Главная страница

шрифты. Происхождение и развитие шрифта краткая история


Скачать 24.46 Mb.
НазваниеПроисхождение и развитие шрифта краткая история
Анкоршрифты.docx
Дата26.04.2017
Размер24.46 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлашрифты.docx
ТипРеферат
#5906


Герасимов А.А.

«ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА»

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
МОДУЛЬ 1
Теоретическая часть

Лекция 1

Тема: Происхождение и развитие шрифта: краткая история

Лекция 2

Тема: Анатомия букв и структура алфавита

Лекция 3

Тема: Правила написания букв и шрифтовая композиция
Практическая часть

Задание 1. Тема: Сверхсветлый «Скелетный» гротеск.

Задание 2. Тема: Антиква. Шрифтовая композиция.
МОДУЛЬ 2
Теоретическая часть

Лекция 4

Тема: Выбор подходящего шрифта: визуальные ассоциации.

Тема: Шрифтовая композиция заглавных надписей
Практическая часть

Задание 3. Тема: Стилизация шрифта
МОДУЛЬ 3
Теоретическая часть

Лекция 5

Тема: Сочетание стилей шрифтов

Тема: Взаимодействие цвета и шрифта
Практическая часть

Задание 4. Тема: Оформление обложки компакт-диска
ЛИТЕРАТУРА
ГЛОССАРИЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ВВЕДЕНИЕ
Значение текста, как смысловое, так и эстетическое, достаточно велико. Шрифтовое оформление практических заданий и проектов подчинено определенным правилам и установкам. В проектной работе часто возникают ситуации, требующие быстрого исполнения от руки с помощью карандаша, пера, рапидографа, фломастера, шрифтовых и цифровых таблиц, надписей и размеров. В любом случае художник декоративно-прикладного искусства должен владеть грамотой начертания шрифта, понимать особенности графического построения различных букв и цифр. Особенно необходимы эти навыки в обучении. Студенты в процессе обучения исполняют множество учебных заданий и проектов, которые надо подписывать, снабжать размерами, масштабами и заголовками. Как правило, в процессе обучения вырабатывается свой, индивидуальный стиль шрифтового оформления проекта. Однако такое умение приходит не сразу. Кроме весьма существенных по своему значению обычных сведений об истории развития шрифтовой культуры, стилистике латинского, славянского и русского шрифта студенту необходимо знать простейшие практические приемы и правила, на которых зиждется изобразительная грамота шрифтовых и цифровых построений.

Цель данного курса: Основной целью курса «Шрифтовая графика» является практическое освоение основ графических закономерностей шрифта.

Задачи изучения дисциплины. Реализация этой программы предполагает решение следующих задач:

  • раскрытие роли и места шрифтовой графики в общей системе подготовки художника;

  • овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для работы с шрифтовыми формами;

  • развитие у студентов творческого подхода к осмыслению конкретных шрифтовых задач.

Структура курса «Шрифтовая графика» (1 курс 2 семестр) состоит из 35 часов, из них: 8 часов – лекционных занятий, 20 часов – практических занятий, 7 часов – самостоятельной работы.

Междисциплинарные связи

Курс «Шрифтовая графика» носит междисциплинарный характер. Наиболее тесная взаимосвязь курса с «Основами проектной графики», «Черчением».

МОДУЛЬ 1
Теоретическая часть
Лекция 1

Тема: Происхождение и развитие шрифта: краткая история

Наше современное понятие шрифта проделало долгий путь в четыре тысячи лет через Месопотамию, Египет, Грецию, Италию и, наконец, Западную Европу.

История шрифта неразрывно связана с историей письменности, возникновение которой относится к глубокой древности. Письмо как система письменных знаков, передающих речь человека и рассчитанных на зрительное восприятие, возникло из потребности закреплять в памяти какие-либо события, передавать важные известия, указывать дорогу, предупреждать об опасности и т. д. Первыми письменными знаками, которыми наши далекие предки пользовались для передачи различных сообщений, были рисунки — пиктография (рис. 1).

пиктогр.jpg
Рисунок 1. Пиктографическое письмо
В процессе дальнейшего развития пиктография постепенно вытесняется системой знаков, более точных и дающих более широкие возможности для обозначения предметов и понятий — идеографией, знаками которой служили отдельные реалистические изображения, обозначавшие сначала только названия предметов, а затем и названия действий. Древнейшей системой идеографического письма является письменность народов Древнего Египта. Знаками этой письменности были иероглифы (рис. 2), которые рисовались и вырезались с большим искусством и представляли соб0й изображения предметов, растений, животных и птиц.
иероглифы.jpg

Рисунок 2. Египетские иероглифы
Стремление к упрощению начертания знаков и к ускорению процесса писания привело к тому, что иероглиф в египетском письме стал употребляться для обозначения не слова и даже не слога, а только одного звука. Поэтому принято считать египетское иероглифическое письмо родоначальником буквенных алфавитов. Упрощенное начертание иероглифических знаков получило название иератического, или жреческого, письма. Это письмо использовалось только для светских книг и в личной переписке, а религиозные книги по-прежнему писались иероглифами. Из иератического письма в дальнейшем выработалась скоропись, или так называемое демотическое письмо.

В Средней Азии получило распространение клинописное идеографическое письмо. Наибольшей известностью пользуется месопотамская клинопись. Начало ей положили древнейшие обитатели Месопотамии (Двуречья) — шумеры. Их письмо было частично пиктографическим и частично напоминающим древнеегипетскую иероглифику. Шумерийская письменность была заимствована вавилонянами, образовавшими в Месопотамии свое государство. Вавилоняне, как и шумерийцы, писали трехгранной палочкой, оставлявшей на глиняной доске клинообразные знаки. Отсюда такое письмо впоследствии стало называться клинописью (рис.3).

клинопись.jpg
Рисунок 3. Вавилонская клинопись
Древние греки заимствовали алфавит у финикийцев, сохранив в нем ту же последовательность букв, семитическое наименование знаков с небольшими изменениями и семитическое направление письма. К IV веку до н. э. через промежуточную форму переменного направления, так называемого бычьего поворота (бустрофедона), перешли к письму слева направо. Шрифт у древних греков был капитальный (большой) и использовался преимущественно в надписях на памятниках и архитектурных сооружениях. Капитальный шрифт греческих надписей VII—VI веков до н. э. отличается большой простотой, четкостью построения и ясностью форм. В нем хорошо сочетается предельная пррстота с большой вырази тельностью.

Римский алфавит, систематизированный во втором и первом веках до н.э. и изначально писавшийся с помощью стамески, происходит от греческого, выгравированного на камне, который, в свою очередь, возник тысячи лет назад из символов, созданных шумерами, этрусками и финикийцами. Римляне ввели новые дополнительные символы и упростили структуру уже существующих; толщина штрихов всех символов была едина. Затем писцы ввели практику предварительного начертания символов краской, перед тем как вырезать их в камне. Используемые ими квадратные тростниковые ручки и кисти оставляли неравномерные штрихи, так возникли тонкие и толстые штрихи и засечки, которые в течение двух тысяч лет будут определять конструкцию буквы.

Буквы с квадратными пропорциями, так называемые «квадратные заглавные буквы» первого века н.э., ознаменовали переход к современному письму. Еще более упрощенные формы римских букв, так называемые минускулы (строчные буквы), популяризованные падением Римской Империи в 476 г. н.э., в Средневековье (500-1300 гг. н.э.) станут буквами нижнего регистра. Стандартизация способов написания минускул и прописных приписывается Карлу Великому, французскому завоевателю, объединившему в восьмом веке большую часть феодальной Европы и введшему единое начертание букв на территории своей империи. Но с распадом империи Карла Великого в 900-х гг. наметилась тенденция к региональному видоизменению начертаний букв - Gothic Textura и Fraktur, и вплоть до XIV века происходили колебания по степени округлости и контрасту букв. Гуманисты эпохи Ренессанса вновь открыли рукописные шрифты Carolingian и взяли их за основу для разработки новых.

Именно в XIII и XIV веках в Европе стало интенсивно развиваться печатное дело и пришло с Востока искусство создания бумаги. Соответственно, возникла потребность в более быстром, технологичном производстве. Большинство исторических фактов свидетельствуют в пользу немецкого изобретателя Иоганна Гуттенберга в том, что именно он адаптировал несколько технологий для создания системы металлических долговечных и чрезвычайно точных букв, которые можно было использовать многократно, а также достаточно скоростной способ перенесения оттиска на бумагу. Его первый проект - Библия - был напечатан с помощью разборного шрифта в 1455 году.

Последующее развитие печатных технологий повлекло за собой развитие дизайнерских идей, и несколько столетий печатники совершенствовали алфавит. За 500-летний период дизайн формы букв подвергся радикальным изменениям, постепенно отклоняясь от вдохновленных Carolingian органичных штрихов в стиле oldstyle, напоминающих мазки кисти, к более рациональному начертанию, которое отличалось увеличивающейся точностью, детализацией, смелостью, простотой и единством пропорций. К началу двадцатого века широкое распространение получила новая форма - сан сериф, символ больших корпораций и зарождающегося международного стиля типографического дизайна. Стилистическая нейтральность сан серифа отвечала идее универсального визуального языка. В 1952 году шведский шрифтолитейный завод Haas выпустил шрифт Helvetica семейства сан сериф, который отличался чрезвычайно большими строчными буквами и оптическим единообразием букв. Соперничать с Helvetica смог только Univers, выпущенный компанией Monotype в 1958 году. Поразительно, но новые формы перекликались с рукописными шрифтами двухвековой давности, когда для письма еще использовалась кисть.

В начальной стадии технологической революции дизайнеры уже достаточно свободно манипулировали существующими формами, а также по мере необходимости создавали новые -процесс, который стал возможен благодаря появлению персональных компьютеров; в результате появлялись шрифты, основанные исключительно на интуитивном чутье дизайнеров, которые бросали вызов таким понятиям, как правильная конструкция и разборчивость. Как однажды сказала Зузанна Лико из компании Emigre, одной из первых компаний по разработке цифровых шрифтов начала 1990-х гг., понятие «удобочитаемость шрифта» меняется со временем. Сложные формы textura, например, считались вполне разборчивыми в XV веке, но сейчас воспринимаются как малопригодные для чтения.

Помимо прямого обозначения слов, шрифты несут особое сообщение - эмоциональный отклик или ассоциации, которые возникают у читателя от определенного шрифта в ответ на его формальные детали. Этот отклик в значительной степени субъективен и основывается на личном опыте человека и степени его образованности. Именно поэтому некоторые дизайнеры считают подбор типа шрифта бесполезным занятием, полагая, что коммуникация основывается на правильном размере шрифта и его расположении в общей композиции. Но если принять во внимание, что дизайнеры обращаются к конкретной, иногда очень узкой целевой аудитории, становится понятным, что выбор типа шрифта является частью процесса коммуникации, вызывающей отклик у определенной группы людей. И как только дизайнер сможет понять и оценить, как формальные визуальные характеристики штрихов и деталей шрифта помогают создать подобные ассоциации, он сможет принять разумное решение о выборе правильного стиля шрифта для конкретного проекта.
Лекция 2

Тема: Анатомия букв и структура алфавита

Графема.

При самом большом разнообразии рисунков шрифтов каждому из них присущи свои художественные черты, свой стиль и конструктивные особенности. Но тем не менее каждая буква имеет самостоятельное начертание, свой скелет — графему. Графема – линейно-осевая структура буквенных знаков, определяющая основной отличительный признак его относительно других единиц алфавита (рис.4). Направление и форма основных штрихов, характер засечек, оформление буквы, ее пропорции дают возможность получать большое количество вариантов одной и той же буквы, но ее общее начертание, ее скелет— графема всегда неизменна. Дизайнеры шрифтов, следуя исторической модели, слегка изменяют и комбинируют варианты этих аспектов, в результате чего появляются новые типы шрифтов, которые несут одинаковую информацию о буквах алфавита, хотя и выглядят по-разному (рис.5).
1.jpg

Рисунок 4. Принципы образования графем русского алфавита
Даже легкое изменение хоты бы одного варианта первичной труктуры буквы, не говоря уже о комбинации, приводит к абсолютно другому внешнему виду. Пока основные характеристики базовой структуры остаются нетронутыми, допускаются любые вариации – буква все равно будет узнаваемы и понятна читателю.

Так, буква А всегда остается буквой А, в какую бы «одежду» ее ни одевали и как бы ни меняли ее пропорции. Умело используя эту особенность, можно всегда увязать рисунок, стиль и характер шрифта с содержанием выполняемого текста, временем и стилем эпохи.
ааа.jpg

Рисунок 5. Наслоение вариантов прописной буквы А отражает огромное количество способов ее начертания с неизменной первичной структурой: две диагонали, пересекающиеся под острым углом и соединенные горизонтальным штрихом.

Терминология штрихов букв систематизирована писцами еще два века назад. Эта же терминология используется и дизайнерами шрифтов (рис. 6).
бб.jpg
Рисунок 6. Анатомия буквы.

Буквы всех шрифтов отличаются от своих первичных форм по шести аспектам: регистру, весу, контрасту, ширине, положению и стилю (рис. 7).
безимени-9.jpg
Рисунок 7. Основные отличия букв шрифтов

Разные подходы к начертанию шрифтов возникали, развивались, становились популярными и со временем исчезали. В результате формальные аспекты шрифта часто ассоциируются с определенным историческим периодом, культурным движением или географическим положением, например, «модерн», «классический», «французский», «английский». Что более важно, начертание шрифта несет определенный ритм, или темп, а это - уже физический параметр дизайна, ассоциирующийся с определенными чувствами - быстрый или медленный, агрессивный или спокойный, легкий или тяжелый. Важно понимать, что у разных людей могут возникнуть разные ассоциации от одного и того же типа шрифта. Поэтому дизайнеру крайне важно оценивать выбор шрифта в контексте аудитории. К тому же, применяя «неподходящие» шрифты, например, используя архаичный римский в флайере концерта электронной музыки, можно получить неожиданный эффект, придающий дополнительный смысл всему сообщению.

Характеристики начертания шрифта влияют на его функциональные качества, делая шрифт более разборчивым в определенном размере или цвете. Распознавание и понимание шести фундаментальных аспектов алфавитных вариаций - первый важный шаг при выборе и комбинировании определенных шрифтов для вашего проекта (рис.8).
безимени-17.jpg
Рисунок 8. Шесть фундаментальных аспектов алфавитных вариаций

Классификация типов шрифта
Классификация шрифтов по группам помогает провести стилевые различия, создает общую организацию и помогает в дальнейшем выбрать подходящий шрифт для проекта. Иногда адекватную степень коммуникации добавляет исторический или культурный контекст определенного шрифтового стиля. В других случаях выбор исторического стиля, анахроничного контексту проекта, создает уместное дополнительное значение.

Но создать классификацию отнюдь не так просто, как кажется. Традиционно дизайнеры шрифтов использовали в качестве основы более старые формы, поэтому даже столетия тому назад классификация шрифтов была непростым делом - исторические ссылки, легшие в основу дизайна, привели к стилистическим совпадениям при переходе от одного исторического периода к другому. Современные дизайнеры, имеющие уже значительный архив шрифтов, часто смешивают и подгоняют характеристики из нескольких временных периодов для получения гибридов классификации. Шрифт Optima, например, созданный Германом Цапфом в 1950-м году, является сан серифом с модуляциями, которые напоминают штрихи кисти, а также структурные детали, присущие шрифту oldstyle.

За пятьсот лет было разработано множество типов классификаций шрифтов. В наши дни классификации также меняются, но несколько основных категорий остаются неизменными. Для передачи определенного сообщения дизайнеру необходимо уметь оценить стиль шрифта, а значит, нужно понять, какие именно отличия следует искать.

Формальные характеристики каждого типа шрифта - степень контрастности штрихов, относительная высота строчных букв, форма концевых элементов и засечек, общая ширина и ритм штрихов и буквенного просвета и т.д. - значительно отличаются по сравнению друг с другом. Иногда эти различия кажутся незначительными, но эффект в целом, хотя и кажется достаточно легким, влияет на общее впечатление, создаваемое шрифтом и, соответственно, на ассоциации, которые он может вызвать у аудитории. Дизайнер должен уметь сравнивать мельчайшие детали разных типов шрифтов и понимать, как эти детали влияют на создаваемое впечатление и ритм. Некоторые важные детали, на которые необходимо обращать внимание, описаны в расположенном коллаже на рис. 9; сравнение букв в рамках классифицируемых стилей помогает провести дальнейшее различие.

0000.jpg
Рисунок 9. Отличия в деталях
Лекция 3

Тема: Правила написания букв и шрифтовая композиция
Высота букв в строке и интервалы между ними.

В оформлении проекта значение текста, как смысловое, так и эстетическое, достаточно велико. По своей роли и значению он четко дифференцирован. Относительно крупными буквами наносится основной заголовок. Обычно его располагают по верхнему, а реже — по нижнему краю листа. Шрифт должен быть, ясным и легко читаемым, а также обладать необходимыми эстетическими достоинствами. Образцы применяемых в художественном конструировании шрифтов разнообразны.

Непременным требованием следует считать стилевое единство всего листа, ощущение его графического почерка, в который шрифт входил бы как органическая его часть. Можно с уверенностью сказать, например, что для проекта, отмытого в традиционной технике тушью, уместно применение шрифта из группы антиква, ведущего свое происхождение от римского капитального шрифта. В какой-то степени рубленый шрифт может быть созвучен покрашенному гуашью композиции в духе конструктивизма.

Вопрос о шрифтовом оформлении проекта — большая и сложнаятема, поэтому следует здесь коснуться лишь самого основного. Прежде всего буквы одного и того же принятого нами шрифта должны иметь примерно равную, тоновую нагрузку иначе может быть нарушено ощущение одноплановости ряда.

Так как явление иррадиации, при котором белое поле «съедает» черный контур, делает некоторые буквы — округлые (О, С, Э) или остроконечные (А) зрительно несколько ниже, чем остальные, то следует эти буквы рисовать немного выше, чем остальные в ряду (рис. 10).
5.jpg
Рисунок 10. Учет оптических иллюзий.
При простых модификациях рубленого шрифта буквы вписываются в прямоугольник, а толщина штриха буквы берется кратной сторонам этого прямоугольника. Принятая толщина буквы принимается за модуль и дает основу для вычерчивания модульной сетки, по которой она и вырисовывается.

Характер деталей букв должен быть близким, чтобы добиться целостности надписи.

Качество надписи определяет не только красивая прорисовка отдельных букв, но и хорошая ее компоновка, которая должна быть прежде всего логичной и закономерной. При этом можно рекомендовать такую последовательность операций: расположение текста на плоскости листа и определение его величины разбивка текста на строки; разметка строк; разметка букв в строках.

После проведения нижней и верхней линии, определяющих высоту надписи, проводят вспомогательные линии для начертания средних горизонтальных линий букв. Затем наносятся боковые ограничительные линии, образующие вместе с верхними и нижними горизонталями занимаемое буквой поле. Такая предварительная разбивка букв требует определенной корректировки.

Буквы имеют между собой очень существенные различия и поэтому разделяются на четыре категории: «открытые слева» Щ Д, 3, У, Ч, Я; (открытые справа» — Г, Р, Б, Щ, Ь; «открытые справа и слева» — Т и А; «полуторные по ширине» — Ж, М, Ф, Щ, Ш, Ю (рис. 11).

Межбуквенные пробелы художник прикидывает на глаз. И размечает их не на одинаково равные отрезки. Здесь учитывается специфика зрительного аппарата; отрезки должны быть разными, но казаться нам одинаковыми. Ведь буквы далеко не одинаковы по рисунку и конфигурации. Одинаковые промежутки между ними могут нарушить равномерность надписи, привести к скоплению букв в одной ее части и ничем не оправданной разрядке в другой. Иногда интервал может отсутствовать (Г и О) или иметь даже отрицательное значение (Г и А). Итак, главное правило при построении строки сохранение зрительного впечатления равномерности межбуквенных пробелов.

4.jpg
Рисунок 11. Зависимость пробелов от начертания букв.
Все сказанное касается заглавных надписей, но на чертеже есть еще много второстепенных текстов, иногда в несколько строчек (аннотации, подписи и пр.). Их разметка и компоновка на листе также важны, но написание каждой отдельной буквы здесь не имеет столь уж большого значения. Научиться красиво писать буквы — это еще далеко не все! Качество шрифтовой работы определяется не только красотой отдельных букв, но и удобочитаемость, выразительностью и красотой всей надписи, то есть хорошей ее скомпонованностью (рис. 12-14).
аг1.jpg

Рисунок 12. Пример механической разметки межбуквенных пробелов без учета различия букв и межбуквенных пробелов. Буквы расположены на

геометрически равном расстоянии друг от друга.
аг2.jpg
Рисунок 13. Межбуквенные пробелы зрительно уравновешены. Оптическое равенство их обеспечивает целостность слова, нормальный ритм.

аг3.jpg
Рисунок 14. Пример своеобразного ритмического строя с нивелированными межбуквенными пробелами. Цельность слова особенно подчеркнута. Такой пример подходит для заголовков или выделения какого-нибудь слова.

Практическая часть

Задание 1. Тема: Сверхсветлый «Скелетный» гротеск.

Написать буквенный алфавит сверхсветлым гротеском, используя полиграммы: квадрат; прямоугольник, вытянутый по вертикали; прямоугольник, вытянутый по горизонтали по 3 строки каждая.

Пример выполнения задания на рис 15.

задания.jpg
Рисунок 15. Сверхсветлый «Скелетный» гротеск

Задание 2. Тема: Антиква. Шрифтовая композиция.

Выбрать 6-7 букв, различных по написанию и вычертить их по схеме построения антиквы (рис. 16). На их основе выполнить шрифтовую композицию черно-белую или с введением цветового акцента (рис. 17).
построение антиквы.jpg
Рисунок 16. Схема построения антиквы

задания1.jpg
задания2.jpg

Рисунок 17. Антиква. Шрифтовая композиция


МОДУЛЬ 2
Теоретическая часть
Лекция 4

Тема: Выбор подходящего шрифта: визуальные ассоциации.
При выборе шрифта для той или иной надписи решающими факторами являются ее идейная сторона, содержание и назначение, а затем формат листа, длина строк, цвет фона и букв (то есть композиция). Правильно выбрать шрифт — это значит найти полное соответствие характера шрифта содержанию композиции (рис. 18-21). Решающими факторами являются содержание проекта, роль и место надписи в композиции, общем антураже. Следует продумать общий формат текста, длину и высоту строк, цвет фона и букв. Всегда следует помнить об удобочитаемости надписей.

Выбор шрифта согласно производимому им впечатлению или настроению - непростая задача; она часто основана на внутренней реакции дизайнера на ритм или формы, характерные для конкретного шрифта. Некоторые шрифты ощущаются, например, как быстрые или медленные, легкие или тяжелые, и эти качества являются неотъемлемым атрибутом взаимодействия буквенного просвета, веса и контраста штрихов, соединений и прочих характеристик. Огромное количество шрифтов имеют определенный культурный контекст, поскольку часто используются в рекламе или других материалах поп-культуры для передачи предмета обсуждения определенным способом. Старинный английский готический шрифт, например, часто ассоциируется с ужасами или жанром фэнтэзи, так как «привязаные» к определенному историческому промежутку времени и потому, что широко используется в афишах фильмов и книг, посвященных именно этой тематике.

Тем не менее, во внутреннем начертании шрифта могут встречаться формы, прочитывающиеся как другие формы, встречающиеся в нашем окружении. Выразительные закругленные полуовалы литер, вырастающие из вертикальных ножек, или концевые элементы-листья имеют явное сходство с природными формами - растениями и животными.
выбор1.jpg

Рисунок 18. Линейная геометрическая текстура этого архитектурно фасада подчеркивается твердым характером шрифта сан сериф.
выбор2.jpg


Рисунок 19. Закругленные формы и живые модуляции этого курсивного серифа повторяют формы человеческого тела. Более жирная версия намекает на мускулистость фигуры.

выбор3.jpg
Рисунок 20. Стилизованный сериф с графическими деталями близко повторяет изгибы трех ветвей дерева.
выбор4.jpg


Рисунок 21. Повторяющиеся индустриальные формы с линейными характерами и быстрым чередованием негативного и позитивного пространства имеют ритм, сходный со сжатым серифом.

Тема: Шрифтовая композиция заглавных надписей
В тексте всегда должны быть закономерности: главное выделено, строки и межстрочия подчинены определенному ритму, поля соразмерны рабочему полю. Ширина полей зависит от величины букв, количества строк и характера шрифта. В любом случае должна превышать высоту букв. Кроме того крупно и мелко написанные строки должны красиво чередоваться. Междустрочия обычно равны высоте строк или меньше (если прописные). Пробелы между словами – высота букв или несколько меньше.

Форма строки обычно бывает прямой, но может быть и полуовальной, восходящей, волнообразной и др.

Шрифтовая композиция может быть симметричная, блочная, флажкова прямая или обратная (рис. 22).

комп.jpg


Рисунок 22. Виды шрифтовой композиции заглавных надписей.
Симметричная композиция с центральной осью симметрии придает тексту статичность. Именно этим объясняется целесообразность ее использования для текстов информационного характера. Если же тексту следует придать динамику, экспрессию то его размещают в асимметричной или же флажковой композиции.


Практическая часть

Задание 3. Тема: Стилизация шрифта
Выбрать произвольно нормативный шрифт и на его основе выполнить ассоциативную стилизацию двух типов шрифтов: утилитарно-декоративный, декоративный.

Примеры выполнения задания на рис. 23.
задания4.jpgзадания3.jpg

Рисунок 23. Стилизация шрифта

МОДУЛЬ 3
Теоретическая часть
Лекция 5

Тема: Сочетание стилей шрифтов

Традиционно мудрым подходом при смешивании шрифтов является позиция: выбирай для конкретного проекта два семейства. Но немаловажную роль играет контекст, подсказывающий, стоит ли придерживаться подобного ограничения. На решение комбинирования шрифтов влияет сложность представляемой информации, общая последовательность и экспрессивность. Если для работы требуется семь или восемь шрифтов, значит, так тому и быть, но действовать надо с умом.

Решающую роль играет контраст расположенных рядом шрифтов. Единственной причиной изменения типа шрифта является создание контрастности. Поэтому контраст шрифтов должен быть достаточно заметен, иначе зачем вообще утруждаться заменой шрифта? Для начала можно противопоставить противоположные варианты веса (легкий - жирный), ширины (нормальная - сжатая/расширенная), или стиля (нейтральный сан сериф - рубленый или манускрипт). Но даже в этих экстремальных вариантах должно сохраняться формальное отношение между шрифтами, усиливающее их визуальный диалог (рис. 24). Комбинирование сан серифа и серифа приблизительно одного веса или ширины, например, создает напряжение «похожести» и достаточно утонченное различие. Объединение двух типов серифа, одинаковых по весу, но противоположных по ширине или контрасту, создает похожее напряжение. Иногда такой выбор является функциональным, если, например, разница между шрифтом, выбранным для текста, и его жирным вариантом того же семейства недостаточно выражена (имеется в виду, что использование жирного варианта не создает необходимого ударения). В данном случае жирный вариант заменяется похожим по форме стилем шрифта. В целом же неразумно комбинировать два типа шрифта похожего стиля, если разница между ними незаметна простому читателю.
img_6211.jpg
Рисунок 24. Сочетание шрифтов.
При выборе и комбинировании шрифтов определенную роль играет историческая принадлежность шрифта. Поскольку средний читатель ассоциирует определенные характеристики конкретного шрифта с его классическим или современным начертанием, смешивание шрифтов родственных или радикально противоположных временных периодов может создать дополнительное сообщение. Романские заглавные, например, Trajan, в комбинации с геометрическим сан серифом, например, Futura, могут создать не только контрастный типографский цвет, но и ссылку на определенную историческую ассоциацию: старое и новое, временной континуум, эволюция, нововведения и т.д. В данном конкретном случае и в основе шрифта Trajan, и Futura лежат римские геометрические пропорции, хотя их и разделяют две тысячи лет истории (рис. 25).

стр1111.jpg
Рисунок 25. Использование шрифтов различной ширины, веса и исторического стиля создают поэтический, экспрессивный коллаж ритма, света и темноты.
Тема: Взаимодействие цвета и шрифта

В дополнение к своим психологическим аспектам цвет имеет еще и пространственные качества, и применимо к шрифту, оказывает на него определенный эффект в плане композиции и разборчивости. Холодные оттенки кажутся удаленными, а теплые, наоборот, «выпяченными». Из основных цветов синий кажется удаленным, а желтый приближенным; красный же не изменяет своего среднего положения в пространстве. Чем меньше цвета, тем более темным он кажется. Большой прямоугольник и тонкая линия одного цвета, расположенные на белом фоне, будут казаться разными по оптической плотности: цвет прямоугольника будет казаться светлее, чем цвет линии, потому что линия окружена большим пространством яркого белого цвета. Дизайнер должен быть особенно внимателен при выборе цвета и учитывать его влияние на удобочитаемость, особенно в случаях, когда используется цветной шрифт на цветном же фоне. Если оптическая плотность цветов сближается, контраст между фоном и шрифтом уменьшается, и шрифт становится нечитаемым. Чтобы шрифт выделялся на фоне, необходимо соблюдать достаточный контраст. Добавление цвета в типографскую композицию сразу же меняет ее иерархию. Внутренние качественные взаимоотношения типографского цвета в иерархии могут существенно увеличиться, а значит, и стать более ясными за счет добавления цвета. Например, если информация, находящаяся на высшем иерархическом уровне, набрана глубоким красно-оранжевым цветом, а вторичная информация - холодным серым, их визуальная разграниченность будет еще более сильной. Окрашивание фона в рамках композиции еще больше усилит иерархическую разграниченность. Шрифт одного цвета, размещенный на поле другого цвета или сольется с полем, или будет агрессивно выделяться на его фоне в зависимости от взаимоотношения этих цветов. Если цвета шрифта и фона родственны, два элемента обретут похожую пространственную глубину. Если они противоположные, то будут отдалены друг от друга. Цвет также может использоваться для соотнесения информационных компонентов с иерархией. В афише, например, информация, относящаяся ко времени и месту проведения мероприятия может быть одного цвета, родственного цвету заголовка, но контрастного дополнительной информации. Цветовая связь заголовка и компонентов «место - время» создает значимую связь с получателем информации (рис. 26).
стрцв1.jpgцв2.jpg
Рисунок 26. Примеры взаимодействия цвета и шрифта.
Практическая часть

Задание 4. Тема: Оформление обложки компакт-диска
На основе сочетания различных шрифтов и цвета выполнить композицию обложки компакт диска, с обязательным использованием названия темы портфолио, фамилии и инициалов автора, слова портфолио (рис 27).
задания5.jpg
Рисунок 27. Оформление обложки компакт-диска

Задание 2. Тема: Шрифтовая композиция
Шрифтовая композиция (рис. 15) выполняется по следующим правилам:

  • в композиции разрешается использовать следующие слова и словосочетания: шрифтовая графика, ХГФ, Ф.И.О., группа, специальность (изобразительное искусство или ИЗО), год

  • в композиции должно быть использовано от 3 до 5 шрифтов

  • использовать цветовые акценты

  • работа выполняется на листе формата А4 (297х210) различными графическими материалами (акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки).

практические задания.jpg

практические задания1.jpg

Рисунок 15. Шрифтовая композиция

ЛИТЕРАТУРА
Основная


  1. Быков, В.В. Агитационно-оформительское искусство: Материалы и техника. М., 1976.

  2. Быков, З.Н., Минервин, Г.Б. Художественное конструирование. М., 1986.

  3. Самара Т. Типографика цвета. Практикум. М., 2006

  4. Семченко, П.Л. Основы шрифтовой графики. М., 1978.

  5. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1977.


Дополнительная


  1. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

  2. Кликушин Г.Ф. Шрифты. Мн., 1979.

  3. Чернихов Я., Соболев Н., Построение шрифтов. М., 1965.



ГЛОССАРИЙ


  • Алфавит – совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, сложившаяся в определенный исторический период и используемая для фиксации и передачи на письме данного языка или языков.

  • Антиква – (от лат. «древний») – типографский латинский шрифт с округлыми контурами, подвид готического письма, появившегося в XV веке в Италии.

  • Бастарда – смешанный тип шрифта, возникший на основе книжного письма и канцелярского курсива.

  • Буква – графический знак алфавита, обозначающий членораздельно элемент устной речи, который имеет форму прописную или строчную, рукописную или печатную.

  • Ватман – (по имени владельца английской бумажной фабрики Ватман) – высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

  • Готический шрифт – латинский угловатый шрифт.

  • Графема – линейно-осевая структура буквенного знака, определяющая основной отличительный признак его относительно других единиц алфавита.

  • Гротеск – вид шрифта с равномерной толщиной шрифтов, без засечек.

  • Засечка – штрих, завершающий штамб.

  • Курсив – (от лат. «скоропись») – наклонный шрифт, в котором строчные (малые) буквы имеют начертание, близкое к рукописному.

  • Шрифт – система букв и цифр, специальных знаков, имеющих общую закономерность формообразования, обусловленную функциональной, художественно-декоративной или технической целесообразностью. У восточных славян слово «шрифт» стало употребляться с XVIII века, до этого алфавиты назывались «азбукой».

  • Штамб – вертикальный штрих буквы.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  • Как называются первые письменные знаки?

  • Что означает слово «идеография»?

  • Что такое «графема»?

  • Сверхсветлый гротеск и правила его написания.

  • Назвать 6 аспектов, по которым буквы всех шрифтов отличаются от своих первичных форм.

  • Показать зависимость пробелов от начертания букв.

  • Показать при написании каких букв следует учитывать оптические иллюзии.

  • Назвать и показать схематично виды шрифтовой композиции заглавных надписей.

  • Что такое стилизация шрифта?

  • Назвать правила сочетания шрифтов различных стилей.






написать администратору сайта