Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Полибия о формах государства.

  • Политико - правовое учение в Древнем Риме – Цицерон и юристы.

  • Эпоха.

  • Марк Туллий Цицерон

  • Основные работы

  • Учение Ф. Аквинского о праве и государстве. Фома Аквинский

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Вечный закон

  • Естественный закон(лекс натуралес)

  • Человеческий писанный закон(Лекс хумана)

  • Политико-правовое учение М. Падуанского. Марсилий Падуанский

  • Содержание

  • Политическое учение Н. Макиавелли

  • Предмет и методология иппу. История политических и правовых учений


    Скачать 130.46 Kb.
    НазваниеПредмет и методология иппу. История политических и правовых учений
    Дата04.12.2021
    Размер130.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety (1).docx
    ТипЗакон
    #291522
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Политико – правовое учение Аристотеля.

    Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, основатель античной политической науки.

    Логическое основание политико-правового учения. В отличие от Платона («Платон мне друг, но истина дороже») Аристотель считал, что идеи существуют не вне вещей, а в них, как форма. Любая вещь — это единство материи и формы. Какую бы форму не имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким образом возникает иерархия форм.Человек, считал Аристотель, — это душа, которая имеет два начала: разумное и волевое.

    Основные работы: «Политика».

    Содержание политико-правового учения Аристотеля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей есть одна, в которой отражены все остальные. Это справедливость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет.

    Он выделяет два вида справедливости:

    • распределяющую (критерий достоинство: в олигархии – богатство, в аристократии - честь); благ должно быть больше у тех, кто более достоин

    • уравнивающую - предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. Не важно, кто совершил преступление — достойный или нет, но наказание должно последовать.

    Понятие государства. Человек по своей природе — существо общественное. Поэтому государство для него является высшей формой общения.

    Классификация форм правления государства. Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

    • Монархия — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

    • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих.

    • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы.

    Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

    • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

    • Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

    • Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

    Правовая теория. «законэто уравновешенный разум». Право — это мерило справедливости.

    Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное.

    Под позитивным правом Аристотель понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя.

    Что касается соотношения естественного и позитивного права, то Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

    Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель — критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье — это источник радостей).

    Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства — интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству.

    Аристотель изменил стиль изложения политических идей. Научный трактат Аристотеля пришел на смену диалогам Платона. Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.


    1. Учение Полибия о формах государства.

    Полибий (210—128 гг. до н.э.) — греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления государства.

    Основная работа: «Всеобщая история».

    Логическое основание политического учения. Историзм. История, считал Полибий, должна носить всеобщий характер. Она должна охватывать в своем изложении события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.

    Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства: Итак, круговорот форм правления государства: три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга.

    Любое явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. момент перехода:

    • жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;

    • жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;

    • жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

    Полибий стремился найти такую форму правления государства, которая бы обеспечивала равновесие в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:

    —> власть консулов — монархия;

    —> власть сената — аристократия;

    —> власть народного собрания — демократия.

    Греческий историк Полибий взял в качестве нового объекта политического исследования римское государство.


    1. Политико - правовое учение в Древнем Риме – Цицерон и юристы.

    Политико-правовая мысль Древнего Рима находилась под влиянием древнегреческой, и во многом опиралась на достижения греческих мыслителей. Поэтому вклад Рима в историю политико-правовой мысли не был столь существенен.

    Римляне больше прославились разработкой и систематизацией многих правовых идей, основополагающих понятий и концепций юриспруденции. На основе трудов древнегреческих философов разработано учение об источниках действующего права, исследованы соотношения закона и права. В свою очередь сочинения римских юристов стали составной частью Кодекса Юстиниана, который стал фундаментом развития средневековой юридической науки и практики. Именно в Римской империи в I и II вв. распространяется христианство, которое в IV в. из религии гонимой становится официальной религией Римского государства.

    Основные политико-правовые идеи Древнего Рима представлены учениями Цицерона, Августина Аврелия и ранних христиан.

    Эпоха. III в. до н.э. — III в. н.э. Римские юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям:

    1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

    2) сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок;

    3) сообщали формулы для ведения дела в суде.

    Римские юристы пользовались огромным уважением в обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский — придворные должности.

    Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования права, источниками которого были:

    • обычное право;

    • законы 12 таблиц;

    • законодательство народных собраний;

    • эдикты магистратов;

    • сенатусконсульты;

    • конституции императоров.

    Любое толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.

    естественное право;

    право народов;

    цивильное право.

    • Римские юристы предложили новую классификацию права, разделив его на публичное и частное.

    • Многие труды римских юристов (Институции Гая, работы Ульпиана, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I—IV в. н.э.)) вошли в единый правовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который с 1583 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римского гражданского права).

    • Римское право позднее было рецепировано во многих странах Западной Европы, что является бесспорным свидетельством высокоразвитой правовой культуры, созданной римскими юристами.

    • С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспруденции, которое получило дальнейшее развитие в системе юридического образования Запада.

    Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) — римский государственный деятель, знаменитый оратор.

    Логическое основание политико-правового учения.

    Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.

    Основные работы: «О государстве», «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.

    Содержание политико-правового учения. Понятие государства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов.

    Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан.

    Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

    Классификация форм правления государства.

    —> царскую власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу;

    —> власть оптиматов — форму правления, при которой верховная власть принадлежит нескольким выборным лицам; —> народную власть — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу.

    Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:

    —> при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов»;

    —> при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

    —> при демократии несправедливо само равенство.

    Эти формы несовершенного правления «легко» стремятся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика тридцати тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

    В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

    Идеальная форма правления государства. Лучшая форма государственного правления — смешанная,т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». (Римская республика)

    Классификация права. Цицерон различал законы естественные и позитивные.

    Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

    Благодаря Цицерону естественное право, приобрело практическое значение в римском праве.


    1. Учение Ф. Аквинского о праве и государстве.

    Фома Аквинский (1226—1274) — итальянский католический философ, доминиканский монах.

    Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей».

    Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Аквинский в своем учении предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.

    Определение закона. «Закон-правило, установленное разумом (божественным или человеческим) в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто призван заботиться об обществе.» 4 закона, 3 из которых иерархичны:

    1. Вечный закон (лекс терне)–это и есть предписание божественного разума, это рациональный проект Бога. Это неписанный закон, который известен полностью только самому Богу, адресованный людям(разумной твари).

    2. Естественный закон(лекс натуралес)- Аквинский анализирует человека, у которого есть разум, соответственно человек может частично уловить вечный закон, рациональный проект Бога. То есть естественный закон- это участие вечного закона в разумной твари.

    3. Человеческий писанный закон(Лекс хумана)- то есть это письменное законодательство в гос-ве.

    4. Лекс Дивина- не вписывается в иерархию. Это божественный писанный закон. Это тваречитающий закон. Он позволят стать истинным христианином. Этот закон стоит на ровне с Вечным законом.




    1. Политико-правовое учение М. Падуанского.

    Марсилий Падуанский (1280—1343) — итальянский политический и правовой мыслитель.

    Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pads»).

    Логическое основание политико-правового учения. Испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком ссылался на христианские священные книги; в отличие от Фомы Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная истина», которая постигается разумом, а есть «истина небесная», которая постигается откровением и верой. Эти истины независимы и могут противоречить друг другу, «земная истина» — низшая по отношению к «истине небесной».

    В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть.

    Содержание политико-правового учения.

    1. Государство и Церковь. Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое:

    —>самодостаточно;

    —> основано на разуме и опыте людей;

    > существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства.

    Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере.

    Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

    2. Законодательная и исполнительная власти государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать всему народу или наиболее важной его части:

    —> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;

    —> эти законы всем известны;

    > каждый может заметить упущение при создании этих законов.

    Падуанский был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти.

    Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон». Он — сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова». Марсилий понимает закон как закон государства.

    Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:

    1) божественный закон не есть закон в собственном смысле.

    2) закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства. Но тогда он становится законом государства;

    3) естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон.

    Значение законов в государстве. В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства».

    Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу.

    Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнительной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.


    1. Политическое учение Н. Макиавелли

    Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).

    Логическое основание политического учения. Эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт.

    В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли не Бог, а человек.

    Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др.

    Содержание политического учения. Политическое мышление Макиавелли сосредоточивается на государстве как важной составляющей человеческого космоса

    2. Понятие государства. государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения.

    Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).

    Новация Макиавелли заключалась в следующем: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.

    Концепция политической этики главы государства (концепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает политическую этику принцепса (единоличного главы государства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.

    В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспытатель формулирует ряд политических принципов, свободных от каких-либо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели:

    В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.

    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта