Главная страница

Предмет и методология иппу. История политических и правовых учений


Скачать 130.46 Kb.
НазваниеПредмет и методология иппу. История политических и правовых учений
Дата04.12.2021
Размер130.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаotvety (1).docx
ТипЗакон
#291522
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

Политико - правовое учение Ж.Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета.

Логическое основание политико-правового учения. Руссо — представитель идейного течения сентиментализма.

Основные работы: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755); «Об общественном договоре» (1762); «Проект конституции для Корсики» (1765); «Соображения об образе правления в Польше и о проекте его изменения» (1772).

Содержание политико-правового учения. Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды.

Рождается первая форма социального неравенства: неравенство между богатыми и бедными, т.е. имущественное неравенство.

Богатые должны были «под давлением необходимости» осознать невозможность спокойно пользоваться преимуществами частной собственности. Тогда кто-то из них придумал предложить всем бедным и богатым объединиться, чтобы «оградить от угнетения слабых, сдержать честолюбивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему принадлежит». Это объединение и произошло под эгидой общих для всех высшей власти, законов, судебных уставов и мировых судей. В результате такого общественного договора возникло государство.

С возникновением государства появляется и новый вид социального неравенства политическое (неравенство между правящими и управляемыми).

Законы государства «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства».

В результате появления управленцев возникает третья форма социального неравенства: устанавливается неограниченная и неподконтрольная народу власть, власть деспотическая, все же остальные граждане становятся рабами этой власти. Руссо считал, что народ имеет право на восстание против управляющего класса как рабовладельцев вдохновляла французских революционеров конца XVIII в.

Политическое решение проблемы социального неравенства. В произведении «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Руссо предложил создать такое государство, в котором можно было бы обеспечить свободу и равенство индивидов, характеризующие естественное состояние людей. Основой этого государства-ассоциации должен стать новый общественный договор. Предмет этого договора: «полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины».

В результате создается государство, в котором участники договора выступают либо как граждане, участвующие в осуществлении государственной власти, либо как подданные, подчиняющиеся законам государства.

Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу: Руссо отстаивает принцип народного суверенитета — основополагающий принцип республики,

Суверен (т.е. народ) принимает законы и правительство, которое призвано приводить в исполнение законы и поддерживать свободу гражданскую и политическую.

Классификация видов правительства в зависимости от числа лиц, занимающихся управлением. Руссо выделяет:

• демократию;

• аристократию;

• монархию.

Руссо критически оценивает демократию как вид правительства: «противно естественному порядку вещей, чтобы большое число людей управляло, а малое было управляемым».

Более приемлемы для Руссо правительства аристократическое и монархическое. Однако он считал, что ни монархического, ни аристократического, ни демократического правительства в чистом виде не существует.

Гарантии народного суверенитета.

- народные собрания, в повестке дня которых было бы два вопроса: сохранение формы правительства, оставить ли управление в руках тех, кто сейчас у власти.

- трибунат. Этот особый государственный орган, который наделен функцией контроля и имеет правомочие отменить любое постановление правительства (конституционный суд или конституционный совет).

Понятие закона. Руссо рассматривал закон как выражение общей воли народа, собравшегося в собрании, воли, выраженной всегда по общему, а не по частному вопросу.

Значение закона. Только благодаря закону как выражению общей воли можно обеспечить: справедливость, свободу, равенство индивидов.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива, и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.).


  1. Ф.ПРОКОПОВИЧИВ.Н.ТАТИЩЕВ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Феофан Прокопович (1681—1736) — русский политический мыслитель и церковный деятель.

Логическое основание политико-правовых взглядов.

Сочетание теологии и теории естественного права (Гроций, Гоббс).

Основные работы: «Правда воли монаршей»; «Слово о власти и чести царской».

Содержание политико-правового учения. Соотношение духовной и светской власти. Прокопович отрицал идею превосходства духовной власти над светской и идею неподчинения духовенства и монашества.

Происхождение государства. Прокопович впервые в России обратился к договорной теории происхождения государства. Следуя положениям школы естественного права, Прокопович различал:

> состояние первоначальной природной вольности людей, которое ему представлялось как «черное да безмерное беззаконий море»;

—> государственное состояние. В государственное состояние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли «не без смотрения Божия», заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена: «Ты владеешь нами к общей пользе нашей».

Ссылка Прокоповича на волю Божию в рассуждениях о договорном происхождении государства принципиально отличает его теорию от западных теорий общественного договора (Гроций, Гоббс, Локк и др.).

