Главная страница

психология. Психология прак. 1. Программа среднего профессионального образования Специальное дошкольное образование Дисциплина Психология Практическое задание 1


Скачать 85 Kb.
НазваниеПрограмма среднего профессионального образования Специальное дошкольное образование Дисциплина Психология Практическое задание 1
Анкорпсихология
Дата29.06.2022
Размер85 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПсихология прак. 1.doc
ТипПрограмма
#620500



Программа среднего профессионального образования

Специальное дошкольное образование

Дисциплина:Психология

Практическое задание №1


Выполнил:

слушатель Славкова Наталья Николаевна

Преподаватель:

Мороз Татьяна Сергеевна


Задание 1.Заполните таблицу, рассмотрев периоды:

Охарактеризуйте развитие психологических знаний в рамках учений о душе.

Психологическая проблематика в античности.

Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения.

Психологические проблемы в Новое время.

Раскройте направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки.

Этап развития психологии (века)

Научное направление;

основные представители, их вклад

Предмет психологии

Методы исследования

развитие психологических знаний в рамках учений о душе

Милетская школа (древнегреческая культура) VII-VIвв. до н.э..

Основные представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений.

Фалес (624-547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. У кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности .

Анаксимандр (610-547гг. до н.э.) Принимает за источник всех вещей «апейрон» - такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Анаксимандр был первым из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему первому принадлежит идея зарождения живого из неживого.

Анаксимен (588-522 гг. до н.э.) в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.

Душа

нет




Гераклит (510-470 гг. до н.э.) Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последующих древних мыслителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию. Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:

1) идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (Логоса);

2) положение о внешней и телесной детерминации психического;

3) сохранение жизнедеятельности (сон, бодрствование) и психики (познавательные и побудительные силы);

4) внутреннюю зависимость и соотношение познавательных и побудительных сил, относительный характер последних;

5) изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое;

6) процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание);

7) введение первого психологического термина «психея» для обозначения психических явлений.

Душа

нет




Демокрит (460-370гг.до н.э.)

Основатель атомистического напрвления. Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы. Отправными положениями в объяснении возникновения ощущений и восприятий являются принцип подобия и механизм истечений. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. самим атомам и телам, состоящим из них, не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения соленого, сладкого, красного, желтого, теплого, холодного и т. д. Те краски и ощущения, которые человек испытывает, представляют собой субъективные переживания, объективным основанием которых являются внешний мир, составленный лишь из атомов и пустоты. Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов: ощущений, восприятий и побудительных сил.

Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций.

нет

Античная психология

Платон. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие - это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие.

Античная психология.

Душа

Методы других наук- философии, математики и медицины.

Античная психология

Аристотель (384-324 гг.до н.э.)Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме.Душа как форма есть сущность всего живого. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий. Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя». Мышление невозможно без чувственного опыта. Мышление - это форма чувственных форм. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела.Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей.

1) Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

2) Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

3) Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Душа

Методы других наук- философии, математики и медицины.

Средневековье

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Зависимость от религии поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Августина Аврелия(354-430гг). Стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом. Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт, значит, мера истины - в нашем самосознании.

Ибн аль-Хайсам (965-1039) Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.

Ибн Сины (980-1037) Разработал так называемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное.

Фома Аквинский (1226-1274) В своей системе, получившей названи томизм, он стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой.

Роджер Бэкон (1214-1292) Он был за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание - сила», доказывавшийся безграничность способностей и возможностей человеческого ума.

Средневековье- это этап в развитии психологии, которое связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии.

Методы экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время полученные результаты требовали осмысления в новых категориях, без обращения к схоластическим проблемам (в частности, к проблеме универсалий) и к вере.

Эпоха Возраждения

Эпоха Возрождения была по сути временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний.

Бернардино Телезио (1509-1588) Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540)

X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных — индукцию. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Наука о сознании, его содержании и пути формирования.

Интроспекция, логика (индукция, дедукция, анализ и т.д.)

Новое время

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Он заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Первый положил начало теории индукции и указал на опыт и наблюдение как на единственные основания для расширения знаний, в том числе и психологических. Он положил начало сознательному эмпиризму в психологии. Он первый заговорил о том, что человеческая деятельность может быть правильно исследована путем опыта.

Репе Декарт (1596-1650) Он впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические — нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не мепее, не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Декарт первым ставит психофизическую проблему, то есть проблему отношения души и тела.

Джон Локк (1632-1704) - родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе нашего сознания находятся идеи. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается:

1. Отсутствие прирожденных идей.

2. Источник развития души — опыт и рефлексия.

3. Исключительное значение языка в развитии человека.

Сознание и процессы мышления.

Интроспекция, логика (индукция, дедукция, анализ и т.д.)

Психология периода её развития, как самостоятельной науки

В ХIХ веке возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание долго понималось как явление особого рода, обособленное от других естественных процессов. Ученые считали, что психическая жизнь – проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа. Это подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Развитие психологии во второй половине 19 века осуществлялось в непрерывной борьбе сменяющих друг друга теорий. Однако почти все они разрабатывались в рамках интроспективной психологии.

