ига таа 2.2. Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании
Скачать 16.85 Kb.
|
ТАА 2.2 Екатерина II, будучи человеком европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П. Монтескье, Вольтера, Д'Аламбера, Д. Дидро. Для того, чтобы узнать, как Екатерина II пришла к позитивному мнению об абсолютной монархии, следует обратиться к «Наказу» уложенной комиссии. Основные положения наказа: Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные). Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании. Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага. Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки. Но также, несмотря на всю серьёзность и возвышенность этих реформ, большинство не коснулось крестьян. Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д. Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием. Итог: все реформы Екатерины II были направлены на создание мощного абсолютистского государства. Политика, проводимая ею, была названа "политикой просвещенного абсолютизма». С одной стороны, Екатерина провозглашала передовые истины просветительской философии (особенно в главах о судопроизводстве и экономике), с другой – подтверждала незыблемость самодержавно- крепостнического строя. Укрепляя абсолютизм, она сохраняла самодержавие, внося лишь коррективы (большую свободу хозяйственной жизни, некоторые основы буржуазного правопорядка, мысль о необходимости просвещения), которые способствовали развитию капиталистического уклада. Несомненной заслугой Екатерины было введение повсеместного народного образования. Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина II относилась к крепостному праву негативно, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон. Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта. Итог: какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными путями и предложила членам российского Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. |