Формы правления государства. лучшей формой правления государства Прокоповичу представлялась монархия.

Ф. Прокопович различал два вида монархий: наследственную и выборную. Каждая из этих форм имеет достоинства и недостатки.

Выборная монархия плоха тем, что во время выборов нового монарха могут возникнуть смуты. Однако именно такая форма монархии позволяет сохранить монархическую форму правления, если правящая династия прерывается.

Недостаток наследственной монархии Прокопович видел в том, что наследник по закону может оказаться недостойным престола. «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола».

Политические взгляды Феофана Прокоповича позволяют судить о соотношении государства и православной церкви в России во времена Петра I. B.M. Ключевский оценил работу Прокоповича «Правда воли монаршей» как «краткую энциклопедию государственного права».
ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686—1750) — русский историк и государственный деятель, сторонник теории естественного права.

Логическое основание политико-правового учения. Сочетание идей теории естественного права с историческим подходом.

Основные работы: «История российская с самых древнейших времен», «Разговор о пользе наук и училищ».

Содержание политико-правового учения. Происхождение государства. Следуя положениям теории естественного права, Татищев различает естественное состояние как состояние «вольности», когда человек обходится без власти и законов государства. Воле человека должна быть «положена узда неволи для его же пользы». «Узда неволи» может быть трех видов.

Есть узда «по природе» — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.

Есть узда договорная, т.е. узда, которую индивид сам, «по своей воле» для себя выбирает (основано на договоре).

Есть узда «по принуждению», т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство. Татищев считал, что раб имеет право добиваться своего освобождения, так как «рабство противоречит закону христианскому». Татищев противоречит себе. Трудно признать, что узда «по принуждению» полезна рабу.

Классификация форм правления государства. Критерии классификации:

1) географический фактор («малые» или «великие» территории);

2) наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.

Решение вопроса крепостного права.

Как историк, Татищев считает крепостное право ощибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев день, что привело к полному закрепощению крестьян. Он анализирует ситуацию на Западе: там нет крепостного права и это полезно государству. Татищев приходит в парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что:

  1. отмена крепостного права не согласуется с системой самодержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезопасно;

  2. мужик ленив, и если дать ему волю, то он погибнет.

Татищев в работе “Краткие экономические до деревни следующей записки” (1742) предлагает дворянству ввести тотальный надзор над крестьянами, строгие меры внеэкономического принуждения.

Татищев внес существенный вклад в отечественную теорию форм правления государства. Татищев - один из первых русских мыслителей, который стал использовать теорию естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права.


  1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ С. ДЕСНИЦКОГО

Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740—1789) — первый русский профессор права Московского университета, сторонник теории разделения властей и законодательного регулирования крепостного права, сторонник суда присяжных.

Логическое основание политико-правового учения. На Десницкого оказали большое влияние идеи Адама Смита, Шарля Луи Монтескье, знание английских политико-правовых институтов.

Основная работа: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» (1768).

Содержание политико-правового учения. Вслед за Адамом Смитом Десницкий выделял четыре этапа развития человечества в зависимости от источников существования того или иного народа:

1) собирательство;

2) пастушество;

3) хлебопашество;

4) коммерческий этап.

Концепция разделения властей. Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российской империи и изложил ее в своем «Представлении об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи».

Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.

Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов: 600—800 человек), бессословным, выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза. За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.

«Судительная» власть. Судьи назначаются монархом. Требования, предъявляемые к судьям:

  • должен предварительно сдать экзамен профессорам юридического факультета;

  • иметь несколько лет стажа адвокатской практики;

  • пройти испытания на «факультете адвокатов»;

  • знать латинский, французский, немецкий и английский языки.

Десницкий — сторонник суда присяжных и принципа независимости и несменяемости судей.

«Наказательная» власть должна осуществляться воеводами, назначаемыми монархом. Воеводы выполняют полицейские и фискальные функции, подлежат судебному контролю; виновность воевод определяет Сенат.

Критика крепостного права:

• с точки зрения экономической науки крепостное право — тормоз развития промышленности и земледелия;

• с нравственной точки зрения торговля людьми «противна человеколюбию».

Предложения по законодательному урегулированию:

• урегулировать законом обязанности крестьян по отношению к помещикам;

• закрепить за крепостными право собственности на движимое имущество;

• запретить продажу крестьян без земли и без их согласия.

С.Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей как средство реформирования российского самодержавия. Теоретик законности в условиях существования крепостного права.

УЧЕНИЕ А.Н. РАДИЩЕВА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии.

Логическое основание политико-правового учения. Естественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность».

Содержание политико-правового учения. Политические взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности.

Государство основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому люди отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу.

Радищев признает право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю.

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется лишь своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, — «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».

Правовые взгляды Радищева. Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения:

С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, так как у крестьянина нет интереса работать на земле, которая ему не принадлежит.

Первым в России Радищев предложил решение этой проблемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и каменном сердце.

Политический идеал Радищева. Идеальной формой правления государства для него была республика.

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике он считал народную революцию.

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает).

Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.


  1. Политико-правовые взгляды С.С. Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.

Логическое основание политико-правового учения.

Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либерализма (Бентам) нашли свое отражение в политико-правовых взглядах Сперанского.

Основные работы: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи».

Содержание политико-правового учения. М.М. Сперанский — представитель русского либерализма. Поэтому

основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической.

Будущее российское общество представлялось Сперанскому сословным.

Первое сословие составят дворяне, которые будут обладать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владения населенными недвижимыми имениями с возложением на них обязанности законного управления ими.

Второе сословие составят люди среднего достатка, которые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом.

Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие будет иметь только гражданские свободы.

Программа государственных преобразований М.М. Сперанского включала проведение следующих реформ:

• крепостного права;

• государственного правления;

• законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приобретать недвижимость в собственность. Затем следует вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка..., возвратится крестьянам и древнее право свободного перехода от одного помещика к другому...».

Реформа государственного правления. Анализируя политическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность: все государства в своем развитии проходят три ступени и в конце концов приходят к конституционному правлению:

—> первая ступень — феодальная раздробленность государств Запада;

—> вторая ступень — «феодальное самодержавие» государств Запада;

—> третья ступень — конституционное правление.

Сперанский предлагал построить новое здание российской монархии «на столпах разума и законов». Основой построения такой монархии могла быть только теория разделения властей: Сперанский предлагал провести разделение законодательной, исполнительной и судебных властей на четырех уровнях:

1)волости;

2)округа;

3)губернии;

4) империи.

Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.

Реформа законодательства была проведена при непосредственном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской империи». Затем с участием Сперанского был подготовлен пятнадцатитомный «Свод законов Российской империи», в который вошло все действующее законодательство.

М.М. Сперанский вошел в историю русской политической и правовой мысли как автор проектов по реформированию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления государства позволила бы обеспечить политические и гражданские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать в России высший законодательный орган — Государственную думу, однако она появилась в России только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.


  1. Учение Иманнуила Канта о праве и государстве.

Иммануил Кант (1724—1804) — основатель немецкой классической философии, политический и правовой мыслитель.

Логическое основание политико-правового учения. На правовые и политические взгляды Канта большое влияние оказали идеи представителей французского Просвещения (Руссо, Монтескье).

Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений», «Метафизика нравов», «К вечному миру» и др.

Содержание правового и политического учения. Правовое учение: категорический императив и право.

Кант как представитель эпохи Просвещения рассматривал человека как существо со свободной разумной волей. Кант предложил различать императивы (правила) поведения, которые индивид создает для себя сам:

• гипотетические, т.е. условные императивы;

• категорические, т.е. безусловные императивы.

Если гипотетический императив — это правило, которое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конкретной цели, то категорический императив — это правило должного поведения, которое никак не связано с достижением конкретной цели.

Признав недостаточность категорического императива как регулятора человеческого поведения, Кант обратился к праву.

Кант отличает право от законодательства. Он поставил перед собой задачу постигнуть разумом именно право, чтобы «установить основу для возможного положительного законодательства».

Кант выработал понятие права, «Право есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону...».

Политическое учение. Кант — приверженец договорной теории происхождения государства.

Кант определил государство следующим образом: «Государство объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Кант использовал два критерия классификации форм правления государства: разделение властей и количество правящих.

Идеальной формой правления для Канта была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей. Ничего похожего в современной Канту Германии не было. Кант выступал против революции, которую рассматривал как «горячечный бред», а казнь короля народом считал нарушением справедливости (Карл I, Людовик XVI). Кант делал ставку на реформы. Лучше всего для проведения реформ, считал он, подходит такая форма правления, как автократия. Чем меньше лиц, обладающих властью, тем легче осуществить реформы.

С философией И. Канта связан ценностный подход к праву. Из творческого наследия философа актуальным до сих пор остается проект установления вечного мира.


  1. Политико-правовое учение Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, создатель диалектического учения, в основе которого лежала система взглядов объективного идеализма.

Логическое основание политико-правового учения.

Объективный идеализм. Допускал существование абсолютной идеи, которая развивается посредством понятий.

Основные работы: «Наука логики», «Философия искусства», «Философия науки», «Философия права» — «руководство к лекциям по философии права», которые Гегель читал в Берлинском университете.

Содержание политико-правового учения (по работе «Философия права»). Гегель выступил против господства обывательских представлений о праве и государстве: «Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно.

В отличие от Платона, который конструировал идеальные государства, Гегель стремился:

—>«постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе»;

> «показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано»;

—> «не поучать государство, каким ему следует быть».

В отличие от правоведов, изучавших действующее законодательство, которое внутренне противоречиво, Гегель

как философ права стремился найти идею права, т.е. «познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права»: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея».

Формы реализации правоспособности:

1) собственность

2) договор: сторонник свободы договоров

3) правонарушение: может быть и гражданское, и уголовное правонарушение, но преступление- неразумное поведение людей.

Преступление отрицает право, наказание-отрицание преступления, благодаря наказанию восстанавливается право. То есть преступление должно быть наказано.

Право проходит в своем развитии три стадии:

1)абстрактное право;

2) мораль;

3) нравственность.

Семья — осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях. Брак — это правовая нравственная любовь, а не контракт и не физическая сторона.

Гегель отличает гос-во от гражданского общества:

Гражданское общество— это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок. Гражданское общество-это мобильное общество, где нет рабов. В отличине от Платоновского гражданского общества- где принадолежность сословий определяет власть (филосовы), то здесь никто не определяет власть

Гражданское общество основано на абстрактном праве: за каждым признается правоспособность, право частной собственности, свобода заключения договоров и др. Все это обеспечивается благодаря позитивному праву.

Позитивное право должно быть:

1. общепризнанным: оно должно быть «знаемо и волимо всеми». Это возможно лишь тогда, когда оно ясно и связно изложено в доступных для каждого законах. И потому:

• Гегель против возвеличивания обычного права, содержание которого часто непонятно, знание его случайно и является уделом немногих;

• Гегель выступал за кодификацию, которая позволяет избежать правовых недоразумений и помешать тому, чтобы судья играл роль законодателя.

2. должно быть доступно. Знание позитивного права не должно быть привилегией «сословия юристов», оно должно быть делом всех. Для членов гражданского общества право не должно быть «чуждой» действительностью, оно должно быть выражением разумной всеобщности.

Недостатками позитивного права Гегель считал следующее:

1)в праве могут быть элементы случайности, произвола, т.е. то, что утверждается как право, может отличаться

от того, что есть право в себе;

2) право характеризуется абстрактностью, но применяется к индивидуальным случаям;

3) невозможно объяснить, почему, например, установленная правом сумма штрафа должна быть именно такой, а не иной. Почему принуждают к уплате штрафа «в пять талеров или в четыре талера двадцать три гроша»?

Правосудие — важный институт гражданского общества. Недостаточно, чтобы субъективное право индивидуума закреплялось только ясно изложенным и доступным для понимания законом. Индивидуум:

> должен знать, как этот закон применяется в суде. Поэтому должен быть открытый характер правосудия, что способствует росту доверия граждан к праву;

—> имеет право и обязанность разрешать правовые споры в суде. Это отличает современную правовую систему от феодальной, где тот, кто имел власть, не представал перед судом. Гегель — сторонник правовой аксиомы: никто не может быть судьей в своем собственном деле.

Гегель был против того, чтобы граждане становились крепостными сословия юристов, поскольку существует угроза для граждан со стороны юристов, которые утверждают свою исключительность, оперируя чуждой терминологией.

Гегель выступал за суд присяжных: не требуется особых знаний, чтобы установить, что произошло, каковы мотивы преступления и т.д.

Государство—“действительность нравственной деятельности”, “шествие Бога в мире”, “иероглиф сознание” это цель сама по себе. “Это то наивысшее, которое изъявляет притязание и на саму жизнь, и на саму собственность, и требует от индивида, чтобы он принес их в жертву.” Гос-во для него высшая ценность (выше, чем индивид)

Гегель рассматривал государство как внутренний организм(посмотреть на гос-во изнутри) и как внешний организм.

Гегкль против разделения властей, он предлагает различение властей в гос-ве

Гегель против разделения властей, он предлагает различение властей в гос-ве.Гос-во как внутренний организм:

1. Законодательная власть устанавливает всеобщее.

2. Правительственная власть подводит особенное и единичное под всеобщее(применительная власть).

3. Княжеская власть. Монарх (князь) своей подписью делает закон законом, ставит точки над «i». Суверенитет принадлежит монарху, а не народу.

Государство как внешний организм. В отличие от Канта Гегель выступал против идеи вечного мира. Он считал, что:

—> путем войн решаются споры между государствами;

> если бы не было войн, то человечество было бы болотом;

> человеческая история движется в борьбе противоположностей(закон противоречий), поэтому войны неизбежны;

—> во время войн люди понимают, что они — для государства, а не государство для них;

—> удачные войны «не давали развиться внутренним смутам и укрепляли государственную власть».

Почему Гегель иначе относится к войне, нежели Кант? Гегель излагал свои мысли о войне и мире во время и после наполеоновских войн, потрясших европейские народы. И потому для Гегеля национальные проблемы заслонили собой космополитические представления Канта о вечном мире.

Гегель рассматривал государство с точки зрения всемирной истории.

Роль философии по Гегелю: философия- служанка гос-ва, то есть должна служить гос-ву.

Энгельс заметил: “в Германии суеверная вера в гос-во перешла из философии в общее сознание буржуазии и даже сознание многих рабочих”, и действительно немцы, в отличие от французов, государственники, верят в гос-во.


  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА (ГУСТАВ ГУГО, ФРИДРИХ КАРЛ САВИНЬИ,)

Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители этой школы выступили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разума. Исторически сложившееся и применяемое каждым народом право — результат опыта прошедших времен — они считали необходимым признать самоценностью независимо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Логическое основание политико-правовых учений представителей исторической школы права во многом сложилось под влиянием идей Ш.Л. Монтескье. Тезис Монтескье «законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать величайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой» позволил теоретикам исторической школы права сделать вывод о том, что нет права вообще, а есть исторически сложившееся право того или иного народа, которое правоведам и следует изучать.

Густав Гуго (1764—1844) — профессор немецкого права Геттингенского университета, основатель исторической школы права.

Содержание политико-правового учения Густава Гуго. Источники права. Гуго различает:

• право, самобытно развивающееся (обычное пр, правовая доктрина, преторское право, земское право, городское право)

-с чем сожно сравнить самобытно разв право- это право развивается также как язык и нравы любого другого народа(механизм привычки), сообразно с обстоятельствами;

• право, создаваемое законодателем:это право обеспечивает внешний порядок

Соотношение между самобытно развивающимся правом и законодательством. Гуго отдает предпочтение формам самобытно развивающегося права и критически оценивает законы как источник права, так как ему присущи такие качества, как известность и определенность предписаний.

В отношении же законов, созданных верховной властью, всегда остается сомнение: насколько они будут применяться в действительности? Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене переименовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями. Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь корыстные цели законодателя, требовать особого повода к принятию и большой работы по внесению в них поправок. Кроме того, многие граждане никогда не читают законов.

Критика концепции естественного права. Естественного права нет, есть лишь право позитивное (самобытно развивающееся право и законодательство), считал Гуго. Это позитивное право само по себе несовершенно, но оно имеет существенную ценность: с его помощью можно добиться определенности в предписании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить общественный порядок. И потому Гуго оправдывает правовой институт рабства, хотя и признает его лишь временную правомерность. Если рабство утверждено положительным правом, то оно лучше, чем свобода, полагал Гуго.

Критика теории договорного происхождения государства:

• миллионы людей не могут договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще не известным им правителям;

• договорная теория происхождения государства не обеспечивает стабильности положению верховной власти и отрицает абсолютный характер этой власти, «против которой никто не может иметь юридических притязаний».

Положения исторического правоведения впоследствии были развиты Савиньи.

Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) — профессор Берлинского университета. Был сторонником особого пути кодификации гражданского права в Германии.

Основные работы: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» 1814 г.

Содержание политико-правового учения.

Источник развития права — «народный дух» (Volksgeist)- (этот термин был у Монтескье). Право — это всегда историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола.

Этапы исторического развития права:

  1. Первоначально право возникает в сознании народа как природное право (обычное право).Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа.

  2. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право (право юристов). Юристы выступают не творцами права, а лишь выразителями народного духа. Они вырабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике.

  3. Последний этап в развитии права —законодательное право. На этом этапе юристы подготавливают законопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом.

Таким образом, он определяет задачи правителей- признавать право, которое существует независимо от них.

Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профессор Гейдельбергского университета Ю. Тибо предложил создать единый Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский гражданский кодекс 1804 г.

Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Так как:

  • Нарушение органического развития права;

  • «немцы не доросли до создания свода законов»- В Германии нет подготовленных юристов, некому доверить разработку текста кодекса, подобных римским юристам времен Папиниана

  • нет судей, которые бы проверяли кодекс

Савиньи не отрицал возможность кодификации, но только после создания в Германии единой «органично развивающейся правовой науки».

Германское гражданское уложение появилось спустя сто лет (в 1900 г).


  1. Политико-правовые проекты Сперанского.

М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) – автор плана либерального переустройства России, основные работы: «План государственного преобразования», «Свод законов», «Введение к Уложению государственных законов».

Политическая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Он отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

1) в Средние века – Удельщина;

2) в Новое время – абсолютная монархия;

3) в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав).

Основные позиции:

1. О происхождении государства.

По его мнению государство возникло как общественный союз. Это надклассовая организация для пользы и организации людей. Всякое законное правительство своим происхождением обязано общей воле. Народ является источником силы правительства.

2. Задача государственного преобразования:

а) Россию необходимо подготовить к принятию Конституции;

б) ликвидировать крепостное право немедленно, ибо пока оно есть и сословную конституционную монархию устранить невозможно.

Ликвидацию крепостного права необходимо провести в два этапа:

а) начать с ликвидации земель помещичьих угодий;

б) капитализация земельных отношений;

в) Преобразование следует начать с учреждения умеренных, но коренных законов. Главным законом является закон о земле, выборах, государственном управлении.

3. Система представительных органов:

1) низшее звено – волостная дума в составе помещиков, горожан, имеющих недвижимость и государственных крестьян;

2) Окружная дума – состоит из депутатов волостной думы, первая избирает депутатов в губернскую думу;

3) государственный совет – назначается императором.

4. Высший судебный орган: Сенат, которому подчинены все нижестоящие сенаты. Министры несут двойную ответственность: перед государственной думой и императором или за нарушение принципа законности. Министры скрепляют своей подписью акты государственной власти. Вся полнота власти принадлежит монарху.

В государстве должно быть три группы сословий:

1. Дворянство – несут военную и государственную службу по своему выбору.

2. Среднее сословие – купцы, однодворцы, поселяне, имеющие недвижимость.

3. Народ рабочий – поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Однако данная категория лиц может и не иметь избирательного права.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.


  1. Политические и правовые взгляды декабристов.

Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабристами. С этого момента начинается освободительное движение в России.

Декабристы — офицеры, участники Отечественной войны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Они действовали на основе разработанных программ переустройства России. Эти программы готовились в недрах тайных обществ, действовавших в условиях усиления цензуры. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816г. Затем в 1818г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После самороспуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев и «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель.

Никита Михайлович Муравьев (1796—1843).

Никита МихаЙлович Муравьев (1796—1843).

Биография. Родился в Петербурге, его отец был воспитателем царевичей Александра и Константина. Учился на ма- тематическом факультете Московского университета. С началом Отечественной войны 1812 г. ушел с факультета в действующую армию в возрасте 16 лет. 14 декабря 1825 г. непосредственно в восстании не участвовал, но был аресто- ван и приговорен к 20 годам каторжных работ. Впоследствии вышел на поселение. Муравьев – руководитель Северного общества декабристов.

Северное общество.

Название программного документа. Конституция (три проекта, последний был восстановлен Муравьевым по памяти в тюремном заключении)

Логическое основание политико-правовых взглядов. Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей. «Источник власти есть народ», который «не может быть пренадлежностью никакого семейства». Муравьев использовал образцы конституций 23 североамериканских штатов, французской конституции 1791 г., конституций германских государств.

Земельный вопрос. Первый вариант: «земли помещиков остаются за ними», а крестьяни освобождаются без земли; Второй вариант: крестьяне получают «по две десятины на крестьянский двор, для оседлости их».

Политические права. Принадлежат только собственникам. В класс избирателей и присяжных входят совершеннолетние, не находящиеся в услужении, имеющие движимое или недвижимое имущество на 500 рублей серебром.

Форма правления. Конституционная монархия с разделением властей (республика – лишь как крайний случай).

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта