КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. поликультурное образование контрольная. Просоциальное поведение
Скачать 35.79 Kb.
|
Тема 10 Формирование просоциального поведения личности. Введение 1. Понятие "просоциальное поведение". 2. Особенности формирования просоциального поведения личности в детском возрасте. 3. Возрастные особенности проявлений просоциального поведения личности. 4. Решение проблемы соотношения эгоизма и альтруизма. 5. "Социальный интерес" как основа и результат сформированности просоциального поведения личности. Заключение Список использованных источников Введение Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Важнейшими событиями краткой истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди буквально придавлены астрономическим военным бюджетом «мирного времени». Почему люди порой стремятся причинять боль и страдания окружающим? Почему родители избивают собственных детей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту самосохранения? Учеными разных стран проведены многочисленные исследования агрессивного поведения, в ходе которых было показано, что агрессивное поведение, которое распространяется на людей, животных и даже предметы, появляется в раннем детстве. Обычно агрессия возрастает в дошкольном возрасте и затем идет на убыль. Ослабление степени агрессивности связывают с усвоением неагрессивных способов разрешения конфликтов и с накоплением опыта взаимодействия детей друг с другом. Так называемое просоциальное поведение также появляется в раннем возрасте под влиянием социальной среды, в частности близких, теплых отношений с окружающими взрослыми. На развитие просоциального поведения основное влияние оказывают родители, а также братья и сестры. Зарубежные исследователи подчеркивают, что в конечном счете конкретная ситуация и принятые в данной культуре и семье нормы определяют, какое поведение считается социально приемлемым, так как бывают ситуации, в которых альтруизм неуместен и без агрессии не обойтись. 1. Понятие "просоциальное поведение" Существует ряд понятий, характеризующих поведение человека, оказывающего на той или иной основе помощь другому: «просоциальное поведение», «альтруистическое поведение», «поведение помощи», «помогающее поведение», «гуманные отношения». Термин «просоциальное поведение» используется чаще всего для описания данного вида поведения, так как его значение является более широким по отношению к остальным. Исследования в этой области начали проводиться еще задолго до возникновения самого понятия «просоциальное поведение», и представлены в работах ученых, изучающих вопросы нравственности, коллективистические аттитюды или оказание помощи другим людям. На сегодняшний день в науке нет единого определения самого термина просоциального поведения и теорий его объясняющих. В самом общем виде можно выделить два подхода к определению феномена просоциального поведения. Подход, отождествляющий понятия «просоциальное поведение» и «альтруизм» с действиями, совершаемыми исключительно во благо другого человека, нежели самого субъекта помощи. Так, психологический словарь И.М. Кондакова дает следующее определение: «Просоциальное поведение (от лат. pro – приставка, обозначавшая действующего в интересах кого-то, и socialis – общественный). Поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Оно направлено, прежде всего, на сохранение, защиту, облегчение 21 функционирования развития социальных общностей (другого человека, коллектива, общественной организации, культурной нормы и т.д.)». Под альтруистическим (просоциальным) поведением, с точки зрения Е.П. Ильина, следует понимать поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду. Такое поведение в большей степени ведет к благополучию другого человека, чем самого субъекта, и обусловлено не внешним социальным давлением и не присутствием человека, а наличием у субъекта помощи ряда душевных качеств (личностных диспозиций) – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности. В специальной психологической литературе просоциальное поведение определяется как действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчетов на награду. Понимание же того, что именно является благом для общества, зависит от культурных ценностей человека. 2. Особенности формирования просоциального поведения личности в детском возрасте Для формирования просоциального поведения у детей дошкольного возраста существуют различные психологические средства и методики, к основным из ним относят игру, тренинг, сказкотерапию. Игровая деятельность - одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.Прежде всего, в игре дети учатся просоциальному поведению, общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное развитие просоциального отношения к другим. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Игровой развивающий психологический тренинг для детей - эффективный способ развития просоциального поведения у старших дошкольников. Тренинг проводится педагогом-психологом и включает в себя следующие элементы: 1. ролевые игры 2. психогимнастика 3. пальчиковые игры 4. арт-терапийные упражнения 5. подвижные игры 6. релаксация Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться просоциальному поведению со сверстниками и со взрослыми, налаживать контакт с группой, и т.д. Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику. Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека. Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам. Арт-терапийные упражнения дают выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу. Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить воспринимать окружающее. Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становиться ее членом. В свою очередь, освоение просоциального поведения в сказкотерапии позволяет ребёнку так или иначе отреагировать на предлагаемую ситуацию и уточнять значение средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. 3. Возрастные особенности проявлений просоциального поведения личности Просоциальное поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружено у детей уже в двух летнем возрасте. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения огромное воздействие оказывают родители, а также другие взрослые. Влияние научения через наблюдение над просоциальным поведением продемонстрировано в целом ряде исследований. Исследователи пришли к выводу, что дети, которые были свидетелями великодушного поведения, обычно сами начинают проявлять больше великодушия и щедрости. Еще два пути влияния на просоциальное поведение - это исполнение роли и индукция. В первом случае дети разыгрывают роли для того, чтобы увидеть вещи с точки зрения другого человека. Во втором случае взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения: например, малышам могут рассказать о том, какие последствия могут иметь их действия для других. Особую значимость в этом возрасте приобретают моральные качества, которые реализуются преимущественно в просоциальном поведении детей. Основным носителем этих качеств и их ценителем является для ребенка взрослый. В то же время осуществление просоциального поведения в этом возрасте сталкивается со значительными трудностями и вызывает внутренний конфликт. Можно полагать, что этот конфликт, является не конфликтом между знаемой моральной нормой и эгоистическим желанием ребенка (как это обычно объясняется), а конфликтом между "правильным поведением ", воплощенным во взрослом, и собственным превосходством в глазах сверстника. Иными словами это конфликт между "внутренним взрослым " и "внутренним сверстником ". К старшему дошкольному возрасту просоциальное поведение к сверстнику существенно меняется. К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Аналогичные факты отмечались во многих исследованиях. Обычно они объяснялись развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм. Нам представляется, что эти механизмы не являются главными и единственными причинами роста детской просоциальности. В большинстве случаев (90%) старшие дошкольники были эмоционально включены в действия сверстника. Вопреки правилам игры, они стремились помочь ему, подсказать правильный ход. В некоторых случаях дети даже возражали взрослому, когда тот делал замечания сверстнику. Если 4 - 5летние дети охотно вслед за взрослым осуждали действия сверстника, то 6летние, напротив, как бы объединялись с товарищем в своем "противостоянии " взрослому. Все это, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. Еще одним традиционным объяснением роста просоциальности в дошкольном возрасте является развитие децентрации, благодаря чему ребенок становится способным понимать точку зрения другого. К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью. Можно полагать, что эти изменения в отношении к сверстнику отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника. Таким образом, всё выше сказанное может свидетельствовать о том, что у старших дошкольников просоциальное поведение к сверстнику проходит закономерный путь возрастного развития, который неразрывно связан с развитием самосознанияребенка. 4. Решение проблемы соотношения эгоизма и альтруизма Тема соотношения эгоизма и альтруизма – это центральная проблематика этической мысли на протяжение всей истории ее существования. Эта тема, а также связанная с ней тема справедливости исследовалась философами на протяжении веков, начиная с Платона, Аристотеля и завершая Д.Муром, Д.Ролзом и др. Не устарела эта проблематика и на сегодняшний день. В современном обществе, при анализе современных моральных устоев, исследование этих проблем представляет собой крайне актуальную задачу. Понятия "эгоизма" и "альтруизма" не так однозначны, как принято считать. Обычно в этом плане изначально противопоставляются два понятия – эгоизм и альтруизм. Но, как известно, далеко не всегда человек существует в режиме любой из этих крайностей. Точно так же, как не бывает в человеческом социуме "однозначно белого и однозначно черного", "однозначно плохого и однозначно хорошего", "однозначного зла и однозначного добра". В современном обществе эгоизм и альтруизм тесно сплетены, одно не существует без другого. Как эгоизм, так и альтруизм имеют оттенки: эгоизм может быть разумным и неразумным, альтруизм – ограниченным и безграничным. Исследованию различных проявлений альтруизма и эгоизма в теории и на практике посвящена настоящая работа. Альтруизм – противоположность эгоизма на практике и в теории. Альтруизм (франц. altruisme от лат. Alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Отечественный философ В.С.Соловьев определяет альтруизм как нравственную солидарность с другими человеческими существами. Попытки решить дилемму «эгоизм»-«альтруизм» предпринимались разными философами в ходе исторического развития философии. Одна из наиболее интересных таких попыток была предпринята в ХХ веке американским философом и писательницей Айн Рэнд, которая построила теорию объективизма, основывающуюся на позиции разумного эгоизма. Она показала, что забота человека о себе вытекает из самой природы жизни, и поэтому имеет неоспоримую нравственную ценность. По мнению Айн Рэнд, разумный эгоизм, в отличие от альтруизма, предполагает существование человека, который самостоятельно обеспечивает себя, не принося в жертву ни себя, ни других. Он не считает, что человек должен отдавать себя на потребу пресловутым «коллективным интересам» (за маской которых явственно видны физиономии людей, которые присвоили себе право говорить от имени коллектива). Альтруизм в своих крайних формах ведет к моральной деградации, поскольку служением «общему благу» и «высшим интересам» можно оправдать любое преступление против отдельной личности. История знает тому массу примеров: кровавые диктаторы всегда выступали в роли «отцов народов». Но это лишь полбеды: альтруизм аморален, потому что не дает людям получать по заслугам. Говоря о необходимости «справедливого распределения», он наказывает успешных за их успех и отнимает плоды их труда – и при этом награждает неудачников за их неудачи, давая им незаслуженное добро. Альтруизм систематически уничтожает творцов и предпринимателей, плодя завистливых паразитов . Но такая интерпретация альтруизма не совсем верна. В определении альтруизма тоже есть свои тонкости, которые необходимо озвучить. Огюст Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Такую форму альтруизма можно назвать безграничным альтруизмом. Безграничный альтруизм предполагает полное жертвование своими интересами и ресурсами в пользу других людей. Именно такой вид альтруизма соответствует теории Айн Рэнд, потому что безграничный альтруизм в конечном счете ведет к подавлению индивидуальности. К тому же безграничный альтруизм можно назвать одноразовым - если отдавать свои собственные ресурсы, не восполняя их извне, то человек не сможет существовать. Чтобы в принципе раздавать то или иное "добро", прежде это "добро" надо где-то брать, что и предлагает разумный эгоизм. Отсюда и вытекает понятие "ограниченного альтруизма". Он подразумевает следующее: человек делится безвозмездно тем, что имеет в избытке, и оказывает помощь по некоторому запросу. По сути ограниченная форма альтруизма близка к разумному эгоизму. Различие состоит в том, что эгоист разумный действует ради получения дивидендов, а альтруист ограниченный мотивирует свои действия перспективой душевного удовлетворения. Эгоист, настроенный только на получение материальных благ, способен удовлетворить лишь самые низкие, «животные» желания, которые в удовлетворенном виде вызывают чувство пресыщения. Пресытившись, эгоист начинает мечтать о высшем наслаждении, особенно если обладает человеческой, а не животной душой. Ему начинают казаться привлекательными вещи, над которыми он прежде смеялся – это бескорыстная дружба и любовь, уважение, благодарность, доброта. Но их невозможно получить, оставаясь эгоистом. С другой стороны альтруист, настроенный только на отдачу материальных благ, рано или поздно придет к состоянию, когда ему уже нечего отдавать, и будет страдать вдвойне – во-первых, от нищеты, а во-вторых, от невозможности продолжения наслаждения альтруизмом. Следовательно, эгоизм и альтруизм одинаково предназначены для удовлетворения наших потребностей. Просто эти потребности разного типа. Эгоизм выступал не только определенной жизненной стратегией, но являлся и концептуальной конструкцией. В эпоху Просвещения появилась теория разумного эгоизма, которая формировалась параллельно капиталистическим отношениям. Французские мыслители XVIII в. (Дени Дидро, Жюльен Офре Ламетри, Клод Адриан Гельвеций) утверждали, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы – так называемое «разумное себялюбие». С их точки зрения, разумный эгоизм представлял собой «золотую середину» между альтруизмом и эгоизмом неразумным. Последний представляет собой удовлетворение сиюминутных желаний без учёта последствий, нарушение прав окружающих людей в угоду своим интересам, поэтому ведёт в перспективе к крупным неприятностям. С точки зрения теоретиков разумного эгоизма, люди должны учиться данному феномену, преодолевая внедрённые с детства неадекватные запреты и ограничения, и шире пользоваться своим здравым смыслом. В целом же альтруизм и эгоизм – неотъемлемые части человеческого бытия. В каждом случае вопрос встает об их соотношении в теории и особенно – на практике. Доминирование одного из них в практической деятельности ведет к отрицательным последствиям. Отсюда речь всегда должна идти о мере. 5. "Социальный интерес" как основа и результат сформированности просоциального поведения личности Просоциальное поведение с привлекательностью самооценок разработал и обосновал С. Шварц, в которой мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение «мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства». В своей модели альтруистического действия Шварц различает складывающиеся из 9 этапов 4 стадии : актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом: Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности 1. Осознание того, что человек находится в состоянии нужды. 2. Понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение. 3. Признание своей способности содействовать такому облегчению. 4. Восприятие себя в определенной мере ответственным за изменение ситуации. Стадия обязанности: конструирование норм и зарождение моральной обязанности. 5. Активация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм. Стадия защиты: рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка. 6. Определение затрат и оценка возможных исходов ( если какая-либо из реакций приводит к очевидно оптимальному балансу затрат, то следующие два этапа могут быть пропущены, В противном случае за этапом 6 следуют 7 и 8 и процесс оценивания повторяется один или несколько раз ). 7. Переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания: а) состояния нужды ( его реальности или серьезности ); б) ответственности за свое действие; с) уместности актуализированных перед этим норм или чего-либо другого. 8. Повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок. Стадия реакции: 9. Действие или бездействие. Мотивацию, побуждающую к оказанию помощи, он видит в переживании личной моральной обязанности вмешаться и оказать помощь. Это переживание морального долга основано на актуализации когнитивных структур внутренне обязательных норм. Причем под влиянием требующей помощи ситуации (ее восприятия и оценки) структура норм в большей или меньшей степени преобразуется так, чтобы максимально соответствовать этой ситуации. Активации такой структурной перестройки особенно способствует осознание субъектом последствий своего действия для нуждающегося в помощи человека. Однако на следующей, третьей стадии рассматриваемого процесса переживание морального долга может уменьшиться и быть нейтрализованным защитными механизмами, заставляющими усомниться в целесообразности или уместности оказания помощи. Решающую роль при этом играет процесс отрицания ответственности. Нормы могут мотивировать действие помогающего, выступая в качестве подкрепления со стороны других людей, или самоподкрепления. Однако в оказании помощи важную роль играет способность человека к сопереживанию. Акт помощи может устойчиво и непосредственно побуждаться мыcленным перемещением субъекта на место нуждающегося в помощи и предвосхищением улучшения его положения в результате своих действий. В отличии от простых симпатии и жалости сопереживание субъекта мотивирует деятельность помощи. Чем больше человек способен и склонен к такого рода сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. Такое объяснение обогащает понимание альтруистического деяния, добавляя к внешнему и внутреннему подкреплению еще один мотивационный принцип - подкрепление сопереживанием. Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. В том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его готовность к оказанию помощи на самом деле уменьшается. Вместе с тем радостное настроение, вызванное, например, переживанием успеха или внушенным состоянием приподнятости, повышает готовность к помощи. В целях прямого доказательства эмпатийного подкрепления Ж. Аронфрид разработал теоретическую концепцию, согласно которой в основе альтруистического поведения лежит предрасположенность к сопереживанию эмоционального состояния другого человека: принятие на себя роли нуждающегося в помощи (постановка себя на его место) сначала порождает эмоцию сопереживания, которая ведет к осуществлению действия помощи. Заключение Просоциальное поведение противоположно антисоциальному поведению. Просоциальное поведение или альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При этом акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. Действия эти могут быть весьма многообразны. Любая форма поведения, в том числе и просоциальное поведение объясняется комплексом условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения мотивации. Список использованных источников Данилова, М. В. Поликультурное образование : практикум / М. В. Данилова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд- во ВлГУ, 2014 – 63 с. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общенияю – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии / P.С.Немов. - М., 2004. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" и психологическим спец.; рец.: Е.А. Климов, Г.Н. Волков, УМО по классическому. - М.: Академия, 2010. - 395 с. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003 . –– 368 с. Психология личности: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 575 с Психология: Учебник для гуманитарных вузов; Под общ. ред. д-ра псих. наук, проф. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. / Н.И.Шевандрин. - М., 2005. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л.Супрунова, Ю.С.Свиридченко; под ред. Л. Л. Супруновой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013 — 240 c. Хухлаева, О. В. Поликультурное образование : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 283 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс. |