Всемирная история 1 курс. Происхождение славян расселение, хозяйство, религиозные верования
Скачать 23.77 Kb.
|
Происхождение славян: расселение, хозяйство, религиозные верования. Происхождение: Согласно языковым данным славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Прародина индоевропейцев - Ближний Восток. Оттуда часть переселилась в Европу, среди них были и славяне. Согласно данным письменных источников славяне никогда не были едины, они состояли из 3 больших групп: анты, венеды, склавины. В 4 веке н.э. в Европе началось Великое переселение народов. В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. Территория расселения славян: современная Польша, современная Молдавия, часть правобережной Украины. Восточные славяне: в 6-8 вв. замелили путь «из варяг в греки», от Балтийского до Черного моря. Существовало 15 племенных союзов. Самые главные: поляне (центр Киев) и словене (центр Новгород, Старая Ладога). Под воздействием внешней опасности в 9 веке на базе 15 племенных союзов создаются 2 больших объединения: южное и северное. Основные занятия: земледелие, ремесло. Земледелие было крайне тяжелым (что толкало славян к объединению), было коротким (авральный труд), не могло обеспечить сверхдохода (предполагалось сверхэксплуатация работников - крестьян). Общественно-политическое устройство: 2 центра власти: совет старейшин – вече и князь. Словене пришли туда, где не было ни дорог, ни городов, ни права. Это сказалось на развитии культуры. Менталитет передается по генетике. Вера: язычество, многобожие. У каждого племенного союза был свой Бог. В Киеве – Перун, в Новгороде – Велес. Образование Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-XI вв. Внешняя опасность толкала к объединению. 862 г. – призвание варяг (призвание Рюрика в Новгород для наведения внутреннего порядка). У народа было 2 главных вопроса: Были ли братьями Синеус и Трувор и зачем пригласили Рюрика? Рюрик возглавил Новгородский союз, навел порядок, основал династию после ликвидации проблем в Новгороде. 882 г. – дата основания Киевской Руси. 964 – 972 гг. – время правления Святослава. Он грабит хазар, получает выход на Черное море, власть над Волгой и Доном. Он пытается сделать центром Болгарию и ему это удается. Проигрывает войну с Византией. 972 – 980 гг.- дети Святослава решают, кто будет князем. Выигрывает Владимир, он становится князем Киева. 980 г. – языческая реформа. Владимир умирает. 1015 – 1019 гг. – 2 усобица. Ярослав Мудрый князь. 1019 – 1054 гг. – правление Ярослава. Расцвет Киевской Руси: начало Повести временных лет, разгром печенегов, начало русской правды. Киевская Русь породнилась с Византией, Францией, Германской империей, Данией, Польшей, Норвегией, Швецией. 1054 – 1113 гг. – 3 усобица. 1113 - 1125 гг. – последний Киевский князь – Владимир Мономах. При нем: половцы больше не приходят, мятежей нет. Первые социальные реформы: 17% годовых для ростовщиков; рабом становишься только по 3 пунктам; защищаются права вдов и детей, у которых погиб отец – воин. Византийский император прислал царский венец (шапка Мономаха). Умирает Владимир Мономах, Киевская Русь перестает существовать. Принятие христианства на Руси (988 год). Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом: И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия, На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями). 988 г. – год крещения Руси (по православному образцу). Значения крещения Руси: 1) ускорило объединение страны 2) усилило власть князя 3) обосновало феодальные отношения Русские земли в условия раздробленности XII-XV вв. Феодальная раздробленность 12-15 вв. 1132 г. – распад Киевской Руси на 15 княжеств. В 13 в. – 50 княжеств. В 14 в. – 80 княжеств. За раздробленность заплатили ордынским игом. Причины: 1) княжеские усобицы 2) ослабление Киева 3) отсутствие сильного лидера 3 модели развития Руси (3 основных княжества)
Монгольское нашествие на Русь. Взаимоотношения Орды и Руси. 1206 г. – появление Монгольской империи 1223 г. – покорили Сибирь, Кавказ, Иран, Северный Китай 1223 г. – битва на реке Калке (проиграна) 1235 г. – монголы идут на запад 1237 – 1241 гг. – нашествие Батыя на Русь Нашествие прошло в 2 этапа: 1237 – 1238 гг. – разгром Владимиро-суздальского княжества, монголы не тронули Новгород и Смоленск 1239 – 1241 гг. – разгром Киева, Чернигова, Галицко-Волынского земель. Восточная Европа разгромлена. 1243 г. – появление Ордынского Ига (Золотая Орда). Состав: 1) политическая зависимость в форме ярлыков; приставление баскаков Экономическая зависимость (14 видов дани: десятина; корм; запросы) Поставка войск Дань не платила Русская Православная церковь Итоги: нет доступа к Черному, Каспийскому морям; все плодородные земли за Окой были потеряны; большой экономический разгром. В 13 веке было совершено 14 походов (2 превзошли Батыя): культурные потери; усиление власти князей; формируется крепостная зависимость населения; монголы окончательно устраивают систему нравов. Становление единого русского государства (XV в.) В XIV—XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» (В. О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, от покровительства и понукания, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды. Она требовала напряжения всех сил, сплочения, жесткого направляющего начала. Этим началом могла быть только великокняжеская власть, готовая действовать твердо, решительно, безоглядно, даже деспотически. Князья опирались на своих слуг — военных в первую очередь — и расплачивались с ними землей, передаваемой в условное владение. К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской. в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. Первая половина XV в. Главным событием этого этапа стала феодальная война 1425—1453 гг. между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей, которую возглавил его дядя Юрий, а после смерти Юрия — его троюродные братья Василий Косой и Иван Шемяка. Длительная смута закончилась победой московского князя. Вторая половина XIV — начало XV в. Завершающий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462—1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505—1533): — в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1521), Смоленск (1514); — «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсотсорокалетнего монгольского ига. Более двух месяцев русское войско Ивана III и татарская армия хана Ахмата стояли на разных берегах притока Оки реки Угры. Ахмат не решился вступить в сражение и увел войска, признав, по существу, независимость Руси; — завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московского княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столица державы). Постепенно складывалась и система органов государственного управления: Боярская дума (совет знати при великом князе), Казна (центральный административный орган, из которого позднее выделились органы центрального управления — приказы; понятие «приказ» впервые употреблено в 1512 г.), Дворцы (органы управления вновь присоединенными территориями). Страна делилась на уезды (управлялись наместниками), волости и станы (управлялись волостелями). Наместники и волостели жили за счет кормлений — сборов с местного населения. В 1497 г. был принят Судебник — первый законодательный акт единого Российского государства. В нем, в частности, содержалась новая норма о едином сроке перехода крестьян от одного землевладельца к другому (две недели до и после 26 ноября — Юрьева дня). С конца XV в. все шире употреблялся новый термин «Россия». |