Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ направление подготовки: Психологияпо дисциплине: «Философия» на тему: «Пространственно-временные характеристики действительности реферат»

  • Донецк, 2022 Оглавление

  • Пространство и время как философские категории

  • Древние представления о времени и пространстве

  • Субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени

  • Современные представления о пространстве и времени в философии

  • Пространство и время рассматриваются как форму материи

  • - однородность. Все точки пространства обладают одинаковыми свойствами. - изотропность

  • «Пространственно-временные характеристики действительности реферат». Реферат. Пространственновременные характеристики действительности реферат


    Скачать 24.28 Kb.
    НазваниеПространственновременные характеристики действительности реферат
    Анкор«Пространственно-временные характеристики действительности реферат
    Дата28.10.2022
    Размер24.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипЛитература
    #759190

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    РЕФЕРАТ

    направление подготовки: Психология

    по дисциплине: «Философия»

    на тему: «Пространственно-временные характеристики действительности реферат»

    Выполнил студент:

    Группы:

    2ПСА

    Проверил ст. преподаватель:

    Коновалов А.Г.

    Донецк, 2022

    Оглавление

    1. Введение

    2. Пространство и время. Как философские категории

    3. Древние представления о времени и пространстве

    4. Субстанциональная и релятивистские концепции пространства и времени

    5. Современные представления о пространстве и времени

    6. Выводы

    7. Литература


    Введение

    Нет пространства и времени, а есть их единство.

    Альберт Эйнштейн

    Наверное, большинству людей , в тот или иной момент, свойственно задумываться о времени.

    Мы думаем о времени, как о неумолимом потоке, уносящем от нас юность, и неумолимо влекущим к концу нашего земного путешествия. Но если на бытовом уровне, эти размышления несут эмоциональную окраску, связывая с ним страхи и надежды, сожаления и ожидания, то умы мудрейшие умы человечества, рассматривали время совершенно с другой позиции – позиции – философской картины мира, часть которой является мышление онтологическое.

    Онтология, как фундаментальная часть философии, существующая в неком триединстве с логикой и гносеологией, рассматривает время в концепции бытия. И развитие самой философской мысли – сопровождалось развитием теорий времени и пространства. Ведь пространство и время лежат в основе нашей картины мира. Даже современные представления о них нельзя назвать завершенными, потому как поученные новейшие научные данные существенно меняют наш взгляд на время-пространство.

    Пространство и время как философские категории

    Пространство и время - не существуют вне материи и независимо от нее.

    С философской точки зрения пространство - это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Понятие «пространство» принадлежит к числу наиболее общих и абстрактных концептов философии, оно рассматривается в единстве с понятием «время», являясь формами существования материи.

    Время, как философская категория, отражает всеобщее свойство материальных процессов сменять друг друга, изменяться, проходить определенные стадии развития, иметь длительность, ритм. Время связано с изменчивостью, непрерывностью материи. Таким образом, пространство и время – это формы отношения вещей, а не самостоятельные сущность.

    Древние представления о времени и пространстве

    Первоначально развитие представлений о пространстве-времени, было очень хаотично и стихийно.

    Представители элейской школы Древней Греции, врач и философ Эмпедокл и Демокрид – задумывались над сущностью пространства и времени, но так и не сформировали более- менее систематизированного представления об этих понятиях.

    В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели почти вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным.

    Демокрит,утверждал, что пустота существует, как материи и атомы, и необходима для их перемещений и соединений. По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира.

    В соответствии с такой концепцией пространства у Демокрита складывается представления о природе времени и движения. В его воззрении время измерялось в особых атомах – хрононах.

    На математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.

    Следующей вехой в развитии философской мысли о времени и пространстве, стали изыскания Аристотеля. Он начинает свои изыскания с вопроса о существовании времени, приходя в результате к следующему мнению :

    -время есть мера движения и покоя вещи, и эта мера у каждой вещи - своя. Время отмеряет каждому сущему его срок, а потому оно не вполне абстрактно и равнодушно к своему содержанию. “У каждого существа времена, т.е. сроки жизни, имеют свое число, и этим числом они различаются.

    - Пространство Аристотеля — физическое пространство, свойства и сущность которого связаны с физическим бытием материи. Аристотель определяет «место» не как объем, занимаемый телом в абсолютном, т. е. существующем независимо от тел, пространстве, а как границу объемлющего тела, т. е. тела, соприкасающегося с объемлемым. Место, по Аристотелю, не может быть чем-то принадлежащим предмету.

    Кла́вдий Птолеме́й— позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ, придерживался в своих изысканиях точки зрения Аристотеля.

    Монография Клавдия Птолимея «Альмагест»

    или Математическое сочинение в тринадцати книгах выделяет знание о времени и пространстве, в отдельный вид знания, «знания, выясняющей формы и движения качественности» наряду со знанием о фигуре, количестве и размере

    "Альмагест", господствовала в естествознании до XVI в. Она представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным, включающим в себя равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.

    Подытоживая информацию по этому периоду можно выделить следующие направления философской мысли в отношении времени-пространства.

    Пространство:

    - мыслилось конечным,

    - имело асимметричность (выделенные места и направления: центр-край, верх-низ)

    - обладало слоистостью и региональностью: подземный, земной мир, подлунный и надлунный, сфера звезд.

    Время обладало

    - цикличностью

    - стадиальностью

    - событийностью

    Субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени

    Вплоть до середины 19 века на пространство и время смотрели как на нечто самостоятельно существующее, как самостоятельные субстанции.

    Такой взгляд стал источником названия концепции – «субстанциональная» Основы ее уходят еще к представлениям Демокрита о пустоте, в которой движутся атомы. Но наиболее ярким представителем это концепции является И.Ньютон.

    Именно, И. Ньютоном, в результате исследований было создано первое математическое и экспериментальное обоснованное свойств пространства и времени.

    Проблемы пространства и времени он решал в связи с обоснованием универсального закона природы — закона всемирного тяготения. В рамках гравитационной модели Вселенной И. Ньютон утвердил представление о бесконечном пространстве, в котором движутся космические объекты, связанные между собой силой тяготения. Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как «вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве — в смысле порядка положения»

    Основные положения ньютоновской субстанциональной концепции пространства и времени (поскольку они выступали в качестве самостоятельных, независимых от материи субстанций) заключаются в следующем.

    Пространство считалось бесконечным, плоским, евклидовым; оно рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное (все точки пространства равноправны; какие-либо выделенные точки, обладающие особыми свойствами, как это было в геоцентрической системе, отсутствуют) и изотропное (отсутствуют выделенные направления). Фактически оно выступало в качестве вместилища материальных тел, подобно ящику без стенок. Как ящик может быть пустым, так и для абсолютного пространства неважно, существуют ли «помещенные в него» материальные тела: абсолютное пространство есть независимая от этих тел инерциальная система, абсолютная, «исходная» система отсчета, или независимая субстанция.

    Время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим, «единообразно и синхронно» протекающим везде во Вселенной, выступающим как независимый от материальных процессов и объектов процесс длительности. Наоборот, любые процессы могут протекать только «внутри» этой абсолютной длительности.

    Таким образом, абсолютные пространство и время выступали в качестве особой — «избранной» — системы координат в классической механике. Ньютоновское понимание пространства и времени господствовало в европейской науке более двух веков и оправдывало себя при формировании новых наук: баллистики, классической термодинамики и др.

    С критикой ньютоновских представлений выступил немецкий ученый Г. В. Лейбниц (1646—1716). Он развивал релятивистскую концепцию пространства и времени и указывал на их относительный (релятивистский) характер: «Считаю пространство так же, как и время, чем-то чисто относительным: пространство — порядком сосуществований, а время — порядком последовательностей»

    С точки зрения, этой концепции с исчезновением вещей и событий, исчезнут и пространство и время.

    Серьезный удар по ньютоновской концепции пространства и времени нанесли А. Майкельсоном (1852-1931) и Г. Морли (1838-1923).

    Ими был поучен отрицательный результат опытов по обнаружению мирового эфира.

    Релятивистские представления о материи и ее движении формировались под влиянием научной теории относительности, появившейся в начале XX в. благодаря трудам, в первую очередь, такого ученого, как германско-швейцарско-американский физик-теоретик Альберт Эйнштейн.

    Эту концепцию, можно сформулировать в следующих положениях:

    - пространство характеризует протяженность материи. Когда характеризуется протяженность материи или каких-либо ее отдельных материальных объектов, подразумевается их пространственное свойство.

    -время характеризует движение (изменение) материи, движение любых материальных объектов в виде последовательности сменяющих друг друга состояний. Представление о времени и само понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку материя находится в непрекращающемся движении.

    Данная концепция не потеряла своей ценности- культурной и научной и в настоящее время.

    - любой материальный объект имеет пространственное и временное измерение.

    Современные представления о пространстве и времени в философии

    Современные философские представления о теме нашего исследования – пространстве –времени, систематизируют и обобщают все имеющиеся концепции и представления.

    Эти воззрения можно сформулировать следующими положениями

    Пространство и время рассматриваются как форму материи,

    Пространство характеризует порядок и расположенность материальных образований, их структурность и протяженность.

    Оно обладает следующими свойствами

    - пространство не зависит от сознания человека

    - обладает бесконечностью: количественной и качественной , связана с бесконечностью материи во всех ее проявлениях

    - однородность. Все точки пространства обладают одинаковыми свойствами.

    - изотропность – все направления в пространстве обладают одинаковыми свойствами. Изотропности пространства соответствует закон сохранения момента количества движения. Изотропность означает отсутствие в пространстве каких-либо выделенных направлений верха, низа и так далее. Если в таком пространстве будет вращаться вокруг своей оси некоторое тело, то оно будет сохранять свое вращение, присущий ему момент количества движения и само по себе пространство не будет вызывать изменения этого состояния независимо от направления ориентации оси вращения.

    - непрерывность (единство непрерывного и прерывного в его структуре) – между двумя различными точками в пространстве, как близко бы они не находились, всегда есть третья.

    - трехмерность – каждая точка пространства однозначно определяется набором трех действительных чисел – координат. Все известные материальные объекты обладают трехмерной пространственной структурой – протяженностью в длину, ширину и глубину. Проблема измерений. Новая концепция пространства и времени привела к заостренной постановке проблемы измерений. Может ли пространство иметь более, чем три, а время – более чем одно измерение? С общей теоретической точки зрения это можно допустить. В современной науке разработаны, например, представления о пяти-, восьми- и более мерном пространстве, о более, чем одномерном времени. Однако не существует никаких общих философских или естественнонаучных положений, которые позволяли бы однозначно решить эту проблему. Нет и никаких эмпирических данных для такого решения.

    - Кривизна. Пространство может иметь нулевую кривизну (евклидово пространство), положительную (риманово пространство) и отрицательную кривизну (пространство Лобачевского).

    Имеет неразрывную связь со временем.

    Время – форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов, их длительность.

    Время обладает следующими свойствами:

    · Объективность и независимость от сознания человека.

    · Вечность. Проявляется как бесконечность его состояний и интервалов, последовательно сменяющих друг друга и различающихся между собой конкретными событиями. Она обусловлена несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее непрекращающимися изменениями и переходами одних видов в другие. Вечность присуща лишь всей материи в целом, каждый же ее конкретный вид преходящ и существует конечное время.

    · Однородность – любые явления, происходящие в одних и тех же условиях, но в разные моменты времени, протекают совершенно одинаково, по одним и тем же законам.

    Выводы

    Философское изучение пространства и времени уже стали источником многих научных открытий, как и сама философия колыбелью многих точных наук.

    Воззрения на пространство и время составляют фундамент нашего представления о мире и формируют базовые характеристики нашей картины мира, что делает эти категории очень важными для формирования не только личной картины мира, но и для дальнейшего развития всех отраслей науки.

    Список литературы

    Клавдий Птолемей "Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах" — перевод с древнегреческого И.Н. Веселовского, Москва, Наука-Физматлит, 1998г.

    Ньютон И. С. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов академика А. Н. Крылова. Т. VII. М. — Л.: АН СССР, 1936. С. 32.

    Лейбниц Г. В. Соч. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 441.

    Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1967 г.

    Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982 г.


    написать администратору сайта