Главная страница
Навигация по странице:

  • Группа Тематический интерес

  • Жизнь монастыря в военные годы

  • Изучение церковного искусства

  • Анализ деятельности туристских фирм г. Псков

  • Результат анализа

  • Анализ туристской отрасли для выявления выставочного ресурса. Программа выставочного мероприятия 115


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеПрограмма выставочного мероприятия 115
    АнкорАнализ туристской отрасли для выявления выставочного ресурса
    Дата24.02.2023
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнализ туристской отрасли для выявления выставочного ресурса.doc
    ТипПрограмма
    #953604
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    1.2 Псковская область


    Псков – один из самых древних и известных городов России. Первые упоминания о нем в летописи относятся к 903 году. С давних времен город славился неприступностью. Расположенный на северо-западной границе он постоянно подвергался нападениям литовских, шведских и немецких войск. Поэтому-то и была так велика роль Крома – Псковского кремля, представляющего сейчас главную достопримечательность города.

    Кром непохож на кремли других российских городов. Как правило, кремль ассоциируется с красным кирпичом. Серые стены Псковского Крома символизируют собой самобытную архитектуру региона. Облик Пскова найдет свое отражение и в постройках на территории области, где, так же как и центральном городе доминируют серый и белый цвета

    Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка являются:

    • экологический туризм;

    • познавательный туризм;

    • тематический, или специализированный туризм;

    • круизы.

    Псков благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных и российских туристов имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.



    Рис 2.1 Карта Псковской области

    Знаменитый своими крепостными, культовыми и гражданскими постройками – он один из самых колоритных городов древней Руси. Первоначально пребывавший в составе Новгородского господства, Псков в середине XIV века обособился и создал свой самобытный вариант древнерусской культуры.

    Среди основных познавательных маршрутов можно выделить следующие:

    • старинный Псков,

    • центр Пскова. Кремль. Троицкий собор,

    • храмы Пскова,

    • псковская крепость.

    Все крупнейшие события отечественной истории, так или иначе, касались жизнедеятельности псковских монастырей. Многие сооружения всего архитектурного комплекса связаны с конкретными историческими событиями, личностями. Каждый новый виток развития художественной, религиозной культуры нашел в их стенах свое отражение.

    Рассмотрим основные целевые аудитории познавательного туризма по псковским монастырям.

    Таблица 2.3

    Группа

    Тематический интерес

    Пенсионеры, военные

    Жизнь монастырей во время войны

    Кадеты, дети-сироты23

    Жизнь монастырей во время войны, архитектурные особенности защитных сооружений,

    Война и религия, патриотизм и вера

    Школьники

    Изучение русской истории

    Студенты художественных ВУЗ

    Особенности русской церковной культуры (фрески, иконы, архитектура)

    Иностранцы, жители России

    Культурное наследие Пскова

    Верующие

    Паломничество по святым местам


    В данном параграфе автор основное внимание уделит двум направлениям, которые не были описаны выше, и определит какие факты и сведения способны заинтересовать выбранные целевые аудитории:

    • Монастыри во время войны 1941-1945, (на примере Псково-Печерского монастыря),

    • Церковная культура (на примере Мирожского монастыря).


    Жизнь монастыря в военные годы

    Для раскрытия данной темы автор диплома воспользовался доступными архивными ресурсами Псково-Печерского монастыря, а также записями книги посетителей монастыря.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

    Псково- Печерский Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому). В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: Архимандрит Парфений ушел на покой по старости, на смену ему пришел Игумен Павел, бывший уже также в преклонных летах.

    Военные годы (1941-1945) были такими же трудными для обители, как и период гражданской войны. Вступая в этот период, братия особую надежду возлагали на Небесную Игумению - Пресвятую Богородицу. Жизнь состояла из ежедневной молитвы и труда по сохранению монастыря. Яркой иллюстрацией этого является документ:

    «…Целы и невредимы также все храмы Божий и всё в них, а также и ризница и все в ней находящееся за тремя печатями: Советской, монастырской, немецкой. Богослужения всегда происходили. Мы поражены заботою о нас нашей Небесной Игуменьи, что даже взятые ключи от Ризницы Советскими властями 21 окт. прошлого 1940 г. нам возвращены Печер. город. Управою 13.VIII, которые нашел сын председателя Уездной печ. Управы в замке Алатскиви близ Пейпуса. В ризницу мы до сих пор не ходили, считаем это за лучшее... к тому же у нас нет описи, которая имеется единственно у г. Вага, который её проверял, была у О. Иг. Агафона, но и её товарищи взяли, пострадал лишь немного хозяйственный инвентарь, т.е. мы принудительно должны были очень дешево продать лошадь, 4-х коров, сено, солому, сбруи и земледельческие орудия. Из настоятельского дома увезена вся обстановка. Храмы обложения не имели, но за братское помещение платили очень дорого и всего уплачено более 4.000 руб. Милостию Божиею сделали необходимый ремонт... У Михайловского Собора с южной стороны сделаны деревянные ступни и заготовлены 200 досок 2-х дюймовок, для пола Успенского Собора. О. Павел был командирован во Псков с нашими продуктами для голодающих 9.VIII. и для Богослужения - по просьбе верующих»24.

    В военный период игумен Павел не только совершал Богослужения и проповедовал, трудился по хозяйству монастыря, но самое главное - помогал военнопленным и престарелым. Обратимся к документам и воспоминаниям очевидцев.

    «Вх.№112.  19.VIII. 41 г. Отец Павел! Умоляю Вас, посетите богадельню, окажите милосердие несчастным никому не нужным людям. Ведь подумайте, от голода один выбросился из окна, вчера умер, а другие просят отравить их. Очень надеюсь, что Вы не откажите в моей просьбе.
    София Дмитриевна Петрова из г. Пскова. Богадельня в Завеличье
    »25.

    На этот крик о помощи игумен Павел после Богослужения с церковного амвона делает воззвание к народу о помощи больным, престарелым и военнопленным. Прихожане монастыря откликнулись на призыв игумена Павла. Продукты собраны:

    «№139   23.VIII.41 г. Удостоверение в том, что из Печерскаго монастыря во г. Псков голодающим посылаются сто одиннадцать (111) пудов на 4-х подводах а именно: хлеба 12-ть мешков - 25 пуд., 7 мешков мука ржаной - 25 пудов, 1 мешок муки белой 1 пуд., крупы 3 мешка - 3 пуда, сухарей 5 меш. - 6 пуд., 4 мешка и корзина овощей - 8 пуд., 12-ть меш. Картофеля - 43 пуд., 197 яиц, 5 кило мяса. Помощник Настоятеля Иеромонах Павел Горшков.

    P.S. осталось в монастыре 3-й мешка картофеля, п.ч. не поместилось на 4 подводы. Всего из Св. Печерской обители послано 153 пуда в Псков голодающим, а именно: 8.VIII - 42 пуд., сопровождал о. Павел, и 23.VIII - 111 пудов сопровождали Широкова Анастасия Ильинична и Быстрика Наталья Афанасьевна.
    Подводчики бесплатные: Курносов Николай Васильевич
    ».

    Оказанная помощь дошла до адресатов. Это подтверждают благодарственные письма:

    «Вх. №119 от 26. VIII.41 г.Больные военнопленные и персонал госпиталя лагерного пункта № 134 в г. Пскове выносят глубокую благодарность за присланные продукты - муку, яйца и другое пожертвованное Вами для русских раненных военнопленных. По поручению больных подписывается врач Арко А., кладовщик Арко Р. Врач - подпись; Кладовщик - подпись. 24. VIII.41
     Существуют также и другие благодарственные письма:

    «Вход. №119. 26.VIII.41. Дорогой отец Павел. Администрация больницы и больные преклоняются пред Вашей добротой и благодарят за оказанную нам помощь. Через Ваших посланцев примите наш поклон и передайте всем молящимся монастыря Печерского благодарность Псковичей.
    Разрешите надеяться, что этот дар будет не последним со стороны молящихся.
    Смотритель больницы Софийский. 25.VIII-41


    «Вход. 120 oт 27.VIII.41. Глубокоуважаемый Отец Павел! Больные и старики Псковскаго Дома Инвлидов приносят Вам и всем прихожанам, откликнувшихся на Ваше обращение, глубокую благодарность за оказанную помощь выразившуюся в присылке продуктов, которые обеспечили инвалидов на несколько дней. Мы позволяем себе выразить надежду, что Вы, Глубокоуважаемый Отец Павел, и впредь не оставите нас своим попечением.

    По уполномочию Инвалидов за Зав. Домом подпись
    Секретарь Кондратьев Г. Псков. 24 августа 1941
    г.»

