Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции и место ИППУ в системе общественных и юридических наук. Функции истории политических и правовых учений:1) познавательная

  • Древнего мира. 2.Политические учения Средневековья. 3.Политические и правовые доктрины Нового времени

  • Политика правовая доктрина: понятие, структура, классификация.

  • Учение Платона о государстве и законах.

  • Предмет и методология иппу. История политических и правовых учений


    Скачать 130.46 Kb.
    НазваниеПредмет и методология иппу. История политических и правовых учений
    Дата04.12.2021
    Размер130.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety (1).docx
    ТипЗакон
    #291522
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Предмет и методология ИППУ.

    История политических и правовых учений – это юридическая дисциплина, занимающаяся изучением истории возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

    предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

    Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

    История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используется — с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политических и правовых учений — богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно- исторического исследования.

    В предмет также входит круг самых главных вопросов:

    -О происхождении государства.

    -О сущности и назначении государства

    -О власти, о методах ее осуществления.

    -О формах правления, затем вывод о наилучшем, пути достижения идеала.

    -О происхождении, назначении, классификации права, о видах законов.

    -Вопросы, связанные с религией, вопросы соотношения духовной и светской власти.

    -Вопросы международного права: проблема войны и мира.

    ИППУ связана с ТГП, с политологией, с философией, с историей.

    Методы ИППУ:

    диалектический (с т. з. развития)

    сравнительно-исторического исследования

    логический

    системного анализа

    Принципы:

    историзма: исторический подход к явлениям

    преемственности: все проблемы изучаются в развитии и сопоставлении друг с другом

    зарождение теорий относится к периоду классовой дифференциации общества и с появлением первых государств. Сначала они не имели самостоятельного значения, формировались постепенно, первые воззрения возникали в ранних обществах. Сначала идеи существовали как элемент мифологического мировозрения. В теориях Др. Греции и Др. Рима чувствуется самостоятельное значение теорий.


    1. Функции и место ИППУ в системе общественных и юридических наук.

    Функции истории политических и правовых учений:
    1) познавательная функция выражается в познании и объяснении различных политико-правовых доктрин, учений на всех исторических этапах развития государства в Западной Европе и России;
    2) эвристическая функция заключается в том, что ИППУ, опираясь на полученные знания и изучая развитие учений и доктрин в новых исторических условиях, открывает новые тенденции; особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;
    3) прогностическая функция означает то, что ИППУ, определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений, позволяет выдвигать научные гипотезы по развитию государственно-правовых институтов в обозримом будущем;
    4) воспитательная функция ИППУ обусловлена тем, что, изучая важнейшие историко-политические взгляды на всех исторических этапах развития общества, она вызывает уважение к историческим традициям своего народа.
    История политических и правовых учений входит в систему юридических наук и является наукой общественной. Поэтому она взаимосвязана с такими общественными науками, как философия, социология, история, психология, политология и т. д. Связь носит взаимообусловленный характер, т. е. является двусторонней. Так, познание политико-правовых доктрин невозможно без рассмотрения конкретных исторических обстоятельств их зарождения и развития, изучения особенностей мировоззрения того или иного общества и т. д. В свою очередь, познание политико-правовых концепций позволяет уяснить основные идеологические предпосылки многих исторических событий, объяснить особенности правового менталитета различных народов и т. д.

    История политических и правовых учений входит в блок теоретико-методологических и исторических юридических наук. История политических и правовых учений наиболее тесно взаимосвязана с теорией государства и права. Их различие заключается в том, что теория государства и права — это систематизация, прежде всего, современных знаний о государстве и праве, их сущности и социальном назначении, а история политических и правовых учений — это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления государственно-правовых явлений.
    История политических и правовых учений связана и с отраслевыми юридическими науками. Так, например, в данном курсе изучаются основные этапы зарождения и развития науки конституционного, уголовного, гражданского и иных отраслей права.
    Наука истории политических и правовых учений относится к общественным, юридическим, историческим, теоретическим наукам. В отличие от науки учебная дисциплина «История политических и правовых учений» изучает лишь наиболее важные, значимые государственно- политические и правовые теории, которые оказали заметное влияние на конкретные политические события, происходившие в различные периоды истории, либо существенно повлияли на развитие теоретических представлений о государстве и праве.
    Курс истории политических и правовых учений имеет свою периодизацию. Наиболее часто встречается периодизация в зависимости от исторических этапов развития общества, т.е. по хронологическому признаку:

    1.Политическая и правовая мысль периода Древнего мира.

    2.Политические учения Средневековья.

    3.Политические и правовые доктрины Нового времени.

    4.Политико-правовые концепции Новейшего времени.

    В ряде учебных изданий можно встретить социентальную типологию политических и правовых учений, где политико-правовые воззрения рассматриваются с точки зрения их обусловленности культурными, религиозными, социально-экономическими и иными факторами, в контексте их социального назначения в конкретно-ис- торические периоды. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие этапы в развитии политико- правовых учений:
    1) политико-правовые доктрины традиционного общества (IV тыс. до н.э. - XVI в.);
    2) политико-правовые учения периода становления гражданского общества (XVI—XVIII вв.);


    1. Политика правовая доктрина: понятие, структура, классификация.

    Политика – правовая доктрина – теоретически оформленные (учение) взгляды на государство, право, политику. (предмет ИППУ).

    Политико-правовая доктрина включает три компонента:

    1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

    2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

    3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

    Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

    Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

    Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

    К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

    В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

    Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

    Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

    Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи. Связь содержания политико-правовой доктрины с логико-теоретической основой и с программными положениями зачастую сложна и опосредованна. Решение ряда проблем теории государства и права допускает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.

    Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т.п.


    1. Учение Платона о государстве и законах.

    Платон (427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.

    Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным.

    Сущность человека — это душа, которая имеет три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Этим трем началам соответствуют добродетели: мудрость, мужество, умеренность.

    Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвертую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.

    Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы».

    Содержание политико-правового учения. Первый проект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государство счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.

    Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.

    В идеальном государстве:

    • разумному началу соответствует совещательное;

    • яростному защитное;

    • вожделеющему деловое.

    Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).

    Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:

    —>править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и будут использованы для укрепления государства;

    —> защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;

    —> философы и воины вместе управляют производителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.

    Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускает проникновение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, поскольку считает, что это приведет к гибели государства.

    Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству.

    Классификация форм государства.

    1) тимократия — правление военных, бесконечные войны;

    2) олигархия — правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;

    3) демократия — правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;

    4) тирания — власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.

    Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.

    Второй проект идеального государства Платон разрабатывает в своей работе «Законы».

    Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. В описании Платона идеальное государство — это государство:

    —> которое состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли;

    —> в котором собственность на землю государственная, но владение землей — частное;

    > в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;

    —> в котором существуют запреты ростовщичества, закладывания вещей, получения приданного.

    Управление идеальным государством. Монархический компонент в идеальном государстве Платона — это коллегия 37 стражей закона, которые выполняют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, которое превышает норму, установленную для каждого из четырех классов населения; осуществляют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму.

    Демократический компонент включает:

    1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом созыва очередных и внеочередных народных собраний;

    2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей 1 и 2 классов.

    Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночное собрание», деятельность которого не зависит ни от каких органов. Он имеет верховную власть в государстве.

    Законодательное искусство. «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом».

    Законодательные приоритеты: первооснова государства — это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке.

    В трактате «Политик» под истинной политикой Платон понимает:

    • знание божественных принципов и форм правления людьми, их возможно полное осуществление в земной жизни;

    • царское искусство при наличии царского знания и умения судить и повелевать. Если у правителей есть такие данные, то «будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты...».

    Идеальное правление не требует слишком детальных законоположений. Это царское правление, при котором царь владеет политическим искусством, т.е. умением плести политическую ткань.

    Платон критиковал управление людьми посредством закона, поскольку он считал, что закон не может охватить нюансы всех жизненных ситуаций.

    Классификация форм государственного правления.

    Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделял следующие формы государственного правления:

    • царская власть — правление одного с опорой на законы;

    • тирания — правление одного без опоры на законы;

    • аристократия — правление некоторых с опорой на законы;

    Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):

    • «неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом»;

    • правители — служители законов: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы

    • олигархия — правление некоторых без опоры на законы;

    • демократия — правление большинства с опорой на законы;

    • демократия без опоры на законы.

    Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства. Его можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеального государства он оспорил значимость института частной собственности для двух высших сословий. Платон сформулировал проблему перехода к идеальному государственному правлению.

    1.   1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта