Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Литература Практическое задание 5. Выполнил: Обучающийся Сергунов Владимир Петрович Преподаватель

  • Черненко Наталья Михайловна Практическое задание 5. «РПЗ. ПД.01 Литература СОО 2 семестр» Практическое занятие №5 (2 часа)

  • Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • (инверсия) Как птичка в клетке,Сердце запрыгает;Встречу ль глаза твои (синтаксический параллелизм) Лазурно-глубокие,(инверсия)

  • (многосоюзие, анафора) Ответ

  • Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Ответ: 1. История создания.

  • 2. Тема, идея, проблематика.

  • 5. Главные герои и их характеристики

  • Средства выразительности

  • Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова

  • 1. Повесть В. Быкова «Сотников»

  • 2. М. Шолохов «Судьба человека»

  • 3. В. Кондратьев «Сашка»

  • 5.В повести Гоголя «Тарас Бульба»

  • литературв нспк. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература


    Скачать 63.2 Kb.
    НазваниеПрограмма среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература
    Анкорлитературв нспк
    Дата11.04.2023
    Размер63.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаliteratura.docx
    ТипПрограмма
    #1054717

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.02 Преподавание в начальных классах
    Дисциплина: Литература

    Практическое задание 5.


    Выполнил:

    Обучающийся Сергунов Владимир Петрович

    Преподаватель:

    Черненко Наталья Михайловна


    Практическое задание 5.

    «РПЗ. ПД.01 Литература СОО 2 семестр»
    Практическое занятие №5 (2 часа)
    Тема: Литература 19-20-х вв.

    Цель занятия: закрепление знаний о русской литературе 19-20-х вв., совершенствование навыков ее практического применения.
    Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
    Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).
    Слышу ли голос твой

    Звонкий и ласковый,(инверсия)

    Как птичка в клетке,

    Сердце запрыгает;
    Встречу ль глаза твои (синтаксический параллелизм)

    Лазурно-глубокие,(инверсия)

    Душа им навстречу

    Из груди просится,
    И как-то весело,

    И хочется плакать,

    И так на шею бы

    Тебе я кинулся.(многосоюзие, анафора)
    Ответ: Это стихотворение посвящено певице Прасковье Бартеневой, которая была обладательницей прекрасного и хорошо звучащего голоса. Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Онговорит о своих чувствах к любимой женщине, которые отличаются своей простотой и глубиной. Поэт выражает неподдельные, правдивые чувства, поэтому хочет избежать искусственности и добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

    Художественные средства для выражения авторских переживаний:

    1. В произведении три строфы-четверостишья не имеют рифмы в строках. Сбивчивый ритм,а также сравнение «как птичка в клетке, сердце прыгает»,свидетельствуют о том, что автор сильно взволнован и влюблён, его голос как бы дрожит.

    2. По настроению и структуре стихотворение напоминает молитву ангелу. Образы, употребленные в нем, тоже говорят о божественном начале:

    -душа, которая рвётся из груди;

    - глазалазоревого цвета, использующегося в литературе для характеристики духовных феноменов;

    - образ птички- символ божественное проявления.

    1. Аллитерация: [с]-[з] напоминает шепот автора, просящий, умоляющий.

    2. Незамысловатый характер образов, а так же разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею бы… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие поэтической лексики создает впечатление простоты и искренности автора.

    3. Синтаксический параллелизм первых двух четверостиший, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») – средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве.

    4. Инверсия, многосоюзиеи анафора в тексте подчёркивают нервное напряжение автора, подтверждают, что перед нами взволнованный, влюблённый и робкий романтик.


    Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
    Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    Ответ:

    1. История создания.

    И. С. Тургеневначал писать стихотворения в прозе только в последние годы своей жизни. Этокак бы подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, работа над ошибками и обращение к потомкам. «Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы»только в 1882-м, незадолго до смерти Тургенева.

    2. Тема, идея, проблематика.

    В «Воробье» Тургенев затрагивает сразу несколько тем, главная из которых – самозабвенная любовь родителей к своим детям, способная на жертвы.

    Понятие ответственности –вторая, не менее важная тема. Обязанность сохранять безопасность своего чада, ограждать его от различных жизненных проблем. Даже животным присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям.

    Бережное отношения к окружающей природе – третья тема. Автор показываетна собственном примере, что человеку нужно быть экономным и очень скромным хозяином на планете. Подло убивать лёгкую добычу – птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны.

    Проблематика: авторподнимает проблему жертвенной родительской любви. Любовь – то чувство, которое способно преодолеть любые преграды.Даже самом маленьком божьем создании заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Стихотворение учит, как нужно любить матери, будь это орел или маленький воробей.

    Идея – в мире нет ничего сильнее любви. Именно это чувство способно толкнуть живое существо на высокий, порой героический поступок. Любовь сильнее страха смерти и самой смерти.

    3. Направление и жанр.

    Стих «Воробей» Тургенева написан в форме лирической миниатюры, направление – реализм. Жанр – стихотворение в прозе, маленький рассказ. Произведение состоит из 10 абзацев, имитирующих строфы.Стихотворный размер – белый стих. Это особая форма передачи размышлений и ощущений лирического героя.Текст написан в прозе, но и без рифмы складное изложение настолько эмоционально, что помогает читателю глубже прочувствовать смысл произведения, понять идею, заложенную автором при написании.

    4. Композиция.

    Трехчастная композиция:

    1. Зачин – охотник и его собака возвращаются домой.

    2. Кульминация действия стремительна – встреча пса с птенцом воробья, выпавшим из гнезда. Собака уже собиралась схватить легкую добычу, как вдруг появился взрослый воробей. Отважное поведение маленькой птицы застало охотничьего пса врасплох, поэтому он отступает.

    3. В заключительной части охотник, наблюдавший за происходящим, восхищается самоотверженным поступком воробья. В финале звучит мысль о спасительной силе любви.

    5. Главные герои и их характеристики

    Героев в стихотворении четверо, а охарактеризовать их можно следующим образом:

    Трезор – умный охотничий пес, знающий толк в обнаружении потенциальной добычи. Он действует инстинктивно, поэтому обнаружив птенчика, считая его дичью, грозно к нему направляется, дабы завладеть. Однако воробьиха, бросившаяся защищать детеныша, обескураживает собаку. Трезор отступает, поскольку понимает, что маленькой птицей движет благородное чувство

    Воробей – маленькая птичка, смелая и решительная. Ради своего птенчика она готова пожертвовать жизнью, бросается его защищать. Родительница не думает о себе – она думает о детеныше, подвергающемся опасности. Воробьиха – заботливая мама, любящая свое потомство.

    Охотник – лирический герой, от лица которого ведётся повествование, справедливый и умный человек. Он искренне удивляется отважным действиям птицы и поспешно уводит пса. Он охотник, но не обижает слабых живых существ, которые не могут убежать или спрятаться. Герой любит и понимает природу, поэтому не стремится уничтожать все живое, которое встречается на пути.

    Птенец – маленький и беззащитный детеныш, который полностью зависит от своей мамы. Он еще не научился выявлять опасных недругов и избегать встречи с ними. Он чувствует себя в безопасности только рядом с мамой

    1. Средства выразительности

    Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства.

    Антитеза:(противопоставление)используется чтобы акцентировать внимание читателей на невероятной храбрости воробья. Огромный охотничий пес противопоставляется двум маленьким и беззащитным существам: морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизнойоколо клюва – старый черногрудый воробей;маленькое тело – громадное чудовище.

    Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний)усиливает эмоциональную выразительность текста: каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

    Эпитеты помогают зрительно представить картину: молодой воробей; едва прораставшие крылышки; отчаянный жалкий писк; зубатая раскрытая пасть; маленькое тело; безопасная ветка; любовный порыв.

    Олицетворение – автор использовал персонификацию, чтобы наделить пса человеческими качествами. Собака отступает от загнанной в угол добычи, преклоняясь перед силой любви.

    Выразительность произведению придаютметафоры: ветер сильно качал, камнем упал, голосок одичал и охрип, сила сбросила его.

    Автор использует эмоционально-экспрессивную лексикудля описания маленькой героической птицы (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

    Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! Выразительная роль глаголов, передающих все оттенки действий.

    Восклицательные знаки и многоточие дают читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.

    Суффиксы передают отношение лирического героя к персонажу:-ышк-, -еньк- уменьшительно-ласкательный; -ищ- увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище).
    Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
    Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).
    «Незнакомка» Александра Блока – мое любимое стихотворение. Но больше всего мне нравятся строки:

    И каждый вечер, в час назначенный

    (Иль это только снится мне?),

    Девичий стан, шелками схваченный,

    В туманном движется окне.

    Каждый вечер в уличном кабаке, среди шума и пьяных,поэт пытался залить вином свое одиночество. И вот в туманном окне возникает образпрекрасной дамs. Слова «девичий стан, шелками схваченный» говорят, что у девушки тонкая талия и она обеспеченная леди, раз носит шелковое платье. Ритм четверостишья и мелодичное повторение гласного звука [а] придают утончённость образа Незнакомки и говорят, что она движется медленно,как будто плывет. Образ тумана усиливает ее таинственность.Кто она – призрак или реальная женщина?Автор сомневается в реальности, ему кажется, что это ему снится. Это прекрасное видение, мечта, недоступный идеал, который можетпомочь поэту вернуться к жизни и встать на верный путь.
    Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
    Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).


    Писатель

    Черты художественного мастерства

    Доминантная черта стиля, примеры произведений

    Ф. Достоевский


    1. Психологизм

    2. Многосюжетность

    3. Детективные сюжеты

    4. Полифонические романы




    Доминантная черта – психологизм:

    «Преступление и наказание»

    «Идиот»

    «Братья Карамазовы»

    А.Чехов

    1. Умение коротко говорить о длинных вещах

    2. Авторская позиция не акцентирована

    3. Предметная детализация

    4. Испытание героя бытом

    5. Принцип совмещения комического и трагического

    6. «Мимический» психологизм

    Доминантная черта – лаконичность:
    «Толстый и тонкий»
    «Смерть чиновника»

    «Студент»

    Л.Толстой

    1. «Диалектика души» (психологизм)

    2. Чуткость к движению истории

    3. «Мысль народная»

    4. Теория «опрощения»



    Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм):

    «Детство» «Отрочество»«Юность»

    «Анна Каренина» «Воскресение»

    «Война и мир»

    Б. Пастернак

    1. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром

    2. Звуковой колорит

    3. Философская направленность

    4. Смещение привычных значений предметов и понятий (экспрессионизм стиля)

    5. Лирический «напор»: стремительное и бурное движение стиха

    6. Метафорическая насыщенность стихотворений

    Доминантная черта – метафорическая насыщенность:
    «Февраль. Достать чернил и плакать»

    «Когда разгуляется»

    «Весна»

    «Гамлет»

    «Во всем мне хочется дойти»

    «Снег идет»

    А. Солженицын

    1. Нейтральность тона повествования

    2. Документальность

    3. Библейские мотивы

    4. Ассоциации с классическим эпосом

    5. Символичность композиции

    6. Авторская позиция не всегда выражена

    7. Внимание к богатствам русского языка

    Доминантная черта – документальность:
    «В круге первом»

    «Архипелаг ГУЛАГ»

    «Раковый корпус»

    «Один день Ивана Денисовича»


    Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
    Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

    Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

    Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
    В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

    Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

    - Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

    В горнице было тепло, сухо и опрятно…

    Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

    - Эй, кто там?

    Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

    - Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?

    Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

    - Самовар. Хозяйка тут или служишь?

    - Хозяйка, ваше превосходительство.

    - Сама, значит, держишь?

    - Так точно. Сама.

    - Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

    Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

    - И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

    Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

    - Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

    - Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

    - Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

    подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

    - Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

    - Вроде этого… Боже мой, как странно!

    - Что странно, сударь?

    - Но все, все… Как ты не понимаешь!

    Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

    - Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

    - Мне господа вскоре после вас вольную дали.

    - А где жила потом?

    - Долго рассказывать, сударь.

    - Замужем… не была?

    - Нет, не была.

    - Почему? При такой красоте, которую ты имела?

    - Не могла я этого сделать.

    - Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

    - Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

    Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

    - Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.

    - Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
    И. А. Бунин
    Опорные вопросы для анализа текста

    1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

    2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

    3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

    4. Что является главной темой произведения?

    5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?
    Ответ:Бунин –выдающийсяпоэт и прозаик. Для его прозы характерны важные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Автор присутствует во многих рассказах как очевидец и участник происходящего. Он является не только гениальным писателем, но и тонким психологом. Бунин – признанный мастер художественного психологизма. Очень ярко психологизм показан в сборнике «Темные аллеи».Бунин мастерски смог передавать глубину человеческих чувств, используя свои способы и приемы изображения внутреннего состояния героев.

    Произведение (отрывок) написано в жанре рассказа, так как в нём показан небольшой временной отрезок и минимальное количество героев. Направление рассказа – реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатель верит, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.

    Бунин считает, что любовь – это наиболее важная ценность для человека, бесценный дар.В этом рассказеавтор в очередной раз доказывает читателям, что настоящая любовь – это неискоренимое чувство.На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, писатель говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Мы улавливаем тоску Бунина по прошлому,читаем мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы.

    Главная темарассказа – тема любви, забытой, отвергнутой в прошлом. Любовь бывает не только счастливой, но и трагичной. После нанесенной обиды и расставания с любимым Надежда так и не смогла оправиться. Она не создала семьи, не вышла замуж, а Николай Алексеевич тоже не нашел счастья в жизни.Бунин показывает силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает.

    Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» –предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: возможно, счастье уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

    Огромную роль писатель отводит художественным деталям, пейзажу, интерьеру. Они выполняют роль фона, через который наиболее ярко и точно раскрываются герои. При описании чувств и эмоций художник слова использует «тайный психологизм».

    Рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки: холодное ненастье с грязью и слякотью. С самого начала мы можем говорить о символизме времени и пространства. Дорога – жизненный путь героев, осень – их старость, время, когда можно оценить свою жизнь, взглянуть на нее со стороны, понять и признать свои ошибки. Мрачный пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет еще роль психологического параллелизма с настроением главного героя, настраивает на трагический исход истории любви героев.

    Основное действие рассказа разворачивается на постоялом дворе. Здесь писатель использует антитезу. Тепло, уют и чистота в доме Надежды противопоставлены грязной осенней сырости. Случайная встреча возвращает старика-военного в самые счастливые, самые волшебные годы его жизни.

    Портрет Николая Алексеевича: «стройный старик военный… в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый…оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы». Одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом, бледной худой рукой и усталым взглядом, говорит о несложившейся жизни.

    Портрет героини:«темноволосая, тоже чернобровая... с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная... легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях».Автор любуется героиней и симпатизирует ей, она красива, спокойна, нет признаков старости, усталости.Через детали обстановки показано трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной Надежды.Надежда одинока, но нет такого чувства, что ее жизнь не удалась, не сложилась, прошла впустую.

    Центр рассказа – это диалог главных героев – один из психологических приемов раскрытия характеров и чувств. Он выстроен так, что мы видим происходящее сразу с двух позиций, которые сталкиваются. Всего несколько реплик произносят герои, и их любовь, вся жизнь героини, как на ладони. Диалог переходит в спор. У героев разные взгляды на настоящую любовь. Любовь Надежды – это короткое счастье, которое обернулось трагедией. Она не смогла полюбить снова, выйти замуж, завести семью. Она всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом. Для героя это «история пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

    Николаю Алексеевичу стыдно, что он когда-то бросил Надежду; все его движения, мимика, отражающая эмоции, передает смятенность чувств: «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»; «- Боже мой, боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее» (здесь мы видим растерянность героя, стремление собраться с мыслями, овладеть собой); «Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить»; «Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал».

    В приведенном отрывке рассказа «Темные аллеи» присутствует драматизм. Главный герой, построивший личную жизнь, увидел свою возлюбленную спустя много лет. Он с грустью вспоминает былые чувства. Невозможность счастья подчёркивают реплики главного героя: «всё проходит... Любовь, молодость, всё, всё». Главная героиня на протяжении многих лет любила Николая Алексеевича. Она хранила чувства о нем, несмотря на то, что они не могли быть вместе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» – заявляет Надежда.Таким образом, драматизм приведённого эпизода заключается в том, что оба героя так и не смогли обрести счастья.
    Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
    Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
    Я покинул родимый дом

    Голубую оставил Русь.

    В три звезды березняк над прудом

    Теплит матери старую грусть.
    Золотою лягушкою луна

    Распласталась на тихой воде.

    Словно яблонный цвет, седина

    У отца пролилась в бороде.
    Я не скоро, не скоро вернусь!

    Долго петь и звенеть пурге.

    Стережет Голубую Русь

    Старый клен на одной ноге,
    И я знаю, есть радость в нем

    Тем, кто листьев целует дождь,

    Оттого, что тот старый клен

    Головой на меня похож.
    1918г.
    Вопросы для письменного анализа:

    а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

    б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

    в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

    г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
    Ответ:Лирическое стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом; было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной.В стихотворении нельзя выделить сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Композиция – линейная, поскольку автор не возвращается к уже упомянутому. Стих состоит из четырех строф, которые представлены в виде четверостиший, четыре последовательные части:

    1. Воспоминания о матери.

    Поэт видит с родной дом и прощается с ним:старая мать Есенина у окна, смотрит на пруд, звезды над ним, березки –вспоминает о сыне.

    1. Тоска по отцу.

    Здесь взгляд поэта обращен на то, какотражается луна в тихой воде, седину в бороде у отца.

    1. Осознание того, что расставание закончится нескоро.

    Поэт видит зимнюю пургу и стоящий на страже старый клен, переживает о том, что он еще нескоро увидит родной край и близких людей.

    1. Сопоставление главного героя с образом старого клена.

    Есенин рисует образ старого клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта.

    Таким образом поэт охватывает взглядом всю свою Голубую Русь: от звезд на небе, отражения луны в пруду до каждого листочка на клене, видит постаревших родителей.

    В стихотворении используются яркие образы, которые тесно перепледаются в произведении:

    1. Лирический герой скучает по своей малой родине, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожит ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.

    2. Центральными выступают образы родителей: матери и отца.

    3. В конце произведения появляется образ «старого клена». Поэт как бы сравнивает себя с ним («старый клен головой на меня похож»), создавая символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится.

    4. Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Образы луны, воды, пурги, дождя дополняют картину родной природы. Он назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба.

    Сергей Есенин использовал в стихотворении множество художественных приемов. За счет этого читателю легко представить красочную картинку, описываемую автором:

    1. Метафоры: «березняк над прудом теплит… грусть», «Золотою лягушкой луна распласталась…», «седина у отца пролилась в бороде».

    2. Олицетворения. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит: «долго петь и звенеть пурге», Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом: «Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге».

    3. Сравнение: «Словно яблонный цвет, седина».

    4. Эпитеты: «родимый дом» «голубую Русь», «Золотою лягушкой», «на тихой воде». И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.

    5. Поэт придумывает собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и эмоции: «яблонный», «теплит».

    6. С помощью еще одного приема – лексического повтора «не скоро, не скоро» автор хочет подчеркнуть, что еще долго ему тосковать вдали от родного дома.


    Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
    В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
    Ответ:Одна из главных нравственных проблем войны– трудность и необходимость нравственного выбора. Очень часто нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни. Выбор между плохим и хорошим, добрым и низким.

    Не избежал этой дилеммы и Григорий Мелехов – главный герой романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова. От многих других казаков его отличает благородное, чистое отношение к женщине. Он не принял участие в этом хамском изнасиловании женщины.Григорий делает выбор в пользу нравственности и тогда, когда, в отличие от брата своего Петра, гнушается отнимать на правах победителя что-нибудь, что пригодится в хозяйстве. Он брал лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам.

    Сложно сделать Григорию выбор между Натальей и Аксиньей. Крепка любовь его к Аксинье, Степановой жене. Ради нее переступил Григорий свою казачью гордость, самолюбие и поступил в батраки. Обижает он, конечно, обеих женщин этими своими колебаниями, ибо любовь к нему и Аксиньи, и Натальи сильна и неколебима.

    Колебания Григория между «красными» и «белыми» — своего рода поиск Григорием правды. И выбор он в конечном итоге делает в пользу нравственности, ибо нет правды ни на стороне красных, ни на стороне белых, поскольку ненавистна Григорию классовая борьба, являющая собой кровь, насилие, жестокость. Его выбор — в пользу другой жизни, состоящей из таких понятий, как мирный сельский труд, большая дружная семья, любовь и дети.

    1. Повесть В. Быкова «Сотников»–произведениео Великой Отечественной войне. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Старосте Петру приходилось выбирать: отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя.

    2. М. Шолохов «Судьба человека» - произведение о Великой Отечественной войне.Его герой, Андрей Соколов, сталкивается с необходимостью выбирать. Первый раз: идти или не идти на войну. Андрей твердо решил воевать за Родину.

    Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Выбор, сделанный Соколовым, не мог не заслужить уважения у любого человека, даже у коменданта концентрационного лагеря.

    Андрею Соколову еще многое придется вынести: побег из плена, гибель семьи, смерть сына. Но не спивается, не жалуется на свою судьбу, работает шофером. Герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной.

    3. В. Кондратьев «Сашка»произведение Великой Отечественной войне.Главным героем повести является Сашка. Он отличается от многих солдат тем, что в нём война не притупила самое важное качество – человечность. Один из главных эпизодов повести – это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашка проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

    4. А.Фадеев «Разгром»произведение о Гражданской войне в Уссурийском крае. Главным героем романа Фадеева является командир партизанского отряда Осип Абрамович Левинсон, заслуживающий авторитет и уважение у подчиненных. Его отличают такие качества, как терпение, находчивость и мудрость.

    Фадеев не боится показать Левинсона, совершающего жестокие поступки, находящегося в ситуации нравственного выбора. Таким мы видим его в эпизоде с корейцем, когда, конфисковав свинью, командир обрекает на голодную смерть всю его семью. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце забирает свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих.

    Вторым по значимости эпизодом становится приказ Левинсона дать яд смертельно раненому Фролову. Этот поступок продиктован желанием избавить товарища от мучений, ведь итог все равно будет один. Тогда уж лучше ему «помогут» свои, чем враги. Скупое и четкое решение Левинсона, лишенное эмоций, противопоставляется истерике Мечика, наблюдавшего за открытым отравлением партизана Фролова. Романтик и интеллигент, он поддается чувствам, и такой поступок для него тяжел и необъясним.Наверное, это неумение брать на себя ответственность и нерешительность приводят к тому, что Мечик становится предателем. Он не готов, как Морозка, пожертвовать своей жизнью ради других. Спасенный, он даже самому себе не сможет оправдать этого поступка.

    5.В повести Гоголя «Тарас Бульба» – произведение о борьбе украинского народа против иноземных захватчиков. Тарас Бульба – мудрый полководец, который любит свою землю и может за неё постоять. У Тараса было два сына: Остап и Андрий. Андрий учился лучше брата,был склонен к обучению, но в отличие от Остапа не стремился стать настоящим казаком. Он был мягче, утончённее, гибче брата, хоть они и были ровесники.

    Остап в произведении предстаёт перед нами настоящим героем, который до последнего сражался за свою родину. В конце ожесточённой схватки Остап был взят в плен. А в это же время один на один в поле сражались отец и сын «предатель».

    Андрий находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, – это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.


    Пермь - 2023


    написать администратору сайта