Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример 5. Перебор всех символов строки

  • ", ch, " ") // Вычисляем позицию следующего индекса i += 1 } document.write("Количество символов: ", i, "

  • Пример 7. Рекурсивный вызов функции

  • Пример 8. Получение значений фактических параметров функции

  • Область видимости переменных

  • Пример 9. Область видимости переменных

  • Урок 7. Встроенные объекты (1)

  • конспект курса Java Script. Программирование клиентской части Интернет приложений с использованием JavaScript


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеПрограммирование клиентской части Интернет приложений с использованием JavaScript
    Анкорконспект курса Java Script
    Дата17.05.2023
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkonspekt_kursa_JavaScript.pdf
    ТипУрок
    #1137677
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



    32
    Если количество итераций цикла заранее не известно, то в этом случае следует воспользоваться циклами while while(условие) {
    [операторы]
    } или do do {
    [операторы]
    } while (условие)
    Оба они выполняются пока истинно заданное в них условие. Отличие заключается в том, что цикл while является циклом с предусловием — сначала проверяется условие завершения цикла, а потом выполняется его тело, поэтому тело цикла может вообще не выполниться ни одного раза, если при входе в него условие ложно. Тогда как цикл do представляет собой цикл с постусловием — проверка завершения итераций выполняется после выполнения тела цикла, поэтому тело этого цикла всегда выполняется хотя бы один раз.
    Для завершения этих циклов в теле каждого из них должна быть предусмотрена возможность изменения выражения-условия окончания цикла. Обычно это реализуется изменением значения какой-либо переменной, входящей в условие.

    Пример 5. Перебор всех символов строки
    Мы используем цикл while для организации посимвольного перебора содержимого строковой переменной и отображения каждого символа на отдельной строке (вертикальное отображение содержимого строковой переменной):


    33
    В этом сценарии для получения очередного символа строки используется метод substr() объекта String, к которому автоматически преобразуется любая строка JavaScript. Метод выделяет из заданной строки подстроку, начиная с позиции, указанной первым параметром, и длиной, равной значению второго параметра. Если указанная начальная позиция превосходит позицию последнего символа строки, то метод возвращает пустую строку, которая в булевом контексте условия окончания цикла трактуется как ложь, что приводит к завершению выполнения цикла while.
    Позиция очередного символа исходной строки вычисляется увеличением на единицу переменной i.
    Таким образом, не зная количества символов в исходной строке, с помощью цикла while нам удалось перебрать и подсчитать все символы строки.
    Отметим, что можно было бы использовать для решения поставленной задачи и цикл for. Дело в том, что у каждой строки как объекта String есть свойство length
    , возвращающее количество ее символов, и это значение можно было бы использовать в качестве условия завершения цикла for.

    Иногда необходимо завершить цикл не по условию, задаваемому в заголовке цикла, а в результате вычисления некоторого условия в теле цикла. Для этой цели в JavaScript существуют операторы break и continue.
    Оператор break завершает выполнение цикла и передает управление оператору, непосредственно следующим за оператором цикла. Оператор continue прекращает выполнение текущей итерации и начинает выполнение следующей, т.е. в цикле while он передает управление на проверку выражения условие цикла, а в цикле for – на вычисление выражения изменяющее_выражение.

    Пример 6. Простая игра
    Создадим страницу HTML со сценарием игры в угадывание числа. При ее загрузке в бесконечном цикле do-while отображается диалоговое окно с полем ввода, в котором пользователь вводит какое-либо число. После нажатия кнопки
    OK сценарий проверяет, ввел ли пользователь число. Если да, то проверяется его равенство на "загаданное" число 30. В случае равенства операцией break осуществляется выход из бесконечного цикла, в противном случае операцией continue осуществляется переход на очередную итерацию. Пользователь в любой момент может прекратить выполнение сценария, нажав кнопку Отмена на диалоговом окне, или закрыв окно нажатием на кнопку с крестиком в правом верхнем углу.

