лекция. Тема Философская картина мира, её основные элементы Понятие картины мира в философии
Скачать 31.7 Kb.
|
Тема 2. Философская картина мира, её основные элементы Понятие картины мира в философии Прежде чем перейти к изучению понятия картины мира, мы коснемся двух наиболее важных (ключевых) для данной темы определений. Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие выступает как материальная сущность мира. Бытие – это всеобщая универсальная способность существовать. Философская категория бытия даёт возможность осмыслить действительность как некое качественное единство. Представления о бытии имеют принципиальное значение для формирования картины мира. Картина мира – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В зависимости от того, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают: 1) обыденную картину мира (возникающую из повседневной жизни) 2) религиозную картину мира (сложившуюся в деятельности религиозных групп), 3) научную картину мира (созданную учёными-специалистами в ходе экспериментальных и теоретических исследований), 4) философскую картину мира (в основе которой лежат современные философские принципы и подходы к объяснению мироздания). Обыденная картина мира – это несистемная, стихийно сложившаяся совокупность представлений человека об окружающем мире. Обыденная картина мира представляет мир как единственно реальный, чувственно данный и непосредственно переживаемый. Религиозная картина мира связывается с происхождением мира в результате божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, так как каждая из действующих религий формирует свою картину мира, основанную на символах своей веры, её религиозной догматике и культах. Так, буддистская картина мира основана на нравственном преодолении кармы и активной личности, находящейся в состоянии постоянного самосовершенствования. Мусульманская картина мира рассматривает человека как слабого существа, нуждающегося в постоянной помощи Аллаха, который не требует от человека ничего сверхъестественного, кроме обычной, нормальной и упорядоченной жизни. Научная картина мира связана, в том числе, с концепциями происхождения Вселенной. В истории науки можно выделить следующие основные концепции: 1) Концепция Большого взрыва, которая была выдвинута в 1929 г. астрономом Э. Хабблом (в прошлом был момент, когда Вселенная была сконцентрирована в одной точке, но после большого взрыва она начала «разбегаться» от этой точки). 2) Концепция стационарного состояния Вселенной, которая утверждала, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии и не имела начала (эта концепция сегодня во многом опровергнута). 3) Концепция пульсирующей Вселенной, утверждающая, что Вселенная напоминает «шар», который то раздувается, то стягивается в точку, но согласно этой гипотезе, Вселенная должна быть «закрыта», что сегодня также опровергается наукой. 4) Концепция антропного принципа – возникновение Вселенной произошло в большей мере благодаря человеку. Вселенная развивается за счёт его воли, а смысл Вселенной заложен в коде, в котором заложена информация о направленности и содержании его эволюцию. 5) Концепция самоорганизации, представленная теорией глобального эволюционизма. Сегодня учёные склоняются к мнению, что неорганический мир стремится к состоянию термодинамического равновесия и живая материя рождает новые формы самоорганизации. С появлением человека эволюция Вселенной связывается с деятельностью его разума. Особенность социальных взаимоотношений с природной средой основаны на возможности человека целенаправленно воздействовать на неё, что приводит к усложнению организации материи и ещё большей её организованности. В основе современной научной картины мира лежат новые представления о самоорганизации, хаосе, порядке, равновесии, информации, энергии и т.д. Становление современной научной картины мира с синергетикой, как новым междисциплинарным научным направлением, которое являет собой дальнейшее развитие диалектической концепции. Целью синергетики является поиск новой парадигмы познания явлений природы, общества и человека с целью создания новой коэволюционной картины мира, отвечающей новейшим достижениям естествознания и гуманитарных наук. Философская картина мира – это системнорационализированная совокупность представлений о мире в целом и о самом человеке. Категория бытия. Содержание бытия Системообразующим принципом философской картины мира является понятие бытие. Бытие – это философская категория, обозначающая всё существующее, всю реальность (как материальную, так и духовную). Свойство существования является таким свойством, которое объединяет все явления и процессы мира. Впервые термин «бытие» ввёл античный философ Парменид. Он определил бытие как истинное сущее, которое не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чём не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мысленно, умом. На последующих этапах развития философии понятие бытия трактовалось по-разному: Фома Аквинский утверждал, что только один Бог есть бытие как таковое, подлинное. Всё остальное имеет ограниченное неполное бытие. Рене Декарт рационалистически рассматривал человека, его сознание, его потребности, его жизнь, как единственное несомненное и подлинное бытие. Кант говорил о бытии, зависящим от познания, и обозначал реальное бытие, как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное». Представители русской религиозной философии считали, что бытие дано изначально, до всяких форм деятельности человека: практической и теоретической. Бытие – полнота слияния человека и Абсолюта. Марксистская философия отождествляет бытие с природой и утверждает, что бытие – объективный мир, данный человеку в его практической деятельности. Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности её возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать всё сущее. Эмпириокритицизм видит единственную бытийную реальность в человеческих ощущениях. Феноменология выражает бытие таким, каким оно представляется в плане существования и именует его феноменальным бытием. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие. Вопрос о бытие – это вопрос о его смысле, а смысл всегда задаёт сам человек. Бытие не статично. Все конкретные формы существования, как данная качественная определенность, переходят в небытие. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия (инобытие). Возникающая форма бытия также есть результат перехода одной формы бытия в иную. Подводя итог, приходим к следующим определениям: Бытие – философская категория, в самом широком значении фиксирующая существование. Инобытие – философская категория, обозначающая то, что перестало быть тем, чем оно было, стало иным. Небытие – отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще. Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие - это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия абсолютного отсутствия. Небытие мыслится как относительное понятие: в абсолютном смысле небытия нет. С категорией бытия тесно связано понятие субстанции. Об этой категории речь пойдет немного позже. Формы бытия Принято выделять различные формы бытия: 1. Природное бытие – явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания. 2. Социальное бытие – явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет: а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства, и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей; б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей - знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них. 3. Бытие человека – многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя: а) материальные процессы и состояния. Человек, как телесное существо, подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение; б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании – мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры. Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию целостных систем, объединяющих комплекс элементов. Такие системы обретают особые – интегральные – свойства (свойства целостности, которых не было у элементов). Они устойчивы, то есть поддерживают свое состояние в изменяющихся условиях среды, и вместе с тем способны к развитию. Все эти процессы целенаправленны, так как протекают в результате действия внутренних закономерностей. Например, человек является системой, свойства которой - дыхание, мышление и другие - отсутствуют у клеток или органов тела. Человек сохраняется как целостность, как личность даже при существенных изменениях природной и социальной сред. При этом, однако, в ходе своей жизни он растет, изменяется, развивается. Различают три типа процессов самоорганизации: – самозарождение организации – формирование новой системы из некоторой совокупности объектов; – поддержание определенного уровня организации системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования; – саморазвитие системы на основании использования накопленного опыта. Процессы самоорганизации изучаются сложившимися в XX веке науками – кибернетикой и синергетикой. Духовное бытие человека и общества будет подробно рассмотрено в дальнейших разделах. При изучении же данной темы сосредоточим внимание на универсальных свойствах материального бытия. Материя Мате́рия (от лат. materia — вещество) – это универсальная философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которого "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации. В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро. Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи. Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: - механическая; - физическая; - химическая; - биологическая; - социальная. Универсальными свойствами материи являются: - несотворимость и неуничтожимость; - вечность существования во времени и бесконечность в пространстве; - материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие; - детерминированность всех явлений; - причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий; - отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления Универсальные законы существования и развития материи: - закон единства и борьбы противоположностей; - закон перехода количественных изменений в качественные; - закон отрицания отрицания. Движение, пространство и время Движение - это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое. Оно делится на материальное движение и идеальное. Материальное движение — это все изменения, происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя. Материальное движение объективно, оно не зависит от человеческого сознания. Это не означает, что сознание не может влиять на конкретные проявления движения. Речь идёт лишь о том что, во-первых, движение как таковое, движение вообще существовало, и будет существовать вне зависимости от наличия или отсутствия сознания и, во- вторых, в гносеологическом плане человеческое сознание всегда вторично, то есть всегда отражает находящуюся в движении объективную реальность. Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека. Движение диалектически противоречиво. Это проявляется в следующем: а) оно есть единство абсолютного (вечность, несотворимость и неуничтожимость) и относительного (смена форм движения и местоположений предметов) в одно и то же время; б) оно есть единство изменчивости и устойчивости; в) оно есть единство прерывности и непрерывности, когда в каждый данный момент времени тело находится в какой-то точке пространства, и не находится; обладает каким-либо свойством и не обладает; г) оно есть единство качественных и количественных изменений. Формы материального движения и их носители: - механическая (тела), - физическая (атомы), - химическая (молекулы), - биологическая (нуклеиды), - социальная (люди и их деятельность). Все они генетически взаимосвязаны, то есть не просто способны переходить одна в другую, а переходить в такую другую, которая порождается данной формой, «вырастает» из неё. Это обуславливает возможность их развития от низшей к высшей, причём так, что каждая более высокая включает в себя все предшествующие, но не сводится к их сумме. Все формы движения матери кроме всеобщих законов диалектики имеют и свои собственные закономерности. Отсюда следует, что нельзя сводить высшие формы движения материи к низшим, или отрывать их друг от друга. Типы движения (и материального, и идеального): - функционирование, когда система работает без каких-либо существенных перемен (работа любого органа человеческого организма за небольшой промежуток времени), - изменение, когда налицо, хоть часто и качественное, но обратимое превращение системы в другое (онтогенез, как воспроизводство себе подобного), - развитие, то есть необратимое, качественное, направленное превращение в другое на основе перехода от низшего к высшему, и от простого к сложному или (и) обратно (филогенез, как поступательная эволюция вида). Здесь необходимо подчеркнуть, что, во-первых, работа без коренных перемен не может длиться вечно, во-вторых, полностью обратимых процессов не существует. Рано или поздно, любое функционирование и изменение объектов под воздействием законов всей глобальной спирали развития прекращает свое существование, переходя в другие формы. Спираль же развития состоит из отдельных фрагментов самой же спирали, а не из приложенных друг к другу отдельных кругов или прямых линий. Поэтому любой фрагмент спирали обладает свойствами самой спирали. Отсюда следует, что и функционирование, и изменение есть лишь этапы процесса развития, при которых системы, хотя и претерпевают в какой-либо момент менее глубокие превращения, но всегда содержат в себе эту тенденцию, которая может быть реализована при определенных условиях. В нашем примере любой орган человеческого организма изнашивается и отмирает, онтогенез (понятый как индивидуальное развитие особи, включающий и процессы функционирования, и процессы изменения) прекращается смертью. Пространство Пространство - это атрибут материи, который выражает её протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов в различных материальных системах. Свойства пространства: — неразрывная связь со временем и движением; — зависимость от структурных отношений в материальных системах; — протяжённость, то есть рядоположенность различных элементов (отрезков, объектов), возможность прибавления к каждому элементу следующего; — единство прерывности и непрерывности; — трёхмерность (линия, плоскость, тело); — бесконечность. Время Время - это атрибут материи, характеризующий длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний. Свойства времени: — неразрывная связь с пространством и движением; — длительность, то есть последовательность существования материальных объектов путём возникновения одного момента времени за другим; — асимметрия (однонаправленность от прошлого к будущему). Она объясняется асимметрией причинно-следственных связей; — бесконечность. Субстанция и единство мира Субстанция - это понятие традиционной философской мысли для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития. Субстанция неизменна и устойчива, в отличие от перманентно меняющихся свойств и неустойчивых состояний, — она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому; сущность (греч. οὐσία), лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого. В понятии субстанции находит выражение наиболее важный аспект бытия. В европейской мысли понятие субстанции получало разные интерпретации: оно рассматривалось как конкретный индивидуум и как единая основа всего сущего; как онтологическая реальность и как логический субъект; как духовное начало и как материальный субстрат; как неизменная, самотождественная сущность явления и как закон изменения, принцип построения ряда событий, отношение сопринадлежности множества единичных случаев. Субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя. Проблема субстанции в процессе развития философии получила количественное и качественное решение. Можно ли утверждать, что существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм, а категорией, выражающей ее сущность, является субстанция (-то, что лежит в основе и что все определяет). Плюрализм отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Эмпедокл: все многообразие сводится к 4 корням – земля, воздух, вода, огонь. Лейбниц: все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад. Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Декарт: две субстанции: мыслящий, но не протяженный дух, и протяженная, но не мыслящая материя, объединенных бесконечной субстанцией – Богом. Дуализм лежит в основе психофизиологического параллелизма – учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и не сводимы друг к другу. Монизм признает основой мира одну субстанцию: духовная (идеалистический) или материальная субстанция (материалистический монизм): а) идеалистический монизм, основывающийся на том, что единая основа бытия – дух; духовное бытие первично по отношению к материальному. Такой точки зрения придерживались Гегель, В.С. Соловьев. Различают два вида идеалистического монизма: объективно-идеалистический монизм (считающий первоосновой мира потустороннее духовное начало) и субъективно-идеалистический монизм (в качестве первоосновы мира рассматривает духовную сущность человека); б) материалистический монизм: материя – основа всего сущего. Гераклит; Кузанский, Бруно; К. Маркс, Л. Фейербах, Спиноза – природа причина самой себя… |