у влюблённого автора, когда он внимает пению своей музы: И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы Тебе я кинулся. Эти анафоры подчёркивают нервное напряжение автора. О том, что это стихотворение близко по духу к молитве, указывают и образы, заключенные в нём. Автор упоминает душу, которая рвётся из груди. Неслучайно для описания цвета глаз поэт использует лазоревый, традиционно использующийся в литературе для характеристики духовных феноменов – небес, райский рек и т. д. Даже образ птички указывает на божественное начало. Читая это стихотворение, читатель может открыть для себя нового Лермонтова – взволнованного, робкого, безнадёжно влюблённого романтика. Задание 2. Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика. Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым. Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви. Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор. Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете. Задание 3. Мне нравится, что Вы больны не мной" . Эти семь слов о дружбе между юношей и девушкой. Чистой. Непорочной. Когда просто касание руки, взгляд, улыбка не заставляют страдать, мучиться , сомневаться. И ты точно знаешь, что только для вас светит солнышко, открываются приветливо двери и вы просто не думаете ни о чем. " Мне нравится, что Вы больны не мной" - это беззаботность и счастье, которое испытывает время от времени каждый из нас. Задание 4. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Задание 5. Особенность творчества Бунина – умение в самых обыденных бытовых сценах находит свою изюминку, что-то такое, мимо чего мы проходили неоднократно. Автор самым разнообразными приемами, путем мягких штрихов и деталей, но тем не менее четко и ярко, доводит до нас свои впечатления. Читая произведения, мы как бы чувствуем, ощущаем предметы, описанные автором. Во многих рассказах Бунин не называет имена главных героев. Он пленяет нас иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведомая исключительность персонажей. Бунин приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному течению нашей жизни, мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и удивившись, и так бы и не отметили для себя никогда без подсказки. По части красок, звуков и запахов, «всего того, выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир» , предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков. Интересна и другая особенность Бунина: сюжетная линия. Очень часто мы становимся свидетелями развязки в самом начале его произведения «Легкое дыхание» . Нередко лишь несколько слов намекают читателю об этом, но этого уже достаточно. Этот прием позволяет лучше разобраться в проблемах, поднятых в его произведениях. Недосказанность сюжета привлекает читателя возможностью довести рассказ до логического конца самому. Авторские приемы – это лишь средство для настоящего глубокого анализа проблем, поднимаемых автором. Бунин, как и другие писатели, не мог пройти мимо таких вечных проблем человеческого бытия, как проблема любви, проблема смысла жизни. Много внимания уделяется красоте русской природы, которая оказывает сильное воздействие на чувствительную натуру Бунина. Проблема смысла жизни, цель жизни поднимается во многих произведениях. Большинству героев Бунина, даже, несмотря на кажущуюся легкость, благополучие, приходится задуматься о своем существовании. Но очень часто это мысль ужасна, и не многие способны достойно принять ее. Во многих произведениях тема смысла жизни тесно переплетается с темой любви, особо внимательно изучаемой автором. Быть может, любовь – это и есть цель всей жизни. Среди других тем творчества Бунина выделяется социально – философская тема. Например, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор широко выступает против «механических» , бездумных людей, всю свою жизнь отдавших погоне за золотым тельцом, за лжеценностями. Автор призывает людей вспомнить, что они – люди. Можно рассмотреть лишь немногие черты творчества Бунина, немногие черты огромного творческого наследия, оставленного нам автором, но познать все творчество такого автора – невозможно Задание 6. А. стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней. Линейная , можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”, так любимую Есениным. Б. Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”. В. Главная мысль произведения заключается в том, что каждый человек должен свято хранить память о своих родных корнях. Даже самые значительные общественные потрясения — временное явление. Они “отзвенят” и исчезнут без следа. Возвращение к нормальной жизни может оказаться очень непростым делом. В этом случае спасительным маяком для человека станет его малая родина. Г. Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом”, “Золотою лягушкой луна”. Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть”, “…седина у отца пролилась в бороде”. Задание 7. Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь. Военная тема звучит также в рассказе Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна. каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чем они перекликаются с шолоховским "Тихим Доном"? Тема войны очень актуальная среди русских писателей. Данная тема была и остается популярной от древнерусской литературы до литературы 21 века. О войне написано очень много произведений: "Слово о полку Игореве", роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка", роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир", повесть К.Воробьева "Убиты под Москвой" поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин" и другие русские произведения- все эти они написаны о тяжелых временах для России, о жизни простого народа во время войны,о войне, как и в шолоховском "Тихом Доне". Но в отличие от других произведениях, написанных о войне, шолохоский "Тихий Дон" отличается трагичностью и всей правдой, которая описывается в романе. |