Эссе на тему: «Пространство и время в реальности и в художественном воплощении». Пространство и время в реальности и в художественном воплощении
Скачать 17.31 Kb.
|
Эссе на тему: «Пространство и время в реальности и в художественном воплощении» Реальный мир, который мы воспринимаем, существует в физическом пространстве и времени. Проблема художественного пространства и времени — одна из самых сложных в науке об искусстве. Самые простые и элементарные сведения, без которых вы не сможете работать с произведением искусства. Начнем с того, что и сами искусства обычно делят на пространственные (такие как живопись, скульптура, графи ка), временные (музыка, литература) и пространственно-временные (театр, кино ипр.). Хотя само это деление достаточно условно, пространство и время играют огромную смысловую роль. Притом особую в каждом из искусств. Я рассмотрела примеры из русской живописи. Замкнутое пространство, в котором Федотов изображает вдовушку (во всех четырех вариантах картины «Вдовушка»), подчеркивает безысходность ее положения. Расположение одинокой фигуры в портрете также исполнено смысла. Совсем не случайно возникло понятие «портретная пространственная зона»: это верхний треугольник пространства, ограниченный двумя диагоналями, проведенными из угла в угол. Поместив голову лежащего на смертном ложе Петра I в это пространство, И. Н. Никитин изобразил его как живого, словно бы подчеркнув этим свое нежелание смириться со смертью властелина России. Перед нами метафора перехода от жизни к смерти: так спиленное дерево на мгновение замирает перед тем, как рухнуть. Сдвинув влево свое изображение в автопортрете 1867 г., Крамской создает ощущение входа модели в пространство холста. Искусствоведы давно интерпретируют этот автопортрет как олицетворение выхода на историческую сцену России поколения разночинцев. Конечно, живопись — пространственное искусство, но, вопреки утверждениям, что в картине запечатлен лишь один миг бытия, время в ней присутствует, и его изображение так же исполнено смысла. Конечно, время жизни персонажа как бы остановлено в картине: зритель составляет свое представление о том, в ка ком времени жили или живут изображенные персонажи, по множеству примет. Иногда форма воротничка на платье или мундир портретируемого позволяет с точностью до десятилетия датировать картину. Но это время, если можно так выразиться, «внешнее». «Внутреннее» время присутствует и живет и в самом вроде бы статичном изображении. Это — «сюжетное время». Я заметила как широко оно разворачивается в картинах П. А. Федотова. Мы хорошо можем представить себе вчерашний вечер маленького чиновника в картине «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый орден)». Пирушка была отменная, с пением модных романсов под гитару, да так залихватски, что полопались струны, с битьем посуды, а возможно, и с потасовкой. И день, когда ему вручили этот первый крестик, который он нацепил на халат, купленный, по всей вероятности, у старьевщика, заношенный и явно не по размеру тщедушного героя. И его старательную службу. И вероятное будущее, когда его дурашливая высокомерная маска прирастет к лицу и он будет именно так выпячивать губу, свысока посматривая на тех, кто от него зависит. Но открытие Федотова было даже не в том, как он развернул время внутри картины. Самое важное открытие художника первым подметил один из ярых его недоброжелателей — критик П. Л. Леонтьев (заметьте, недоброжелатели очень полезны, их зоркий взгляд примечает такие вещи, которые ускользают от взглядов друзей!): герои Федотова — люди, по словам Леонтьева, «временные», они принадлежат своей эпохе, они таковы, какими их вылепила эта эпоха. То, что человек как социальный тип формируется под влиянием среды, в которой протекает его становление, развитие, жизнь, а эта среда временем обусловлена. Образ «временного человека» — яркое качество социального, критического русского реализма, и одним из основоположников этого творческого метода был П. А. Федотов. Проанализировав вышеперечисленные примеры из русской живописи, могу сказать, что всякий художественный образ, так или иначе, существует в пространстве и времени, а с изменением представлений о мире прежде всего меняется пространственно временная парадигма искусства. Так и я начала рассматривать особенности художественного образа во времени — как процесс, во временном измерении. А теперь перешла к его характеристике в относительно статичном — пространственном измерении. |