Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Культурология «Самостоятельная работа по теме 1.3.» Выполнил: Обучающийся Фролова Александра Сергеевна

  • Преподаватель: Чепрунова Дарья Владимировна «Самостоятельная работа по теме 1.3.» Цель занятия

  • Задания для самостоятельной работы: Задание 1.

  • Основа классификации Типы культур

  • Фролова А.С. Самостоятельная работа 1.3. Культурология.. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина Культурология


    Скачать 148.75 Kb.
    НазваниеПрограмма среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина Культурология
    Дата11.01.2022
    Размер148.75 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаФролова А.С. Самостоятельная работа 1.3. Культурология..rtf
    ТипПрограмма
    #328198

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.03 Педагогика дополнительного образования

    Дисциплина: Культурология
      1. «Самостоятельная работа по теме 1.3.»



    Выполнил:

    Обучающийся Фролова Александра Сергеевна

    Преподаватель:

    Чепрунова Дарья Владимировна

    «Самостоятельная работа по теме 1.3.»

    Цель занятия: закрепление знаний о теории культуры, формирование умения применять их.

    Задания для самостоятельной работы: 

    Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Типология культур».

    Основа классификации


    Типы культур

    Связь с религией

    Культуры религиозные и светские

    Региональная принадлежность

    Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская

    Религиозно-этническая особенность

    Русская, французская и т.д.

    Принадлежность к историческому типу общества

    Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества

    Хозяйственный уклад

    Культура охотников и собирателей, земледельцев скотоводов, индустриальная культура

    Сфера жизни общества/ вид деятельности

    Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая и т.д.

    Связь с территорией

    Сельская и городская культура

    Специализация

    Обыденная и специализированная

    Вид аудитории

    Высокая или элитарная, народная, массовая культура


    Задание 2. Напишите опорный план-конспект по теме «Культурные коды». В конспекте должны быть отражены следующие моменты:



    • понятие культурного кода;

    • типы культурных кодов;

    • символизм культурных кодов.

    Ответ:

    Культурные коды.

    Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в данной культурной эпохе. Само понятие» код» впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирования невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.

    Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры. Другими словами, код — это модель, правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

    Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

    1) Самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры;

    2) Открытостью к изменениям;

    3) Универсальностью.

    В соответствии с классификацией типов культуры М. Маклюэна выделяют коды дописьменных культур, коды письменных культур, коды экранных культур.

    Дописьменная культура охватывает огромный» доисторический» период, включающий» дикость» и» варварство» (по терминологии Л. Моргана и Э.Б. Тейлора). В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифологический. В первобытном обществе миф – это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания, как в предметных, так и в знаковых формах.

    Коды письменных культур формируются с конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени. Эти коды в различных локальных культурах имеют исторически конкретные и разнообразные формы. Таких форм – огромное множество, и требуется большая работа по выявлению и описанию культурных кодов локальных культур. Принципиальное же значение при характеристике кодов письменных культур имеет положение о том, что под воздействием социальных преобразований мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности разрушается, и каждый из этих параметров обретает форму самостоятельного функционирования и осуществляется различными социальными группами. В культурный код включается история. Тем самым прошлое, давнее и недавнее, становится рядом, составляет события жизни одного народа, которые связываются столь же прочно в единое осмысленное целое, как связан этот период со своими Богами или Единым Богом

    Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине 15 века и связано с изобретением книгопечатания. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен. Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука. Ее результат – достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.

    В 17-19 вв. знаки как факт, научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложатся в основание культурного кода Западной Европы.

    В 20 веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода. Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на» вторичную предметность» – компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т. д. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения. Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Для нового мышления характерно »сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование »интеллектуальной образности» и чувственного моделирования.

    Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в дан­ ной культурной эпохе. Само понятие »код» впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирова­ния невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шиф­ровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.

    Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценно­стей данной культуры. Другими словами, код — это модель, правила формиро­вания ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от ис­пользуемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспри­нятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

    Пермь - 2022


    написать администратору сайта