литература. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Литература
Скачать 85.27 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.04 Специальное дошкольное образование Дисциплина: Литература Практическое задание 5. Выполнил: Обучающийся Новикова Дарья Алексеевна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Задание 1 Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»). Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания. Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов). Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики. Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками. Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен. Задание 2 Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика. Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым. Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви. Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор. Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете. Задание 3 Мне безумно нравится стихотворение Пушкина: «Я вас любил, любовь ещё быть может в душе моей угасла не совсем…». Нравится мне и самая первая строка в этом стихотворении. Автор говорит своей пока ещё возлюбленной о том, как сильно и нежно он ее любил. В этих строках прослеживается то, что он пока ещё любит эту женщину. В этих строках мы видим повторение слова «любовь», что говорит о том, что чувство было действительно сильным. В этих строках также видны трепет и робость автора, словно мы видим его наяву. Задание 4 Лучше горькая правда (1скл) друга (2), чем сладкая ложь (3) врага (2). Храбрость (3) города (2) берет. Человек (2) без родины (1), что птица (1) без крыльев (крыло 2 в молодости (3) не научишься работать, нищим (2) останешься. Золото (2) добывают из земли (1), а деньги (скл.не определяется, т, к, это неизменяемое слово во мн.ч.) добывают из грязи (3). Птице (1) нужны крылья (крыло 2 скл) , а человеку (2) любовь (3). Задание 5 Я считаю, что автор размышляет над вопросами понимания человека и животного. В данном случае Тургенев рассказывает о человеке, который понимает по взгляду собаки, что она хочет сказать ему. От вопросов понимания,автор плавно переходит к вечной теме – теме жизни и смерти. Но его это не пугает, ведь как говорит он сам: «Это не животное и не человек меняются взглядами…Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой». Нельзя не заметить повторы слов «тоже», «тот же», «то же», «та же». Все эти слова служат одной художественной цели – передать единство душ собаки и человека. По прочтении произведения, мы понимаем, что собака и автор неразрывно связаны друг с другом, и поэтому Тургенев так часто использует эти слова. Кроме этого, автору удается сделать из «немой» сцены эмоционально насыщенную. Это у него получается благодаря рассуждению. Тургенев заставляет и нас задуматься об этих отношения человека и животных. Задание 6 1) Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с образом сторожа-клена. (С этим кленом сам поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ «Голубой Руси» - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских воспоминаний. 2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа. 3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают (ассонанс) часто употребляемые слоги ла. Ол, ло, причем последние звучат как [а]. Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский житель скажет: русь-грусьсь, дошш –похош! 4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.! ∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥ Задание 7 Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь. Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна. Пермь - 2023 |