Главная страница
Навигация по странице:

  • «Финансовый университет при Правительства Российской Федерации» (Тульский филиал Финуниверситета) Кафедра «Философия, история и право» Эссе

  • «Пространство и время» Выполнил студент

  • Проверил: доцент кафедры философии, истории и праваГуреев М.С.Тула 2022 Содержание

  • Глава 1. Понятие пространства и времени в античной философии

  • Глава 2. Представления о пространстве и времени

  • Глава 3. Концепции пространства

  • 3.1 Субстанциальная концепция

  • 3.2 Реляционная концепция

  • Современные мировые религии. Эссе философия (1). Пространство и время


    Скачать 33.25 Kb.
    НазваниеПространство и время
    АнкорСовременные мировые религии
    Дата10.01.2023
    Размер33.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе философия (1).docx
    ТипРеферат
    #879839

    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
    высшего образования
    «Финансовый университет при Правительства Российской Федерации»
    (Тульский филиал Финуниверситета)
    Кафедра «Философия, история и право»


    Эссе

    по дисциплине «Философия»

    на тему:
    «Пространство и время»

    Выполнил студент:



    Форма обучения: очная

    Курс: .

    Направление подготовки: …

    Личное дело: №100.26/……


    Проверил:
    доцент кафедры философии, истории и права

    Гуреев М.С.

    Тула 2022

    Содержание
    Введение 3

    Глава 1. Понятие пространства и времени в античной философии 4

    Глава 2. Представления о пространстве и времени 6

    Глава 3. Концепции пространства 9

      1. . Субстанциальная концепция……………………………………..10

      2. . Реляционная концепция………………………..…………………10

    Заключение 13

    Источники 14

    Введение

    Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, то есть построении онтологической системы. Указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук, а с другой же стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода.

    Цель: изучить представление о пространстве и времени

    Задачи:

    - рассмотреть пространство и время в античной философии;

    - изучить представления о пространстве и времени;

    - проанализировать концепции.

    Актуальность данной работы состоит в том, что прошло уже достаточно времени с начала изучения этой тематики, этот вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым, и все еще очень интересует философов не только нашей, но и других стран.

    Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти.

    Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.
    Глава 1. Понятие пространства и времени в античной философии

    Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий, предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития.

    Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем.

    Итак, обратимся к греческим мыслителям античной философии. Большинство из философов того далекого прошлого не интересовались пространством в чистом виде, обсуждение подобных проблем носило вспомогательный характер при анализе покоя и движения и вообще в метафизике. А это в свою очередь для греков неизбежно сводилось к вопросу о существовании пустоты, не заполненного никакими телами. Причем люди уже тогда хорошо понимали, что воздух не есть настоящая пустота – это тоже тело (среда). Доводы сторонников существования пустоты в природе сводились к аргументу, что если бы в мире все места были заполнены, то тела не смогли бы двигаться, и это противоречит истинному положению дел. Этот довод был очень сильным и греки, в общем-то, ничего не смогли противопоставить ему по существу. Вывод, сделанный последователями Парменида, был неожиданным и парадоксальным, – движения нет.

    В учении Гераклита же центральное место занимает идея всеобщего изменения - в ту же реку вступаем и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и времени остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме Демокрита и системе Аристотеля.

    Поговорим сначала об атомизме Демокрита. Эта доктрина, представляет из себя всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве.

    Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени. Атомы двигаются в пустоте бесконечное время, которому соответствует бесконечное время.

    По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира.

    В основе же атомов лежат амеры - пространственный минимум материи. Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.

    Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи - физического и математического, мы сталкиваемся с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи.

    В соответствии с атомистической концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени.

    К примеру, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.

    Обращаясь к системе Аристотеля, начинается анализ общего вопроса о существовании времени, затем трансформируя его в вопрос о существовании делимого времени.

    Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение.

    В такой модели времени впервые реализована реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.

    Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей.

    Механика Аристотеля функционировала лишь в его модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь один из уровней космоса Аристотеля.

    Его космологическая модель функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении.

    Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени модель пространства и времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.
    Глава 2. Представления о пространстве и времени

    Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависело от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.

    Человек всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность «не пространству», то есть хаосу - некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок.

    Хаос - потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает. Так, из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всего сущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяет небо от моря (пелагический миф). В олимпийском мифе творения из Хаоса возникает мать-Земля, у Гесиода в его философском мифе творения все происходит от союза Темноты и Хаоса.

    Таким образом, пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство - «хронотоп», что проявляется в том, что они часто обозначаются в разных культурах словом, происходящим от сходной корневой основы.

    Из свойства пространства древние отмечали, прежде всего, это свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или некогда совершилось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота». И в современном языке, в частности в русском, пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими расширение, открытость.

    Кроме того, стоит заметить, что пространство развертывается и оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях - анализе и синтезе.

    Более позднее понимание пространства — это понимание его как относительно однородного и равного самому себе в своих частях, что в свою очередь приводит к идее его измерения. Однако основной характеристикой пространства все же остается разнородность и прерывность.

    Итак, пространство в мифологическую эпоху представляло собой своеобразное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений.

    Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена неким закономерностям.

    Таким образом, время в архаическом мифологическом сознании — это, прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки.

    Позже, указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться либо как «золотой век», либо, наоборот, как изначальный хаос.

    Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую - циклическую модель времени».

    Свойство цикличности времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.

    Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

    А время представляло собой форму координации сменяющихся объектов и их состояний.

    Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы.

    Однако указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям.

    Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук, а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке.
    Глава 3. Концепции пространства

    Пространство и время на самом деле имеет под собой довольно много трактовок, потому что каждый мыслитель или философ понимал эти определения по-разному. Вот некоторые из них:

    Пространство понималось как:

    - абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур);

    - протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Энгельс);

    - априорная форма чувственного созерцания (Кант).

    Время трактовалось как:

    - длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс);

    - форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Гегель);

    - априорная форма чувственного созерцания (Кант).

    Большинство данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.
    3.1 Субстанциальная концепция

    В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире.

    При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность.

    На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция преобладает в физике вплоть до создания специальной теории относительности.
    3.2 Реляционная концепция

    В реляционной концепции пространство и время рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами.

    Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе.

    Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования. Л. Кар утверждал, что времени нет самого по себе, а предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что последует позже.

    Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела, и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света).

    При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем совместно с Морли, ставит серию опытов («опыты Майкельсона - Морли»). Результат оказался негативным.

    Отсюда следовало два вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того времени:

    1. Земля неподвижна.

    2. Эфира нет.

    В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений.

    Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И, наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала.

    Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами.

    Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением и распределением массы.

    В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционной модели, как более адекватной современным физическим представлениям. Мы обращаем внимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как в современной физике существуют и представления, базирующиеся на модернизированном понимании субстанциальной концепции.

    Итак, с реляционных позиций время — это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем.

    А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.

    Заключение

    В заключение хотелось бы сказать, что момент появления понятия время точно определить, практически, невозможно. Это понятие существовало "всегда", поскольку о нем задумывались, его пытались как-то определить и обозначить на всех этапах известной истории развития человечества.

    Однако, на мой взгляд, несмотря на древнейшую историю постижения «сути времени», оно так и осталось до наших дней самой большой загадкой для людей. Поэтому вопрос о природе времени и сегодня является одной из актуальных проблем познания материальной действительности.

    Но кажущееся реальным пространство, даже длинной в один метр, мы не можем преодолеть, не «затратив на это время», связанное с перемещением себя на это расстояние.

    Источники

    1. Понятия пространства и времени в понимание философов [Электронный ресурс]: Студопедия. https://studopedia.ru/. (дата обращения: 9.12.22).

    2. Пространство и время как философские категории [Электронный ресурс]: Студфайл. https://studfile.net/. (дата обращения: 5.12.22).

    3. Философия кратко. Пространство и время [Электронный ресурс]: Нитше. http://nitshe.ru/. (дата обращения: 7.12.22).

    4. Философия: конспект лекций. Лекция № 13. Пространство и время [Электронный ресурс]: Лекции. https://kartaslov.ru/. (дата обращения: 7.12.22).

    5. Чумак А.А., Чумак Н.А. Пространство и Время [Электронный ресурс]: КиберЛенинка. https://cyberleninka.ru/. (дата обращения: 6.12.22).


    написать администратору сайта