    Помощь продуктами питания для нуждающихся обитель оказывала и позднее. Это подтверждается многочисленными документами.

    Иногда Печорская комендатура не давала разрешения на доставку съестных припасов бедным и больным:

    «№224   16.XII.41r. Г. Коменданту Города Печор. Почтительно прошу дать разрешение на поездку в город Псков 17 сего декабря и обратно 22 декабря для доставки бедным больным хлеба, капусты, картофеля и других съестных припасов. Ответственное лицо Широкова Анастасия И., Балбуков А., Андреева Клавдия, Москвина А. и возчики Милованов Михаил, Махорин Виктор, Федоров Василий, Плешатов В. и Фенагин Михаил.
     Наместник Печерскаго монастыря Иеромонах Павел Горшков.
    Не   разрешено.»


    Приведенные документы - это только малая часть той социальной работы, которую проводил Псково-Печерский монастырь в годы оккупации.

    Чтобы дополнить картину служения Игумена Павла, приведем свидетельства знавших его очевидцев. Георгий Александрович Печников, житель города Печоры, рассказывает: «Мне известен случай в 1943 году, когда один из монахов прятал в монастыре партизана Ринусова. Позднее он погиб, но до настоящего времени жива его родственница Ринусова Елена Алексеевна (в действительности - Викторовна), которая может это подтвердить»26.

    Игумен Павел (Горшков) в своих проповедях пытался поддержать слабых и немощных духом, не допустить их до отчаяния, и это видно из воспоминаний Г. А. Печникова: «Я сам лично был однажды в церкви на его проповеди и хочу сказать, что его проповедь была патриотичной. Он говорил, что для нашего народа настали трудные времена, что надо все вытерпеть, что обязательно настанут лучшие дни и т.п27

    На территории Псковской и частично Ленинградской областей в период с 1941 по 1944 год по благословению Экзарха Митрополита Сергия осуществляла свою миссионерскую деятельность Псковская миссия, состоящая из группы священников во главе с протоиереем Кириллом Зайц из Риги.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей книге «Православие в Эстонии» пишет: «Необходимость Псковской миссии была очевидной. К началу Великой Отечественной войны на всей территории Псковской области действовали только два храма - в Пскове и Гдове. Верующие встречали миссионеров с исключительным воодушевлением. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и святому причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизические курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий. Миссия издавала информационный бюллетень. Деятельность Псковской миссии полностью осуществлялась на добровольные пожертвования верующих, но священнослужители жалования не получали. За три года существования миссии было создано до 200 приходов, которые окормлялись 175 пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов в основном осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Поскольку территория Псковской епархии перед войной находилась в ведении митрополита Ленинградского, экзарх митрополит Сергий не распространял на неё свою архипастырскую власть, и в храмах, пока оккупационное начальство не запретило, возносилось имя митрополита Ленинградского Алексия (Симанского)»28

    Для того чтобы кратко определить духовную атмосферу этого периода на Псковской земле приведем слова Архимандрита Кирилла (Начиса), который в это время служил псаломщиком в Псковской миссии: «Народ жаждал молиться, жаждал покаяния»29

    Во время войны Игумен Павел посетил сто деревень и сто школ и произносил там проповеди. Он вспоминал: «Мне было до слез больно, я боялся и считал, что детей без Бога оставить нельзя»30.   

    Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Алипий (Воронов) вместе со своим помощником Казначеем Архимандритом Нафанаилом (Поспеловым) восстановили точную хронологию событий весны 1944 года. В неопубликованной статье отца Алипия под названием «По следам монастырских сокровищ» он пишет: «Приближение Советских войск к Прибалтике в начале 1944 года сильно обеспокоило активный штаб государственного руководителя Розенберга, располагавшийся в Риге. Было решено вывезти драгоценные предметы из монастыря Ригу, якобы для передачи их на хранение канцелярии экзархата. Оккупанты все еще продолжали играть роль европейски образованных просветителей, спасающих культурные ценности русского народа от невежественных «варваров-большевиков»31.

    25 февраля 1944 года в монастырь поступило распоряжение гебитскомиссара Бекинга об упаковке наиболее ценных предметов ризницы для их последующей эвакуации. Монахи очень настороженно отнеслись к этому распоряжению. Почти пятьсот лет сокровища хранились в ризнице, их не выносили из стен монастыря, не смотря ни на какие войны и осады крепости... Поэтому никто не торопился выполнить приказ. Возможно, он так и остался бы невыполненным, если бы не воздушный налет 6 марта 1944 года. Одна из бомб упала напротив Успенского собора, на середину железной лестницы, чуть не попав в ризницу. От воронки бомбы до хранилища монастырских сокровищ оставалось всего лишь несколько метров. После этого начались работы по упаковке ценностей.