    Для отображения диалогового окна используется метод prompt() объекта window, представляющего окно браузера. Этот объект является верхним объектом в иерархии объектов среды браузера. Первым параметром метода prompt() является строка подсказки, отображаемая на диалоговом окне, а вторым параметром значение по умолчанию, отображаемое в поле ввода этого окна. Метод при нажатии кнопки OK возвращает строку с содержимым поля ввода, а при нажатии кнопки Отмена или закрытия окна специальное значение null.
    Для проверки ввода числа используется конструктор числа Number(), возвращающий число, если его параметр является правильным числовым литералом или строкой, содержащей правильный числовой литерал. В противном случае он возвращает специальное значение NaN, в булевом контексте трактуемое как ложь.


    35
    Упражнения
    1. Разработать документ HTML, который при его загрузке в браузер спрашивает пользователя коды символов кириллицы или латиницы он хочет отобразить.
    После чего отображает на странице таблицу соответствующих символов и их
    ASCII-кодов. Для получения ASCII-кода символа воспользуйтесь методом charCodeAt(index) строки, где параметр представляет позицию символа в строке. Создайте два сценария — один с циклом for, а другой с циклом while.
    2. Разработайте документ, который при загрузке в браузер через диалоговое окно, отображаемое функцией prompt(), предоставляет пользователю возможность сформировать страницу HTML и отобразить ее. Предусмотрите два варианта работы сценария: введенный пользователем в диалоговом окне код HTML сразу же отображается в браузере и пользователь вводит постепенно весь код страницы, а потом страница отображается сразу же целиком.
    Урок 6. Функции
    Функция – это именованная последовательность операторов, которая инициализируется и выполняется простой ссылкой на имя функции. Синтаксис задания функций в JavaScript следующий: function имя_функции([формальные_параметры]) {
    [операторы]
    [return выражение]
    }
    Вызов в сценарии: имя_функции(список_фактических_параметров)
    Во многих языках программирования можно указать при объявлении функции способ передачи в нее параметров — по ссылке или по значению. В первом случае передается ссылка на область памяти фактического параметра, что приводит к изменению его значения, если оно меняется в теле функции. Во втором случае в функцию передается копия значения фактического параметра, и его изменение в теле функции не приводит к изменению значения фактического параметра.
    В JavaScript не предусмотрен механизм указания способа передачи параметров.
    Здесь используется заранее предопределенное правило для передачи параметров разных типов. Строки, целые, вещественные и булевы значения передаются по
    значению. Тогда как объекты и массивы передаются по ссылке.
    Функция JavaScript всегда возвращает некоторое значение. Для явного указания возвращаемого значения используется операция return. Ее операнд определяет возвращаемое функцией значение. Если в теле функции явно не задается возвращаемое значение, то по умолчанию она возвращает значение undefined.
    Поэтому функцию JavaScript всегда можно использовать в выражениях.

    36
    Обычно все определения функций задаются в элементе SCRIPT заголовочной части документа HTML (элемент HEAD).
    Функции JavaScript могут быть рекурсивными.

    Пример 7. Рекурсивный вызов функции
    Реализуем сценарий вычисления факториала с использованием рекурсивного вызова функции. Это классический пример рекурсии, простой для ее понимания.
    Однако с точки зрения эффективности он не является наилучшим, так как факториал всегда можно вычислить, используя обычный цикл for.
    В нашем сценарии пользователь через диалоговое окно, отображаемое методом prompt() объекта window, передает целое число, факториал которого следует вычислить. Осуществляется проверка введенного числа и вызывается рекурсивная функция factorial(). Полный текст сценария приводится ниже:

    Заметим, что наш сценарий не будет вычислять факториал любого числа. Во- первых, для чисел, больших 170, значением факториала будет число Infinity, так как для таких чисел факториал больше числа 1.7976931348623157∙10 308
    , а во- вторых, для чисел, больших 474, будет получена ошибка переполнения стека, используемого в любом языке программирования для хранения вызовов вложенных функций.

    Функции JavaScript позволяют вообще не задавать при их определении списка формальных параметров, а использовать в теле функции массив arguments, в котором хранятся все фактические параметры. Доступ к элементам массива

    37 осуществляется с помощью операции индексирования — квадратные скобки с заданным внутри них индексом элемента: arguments[4]
    Индексы в массиве начинаются с нуля. Массивы в JavaScript являются объектами типа Array и у них есть свойство length, хранящее количество элементов массива. Таким образом, максимальный индекс элемента массива на единицу меньше значения его свойства length.
    Механизм хранения переданных в функцию фактических параметров в массиве arguments позволяет создавать функции с заранее неизвестным числом параметров, т. е. в определении функции вообще можно не указывать формальные параметры, а работать в теле функции с массивом arguments.
    Можно часть параметров в определении указать, а остальные получать через этот массив.
    Еще раз отметим, что в массиве arguments хранятся все фактически переданные параметры — и те, которые соответствуют явно определенным формальным параметрам, и те, которые переданы дополнительно при вызове функции в сценарии.

    Пример 8. Получение значений фактических параметров функции
    Создадим функцию, возвращающую строку, в которой все переданные в нее фактические параметры, начиная со второго, разделены символом, заданным ее первым параметром: function myConcat(separator) { result="" // инициализация
    // итерации по всем переданным параметрам for (var i=1; i < arguments.length; i++) { result += arguments[i] +
    ((i == arguments.length-1) ? "" : separator)
    } return result
    }
    Теперь можно вызывать эту функцию с произвольным числом параметров.
    Например, следующий вызов myConcat(", ", "red", "orange", "blue") возвратит строку "red, orange, blue"
    Можно выполнить и такой вызов: myConcat(":", "red", "orange", "blue", "yellow")
    Результатом будет строка "red:orange:blue:yellow"

    Область видимости переменных

    38
    Любая переменная, объявленная вне тела функции оператором var или созданная по умолчанию в операции присваивания, является глобальной и видна везде в любой части любого сценария страницы и внутри тела любой функции. Время жизни такой глобальной переменной — пока страница отображается в браузере.
    Переменная, объявленная с помощью оператора var в теле функции является
    локальной и видна только в теле той функции, где она объявлена. Ее время жизни
    — пока выполняется функция. Если в теле функции объявляется переменная по умолчанию в операции присваивания, то она будет иметь глобальную область видимости.
    Локальная переменная может иметь имя, совпадающее с глобальной, однако при вызове функции они будут рассматриваться как две различные переменные: aGlob = "g"
    // Глобальная переменная var bGlob = "g"
    // Глобальная переменная function f(){
    // изменение значения глобальной переменной aGlob = "f"
    // создание новой глобальной переменной aFuncGlob = "f"
    // создание локальной переменной var aFunc = "f"
    // создание локальной переменной с именем глобальной var bGlob = "f"
    }
    После вызова функции f() значения переменных будут следующими: aGlob = "f" bGlob = "g" aFuncGlob = "f"
    Тогда как переменной aFunc существовать после завершения выполнения функции f() не будет.
    При обработке сценария интерпретатор сначала находит в нем все переменные, определенные оператором var, создает их в зависимости от определенной для них области видимости и присваивает им значения undefined, а потом уже начинает выполнять сценарий, присваивая переменным значения, вычисляемые в соответствующих операторах присваивания. Если он встречает при интерпретации сценария переменную, не объявленную оператором var, то он немедленно создает глобальную переменную с указанным именем.

    Пример 9. Область видимости переменных
    Поучительный пример на сказанное выше относительно создания интерпретатором переменных. Какое значение вернет функция tweak() и чему будет равно после ее выполнения значение переменной aNumber? var aNumber = 100; function tweak() {

    39 var newThing = 0; newThing = aNumber; aNumber = 42; if (newThing == 100){ var aNumber; aNumber = 123; newThing = aNumber;
    } return newThing
    } tweak();
    На первый взгляд, все очевидно. При вызове функции tweak() уже существует глобальная переменная aNumber со значением 100. Функция создает локальную переменную newThing и присваивает ей значение 100 (значение глобальной переменной aNumber в момент вызова функции). После чего значение глобальной переменной aNumber меняется на 42. Выражение условия оператора if равно true и локальной переменной aNumber присваивается значение 123, которое в следующем операторе присваивается локальной переменной newThing и возвращается функцией tweak(). Итак, ответ таков: функция tweak() вернет значение 123, а после ее выполнение значение переменной aNumber будет равно
    42.
    Выполним этот сценарий в браузере. Результат удивит нас весьма. Функция tweak() вернет значение undefined, а переменная aNumber как имела значение 100 до выполнения функции tweak(), так и будет его иметь!
    Почему? Пытаясь смоделировать выполнение программы, мы забыли, что интерпретатор до начала ее выполнения создает переменные, объявленные во всех операторах var, включая локальные переменные функций, и присваивая им значение undefined. Поэтому при входе в функцию tweak() доступа к глобальной переменной aNumber уже не будет, и первый оператор присваивания значения переменной newThing присвоит ей значение undefined. Теперь ясно, что блок оператора if выполняться не будет, и функция вернет значение undefined
    . По этой же причине не изменится и значение глобальной переменной aNumber, так как на самом деле значение 42 присваивается локальной переменной aNumber.

    Упражнения
    1. Разработать функцию пересчета давления из мм рт. ст. в Па и наоборот (760 мм рт. ст. соответствует
    101325 Па) со следующей спецификацией: pressure(value, code)
    , где value — значение либо в мм рт. ст., либо в Па, а code — код пересчета (0 из мм рт. ст. в Па, 1 из Па в мм рт. ст.). При щелчке пользователем на кнопке страницы ему предлагается в диалоговых окнах функции prompt() ввести код пересчета, начальное и конечное значения

    40 пересчитываемых величин и шаг. Сценарий должен отобразить на странице таблицу пересчета.
    2. Разработать функцию вычисления среднего арифметического чисел, вводимых пользователем в диалоговых окнах функции prompt(), и отобразить в диалоговом окне функции alert() сами числа и их среднее арифметическое.
    Вызов сценария осуществить при щелчке на кнопке.
    3. Разработать сценарий с двумя функциями, отображающими диалоговое окно alert() с сообщением, что вызвана такая-то функция, который также подсчитывает количество вызовов каждой функции. На странице предусмотреть две кнопки для вызова двух функций, а также две кнопки для отображения количества вызовов соответствующих функций.
    Урок 7. Встроенные объекты (1)
    Язык JavaScript является объектно-ориентированным языком. Однако его объектная модель отличается от общеизвестных моделей таких языков программирования как Java и C++ тем, что в нем используется модель прототипов, а не классов. В языке JavaScript нет механизма классов, все объекты создаются на основе прототипа. Поэтому объектная модель JavaScript проще, но в связи с этим она и не столь мощна, как модели, основанные на классах. Здесь вы не найдете ни наследования, ни полиморфизма. В этом и следующем уроках мы остановимся на создании и работе со встроенными в JavaScript объектами, а в последнем уроке, завершающим часть I нашего курса, мы научим читателя создавать собственные пользовательские объекты.
    Объект Array
    Массив – упорядоченный набор однородных данных, к элементам которого можно обращаться по имени и индексу. В JavaScript, так как в нем отсутствует определение переменных определенного типа, это определение расширяется до хранения не обязательно однородных данных.
    Любой объект в JavaScript создается конструктором этого объекта — специальной функцией, в которой определяются свойства и методы объекта. Для встроенных объектов конструкторы реализованы в виде функций, написанных на низкоуровневом языке процессора и встроенных в язык JavaScript. Для создания объекта необходимо выполнить операцию new с единственным операндом — конструктором этого объекта. Результатом выполнения этой операции будет выделение области оперативной памяти для хранения объекта, его инициализация и возврат ссылки на выделенную область памяти, которую можно сохранить в переменной для последующего обращения к объекту.. Все сказанное относится и к создаваемым пользователем объектам, но конструктор пишется на языке
    JavaScript с применением специальных правил создания свойств и методов объекта.

    41
    Массив, как и любой объект, создается с помощью операции new и своего
    конструктора — функции Array. Как и в других объектно-ориентированных языках, у объекта определенного типа может быть несколько конструкторов, отличающихся друг от друга только передаваемыми в него параметрами (имя всегда остается одно и то же): a = new Array() // пустой массив (количество элементов 0) a = new Array(число) // массив с заданным числом элементов a = new Array(элемент0, элемент1, . . . , элементN);
    Количество элементов может быть равно максимальному значению 4-х байтного числа без знака.
    Для получения значения элемента массива следует в квадратных скобках рядом с именем массива указать порядковый номер элемента (выполнить операцию индексацию []): a[0] = "1"; a[1] = 2; c = b[2]*c[3];
    Нумерация элементов массива начинается с 0. При попытке получить значение элемента массива с несуществующим индексом никакой ошибки генерироваться не будет, а всегда будет возвращено значение undefined.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта