Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ на тему: «Происхождение права» Дисциплина: Правоведение

  • Введение Актуальность темы

  • Объектом исследования

  • 1. Характеристика различных теорий происхождения права 1.1 Основные теории права

  • 1.2 Теория естественного права

  • 1.3 Историческая школа права

  • 1.4 Теория нормативистского права

  • 1.5 Социологическая теория права

  • 1.6 Реалистическая школа

  • 1.7 Психологическая теория права

  • 1.8 Марксистская теория права

  • 2. Современная наука о причинах возникновения права 2.1 Интегральный (интегративный) подход к пониманию права

  • Реферат Происхождение права. Реферат Аширов Р.Ш.. Происхождение права


    Скачать 218.96 Kb.
    НазваниеПроисхождение права
    АнкорРеферат Происхождение права
    Дата13.01.2023
    Размер218.96 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаРеферат Аширов Р.Ш..rtf
    ТипРеферат
    #884712

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

    КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ


    РЕФЕРАТ


    на тему: «Происхождение права»

    Дисциплина: Правоведение

    Выполнил: студент группы 80-11

    Аширов Р. Ш.

    Проверил: к.ф.н доцент

    Сабаева Э.К.

    Альметьевск, 2023

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………...3

    1. Характеристика различных теорий происхождения права………….6

    1.1 Основные теории права………………………………………………6

    1.2 Теория естественного права………………………………………….7

    1.3 Историческая школа права…………………………………………...8

    1.4 Теория нормативистского права……………………………………..9

    1.5 Социологическая теория права……………………………………..11

    1.6 Реалистическая школа………………………………………………13

    1.7 Психологическая теория права……………………………………..14

    1.8 Марксистская теория права…………………………………………15

    2. Современная наука о причинах возникновения права……………..18

    2.1 Интегральный (интегративный) подход к пониманию права…....18

    2.2 Типология права……………………………………………………..19

    Заключение………………………………………………………………22

    Список литературы……………………………………………………...25
    Введение
    Актуальность темы. Происхождение права - это проблема из категории «вечных», именно поэтому она является философской; ее специфика и непреходящая историческая актуальность заключаются в том, что на протяжении всей истории изучения вопроса о причинах возникновения права он являлся дискуссионным. В силу естественного развития науки, накопления новых фактов и более глубокого истолкования старых сегодня снова целесообразно' обратиться к проблеме правогенезиса, объективно рассмотреть происхождение права как социального феномена и как явления по своей природе мирозданческого порядка.

    В современном мире можно выделить три обстоятельства, которые усиливают актуальность исследования правогенезиса. Первым является обнаружившаяся объективная необходимость включения ученых-гуманитариев в происходящий в мире процесс формирования глобального (транснационального, универсального) права, которое еще в XVIII веке представитель классической немецкой философии И. Кант назвал «правом гражданина мира» и «правом цивилизованных народов». Предстоит действительно существенная модернизация норм, институтов и процедур в сфере международного правопорядка, и успех в сфере юридической глобализации будет зависеть от готовности и способности участников предстоящих преобразований мирового права, понимая его сущностную основу, удержать положительные достижения прошлого и обогатить их новыми, более развитыми правовыми формами внутригосударственных и международных отношений.

    Второй, наиболее важной, причиной современного изучения всеобщей природы правовой реальности является разобщенность современного мира и главное - региональное разделение на Запад и Восток, которые создают иллюзию сущностного различия их правовых систем. Западу трудно осознать, что право в восточных странах основано не на экономико-центристской идее и не на примате личности, а на примате духовной родовой жизни. Тем не менее, как доказывали многие мыслители прошлого, объединяющей всех людей основой является принадлежность их к единому человечеству, которому присущ разум (логос, закон), обусловливающий разумность поступков, определяющий правовой закон, а потому являющийся сущностной неотъемлемой составляющей права.

    Третьим обстоятельством, которое актуализирует данное исследование, является то, что в настоящее время догмы юридического позитивизма перестали быть истиной в последней инстанции, изучение внешних форм правовой реальности перестало удовлетворять ученых-гуманитариев, представителей государственной власти и политиков. Возвращение к вопросу о природе права на новом историческом витке развития науки снова стало востребованным. Вместе с тем естественно-правовая парадигма, обнаруживающая себя при изучении происхождения права, раскрывая свой социокультурный потенциал, который заключается в первоначальном родстве права с религией, нравственностью и философией, также привлекает к себе внимание.

    Эти обстоятельства в настоящее время способствуют активизации усилий исследователей с целью проникновения в глубины сложнейшего, мирозданческого по своей природе феномена, как право.

    Объектом исследования является исторический процесс возникновения права .

    Предметом исследования являются закономерность, сущностная основа и историческая необходимость возникновения права; формирование естественно-правовой парадигмы, показывающей детерминированность норм и ценностей права абсолютными первоначалами и универсалиями.

    Цель исследования заключается в историко-философском анализе проблем, связанных с определением сущности права, обусловленной причинами его происхождения и дальнейшего развития.

    Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

    - проанализировать философские и социально-политические предпосылки зарождения в истории общества правовых институтов и правового сознания;

    - выявить западноевропейскую специфику происхождения и развития права, формирования правового сознания и естественно-правовой парадигмы философского правоведения в античном мире;

    - рассмотреть отличия.


    1. Характеристика различных теорий происхождения права
    1.1 Основные теории права
    В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное.

    Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

    Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.


    1.2 Теория естественного права
    Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

    Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.

    Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

    Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

    Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев.

    Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.

    Основными положениями теории естественного права являются:

    - право и закон - не одно и то же;

    - законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;

    - право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

    - право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

    - фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;

    - не всегда законы соответствуют естественному праву;

    - права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

    Достоинствами теории естественного права являются:

    - прогрессивность;

    - признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

    - допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).

    - обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

    К основным недостаткам теории естественного права относятся:

    • прямое отождествление права и морали;

    • противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;

    • преувеличение роли неписаного права;

    • различное понимание людьми идей справедливости.

    • отрицание роли государства в правотворческом процессе.


    1.3 Историческая школа права
    Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г.Ф. Пухта, Ф.К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

    Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

    - право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);

    - основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

    - официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

    К достоинствам теории права можно отнести те факты, что:

    - обычай действительно предшествовал появлению права;

    - принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;

    - теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.

    Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.


    1.4 Теория нормативистского права
    Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

    По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

    Г. Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

    Суть нормативистской теории составляют следующие положения:

    - право является пирамидой норм;

    - во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

    - каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

    - сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

    - право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);

    - право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".

    К достоинствам теории можно отнести следующие:

    - признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

    - идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

    - признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.

    - такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

    Недостатки теории:

    • главный - повышенное внимание к формальной стороне права.

    • игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),

    • игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.

    Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.


    1.5 Социологическая теория права
    Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

    Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф. Шешеневич и др.

    Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

    Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

    Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

    Суть социологической теории составляют следующие положения:

    - право и закон нетождественны между собой;

    - закон - писаное право;

    - право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

    Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

    Недостаток теории состоит:

    • в фактическом отождествлении права и правопорядка.

    • скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.

    • вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

    Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

    Заслуживает также внимания очень популярная на Западе примирительная теорияпроисхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение.
    1.6 Реалистическая школа
    Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг).

    Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е. Трубецкой).

    Отрицательные стороны правового реализма:

    — отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

    — решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

    — опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.


    1.7 Психологическая теория права
    Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

    По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

    Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

    Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.

    В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

    Суть данной теории можно отнести следующие:

    - причины появления права коренятся в психике людей;

    - субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

    - юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;

    - право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);

    - истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.

    Достоинствами данной теории являются следующие:

    - признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

    - учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.

    - интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

    Основные недостатки теории:

    • односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических);

    • объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека.


    1.8 Марксистская теория права
    Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

    Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В.И. Ленин (1870 - 1924).

    В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.

    Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.

    Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

    Суть марксистской теории права составляют следующие положения:

    - в основе теории лежит классовый подход;

    - правовозведенная в закон воля правящего класса;

    - право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;

    - право устанавливается и охраняется государством.

    Положительные стороны теории:

    - подведение экономического базиса под вопрос изучения права;

    - трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;

    - показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

    - обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

    Основные недостатки теории:

    • преувеличение роли классовых антагонизмов,

    • недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);

    • отсутствие общечеловеческих критериев;

    • игнорирование культурных факторов,

    • ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.


    2. Современная наука о причинах возникновения права
    2.1 Интегральный (интегративный) подход к пониманию права
    Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных измерений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др. Об этом — в следующих темах лекций.

    Каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в научных целях.

    Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. Мера свободы и справедливости будет характеризовать содержание, а формальным свойством будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны государства.

    Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права — исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.

    Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

    С учетом положений различных теорий можно определить существенные черты права:

    1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

    2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека:

    - мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

    - мера допустимых ограничений свобод человека: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому…» (ст.4 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.).

    3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.

    4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей и выражающееся через систему регулятивных средств различного уровня.

    5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

    6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.


    2.2 Типология права
    Типология права - это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов:

    a) формационный подход;

    b) цивилизационный подход;

    c) подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.

    При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстроечных элементов - государство и право.

    В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права:

    - Рабовладельческое;

    - Феодальное;

    - Буржуазное;

    - Социалистическое.

    В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав:

    - Право древних государств;

    - Право средневековых государств;

    - Право современных государств;

    В зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиоз-ных и других признаков выделяют следующие типы права:

    1. Национально-правовая система (конкретного государства).

    Национально-правовая система - это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства.

    2. Правовая семья:

    - романо-германская (континентальное право);

    - англо-американская (общее права);

    - мусульманская и другие.

    Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Обобщая все факторы, причины можно выделить следующие общие предпосылки возникновения государства и права. Социальные (запрет инцеста и появление семьи, распад первобытнообщинного строя и расслоение общества т.д.). Экономические (переход к присваивающей экономике, разделение труда, появление частной собственности и т. д.) Политические (узурпирование власти, захват других племен и установление над ними власти, возникновение слоя управляющих, властвующих и др.). Идеологические (идеология религий, политических и правовых учений, под эгидой которых организуется общество и определенные правила поведения). Экологические (различного рода природно-климатические изменения и катастрофы).


    Заключение
    История и теория развития права и государства и процессов их универсализации свидетельствуют о том, что в основе той или иной формы официально-властной регуляции и упорядочения социальных отношений, в том числе глобального характера, лежит определенный тип правопонимания и соответствующего понятийно-правового восприятия и трактовки понятия государства. Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических, типов правопонимания - юснатурализма (естественно-правового подхода) и позитивизма (легизма).

    В современных международных и внутригосударственных правовых актах внешний, прагматический компромисс этих двух принципиально разных подходов выражен в виде требования соответствия норм позитивного права общепризнанным естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. В качестве нового концептуального подхода, удерживающего познавательно-ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающего их существенные недостатки, антагонизм и односторонность, на наш взгляд, может быть использована либертарно-юридическая общая теория права и государства, позволяющая более адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов в условиях современной общесоциальной глобализации.

    В рамках либертарно-юридического подхода различаются сущность права (принцип формального равенства), т. е. то, что объективно присуще праву и не зависит от воли и произвола официальной правоустанавливающей власти, и внешнее явление, претендующее (не всегда правомерно) на правовое значение, - общеобязательные официально-властные нормативные установления (различные акты и источники действующего внутригосударственного и международного права, обобщенно говоря, закон). Искомое (в русле либертарного учения) единство сущности и явления в сфере права - это правовой закон, когда общеобязательное нормативное явление (закон, нормы действующего позитивного права) соответствует сущности права (принципу формального равенства), т. е. представляет собой именно и только правовое общеобязательное явление, а не просто любое (моральное, религиозное или произвольное) общеобязательное явление. В тех же случаях (весьма распространенных и в прошлом, и сегодня), когда общеобязательное явление (закон) противоречит сущности права, мы имеем дело с противоправным (правонарушающим, антиправовым), законом (с нормами позитивного права, противоречащими принципу формального равенства).

    Принцип формального равенства представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права -всеобщей равной меры (и масштаба) регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого (одно свойство без других свойств) невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (всеобщей равной меры и единого масштаба регуляции).

    Правовой тип (форма) взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т. д. Этот тип (форма) взаимоотношений включает в себя:

    1) формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные субъекты уравнены единой мерой и общей формой);

    2) их формальную свободу (формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой и равной мере, действие по единой общей форме);

    3) формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и. т. д., исключающая чьи-либо привилегии). Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода — равную меру и справедливость, справедливость - равную меру и свободу. При этом равенство, свобода и справедливость, как свойства правовой сущности (моменты принципа формального равенства), носят формальный (формально-содержательный, а не фактически-содержательный) характер, являются формально-правовыми качествами (и категориями), входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в универсальной всеобще-правовой форме.

    право


    Список литературы


    1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев ; МВД России, С.-Петерб. ун-т. СПб.": Лань, 2009.

    2. Алексеев, С.С. Восхождение к праву : Поиски и решения / С.С. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2002.

    3. Алексеев, С.С. Тайна права : его понимание, назначение и социальная ценность : рец. с претензией / С.С. Алексеев. М. : Норма, 2001.

    4. Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В.А. Бачинин. СПб. : Михайлов, 2016.

    5. Гребеньков, Г.В. Культурно-антропологические истоки права / Г.В. Гребепьков // Философия права. 2006.

    6. Гриценко, Г.Д. Право как социокультурное явление : филос.-антропол. концепция : автореф. дис. . д-ра филос. наук : 09.00.13 / Г.Д. Гриценко ; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2018.

    7. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Юрист, 2015.

    8. Пучков, О.А. Теория государства и права : проблемы и перспективы / О.А. Пучков // Правоведение. 2017.

    9. Соколов, А.Н. Теория права и государства опор, конспект /A.Н. Соколов. Калининград : Янтарный сказ, 2017.

    10. Тененбаум, В.О. О сущности права / В.О. Тененбаум // Правоведение. 2018.

    11. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. СПб. : Юрид. ин-т, 1998.


    написать администратору сайта