    17 марта 1944 года в монастырь, прибыл референт окружного комиссара Шиффер, зачитал игумену Павлу с братией две бумаги и заставил расписаться, что они ознакомились с содержанием и обязуются выполнить приказ. Это были распоряжения Прибалтийского Экзарха Сергия и гебитскомиссара Бекинга об эвакуации ризницы. 18 марта 1944 года представитель немецкого командования Берг отправил четыре ящика с драгоценными предметами в Ригу.

    Игумен Павел (Горшков) очень переживал о судьбе ризницы и обращался в разные инстанции с просьбой дать гарантии в том, что после изменения обстоятельств военного времени к лучшему она будет возвращена в монастырь.

    В монастыре складывалась ситуация, подобная Валаамскому монастырю в 1940 году, когда после бомбежек во время Финской войны, спасая святыни монастыря, валаамская братия по льду Ладожского озера ушла в Финляндию. В то время фронт приближался к городу Печоры. В ночь с 31-го марта на 1-е апреля 1944 года была еще одна страшная бомбежка города и монастыря. Чудесным заступлением Божией Матери не было прямого попадания бомб ни в одно из зданий обители. Городские жители укрывались в пещерах для овощей. В городе осколками бомб было убито несколько человек, а в монастыре от осколка бомбы погиб архиепископ Макарий (Васильев).

    Часть братии хотела выехать со всеми святынями в Эстонию, боясь репрессий. Другая часть братии склонялась к тому, чтобы, предавшись воле Божией, остаться в монастыре. После обстоятельного обсуждения братия во главе с игуменом Павлом приняли решение, чтобы не быть предателями обители и сохранить достояние Царицы Небесной, предавшись в волю Божию остаться в монастыре32.

    10 августа 1944 года в обители молитвенно отмечали празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Смоленская). Братия усердно молилась о том, чтобы Пресвятая Богородица не лишила их Своего водительства. На другой день город Печоры был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

    В августе 1944 года Игумен Павел обратился к Управляющему Ленинградской епархией с прошением о принятии Псково-Печерского монастыря в каноническое общение с Московской Патриархией. На это прошение 4 сентября 1944 года была наложена резолюция временно управляющим Ленинградской Епархией Высокопреосвященнейшим Григорием, Архиепископом Псковским и Порховским с благословением предоставить дополнительные сведения следующего содержания:

    «1. Необходимо иметь подробные послужные списки всех монашествующих монастыря.

    2. Особо необходимо знать, в каком отношении к Московской Патриархии (в частности к Святейшему Патриарху Сергию) находился монастырь за время оккупации его немцами.

    3. Какие особые распоряжения получались монастырем от местной церковной (экзарха, епископа, в миссии) и гражданской власти во время оккупации.

    4. В каком состоянии находятся в настоящее время храмы с утварью, здания и все хозяйство монастыря и его средства.

    5. В каком виде организовано управление монастырем и способ содержания братии.

    6. Каков весь состав насельников монастыря: монашествующих, послушников, вольно-наемных рабочих и проч.»33.

    В монастырь с этим документом прибыл представитель Архиепископа Псковского и Порховского Григория А. Ф. Шишкин, который ознакомился с деятельностью монастыря по всем указанным пунктам. Отец Настоятель Игумен Павел вместе с духовным собором монастыря предоставили ему все необходимые сведения для объективного доклада Управляющему Ленинградской епархией.

    В 17 октября 1944 года последовал неожиданный арест Игумена Павла с обвинениями по статьям УК РСФСР №№ 58-1 «а», 58-10 ч. 2, 58-11. На Игумена Павла было заведено следственное дело № 1178-44 г. Вместе с ним были арестованы еще три человека34.

    «Изначально предварительное следствие и трибунал рассматривали Горшкова, Никифорова, Хитрову, Петрова и Грюнверк как идейных врагов советской власти, поскольку те, как глубоко верующие люди, не были согласны с политикой в отношении религии и не мирились с безбожием, уничтожением храмов и физической ликвидацией духовенства. Свои взгляды арестованные не скрывали, изложили на первых же допросах и заявляли, что они страдают за веру в Бога»35.

    Практически, еще при рассмотрении 5 февраля 1945 года дела в подготовительном заседании, трибунал уже предрешил вынесение обвинительного приговора. Судебное заседание было назначено через день, то есть на 7 февраля «без участия гос. обвинителя и защиты и без вызова свидетелей, ввиду признания обвиняемыми предъявленного им обвинения ..<...>...Меры наказания осужденным назначены без разделения их на каждый примененный состав преступления»36.

    Игумен Павел был приговорен к 15 годам лишения свободы. Имеется сообщение оперативно-справочного отдела МВД ССР за № 35/3/4-1318с от 18.06.90 г., что Горшков П. М. умер 06.07.50 г. в местах лишения свободы Кемеровской области (Сиблаг)... Смерть Горшкова подтверждена медицинским актом Баимского отделения Сиблага от 6 июля 1950 года, причина смерти: декомпенсированный кардиосклероз37.

    В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1997 года Псково-Печерский монастырь получил справку о реабилитации Игумена Павла (Горшкова) № 13-15-90 от 14.03.97 г38.

    Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь - одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу.

    И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.

    В книге почетных посетителей читаем такую запись 5 июля 1945 года, где под словом «работа» надо понимать «молитвы старцев»: «Отцу архимандриту Агафону!!! Сердечное спасибо от группы офицеров РККА, посетивших Вашу обитель! Мы очень тронуты Вашей работой, работой церкви, направленной на обеспечение победы Русского оружия! Мы благодарим Вас за эту работу, за проявленный Вами патриотизм, за Вашу любовь к Русскому человеку и за всю Вашу хорошую жизнь и работу на пользу человечества. С почтением и любовью лично к Вам и Вашим служителям – офицеры…»39.

    Псково-Печерский монастырь в 50-е гг., вскоре после окончания Великой Отечественной войны, посетил дважды Герой Советского Союза маршал Иван Степанович Конев. Восьмилетним мальчиком он приезжал в монастырь со своей мамой, и на многие годы сохранил яркие впечатления от печерских святынь в своем сердце, пронеся их через тяжелые испытания Великой Отечественной войны. При первой возможности, посещая Псковскую землю, маршал прибыл в Псково-Печерский монастырь, чтобы поблагодарить Божию Матерь за Ее заступничество в годы войны. Примечательно, что встречал его тогдашний наместник Архимандрит Пимен (Извеков), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси40.
    Судьба монастыря и его служителей перекликается с судьбами миллиона советских граждан: репрессии, несправедливые аресты, лишения во время войны - все это часть каждого, кто прошел через это.

    Знание своей истории, память о погибших героях и о простых солдатах, позволяет почувствовать не только гордость за свою страну, но и пробудить чувство патриотизма.

    На сегодняшний день, туристские фирмы не организуют подобные туры, а останавливаются лишь на культурном наследии монастырей, касаясь только вскользь данной тематики. При этом, основной уклон делается на ливонскую и гражданскую войну.
    Изучение церковного искусства

    Всемирно известная фресковая живопись Спаса Преображения занимает важное место в истории русской и мировой художественной культуры.

    Возникновение мужского монастыря на левом берегу р. Великой относится к тому далекому времени, когда христианство только утверждалось на Руси, и проводником его были именно монастыри как центры письменной культуры.

    Спасо-Мирожский монастырь был первым центром летописания во Пскове, здесь хранилась богатая библиотека, создавались, переписывались и распространялись известные литературные памятники.

    На территории монастыря, обнесенной каменной оградой (поставлена в XIX веке вместо деревянной), находится несколько разновременных построек. По летописным данным, собор во имя Спаса Преображения построен до 1156 года – это был первый каменный расписной храм во Пскове. Возведению и «подписи» (т. е. украшению фресками) церкви придавалось чрезвычайно важное значение – для этого Новгородский архиепископ Нифонт пригласил первоклассных греческих мастеров, архитекторов и живописцев41.

    В плане здание собора представляет собой крестово-купольное сооружение, увенчанное массивной главой на широком барабане, – типичный образец византийской архитектуры. Однако Спасский собор имеет ряд особенностей, которые не позволяют найти ему прямых аналогов в византийском зодчестве.
    Разновременные постройки изменили облик храма (позакомарное покрытие сменилось скатным, в XVI веке появились притвор и звонница и т. п.), в первоначальном объеме которого был выявлен крест. Столь очевидная символика достигалась своеобразным архитектурным решением: боковые приделы храма были понижены примерно вполовину по отношению к центральным.

    Как снаружи, так и изнутри храм читался как воплощенный в камне крест, средокрестие которого увенчано крупным куполом.

    Храм расписан фресками полностью, сверху донизу в несколько регистров. Фрески сохранились во всей программной полноте (80 % авторской живописи XII века) – одно это обстоятельство делает Спасо-Преображенский собор уникальным памятником. Ни один из византийских и древнерусских храмов XII века не сохранил живопись в таком объеме. Уникальной является и сама программа росписи, и мастерство ее воплощения.

    Изображения на стенах идут сплошными широкими лентами без вертикальных членений. Это лишает их дробности. Они смотрятся как единое действие, данное в развитии. Преобладает сине-золотистый тон. Синий – цвет неба, цвет фона. Желто-золотистые нимбы подчеркивают сиянием синеву. Эти цвета слились в образе Христа. Его одежды на всех фресках одинаковы: золотисто-желтый хитон и синий плащ.

    В куполе собора размещена грандиозная (более 40 фигур) композиция «Вознесение», она включает в себя несколько поясов: в центре – восседающий на радуге Христос, ниже – окружающие его ангелы, далее – пояс с изображением двенадцати апостолов, Иоанна Предтечи и Богоматери, еще ниже, между окнами барабана, – пророков со свитками. Согласно христианским представлениям о храме как о символе вселенной с земной и небесной сферами композиция «Вознесение» занимает самое высокое иерархическое положение в системе росписи, что соответствует ее глубокому символическому смыслу как апофеоза Христа и его учения.

    В парусах собора находятся изображения евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова. Они словно поддерживают купол, наглядно воплощая представление о евангелистах как о «столпах» церкви.

    Композиция «Преображение», связанная с названием храма, помещена на почетное место – в алтарный свод, где она предстает в виде триптиха, точно вписанного в интерьер собора: слева изображен Христос, восходящий на гору Фавор в сопровождении апостолов, в центре – сама сцена Преображения, справа – Христос, сошедший с горы к апостолам. Между «Преображением» и «Деисусом» (греч. «моление») изображен престол с лежащей на нем книгой – «Престол уготованный». В этой глубоко закодированной композиции «Этимасия» символически отражено присутствие Бога как Судии и Мздовоздаятеля, подчеркнуто значение грядущего Страшного Суда. Под «Деисусом» в алтарном полукружии расположена сцена причащения апостолов, так называемая Божественная литургия, совершаемая Спасителем в служении ангелов. Завершают алтарную роспись два ряда святителей в фелонях, изображенных с книгами в руках как совершители таинства евхаристии (причащения).

    Праздничный цикл начинает «Благовещение» (в верхней части алтарных столбов). Это одна из самых красивых фресок Мирожи.

    Евангельский рассказ хронологически продолжается в южной части трансепта, на восточном своде которого изображено «Сретение», в люнете южной стены – «Крещение», а на западном своде – «Воскрешение Лазаря». В этих фресках, замечательно вписанных в архитектурные формы храма, сохранилось немало черт, указывающих на древность их иконографии: в «Крещении» Иордан представлен не только святыми водами, в которые погружается Христос, но и аллегорической фигуркой мальчика; в «Воскрешении Лазаря» последний изображен с бородой и в некоем архитектурном интерьере, а не просто в пещере, как будет позднее42.

    Повествование разворачивается справа налево и переходит в западную часть собора. Здесь в верхних регистрах разместились соответственно «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног»; трагический цикл продолжается в северной части храма «Распятием» со многими предстоящими и знаменитым «Оплакиванием Христа». Эта фреска одной из первых была расчищена от поздних записей. Крупность этой фрески; то, как она вписана в полукружие стены; ее масштабное решение (сопоставление больших и малых фигур); тонкое сочетание светлых и темных тонов – все это делает фреску выдающимся произведением искусства.

    Cтержнем композиции «Оплакивание» служит большой широкий крест. Внизу, вдоль его основания, на ярко-зеленой траве стоит белоснежное ложе с телом Христа. К лику Христа прильнула Богоматерь, обняла Его тело. За Ней склонился Иоанн Богослов. Бережно приподняв руку Учителя, он прижимается к ней щекой. Двое учеников Христа стоят на коленях в ногах ложа. Они обнимают ноги Христа. В головах сидят плакальщицы. Они подобны хору античной трагедии. Маленькие ангелы слетают с неба – они похожи на большие радужные капли. Полукруглые очертания фигур «рифмуются» с арочным обрамлением фрески, вторят ему.

    По христианским представлениям. Спаситель «крестом своим и смертью разрушил смерть и ад и все человечество избавил от смерти вечной». Смысл искупительной жертвы Христа раскрывается в нескольких композициях, идеологически глубоко связанных между собой: это и «Сошествие во ад» (которым заканчивается праздничный цикл в северной ветви креста): Христос стоит на скрещенных вратах ада, в одной руке его – шестиконечный крест, другой он изводит Адама из ада; это и великолепные по мастерству рисунка и колорита композиции «Жены Мироносицы у гроба Господня», «Явление Христа двум Женам Мироносицам»43.

    Движение прихожанина-зрителя в храме шло по литургическому кругу, что соответствовало представлению о цикличности времени, отсюда – множественность взаимных связей различных эпизодов, каждый из которых имеет корни в прошлом и является прообразом будущего.Данное построение стандартно для многих православных церквей.

    Центральным для восприятия были восточные предалтарные стены – в Мирожском храме здесь находятся грандиозные композиции «Рождество Христово» и «Успение Богоматери». Обе занимают два регистра по высоте и всю ширину стены. В «Рождестве Христовом» Богоматерь представлена не лежащей, но сидящей в пещере возле яслей – в знак того, что она, так чудесно родившая, не испытала мук деторождения. В этой композиции совмещено несколько событий: поклонение волхвов, сон Иакова и другие, изображавшиеся позднее отдельно; все это – свидетельство древности фресок44

    В росписи храма путь христианства представал с наглядной ясностью и художественным совершенством.

    Наглядная демонстрация особенностей церковного искусства, студентам художественных ВУЗ, позволит не только лучше раскрыть изучаемую тему, но и может вдохновить в последствии на работу в данной области, так как большинство храмов России нуждаются в реставрационных работах и хороших специалистах. А взаимодействие церкви и ВУЗ позволит не только улучшить процесс обучения, но и организовать прохождение интересной практики и обеспечить в будущем постоянной работой.

    Рассмотрим предложения псковских турфирм, на предмет разнообразия разработанных маршрутов

    Анализ деятельности туристских фирм г. Псков

    Таблица 2.1

    Название

    Адрес

    Основные маршруты

    «Апрель»

    180004, г. Псков, Октябрьский пр. 36, т:(8112)121254 т/факс:(8112)164359

    Е-mail:vesnatur@ellink.ru

    1. «Тур по православным местам Пскова»:

    Псков –Пушкинские горы- храм Александра Невского- Псково-Печерский монастырь- Изборск - Мальский монастырь - Псковский Кремль, Троицкий собор- церкви Пскова – Мирожский монастырь

    2. «Ноябрьские праздники в Пскове»

    Изборск –Псково-Печерский монастырь - Псковский историко – художественный и архитектурный музей Поганкины палаты – Мирожский монастырь

    «Каравелла»

    180000 г.Псков, Октябрьский пр. 36, офис 212,

    Тел.: +7(8112)720303, 164331
    Тел/факс: +7(8112)724941
    E-mail: caravella@ellink.ru

    1. Псков - Изборск- Печоры

    2. Псков – Пушкинские горы – Изборск -Печоры

    «Глобус»

    180000, г. Псков, ул. Советская, д. 43, офис 2. Тел./факс (8112)16-86-40, тел. (8112)122-330

    Е- mail: globus-pskov@ellink.ru

    1. Изборск - Псков

    Изборск (Труворово городище 8 в., Славянские ключи, крепость 14 в) - Псково-Печерский монастырь – Псков (Кремль, Троицкий собор – иконостас 17 в., Приказные палаты 17в., памятник А.Невскому, Поганкины палаты: серебро, иконы, археология, Мирожский монастырь: фрески 12 в., иконописная мастерская, памятник Св. Ольге)

    Туристическое бюро гостиницы «Октябрьская»

    180000, г. Псков, Октябрьский пр.36
    тел. (8112) 16-42-46

    факс (8112) 16-42-54

    1. Один день в Пскове:

    • Псков древний и современный + музей или тематическая экскурсия

    • Псков древний и современный + Изборск-Печоры + музей сето, или пасека, или Остров

    • Пушкинский Заповедник

    • Кремль – Пушкинский Заповедник


    2. Два дня в древнем Пскове:

    • Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь или Михайловское, Петровское, Святогорский монастырь,

    • Обзорная Псков древний и современный,

    • Изборск-Печоры

    «Открытый мир»

    180007, г. Псков, ул. Советская д.52,

    1. Детский познавательный тур «Каникулы в Пскове». Познавательная программа о культурной и военной истории средневековой Руси 14-16 в.

    Псков – Пушкинский заповедник – Изборск – Печоры

    2. «По древним русским монастырям»:

    Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь

    3. «Монастыри Псковщины»

    Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь-Снетогорский монастырь-Крыпецкий монастырь-Спасо-Елизаровский монастырь

    4. «Памятники древнего русского зодчества»

    Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь-Мирожский монастырь-Собор Рождества Иоана Предтечи в Пскове

    5. «Выходные в Псковщине»

    Псков –Древний Изборск – Труворово городище – Словенские ключи – Печерский монастырь

    «Русский город»

    180007 г. Псков, ул. М. Горького, дом 53, офис.8
    Телефон: (8112) 79-30-22
    Тел. / факс: (8112) 79-35-03
    E-mail: town@ psk.sovintel.ru

    1. Псков-Изборск- Печоры - Пушкинские горы

    2. Псковские монастыри: Крыпецкий, Елеазаровский монастырь, Никандрова пустынь

    3. Музеи г. Пскова: Историко-художественный музей "Паганкины Палаты", "Приказные палаты", Музей архитектора Спегальского, Мирожский монастырь

    «Славянский тур»

    180007, г. Псков, ул. Советская д.108, офис.12
    Телефон: (8112) 78-42-21

    1. «Крепостное зодчество Псковской земли»:
    (Псков-Изборск-Печоры на 1 или 2 дня).
    Обзорная экскурсия по городу с посещением Кремля,Троицкого собора, памятников Александру Невскому и Равноапостольной княгине Ольги (основательницы г.Пскова).
    2. Тур Изборскую крепость XIV в. с посещением «Словенских ключей», Труворова городища.
    Экскурсия в Печорскую крепость XVI в., с посещением действующего Псково-Печерского мужского православного монастыря и пещерного некрополя

    3. Псков-Новгород-Санкт-Петербург

    «Интурист»

    180000 г. Псков, Партизанский пр. 2, офис.2 ,

    Тел.: +7(8112)721502,
    Тел/факс: +7(8112)724941

    1. Псков - Изборск- Печоры

    2. Псков – Пушкинские горы – Изборск –Печоры

    3. Православные святыни

    4. Монастыри Псковщины

    «Вексимо Тейп Тур»



    180000, Псков, Россия, Октябрьский пр. 19
    тел. (07 8112) 16-11-88, e-mail: veximo@ellink.ru

    1. Монастыри Пскова

    Печорский монастырь и крепость Изборск, 52 км: Изборская крепость 14 в., и Труворово городище 9-13 вв., Славянские ключи; Печорская крепость 16 в. и архитектурный ансамбль Печорского монастыря 15-20 вв., монастырские пещеры-усыпальница 16-20 вв.



    Результат анализа:

      1. Отправной точкой большинства туров является Москва,

      2. Предлагаемые познавательные маршруты охватывают все культурно-исторические достопримечательности Пскова и Псковской области,

      3. Есть туры выходного дня, однодневные и многодневные (до 5 дней),

      4. Стоимость тура варьируется путем выбора категории гостиницы, количеством человек в группе (при групповом туре), возможностью выбора экскурсий,

      5. Разработаны туры для верующих, пенсионеров, молодежи, детей и корпоративных сотрудников,

      6. В большинстве туров не предусмотрено питание и стоимость дороги,

      7. Маршруты стандартны,

      8. Предлагаются тематические познавательные туры: особенности архитектуры, культуры Псковской области, традиции Пскова, народное ремесло, и др.

      9. Особенности программ познавательных туров:

        • Возможность посещения службы в соборах,

        • Беседы с батюшкой,

        • Пикники на свежем воздухе,

        • Шопинг.

    Таким образом, данный регион является туристским.

    По усредненным оценкам разных организаций ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 300 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в данную область оценивается в 0,1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.).

    Выставочную технологию продвижения также можно использовать. В качестве тематики предлагается использовать образовательно-православный туризм, так как ресурсы для этого есть, а темы данная практически не раскрыта.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта