Главная страница
Навигация по странице:

  • Логические основания политического учения

  • Политико-правовые идеи раннего социализма.

  • Учение Г. Гроция о государстве и праве. Гроций Гуго де Гроот

  • Логическое основание политико-правового учения

  • Основная работа

  • Правовое учение Гроция.

  • Политическое учение Т. Гоббса Томас Гоббс

  • Отрицание права индивидов на сопротивление государству

  • Учение Д. Локка о праве и государстве. Джон Локк

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Содержание политико-правового учения.

  • Критика абсолютной монархии.

  • Концепция ограничения государственной власти

  • Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье Шарль Луи де Монтескье

  • Основные работы

  • Теория разделения властей

  • Предмет и методология иппу. История политических и правовых учений


    Скачать 130.46 Kb.
    НазваниеПредмет и методология иппу. История политических и правовых учений
    Дата04.12.2021
    Размер130.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety (1).docx
    ТипЗакон
    #291522
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Политическое учение Ж. Бодена

    Жан Боден (1530—1596) — французский правовед, выдающийся политический мыслитель.

    Основные работы: «Метод легкого познания истории» «Шесть книг о республике»

    Логические основания политического учения:

    • теоцентризм;

    • историзм;

    • рационализм.

    Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность.

    Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.

    Основой государства является семь. Ослабление власти главы семьи приводит к деградации государства.

    Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства.

    Компетенция суверенной власти государства — комплекс исключительных прерогатив:

    —> право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти;

    —> право войны и мира;

    > право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

    —> правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;

    > право помилования;

    —> чеканка монет;

    > определение мер и весов;

    —> взимание налогов и податей.

    Классификация форм правления государства в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену:

    —>демократия;

    —>аристократия;

    —>монархия.

    Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости.

    Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.


    1. Политико-правовые идеи раннего социализма.

    Томас Мор (1478—1535) — английский юрист, гуманист, политический деятель и писатель. 
    Логическое основание политико-правового учения. Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения. Воспринял критическое отношение Платона к частной собственности. Основнаяработа:«Утопия» . 
    Содержание политико-правового учения. В своей книге «Утопия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (европейскому) государству. 
    В уголовном законодательстве Англии была установлена одна и та же санкция за совершение как кражи, так и убийства — смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор признал такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что «карать смертью за простую кражу — чрезмерное наказание»;

    Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества. 
    Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств: 
    -коллективная собственность; 
    -всеобщая обязательность труда; 
    -аскетический образ жизни; 
    -централизованное распределение произведенной продукции. 
    Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государстве он действует. Если в европейских государствах принцип всеобщей обязательности труда не действовал и было много праздных сословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают. А так как работают все, то каждому достаточно работать не более шести часов. 
    Если в европейских государствах принцип аскетического образа жизни не являлся универсальным, то жителям идеального государства — утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. 
    2. Принцип централизованного распределения произведенной продукции заключается в том, что все произведенное утопийцами накапливается на складах, расположенных в центре каждого города. Распределение осуществляется централизованно, с учетом потребностей той или иной семьи. Отсутствует какая бы то ни было денежная система расчетов. 
    Идеальное государство представляет собой государство со смешанной формой правления. Идея такой смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цицероном. 
    В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Книга Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние на последующее развитие социалистической политико-правовой идеологии.


    1. Учение Г. Гроция о государстве и праве.

    Гроций Гуго де Гроот (1583—1648) — голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.

    Логическое основание политико-правового учения: рационализм, политические и правовые идеи философов античности (Аристотеля и др.), положения Священного писания.

    Основная работа: «О праве войны и мира», “Свободное море”.

    Содержание политико-правового учения. Происхождение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик.

    Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства.

    Понятие государства.Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов. Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.

    Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, — это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».

    Гроций различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной.

    Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству

    Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными.

    Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановленное).

    В отличие от Аристотеля, для которого источником естественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права разум. Естественное право — это «предписания здравого разума».

    Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.

    Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает защиту в силу права естественного.

    Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась.

    Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку международного права.


    1. Политическое учение Т. Гоббса

    Томас Гоббс (1588—1679) — английский политический мыслитель, теоретик «сильного» государства.

    Логическое основание политико-правового учения.

    Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: человек как политическое тело (гражданин).

    Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

    Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства. Гоббс различает: догосударственное, т.е. естественное, состояние и государственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).

    Отрицание права индивидов на сопротивление государству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении суверену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор.

    Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопасности людей.

    Гоббс выделяет три формы правления государства:

    • монархию; общие интересы больше всего совпадают с частными интересами

    • аристократию; «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

    • демократию - верховная власть принадлежит собранию всех.

    Гоббс считает неограниченную монархию предпочтительной формой правления государства для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.

    Образ государства. Государство представляется ему искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти.

    Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым:

    • верховная власть — душа

    • магистраты — суставы;

    • награда и наказание — нервы;

    • благосостояние и богатство частных лиц — это сила;

    • безопасность народа — занятие;

    • справедливость и законы — искусственный разум и воля;

    • гражданский мир — здоровье; —> смута — болезнь;

    • гражданская война — смерть.

    Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько математически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетического естественного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основателем школы юридического позитивизма Дж. Остином.


    1. Учение Д. Локка о праве и государстве.

    Джон Локк (1632—1704) — английский мыслитель, первый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности.

    Логическое основание политико-правового учения. Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.

    Основная работа: «Два трактата о правлении» (1690).

    Содержание политико-правового учения. Концепция неотчуждаемых прав человека. Локк признает существование естественного, т.е. догосударственного, состояния. В этом состоянии существует равенство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность. Жизнь, свобода и собственность — триада естественных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

    Критика абсолютной монархии.Абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и не может быть вообще формой гражданского правления.

    Концепция договорного происхождения государства.

    Государство создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора.

    Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.

    1. Ограничить объем законодательной власти.

    2. Разделить государственную власть. 3 власти:

    1) законодательную;

    2) исполнительную;

    3) федеративную.

    Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение законов. Федеративная власть — это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.

    У Дж. Локка разделение властей это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.

    Право народа на сопротивление законодательной власти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание.

    Концепция законности. Эта концепция у Локка как бы состоит из двух частей.

    1. Соотношение закона и свободы. 2. Равенство всех перед законом.

    Концепция неотчуждаемых естественных прав человека, разработанная Локком, была воспринята Томасом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локковскую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью). В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита Монтескье.


    1. Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье

    Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) — французский правовед и политический философ.

    Логическое основание политико-правового учения.

    Монтескье находился под воздействием работ французского ученого Ж. Бодена по истории права, а также английского философа Дж. Локка.

    Основные работы: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».

    Содержание политико-правового учения. Понятие свободы включало два основных тезиса.

    1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

    2. «Свобода политическая заключается в нашей безопасности.

    Теория разделения властей. Монтескье развил теорию разделения властей Дж. Локка, опираясь на существующий государственный строй Англии. Человеческая свобода напрямую зависит от государственной власти. Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо ее распределить между разными органами. Теория разделения властей:

    • власть законодательная;

    • власть исполнительная;

    • власть судебная.

    Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание (собрание знатных и представители народа).

    Одна палата — наследственная, другая — выборная.

    Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов, но не должна иметь права законодательной инициативы: «Нет даже необходимости, чтобы она вносила свои предложения».

    Судебная власть должна точно следовать предписаниям законов.

    Монтескье был приверженцем суда присяжных.

    Теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли — политического либерализма.

    Правовое учение. Различение естественных и позитивных законов. Естественные законы - законы, которые согласуются с природой человека.Позитивные законы могут противоречить законам естественным, что представляется Монтескье несправедливым.

    Классификация форм правления государства. Критерием классификации выступают: количество правящих и специфика законов.

    Монтескье различает четыре формы правления:

    • демократическую республику – определяющее право – право голосования

    • аристократическую республику – не должно быть выбора по жребию

    • монархию – правит одно лицо посредством основных законов

    • деспотию - значение законов сводится почти к нулю, за исключением учреждения должности

    Законодатель не свободен в выборе форм правления государства, так как каждая из них обусловлена размером территории:

    > республики могут существовать на небольших территориях (античные республики);

    > монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монархии);

    > деспотии могут существовать на огромных территориях (Персия, Китай, Индия, Япония).

    Исключение: на большой территории возможно создание федеративной республики. Эта республика будет сочетать в себе все достоинства республиканского правления и внешнюю силу крупных монархий. Основой этой республики будет договор.

    Мысли Монтескье о федеративной республике были восприняты создателями американской Конституции 1787 г.

    Политические и правовые идеи Монтескье оказали громадное влияние на целые поколения теоретиков права, законодателей и политиков, — они прочно вошли в общественное правосознание.

    Концепция разделения властей стала главным принципом конституционного развития многих стран мира.

    Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Монтескье обрел европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта