Главная страница
Навигация по странице:

  • Клерикальным

  • ЛЕКЦИЯ ТГП. Происхождение государства. Основные концепции социальная организация первобытного общества


    Скачать 220.55 Kb.
    НазваниеПроисхождение государства. Основные концепции социальная организация первобытного общества
    АнкорЛЕКЦИЯ ТГП
    Дата15.12.2022
    Размер220.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLekcii_2_ZET.docx
    ТипДокументы
    #847612
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    государственно-конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

    В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

    1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

    2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

    3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

    4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

    5)конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

    Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

    Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

    Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

    1) в сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

    2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

    3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

    4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

    5)церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

    В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

    Для теократических государств характерны следующие признаки:

    1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

    58

    2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

    3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем Факиха (богослова-законоведа). В ограниченном объеме признаются принципы разделения властей и парламентаризма. Парламент образуется выборным путем, и Конституция не предусматривает его роспуска кем-либо. Исполнительная власть возглавляется Президентом, который избирается на прямых выборах, но утверждается религиозным главой государства. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

    Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

    В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

    1) церковь лишается своей экономической основы – собственности;

    2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

    3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

    4) священнослужители и верующие репрессируются;

    5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

    6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма.

    Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.

    В современной России общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрождения нации.




    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта