Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Дайте характеристику сущности диалектического метода.

  • ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ. Диалектика

  • ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. Законы диалектики

  • Сравнительное право в странах западной Европы и США эпохи промыш. Промышленным переворотом или промышленной революцией


    Скачать 337.18 Kb.
    НазваниеПромышленным переворотом или промышленной революцией
    Дата12.06.2022
    Размер337.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСравнительное право в странах западной Европы и США эпохи промыш.docx
    ТипДокументы
    #586863

    Сравнительное право в странах западной Европы и США эпохи промышленного переворота и индустриализации

    Становление индустриальной цивилизации. Промышленный переворот и его последствия

    Под промышленным переворотом (или промышленной революцией) понимают переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве, к экономике индустриального типа.

    Начало промышленного переворота в Западной Европе в конце XVIIIв. ознаменовало не только резкую смену всей предшествовавшей системы мануфактурного и ремесленного производства, но и формирование новых общественных классов и новых идеологических представлений. Великие революции, замкнувшие «век Просвещения»- Американская и Французская, продемонстрировали готовность общественного мнения к восприятию идеи личных и политических свобод, идеала разделения властей и по сути дела кардинального обновления права в условиях модернизирующегося общества. В этой ситуации наиболее передовые страны - носители революционной идеологии (Франция и США) начинают оказывать беспрецедентное влияние на своих соседей и процесс правовых заимствований интенсифицируется. Таким образом, складываются предпосылки для возникновения устойчивого интереса к правовым сравнениям.

    Так уж получилось, что раньше всего они проявились в раздробленной Германии, где в первые десятилетия XIX в. формируется гейдельбергская (южногерманская) школа права. «Либеральный и космополитический дух, реформаторские и новаторские тенденции характеризовали эту школу, рассматривавшую иностранное право не только как объект юридического знания, но и как инструмент улучшения законодательным путем национального права». Особую роль в развитии германского сравнительного правоведения сыграли К. Цахарие и К. Миттермайер, которые с 1829 г. стали издавать «Критический журнал правоведения и законодательства зарубежных стран». До 1856 года вышло 28 номеров, но это было не сравнительное правоведение, а описание иностранного права. Ближе к сравнительному правоведению подошел Миттермайер. В своих работах «Теория доказательства в уголовном процессе согласно позитивным законам нормам французского уголовного законодательства» (1809 г.) и в «Теории доказательства в немецком уголовном процессе на примере применения закона в суде и немецкие кодексы в сравнении с воззрениями на уголовный процесс в Англии и Франции» (1834 г.) других трудах он сравнивал определенные отрасли и правовые институты, не ограничиваясь законодательным материалом, но и рассматривая судебную практику и социально-политическую среду функционирования права.

    В Германии интерес к правовым сравнениям подтверждался весьма успешными практическими попытками правовой унификации. Здесь она затронула прежде всего торговое право. При чем при создании общегерманского вексельного регулирования 1848г. и общегерманского торгового законодательства 1861г. было проведено сравнение правового материала немецких провинций, а также осуществлены заимствования из нидерландского законодательства.

    Примерно в это же время, что и в Германии интерес к сравнительному правоведению обозначает себя и во Франции.

    Несмотря на то, что в первой половине XIX в. французские юристы находились под сильным впечатлением своего Гражданского кодекса, Феликс в 1834г. основал Журнал иностранного законодательства (выходил до 1850г.) и примерно тогда и чуть позже учреждаются первые кафедры сравнительного законодательства и сравнительного уголовного законодательства в Коллечж де Франс и в Парижском университете.

    Исходя из практических потребностей правящих кругов британской колониальной империи, Бургом в 1838г.был создан «Комментарий к колониальным и иностранным законам, самим по себе и о том, что касается конфликтов между собой и с правом Англии». Сравнение британского торгового права с правом 58 стран осуществил в 1854 г. Л. Леви.

    Если в условиях промышленного переворота была проведена первая подготовительная работа в плане утверждения сравнительного правоведения, то эпоха индустриализации и колониального передела мира последний трети XIX в. окончательно институционализировала сравнительно-правовой метод. Всеотраслевая механизация и завершения «революции коммуникаций» на железнодорожном и водном транспорте гигантски продвинули производительные силы и ускорили социальное развитие, обострив конкуренцию между государствами и одновременно их интерес друг к другу. В этот момент сравнительное правоведение из дела одиночек превращается в предприятие групп профессионалов, в ряде случаев поддерживаемое государством и в каждом более или менее крупном государстве возникают свои профессиональные издания. Именно так произошло во Франции, где после 1869г., когда было создано Общество сравнительного законодательства, стал выходить его бюллетень, а затем ежегодник. При Министерстве юстиции был создан комитет, который переводил иностранные кодексы.

    В Бельгии в 1869 г. также появляется свое специализированное издание- «Журнал международного права и сравнительного законодательства». В Германии в Штутгарте с 1878 г. начинает издаваться «Журнал сравнительного правоведения», а в 1893 г. образуется Общество сравнительной правовой и государственной науки со своим ежеквартальником и на следующий год основывается Международная ассоциация сравнительного правоведения и науки народного хозяйства.

    В Испании и Италии последние десятилетия XIX в. отмечены появлением профессиональных изданий- «Журнала международного права и сравнительного законодательства» (1884 г.) и «Вестника торгового и инстраного права» (1898 г.).

    В Великобритании развитие сравнительного права шло весьма медленно. В Оксфордском университете кафедра истории права и сравнительного права была создана в 1869 г., а Общество сравнительного законодательства со своим журналом, которое ставило узко прагматическую цель - систематизацию английского и американского статутного права, было организовано в 1895 г.

    Менее всего продвинулись в плане интереса к сравнительно-правовому методу США. Сказалась удаленность пионерского американского общества от европейской цивилизации и специфическая ситуация дефицита высокообразованных юридических кадров и недостаточное знание иностранных языков. С одной стороны, некоторые представители правящих кругов США были на словах готовы отказаться от права бывшей метрополии и броситься в объятия европейского континентального права. С другой стороны, для полного разрыва с английской правовой традицией не было острой необходимости и благоприятных возможностей. Поэтому призывы выдающихся американских юристов Дж. Кэнта и Дж. Стори вернуться к римскому праву и воспринять цивилистический опыт Франции остались на уровне благих пожеланий. В то же время идеология подчеркнутого индивидуализма и американской исключительности, которая все больше охватывала американское общественное сознание в XIX в., не оставляла места для элементарного интереса к чужим правовым идеям. Интерес этот пробуждается лишь в момент, когда США вырываются на новые рынки сбыта: именно тогда, в 1880-е гг., создаются первые кафедры римского права в Иельском и Колумбийском университетах.

    3. Дайте характеристику сущности диалектического метода.





    Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

    В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

    Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

    ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ.

    Диалектика - учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

    Основными принципами диалектики являются:

    1. Принцип всеобщей связи;

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.

    2. Принцип системности;

    Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    3. Принцип причинности;

    Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Принцип историзма.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    · вечность неуничтожимость истории, мира;

    · его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

    Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

    Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий.

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

    • охватывают все сферы окружающей действительности;

    • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

    Выделяются три базовых закона диалектики:

    •единства и борьбы противоположностей;

    • переход количества в качество;

    • отрицания отрицания.

    Диалектический метод

    Этот метод разрабатывался преимущественно в марксистской философии на основе метода восхождения от абстрактного к конкретному Гегеля, но путем «снятия» с метода Гегеля его «спекулятивно-диалектической формы».

    Сущность диалектического метода составляют следующие принципы: 1) развитие любых объектов и систем обязательно происходит на основе определенного вида противоречий их свойств и отношений;

    2) развитие любых объектов и систем обязательно включает в себя как их количественные, так и качественные изменения (изменения их структур); при этом качественные изменения всегда являются результатом предшествующих им количественных изменений; 3) теоретическая реконструкция развития любой системы обязательно должна включать закономерную последовательность ее эволюционных и революционных изменений; 4) непременными акторами развития любой системы являются внешние условия ее существования и реакция системы на их вызовы; 5) развитие любой системы должно быть представлено как результат взаимодействия внутренних и внешних факторов ее эволюции; 6) теоретическая реконструкция любой развивающейся системы должна обязательно включать в себя описание взаимосвязи таких ее противоположных свойств, как необходимость и случайность, возможность и действительность, интенсивные и экстенсивные величины, однозначные и вероятностные связи, воспроизводство старого и производство нового содержания; 7) теоретическая реконструкция развивающихся социальных систем должна учитывать их связь с экономическими и практическими потребностями, политическими структурами, противоречивый характер отношений между различными социальными системами за обладание материальными и информационными ресурсами общества и др. Диалектический метод теоретической реконструкции развития сложных природных и социальных систем в целом является достаточно эффективным способом познания. Убедительными примерами плодотворного использования диалектического метода в естественных науках являются: разработка теории ноосферы (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский), математическая теория катастроф (В. И. Арнольд), общая теория систем (Ю. А. Урманцев, А. И. Уемов), синергетика (И. При- гожин, С. П. Курдюмов), глобалистика (Н. Д. Кондратьев, Н. Н. Моисеев), биология (Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. А. Энгельгардт, А. С. Северцов, И. И. Шмальгаузен), геология (В. И. Старостин, В. Т. Фролов), космология (Г. Гамов, Я. А. Зельдович, Ст. Хокинг).


    написать администратору сайта