Вильгельм Вундт. Выделение психологии в самостоятельную науку, т.е. формирование научной психологии принадлежит ему. Он предложил цельную программу разработки экспериментальной психологии. Задачи психологии он сводил к изучению элементов сознания и установлению законов, по которым устанавливаются связи между элементами сознания. Вундта интересовала структура сознания, разработанная им теория известна в науке как теория элементов сознания. Основной метод, используемый Вундтом интроспективный. Им была создана первая экспериментальная психология, которая стала центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакций на различные раздражители, изучались ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

Уильям Джеймс.

Джеймс на животных изучал нервную систему, рефлексы животных, исследовал стрессы человека и влияние гипноза. Джеймс отвергал членение сознания на элементы, а предполагал о целостности сознания и его динамике («поток сознания»). Его теория потока сознания – это модель сознания, в которой оно наделено свойствами непрерывности, целостности и изменчивости.

Эдвард Титченер. Он различал три категории элементов: ощущение, образ и чувство, выдвинул предположение согласно которому, знание об объекте строится из совокупности чувственных элементов.

Сознание

Интрспективный метод - метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.




ХХ век.

Длительным и противоречивым было становление психологии как науки о процессах, функциях и механизмах психики. Наиболее ранняя естественная модель психики, как единой системы рефлекторного типа принадлежит Сеченову. Он пришел к выводу о причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Сеченов первым сформулировал идею единства сенсорных и моторных процессов, об активном характере психического отражения, о том, что формирование образов действительности осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия со средой. Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие в исследованиях Павлова, Бехтерева и других психофизиологов. Павлов открыл условный рефлекс как механизм научения и приобретения опыта. Он выделил два типа рефлексов, выдвинул учение о двух сигнальных системах, разработал учение и типах высшей нервной деятельности, определил качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животными и многое другое. Согласно его учению, рефлекторность, как основной закон психического, предполагает:

1) первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике,

  1. закономерный переход от активности воспринимающих структур психической системы (анализаторов) к активации исполнительных (эффекторов), в целесообразность двигательных реакций и их «обратное» влияние на формируемый психикой образ окружающего мира.

Л.С. Выготский

высшие психические функции – характерны только для человека, высшие формы психической деятельности не запрограммированы генетически, но складываются по мере усвоения индивидом социального опыта, в процессах обучения, общения и взаимодействия с другими людьми.

Личность, индивидуальность, психика.

Метод исследования, наблюдения.


Задание 2. Раскройте биологическое и социальное в личности человека.

Проведите анализ основных характеристик личности: активность и направленность.
Личность - это конкретная совукупность характеристик и стремлений, обуславливающих те общие и индивидуальные особенностиповеденческих проявлений (мыслей, чувств, действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека.

В биологических концепциях психическое развитие рассматривается как функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используют законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Человеческий индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивает универсальную его готовность к развитию, в том числе и психическому. Для психологического исследования личности важно содержание жизнедеятельности индивида в каждом временном интервале.

Отечественный психолог Б.Ф.Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются две разные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности - его включенность в жизнь общества. Исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид - общество не может быть понятым. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается.

Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях.
Проведите анализ основных характеристик личности: активность и направленность.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность. Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:

· любая потребность имеет свой предмет;

· всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;

· потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив. Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

1. Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.

2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.

4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.

5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную форму деятельности.

6. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение личности.

7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости личности.

8. Убеждения – это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.

Задание 3. Дайте характеристику самосознание личности. Я- концепция и я-образ. Самооценка личности.

Характеристика самосознания личности. Я- концепция и я-образ.

Самосознание личности - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как "Я". Субъективное переживание собственного "Я" выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Я-концепция- относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

Три главных элемента Я -концепции:

  1. Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

  2. Эмоционально-оценочная составляющая- самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

  3. Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Наиболее известным различением является различение "Я -реального" и "Я -идеального", а также различение "материального Я" и "социального Я".

Самооценка личности.

Самооценка– оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии. Благодаря самооценке человек пытается оценить свои качества, возможности и свойства. Это становится возможным при непрерывном сравнивании себя с другими людьми, с которыми человек находится в непосредственном контакте. Движущими мотивами самооценки являются мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. При завышенной самооценке у человека проявляется комплекс превосходства, идеализированное представление о самом себе, о своей значимости. Он часто игнорирует неудачи, истолковывает свои слабые стороны, как сильные. Неуспех, как правило, связывает с внешними факторами. Личность становиться «недосягаемой» для других, «душевно глухой», теряет обратную связь в контактах с другими людьми, не прислушивается к чужому мнению, в отношении с другими проявляются авторитарные нотки. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Заниженная самооценка, как правило, приводит к комплексу неполноценности, когда человек неуверен в себе, излишне застенчив, нерешителен и предъявляет к себе и окружающим слишком высокие требования. Правда, постепенное развитие стремления к самоутверждению может привести человека к неразборчивости средств в достижении этой цели. Цели, которые человек ставит перед собой, обычно занижены и не соответствуют его истинным возможностям. Иногда говорят о целостной (глобальной) и частной (порциальной) самооценке. В первом случае объектом самооценки выступает вся личность, во втором — определенные характеристики. На самооценку большое влияние оказывает уровень притязаний личности.



написать администратору сайта