Предмет и методология иппу. История политических и правовых учений
Скачать 130.46 Kb.
|
Глава государства. Император – глава исполнительной власти («верховный чиновник правительства»). Деятельность императора подконтрольна Народному вече. Полномочия: права созыва обоих палат Народного вече; право законодательной инициативы, право отлагательного вето. Законодательная влсть – народное вече. Две палаты: 1) палата народных представителей (450 членов, избираются на 2 года собственниками; принимает законы, избирает правителей держав); 2) Верховная дума ( 45 членов, избираются сроком на 6 лет по три человека от каждого субъекта федерации; каждые два года треть членов меняется). Осуществляет суд над министрами (импичмент), обладает правом отлагательного вето (влияние Конституции США). Судебная власть. Верховное судилище – высший орган судебной власти. Форма государственного устройства. Федерация с территориальным принципом построения: 13 держав и 2 области (Московская и Донская). Столица – Нижний Новгород. Павел Иванович Пестель (1793—1826). Биография. Родился в Москве, в семье крупного чиновника. Учился в Германии, затем в семнадцатилетнем возрасте с отличием закончил Пажеский корпус. Участник войны 1812 г. За мужество был награжден шестью орденами. На Бородинском поле фельдмаршал Кутузов наградил его золотой шпагой с надписью «За храбрость». Вместе с русской армией дошел до Парижа. По свидетельству современников, был одним из самых образованных людей своего времени. 13 декабря, в канун восстания, был арестован по доносу предателя. 13 июля 1826 г. повешен в Петропавловской крепости. Общие программные положения Северного и Южного обществ. Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий (Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становится свободным»); • отмена сословий и равенство всех перед законом (Пестель: «Все сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие — гражданское»); • введение суда присяжных (Муравьев: «Всякое уголовное дело производится с присяжными»); • предоставление свободы Польше. Средства достижения этих целей. Члены тайных обществ разочаровались в результатах народных революций. Так, Французская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась якобинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. И потому была сделана ставка на дворянскую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г. Отличие в программах Северного и Южного обществ Восстание декабристов стало самым значительным фактом политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего развития России. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА В ПРАВОВЕДЕНИИ XIX ВЕКА. ДЖОН ОСТИН Школа юр позитивизма-это теориетиская альтернатива в школе естественного права, в исторической школе правопонимания. Для школы юр позитивизма характерно: радикальное отрицание естественного права, есть только право санкционированное гос-вом. Источником права явл гос-во Носители этой школы-Бертом, Остин(англ), Шершеневич (рос) Карл Берлом «Сущность любого права заключается в том, что оно действует, поэтому прекрасное идеальное право не может не остаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой колека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя» Джон Остин (1790—1859) — английский юрист, труды которого обосновывали представление о праве как о разновидности повелений, а также преследовали цель разграничения понятий позитивного права и морали. Эпоха. Стремительное увеличение количества изданных в Англии в первой половине XIX в. законов привело к изменению представлений о самом праве. Взгляд на право как средоточие традиций вытесняется взглядом на право как на совокупность законов. Право все более и более представляется инструментом политики государства и выступает как политическое требование. Логическое основание политико-правового учения. Джон Остин испытал на себе влияние: • политических идей Томаса Гоббса (суверен как лицо, не ограниченное никакими законами); • правовой теории и философии утилитаризма Иеремии Бентама (право как повеление суверена). Основная работа: «Определение области юриспруденции». Содержание политико-правового учения. Юриспруденция как точная наука. Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями, науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию. Юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными». Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть с категориями, которые могут обозначаться надлежащим или ненадлежащим образом широким и расплывчатым выражением: "право"». Понятие позитивного права. Остин считает, что право, являющееся предметом юриспруденции, — это право, «устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного». Это право Остин называет позитивным правом: «"позитивное право" (positive law),... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)». Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном: «Для члена или членов независимого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена». Суверен для Остина — это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться. Вместе с тем оккупационную власть нельзя признать сувереном, а ее распоряжения — позитивным правом, поскольку привычка к подчинению складывается не сразу. Суверен как верховный правитель: —> «свободен от правовых ограничений», т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками; —> связан «законами Бога» и нормами морали. Источники позитивного права различаются по способу выражения в них приказов суверена. Приказы суверена могут быть выражены: 1) прямо, т.е. непосредственно, и это источник- законы государства; 2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, судебное право, мнения ученых и практика частных юристов- они действуют на основании молчания суверена. Решения судей, обычаи, мнения ученых и практику частных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, так как они действуют с молчаливого согласия суверена. В отличие от своего учителя Бентама Остин признавал решения судей частью позитивного права. Потребность в судебном правотворчестве он обосновывал следующим образом: «Я не могу понять, как можно предполагать, что общество в состоянии идти вперед в условиях, когда судьи не занимаются правотворчеством, или что есть вообще какая бы то ни было опасность в том, чтобы позволить им иметь ту власть, которую они фактически осуществляют для восполнения нерадивости или неспособности открыто признанного законодателя». Для совершенствования законодательства Остин предлагал провести кодификацию права. Джон Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Он оказал большое влияние на английскую и мировую юриспруденцию. Эта школа доводит до совершенства правоприменение. Политико- правовое учение И. Бентама Иеремия Бентам (1748—1832) — английский философ и правовед. Эпоха. В середине XIX в. Логическое основание политико-правового учения. Бентам — теоретик утилитаризма. Основные работы: «Фрагмент о государственном прав-лении», «Введение в основания нравственности и законо-дательства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного мира», «Анархические софизмы, Содержание политико-правового учения. Свобода ин-дивидаи государство. Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспечения свободы индивидов от какого-либо произвола со стороны государства. Однако свободу инди- видов Бентам обосновывает, обращаясь не к положениям школы естественного права, а к разработанной им самим доктрине утилитаризма. В своих ранних произведениях Бентам критиковал тео-рию естественного права, Бентам признает существование прав человека, но только тех, которые можно обосновать принципом полез-ности, четко определить и сформулировать в тексте закона. Государство способно оградить индивидов от страда-ний, законодательно закрепив за ними фундаментальные права и гарантируя их соблюдение Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощрений направлять поведение человека к достижению собственной пользы. Тем самым в обществе достигалось бы «наибольшее счастье наибольшего количества людей» Идеальная форма правления государства. Вначале он выступал сторонником конституционной монархии. Бентам обращался к европейским монархам с предложением про- вести реформу права, в основе которой лежали бы принци- пы утилитаризма. Однако его предложения не получили у них поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение рес- публике как форме правления, способной достигнуть «наи- большего счастья наибольшего числа лиц». В республике учредительная власть должна принадле- жать народу и состоит прежде всего в праве народа изби- рать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Законодательная власть должна принадлежать парла- менту — однопалатному органу Политико-правовое учение Б. Констана Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) — французский политический деятель. Представитель идейного течения либерализма. Логическое основание политико-правового учения. Сформировалось под воздействием доктрины британского конституционализма и идей французских просветителей. Основные работы: «О действиях террора», «О политических реакциях», «Об узурпации», «Принципы политики, пригодные для всякого правления», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», «Курс конституционной политики». Содержание политико-правового учения. Понятие индивидуальной свободы. В своих работах «Об узурпации» и «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое уже соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констана многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к политической свободе: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной причастностью к принятию важных государственных решений. Но фундаментом античной политической свободы было рабство и она была обусловлена небольшими размерами античных государств-полисов: «В античных республиках благодаря малости занимаемой ими территории каждый гражданин обретал в политическом отношении огромную личную значимость. Осуществление гражданами своих прав составляло всеобщее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, решали вопросы войны и мира». Если говорить о личной свободе античных греков, то она была существенно ограничена. Существовала жесткая регламентация государством-полисом (за исключением Афин) семейной и религиозной жизни граждан: «Возможность избирать свою веру, возможность, которую мы рассматриваем как одно из наших драгоценных прав, показалась бы в древности преступлением и святотатством». Современные народы потеряли интерес к политической свободе. «Подлинная современная свобода» связана уже с личной свободой — независимостью от произвола государства. Политическая же свобода рассматривается Констаном лишь как гарантия личной свободы. Быть свободным в понимании современных ему англичан, французов или жителей Соединенных Штатов Америки означает: • «это право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов»; • «это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков»; • «это право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои часы соответственно своим наклонностям и фантазиям»; • «наконец, это право каждого влиять на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать». Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимает свободу как «право делать все, что дозволено законом», то Констан считал, что эти законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы (пример этого — деспотизм Конвента, который был установлен при помощи законов). Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но в отличие от Монтескье он не представляет закон абсолютной ценностью. Требования к закону, который гарантирует личную свободу: • закон должен исходить из легитимного источника; • закон должен иметь справедливые границы. Констан утверждал: «Подчинение закону — это обязанность, но как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы». К числу законов, содержание которых выходит за справедливые границы, Констан относил законы, которые: —> устанавливают обратную силу; —> противоречат морали (побуждают граждан доносить друг на друга, запрещают «укрывать изгнанников»; делают граждан ответственными не за собственные действия, привлекая к ответственности отцов детей-дезертиров или родителей детей-эмигрантов). В отличие от Руссо, который вменял заботу о свободе индивида в обязанность коллективной воле, которая не может ошибаться, Констан полагал: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это..., то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззаконной. Руссо этого не понял». Определение общего понятия свободы: «Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет право помешать». Гарантиями индивидуальной свободы для Констана выступают ограничение государственной власти через ее разделение и сила общественного мнения. В своем «Курсе конституционной политики» Констан обосновал необходимость создания шести конституционных властей: • королевской; • исполнительной; • постоянной представительной (палата пэров); • выборной представительной власти (нижняя палата); • судебной; • муниципальной. Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти: «Королевская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими властями». Компетенция королевской власти: смещение и назначение министров; право абсолютного вето (для обеспечения достоинства монарха); роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; назначение членов наследственной палаты; назначение судей; право помилования. Отсутствие королевской власти, считает Констан, — порок почти всех существующих Конституций. Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров. Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза: «Одна лишь собственность обеспечивает досуг; только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами». Деятельность депутатов не должна оплачиваться. Когда заработная плата связана с функциями представительства, тогда она становится главным объектом внимания этого представительства. Постоянная представительная власть рассматривается Констаном по образцу английской палаты лордов. Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Независимость судебной власти обеспечивается реализацией двух принципов: пожизненным назначением на должность и несменяемостью. Народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пустыне, утверждал Констан. Констан был сторонником суда присяжных и противником создания каких-либо чрезвычайных судов. Муниципальная власть призвана решать вопросы местного управления. Каждая община, город, департамент должны иметь полную самостоятельность в вопросах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан. Заслуга Б. Констана состоит прежде всего в том, что он предложил определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политической лежит в основе современных классификаций прав и свобод человека. Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его концепция разделения властей нашла свое отражение в конституциях некоторых западных государств. |