Главная страница
Навигация по странице:

  • Нижегородская академия Кафедра философииР Е Ф Е Р А Т по религиоведению«Протестантская этика»Выполнил

  • Проверил: Нижний Новгород 2014 Содержание

  • Глава 1. Протестантизм. Сущность и становление

  • 1.2 Понятие и сущность протестантской теологии

  • Глава 2. Протестантская этика и этапы ее эволюции

  • Раннепротестантская этика

  • Либеральная теология XIX—XX веков

  • Этика диалогического ригоризма

  • 2.5 Современная этика «безрелигиозного христианства»

  • Список используемой литературы

  • религиоведение. Протестантская этика


    Скачать 201 Kb.
    НазваниеПротестантская этика
    Дата22.01.2022
    Размер201 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файларелигиоведение.doc
    ТипРеферат
    #338947

    Министерство внутренних дел России

    Нижегородская академия
    Кафедра философии

    Р Е Ф Е Р А Т

    по религиоведению

    «Протестантская этика»
    Выполнил: курсант первого курса

    сержант полиции Шагова К. А.

    Проверил:

    Нижний Новгород

    2014

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………...………3

    Глава 1. Протестантизм. Сущность и становление…………4

    1.1 История возникновения протестантизма………………………………4

    1.2 Понятие и сущность протестантизма……………………………….….5

    глава 2. Протестантская этика и этапы ее эволюции…...…8

    2.1 Раннепротестантская этика……………………………………………11

    2.2 Либеральная этика……………………………………………….……..16

    2.3 Этика диалогического ригоризма……………………………………..19

    2.4 Этика «общей жизни»……………………………………………...…..21

    2.5 Современная этика «безрелигиозного христианства»……………….23

    Заключение…………………………………………………………………….....26

    Список используемой литературы…………………………………………...…28

    Введение
    Протестантская этика - система норм и ценностей, а также парадигма приоритетного поведения в рамках протестантизма.

    Протестантизм — одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики.

    В ходе своей эволюции протестантская этика претерпевает достаточно существенные трансформации: если для раннего протестантизма нравственный кодекс в виде неформальной системы этических предписаний, то для поздних версий протестантизма характерно оформление эксплицитно артикулированных моральных систем.

    Протестантская этика характерна для процесса перехода от традиционного к индустриальному обществу и выступает фактором становления и развития индустриализма.

    Цель работы состоит в изучении особенностей протестантской этики и этапов ее эволюции.

    Для этого необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать теоретические источники по данной теме.

    2. Ознакомиться с историей возникновения протестантизма

    3. Изучить содержание протестантской этики

    4. Охарактеризовать влияние протестантской этики на мировое развитие


    Глава 1. Протестантизм. Сущность и становление

    1.1 История возникновения протестантизма
    Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

    По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

    Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери  95 тезисов с изложением своей позиции. Название «протестанты» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме в 1529 году протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации XVI в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. Протестантизм возник в XVI в. как новая, специфическая «буржуазная разновидность» христианства в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму1.

    По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

    1.2 Понятие и сущность протестантской теологии
    Классическая теология включает в себя такие понятия как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, природная греховность человека и возможность спасения только по благодати Бога 2.

    Основные тезисы классической теологии:

    1. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.

    2. Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

    3. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

    4. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

    5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

    6. Каждый верующий в принципе имеет право толковать и излагать Слово Божье 3.

    Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с богом: согласно протестантизму, «божественная благодать» даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в протестантизме существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В протестантизме нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата) 4.

    В своей реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения протестантизм считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.

    Первоначальными, возникшими уже в XVI в. формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство.

    В период XVI—XVII вв. протестантизм, воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С XVII в. протестантизм стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин.

    Новые направления протестантизма отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантизм распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизма (со 2-й половины XIX в.) в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде 5.

    Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в протестантизме с распространением со 2-й половины 19 в. т. н. либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить протестантизм в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении — в наиболее крайних его проявлениях — выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину — христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии. Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления — фундаментализма, а с 20—30-х гг. 20 в. — выдвижение в качестве ведущего нового направления — диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений протестантизма, поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни.

    Глава 2. Протестантская этика и этапы ее эволюции
    Этика протестантизма исторически связана с протестантским учением об оправдании верой и богословским принципом Sola Fide. Дела любви рассматривались как результат проявление веры, «не любовь формирует веру, как считали схоластики, но наоборот, вера формирует любовь»6. Моральные предписания ветхозаветного Закона согласно классическому протестантскому богословию имели своей целью побуждать к делам, способствовать добру и препятствовать злу. Духовное же значение Закона заключалось в том, чтобы указать на грех и этим побудить к покаянию. Согласно Лютеру, Евангелие должно проповедоваться на фоне Закона и в связи с Законом, иначе оно теряет свой смысл. В споре с антиномистами Лютер и ортодоксальные богословы отвергли взгляды о том, что моральные нормы, изложенные в Ветхом Завете, для христиан не имеют силы и должны быть заменены на «евангельские» 7.

    Идеи антиномизма в современном протестантизме проявляются в деятельности религиозных организаций, которые разработали особую систему нравственности взамен той, которая основана на Законе Божьем (Десяти Заповедях). Эти нравственные идеалы в этике антиномизма стремятся сами занять место добра, обещая освободить людей от предрассудков, дать полное удовлетворение человеческим потребностям. В ортодоксальной христианской этике такой подход рассматривается как злоупотребление христианским учением о благодати ради угождения греховной плоти, и может проявляться в деятельности некоторых религиозных организаций («сект»), которые извиняют и даже оправдывают разврат8.

    Часть современных либеральных протестантских богословов отвергают некоторые моральные нормы, характерные не только для протестантизма, но и для христианства в целом (в вопросах сексуальной жизни, например). Использование заповедей Ветхого Завета для осуждения греховного образа жизни с позиции некоторых ультралиберальных богословов рассматривается как выборочное использование заповедей Ветхого Завета, настаивая на том, что в этом случае необходимо исполнять все заповеди Ветхого Завета, таким образом ставя на один уровень заповеди о кашруте, субботе и заповеди, регулирующие сексуальное поведение 9.

    Эти идеи в последние десятилетия получили поддержку в некоторых церквях Западной Европы и Северной Европы, главным образом представляющих такие конфессии как лютеранство и англиканство. В то же время в других странах (Африка, Азия, Латинская Америка) эти идеи в религиозных организациях этих конфессий не только не получили поддержку, но встретили резкую реакцию 10.

    В эволюции протестантской этики могут выделяют следующие этапы:

    1) раннепротестантская этика, соответствующая ортодоксальной теологии, - 16 в. (Лютер, Кальвин);

    2) неопротестантская этика, соответствующая либеральной теологии, - 18-19 вв. (Шлейермахер, Трельч, А. фон Гарнак и др.);

    3) этика диалогического ригоризма, соответствующая «теологии кризиса», - первая треть 20 в. (К. Барт, Э. Бультман и др.);

    4) этика «общей жизни», соответствующая радикальной теологии, - вторая треть 20 в. (Д. Бонхеффер и др.);

    5) современная этика «безрелигиозного христианства» («этика освобождения»), соответствующая деконструктивистской теологии постмодерна.



      1. Раннепротестантская этика


    Во всех аспектах своего учения католицизм совершает один и тот же процесс — он уничтожает несоизмеримость бога н человека, ибо внутри земного, человеческого порядка существует институт, который в то же время есть «тело Христово», «невеста Христа» — церковь. Церковь имеет значение абсолютное, значит, абсолютным оказывается все, в чем она воплощается (организационная структура, учение, формы культа и т. д.), а это, в свою очередь, означает догматическую формализацию всех сторон церковной и (поскольку церковь господствует в обществе) просто человеческой, социальной жизни.

    Все эти процессы происходят и в сфере этики. И здесь основа их — идеологическое возвышение церкви, приписывание этому институту божественных атрибутов, отражающее его реальную социальную эволюцию и роль в средневековом обществе. Структурообразующим элементом католической этики является идея, что спасение осуществляется лишь в церкви и через церковь 11.

    Католическая церковь, если так можно выразиться, захватывает в свои руки спасающую силу акта «искупления» и отсюда возможность определять, что есть вера и какие действия должен совершать верующий. Церковь потому знает, что следует делать для спасения, поскольку спасает она сама; потому знает, что хорошо и что плохо, поскольку хорошее и плохое определяется ее волей. Предполагается, что спасающая сила акта искупления действует лишь через систему церковных таинств, строго формализованных действий иерархии, причем причастие мыслится как жертва, а священник в алтаре как бы повторяет акт «искупления». Получив в свои руки эту силу от Иисуса Христа, церковь тем самым получила «ключи» от рая — как здесь, на земле, она решит судьбу человека, так и определится его загробная участь. Этот захват «спасающей» силы есть одновременно некоторое принижение «искупления» и усиление значения воли и действий человека (поскольку они совершаются в организации и через организацию). С актом искупления происходит то же, что происходит с Библией. Как Библия теряет значение уникального источника истины, так он теряет характер уникального, необходимого и достаточного источника спасения. Последнее достигается не только этим подвигом Христа, но и действиями священника, совершающего таинства, и действиями тех, кто спасается. Эти действия – заслуги. И подобно тому, как знания, которые церковь определяет в качестве истинных, входят наряду с Библией в постоянно пополняемую «сокровищницу» церковного учения, точно так же и заслуги, если они превышают грехи, входят в «сокровищницу», из которой церковь черпает свою «спасающую» силу, силу благодати вера в акт искупления становится верой в церковь 12.

    «Неприличная» легкость достижения спасения покупкой индульгенции и исступленный монашеский аскетизм, когда никакие добровольно накладываемые на себя страдания не кажутся достаточными – это два полюса католического пути спасения, взаимодополняющих и предполагающих друг друга. Церковь не позволяет никому ни возгордиться до противопоставления себя церкви, ни отчаяться до такой степени, что он отвернется от церкви (она примет любого грешника, если он придет к ней с раскаянием и верой).

    Когда Лютер «понял», что спасение от его усилий не зависит, а дается даром, это было разрешением его духовного кризиса, с него свалилась угнетавшая его тяжесть и он говорит об этом ощущении своего бессилия как о «христианской свободе».

    Самые существенные последствия нового представления о спасении — это выводы аксиологического и этического порядка. Утверждая неспособность человека достичь спасения собственными усилиями, учение реформаторов не разрывает, разумеется, всякую связь спасения и нравственности. Дело скорее в том, что нравственный идеал (состояние личности, при котором она неоспоримо заслуживает спасения) оказывается в системе реформаторов безмерно великим и в принципе недостижимым 13. Это — личность Иисуса Христа и предельные евангельские требования, которые реформаторы «извлекли со дна» католической этической системы, отвергнув идею действенности церковной магии и различение «заповедей» и «советов».

    Прежде всего, достижение спасения объективно бесконечно сложно, субъективно же — предельно просто. Надо «просто» поверить, что Иисус Христос умер за тебя и спас тебя (только это просто — для спасенных, а для тех, кто обречен к гибели, это недостижимо).

    И после этого не надо совершать никаких особых действий, ибо никаких специфических спасающих, сакральных действий и не может быть. Верующий может и должен спокойно оставаться па своем месте и продолжать все то же, что он делал и раньше. Лютер в «Вавилонском пленении церкви» пишет: «...я не советую кому-либо входить в какой-либо монашеский орден или принимать священство... если только он... не понимает, что труды монахов и священников, какие бы трудные и святые они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству, но что все труды измеряются перед Богом лишь одной верой» 14.

    Но то, что никаких особых действий совершать не нужно, ибо действия спасения не дают, не значит, что вера никак не влияет на дела. Как пишет Лютер: «Правильно говорят: «Хорошие дела не делают человека хорошим, но хороший человек делает хорошие дела» 15.

    И это стремление к недостижимому идеалу должно совершаться в повседневной деятельности, в обычной работе, которая тем самым оказывается служением, «призванием». В своей работе человек должен делать все, что в его силах, чтобы выполнить заповеди.

    Так, крайний фатализм одним из «оборотов» мысли реформаторов превращается в безудержный активизм, отрицание сакрального значения каких бы то пи было действий — в сакрализацию человеческой деятельности в целом, всех ее сфер, всех «ролей» человека.

    Что конкретно должен делать человек в бесчисленных этических ситуациях, из которых состоит его жизнь, никакие книги и - личности, никакие моральные трактаты и духовники указать ему не могут. Каждый раз он должен обращаться к своей этической интуиции, к своему ннтернализоваиному нравственному идеалу и оценивать ситуацию под этим углом зрения. Ответы каждый раз будут разные, зависящие от особенностей и самого человека, и ситуации. Постоянен лишь общий принцип ответа на подобные вопросы — человек должен делать столько, на сколько у него хватает силы, н то, что максимально служит богу и людям.

    И поскольку идеал, к которому устремлен «спасенный», все равно не реализуем, любое нравственное решение носит характер нравственного компромисса. Можно сказать, что то решение, которое подсказывает ему совесть, это соответствующая его силам и особенностям ситуации степень компромисса. Вера проявляется в голосе совести. Но внимая ему, человек неизбежно искажает его, переводит неполно, неадекватно на язык рассудка интеллектуальную интуицию своей веры. Доводя эту мысль до конца, можно сказать, что каждый проступок может быть знаком того, что совершивший его не «спасен», обречен на гибель.

    Таким образом, провозглашая бессилие человека, Реформация провозглашает одновременно (и не только «одновременно», но, рассматривая это в контексте ее идеологии, можно сказать, «тем самым») свободу нравственной интуиции и высочайшую ответственность.

    Правда, и в этой сфере реформаторы непоследовательны, не идут до конца, останавливаются в страхе перед своей собственной логикой. И их можно понять. Грань между свободой нравственной интуиции и аморализмом – тонкая. Реформаторы уже при жизни могли наблюдать, как анабаптисты, вооружившись идеей «христианской свободы», первым делом провозгласили свободу многоженства и праздности. Вот почему, едва объявив войну католической моральной догматике и мелочной регламентации, реформаторы сразу же идут на попятный. Делают они это по-разному. Кальвин относился к государству и светскому закону значительно свободнее. Но зато он более начетнически смотрит на прямые моральные предписания, содержащиеся в Библии и, более того, «выискивает» в Писании все, что можно понять как конкретное правило поведения. Последователи Кальвина старались представить как обязательный и сакральный закон все ветхозаветное моральное законодательство. Разумеется, соблюдение этих законов ни в коей мере не рассматривается ими как средство (или даже внешний признак) спасения. И все же психологически пуританское ханжество (когда, например, поцеловать жену в воскресенье считалось нарушением четвертой заповеди) где-то приближается к пудовой свече русского купца или католической индульгенции 16.

    Однако, как не могло в протестантизме осуществиться «настоящей» догматизации теологии, так и не могла быть последовательно проведена до конца и формализация протестантской этики. В историческом плане провозглашение принципов этической неопределенности и нравственной ответственности означало колоссальное освобождение человеческой энергии, давало санкцию на последовательную и свободную перестройку всех сфер социальной жизни, ликвидировавшую лишившиеся религиозной санкции, признанные этически «сомнительными», неабсолютными средневековые феодальные институты и нормы поведения и создававшую на их месте принципиально новые, не нуждающиеся в сакрализации нормы и институты буржуазного общества.


      1. Либеральная теология XIX—XX веков


    Либеральной называют теологию, возникшую в XIX — начале ХХ вв., стремящуюся в момент своего зарождения изменить христианство, сделав его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами 17.

    Данная теология возникла в среде немецких лютеран, некоторые из которых предложили пересмотреть традиционные христианские богословские взгляды и предпочли рассматривать Библию как искажённые повествования о естественных исторических событиях, а христианское богословие — как обычную придуманную людьми теорию. Библейское понимание Бога при этом заменялось идеей Творца, не вмешивающегося в дела мира 18.

    Основные тезисы либеральной теологии:

    1. Богопознание невозможно. Приблизиться к «высшей реальности» можно лишь на уровне человеческих эмоций и путём следования нравственным доктринам.

    2. Возникновение христианства аналогично возникновению прочих религий и вызвано обычными историческими и социальными процессами.

    3. Бог не открывал себя людям.

    4. Иисус был идеалом нравственного человека, который, тем не менее, не закладывал вероучительных доктрин.

    5. Современное богословие должно изучать историю возникновения христианства не принимая к рассмотрению категории сверхъестественного.

    Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе19.

    Взгляды либерального протестантизма способствовали отказу от личности Иисуса Христа как реального человека, что способствовало формированию взглядов части немецких христиан на Иисуса как на арийца, одобрения нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству с Гитлером.

    Либеральный протестантизм не смог стать позитивной культурной силой в обществе. С точки зрения некоторых бывших представителей самого либерального богословия, либеральная теология — это новая форма идолопоклонства, и что в действительности «Слово Божье воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом» 20.

    К числу достижений данного направления протестантизма относят развитие методов библейской критики, в частности, текстуальной, литературной и исторической.

    Богословами либеральной протестантской школы являлись: Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак, историком — Т.Кольде.

    После Второй мировой войны влияние либеральной теологии в европейском и американском протестантизме значительно ослабло. Тем не менее, несмотря на распад данной школы богословия, некоторые её установки сохранились и продолжают оказывать влияние на современное протестантское богословие. К положительному влиянию относят созданные школой методики для библейских исследований, к негативному — возрождающиеся попытки выстраивать христианское богословие вне учения Иисуса Христа.

    Во второй половине ХХ века получили развитие многие направления в теологии, которые могут рассматриваться как неолиберальные: безрелигиозное христианство, теология смерти Бога, критическая теология, секулярная теология.

    Таким образом, получили развитие идеи «политической теологии», феминистской теологии, сочетание теологии с марксистскими и социалистическими идеями (теология освобождениятеология революции) и «деконструктивистская теология». Рассматриваются вопросы гендерного равенства, соблюдения прав человека, диалога с секулярным обществом и нехристианскими религиями, реализуются идеи эмансипации сексуальных меньшинств в обществе и внутри церквей.

    Современный либеральный протестантизм не требует от своих последователей дисциплины в исполнении общественных и религиозных правил что, в свою очередь, приводит к релятивизму в отношении ряда христианских норм — распространению т.н. «женского священства», благословению «гомосексуальных браков» и т.д., результатом чего является секуляризации самой веры. Либеральный протестантизм не ставит перед собой цель трансформации общества, но пытается приспособиться к происходящим в нём изменениям, провозглашая при этом идеалы прав и свобод человека. Окончательным итогом данных процессов является потеря в численности церквей, исповедующих либеральные принципы 21.

    Взгляды представителей либерального христианства сосредоточены на идее преобразований и реформ классического библейского богословия и церковных отношений в соответствии с их видением изменений, происходящих в современном обществе.



      1. Этика диалогического ригоризма


    Ригоризм (лат. - rigor – строгость) - моральный принцип, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Средневековый ригоризм часто связан с фанатизмом, аскетизмом, ханжеством и фарисейством 22.

    Религиозное обоснование морали как регулятора поведения в системе социально-иерархических взаимоотношений.

    Диалектическая теология, или теология кризиса — одно из направлений теологии протестантизма, возникшее в Европе в 20—30-х гг. ХХ века. Основоположником данной школы является швейцарский пастор Карл Барт, высказавший в своей книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (2 изд., 1922) резкий протест в отношении либеральной традиции толкования Библии, бывшей на тот момент общепринятой 23.

    Богословские взгляды при этом излагались как противопоставление несоизмеримых по своей величине понятий, например, Бога и человека, вечности и времени, веры и религии и др., в результате чего данная теология получила название диалектической. В исторической плане диалектическая теология является определённым возвратом к идеям Реформации, откуда произошло ещё одно её название — «неоортодоксия» 24.

    Основные тезисы диалектической теологии:

    1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, Бог находится вне возможности Его познания человеком самостоятельно с помощью рационального суждения.

    2. Христианство не являет собою мораль, культовый ритуал, совокупность идей социальной справедливости и не требует приспособления к потребностям современной цивилизации.

    3. Несмотря на то, что человек не может самостоятельно познать Бога, Бог Сам открывается человеку.

    4. «Иисус Христос есть единое Слово Бога» и единственная цель, смысл и содержание христианской теологии. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.

    5. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию.

    В рамках диалектической теологии существовали как консервативные фундаменталистские, так и либерально-теологические тенденции, что в дальнейшем привело к её распаду 25.

    Так, развивая идею, согласно которой истина содержится только лишь в вести Христовой, в откровении Божьего слова, но не у греховного по своей природе человека и не у впадающей в политические игры церкви, немецкий протестантский теолог Бультман предложил отделить от Евангелия то, что, по его предположению, внесено в него людьми. Он разработал программу «демифологизации» Нового Завета, согласно которой в тексте Евангелий выделял фрагменты, рассматриваемые им как мифология, а затем соответствующим образом их интерпретировал (при этом Бультман не считал, что мифологию следует удалить, она должна быть истолкована в соответствии со своей первоначальной целью, при этом собственно мифическое отойдет в сторону).

    Полагая, что Бога можно познать не только через Слово, но и другими способами, Бультман и некоторые другие богословы диалектической школы предположили, что философия способна помочь прояснить Слово Божье, чем, фактически, опять вернулись к идеям отвергнутой ими ранее либеральной теологии, что, в свою очередь, вызвало резкую критику консервативных богословов.

    На распад диалектической теологии повлияли и политические события: Барт и Тиллих осудили фашистскую идеологию, в то время как Гогартен и Бультман сближаются с пронацистскими «Немецкими христианами» 26.

    Идеи консервативного направления в форме «неоортодоксии» получили своё развитие в США, но позиции неоортодоксии в США были ослаблены влиянием более консервативного фундаментализма.

    Богословами диалектической протестантской школы являлись: Карл БартПауль ТиллихРудольф Бультман, Фридрих Гогартен.



      1. Этика «общей жизни»


    Расцвет этого движения, которое называют также радикальной теологией, приходится на сер. 60-х гг. XX в. Оно никогда не имело большого числа последователей, не получило четкого и однозначного определения и сошло со сцены столь же быстро, как и возникло. Однако это движение, хотя и малочисленное, все же привлекло внимание христианской общественности по двум причинам. Во-первых, оно свидетельствовало о несостоятельности современной теологии, и, во - вторых, основные его идеи получили выражение не столько в теоретических сочинениях, сколько в публицистике. Формула «Бог умер» как нельзя лучше подходила для широкого использования. Представители этого движения писали статьи, выпускали небольшие книжки в бумажных переплетах и активно применяли электронные средства массовой информации.

    Теология смерти Бога окончательно выразила давно зародившееся в западной философии и теологии представление о том, что в лучшем случае мы ничего не можем узнать о трансцендентном Боге, а в худшем - что Бога просто нет.

    Философ Кант и теолог Ритчль отрицали возможность теоретического знания о бытии Бога. Юм и другие представители философского эмпиризма в чисто практических целях ограничили понятия знания и реальности предметами материального мира, которые воспринимаются посредством пяти внешних чувств. Поскольку бытие Бога так воспринять нельзя, библейскую картину мира сочли мифологической и неприемлемой для современного человека. Ницше, кого по праву считают родоначальником атеистического экзистенциализма, не признавал даже возможности искания Бога. Именно он почти на целое столетие раньше теологов смерти Бога изрек устами своего пророка Заратустры, что «Бог умер» 27.

    Идея смерти Бога, ставшая достоянием христианской общественности в середине 60-х гг. XX в., несомненно потрясла христианское сознание, однако это не означает, что она представляла собой радикальный разрыв с предшествующей философской и теологической традицией, как может показаться на первый взгляд.

    Альтицер считает, что Церковь попыталась вернуть Бога к жизни, поместив Его на небо, и разработала учение о воскресении и вознесении Христа. Но в современную эпоху традиционные представления о Боге и Христе следует отвергнуть, ибо человек по прошествии девятнадцати столетий наконец обнаружил, что Бога просто - напросто нет.

    Для У. Гамильтона смерть Бога означает то, что пережили многие христиане за последние два столетия. Для них Бог перестал быть реальностью, и слова о Нем больше не имеют смысла. Место теистических концепций заняли нетеистические. Эта тенденция необратима, и каждый христианин обязан принять как должное историко-культурную смерть Бога. 

    Утверждая смерть Бога, необходимо в то же время принять этот мир как нормативный с точки зрения интеллекта и как благой с точки зрения этики. Воззрения Гамильтона проникнуты оптимизмом; он верил, что человечество справится, и уже справляется, с решением своих насущных проблем.

    Когда теологии смерти Бога сошли со сцены, приверженность идеям секуляризма осталась и отразилась в иных формах секулярной теологии в конце 60-х и в 70-х гг. XX в.28

    2.5 Современная этика «безрелигиозного христианства»
    Современная этика «безрелигиозного христианства», теология освобождения исследует возможность борьбы с бедностью как с источником греха. Таким образом, исследуется отношение между христианской римско-католической и политической деятельностью, особенно в области социальной справедливости, бедности и прав человека. Основным методологическим нововведением теологии освобождения является рассмотрение теологии с точки зрения бедных и угнетенных. Как говорил Йон Собрино (Jon Sobrino), бедные являются привилегированным каналом божьей благодати. Филлип Берриман говорил, что теология освобождения — это «толкование христианской веры через страдания бедных, их борьбу и надежды, а также критика общества, католической веры и христианства глазами бедных». Однако в данном направлении теологии не существует единства доктрины или действия. Теология освобождения является не законченной доктриной, а общим обозначением многих теологических направлений, имеющих схожие принципы.

    Некоторые теологи обращают особое внимание на те части Библии, где миссия Иисуса описывается не как принесение мира (социальный порядок), но принесение меча. Эти места из евангелий понимаются как призыв к вооруженной борьбе для достижения справедливости как христианской миссии. Также уделяется внимание марксистским концепциям, таким как перманентная классовая борьба.

    Теология освобождения указывает на самореализацию человечества как часть божественного промысла 29.

    Кроме преподавателей в некоторых римско-католических университетах и семинариях, теологи освобождения встречаются и в протестантских школах. Они стремятся иметь прямой контакт с бедными, и толкование священного писания в этом ключе они называют «праксисом».

    Некоторые принципы и цели теологии освобождения:

    1. Христианское спасение недостижимо без экономического, политического, социального и идеологического освобождения как значимого признака человеческого достоинства.

    2. Уничтожение эксплуатации, произвола и несправедливости этого мира.

    3. Гарантировать всем доступное образование и здравоохранение.

    4. Освобождение народа как осознание им социально-экономической действительности в Латинской Америке.

    5. Реальное положение жизни большинства латиноамериканцев противоречит божественному промыслу, а бедность является общественным грехом.

    6. Существуют не только грешники, но и жертвы греха, нуждающиеся в справедливости и защите. Все мы грешники, но нужно четко различать жертву и палача.

    7. Бедные всегда должны осознавать, что они вовлечены в процесс классовой борьбы.

    8. Переход к демократической системе углубит осознание массами того, кто является их истинными врагами на пути преобразования существующей системы.

    9. Создание «нового человека» как обязательное условие закреплений результатов изменений в обществе. Солидарная и творческая личность в противопоставление капиталистическому спекулятивному менталитету и духу наживы.

    10. Свободное принятие евангельской доктрины: сначала обеспечить человеку достойные условия жизни, и лишь потом приобщать его к вере, если он того желает.

    Основным достоинством теологии освобождения является то, что, в отличие от других теологических и философских постулатов, теология освобождения является вторичной, то есть она возникает из опыта жизни и работы с бедными и для бедных, из ужаса нищеты и несправедливости, из понимания возможностей угнетенного народа создавать свою собственную историю и преодолеть страдания. Это не плод умственных размышлений, имеющих мало общего с реальностью 30.
    Заключение
    В ходе своей эволюции протестантская этика претерпевает достаточно существенные трансформации: если для раннего протестантизма не типично ни развитие разветвленной концептуальной теологии как таковой, ни дисциплинарное конституирование нравственной теологии, и нравственный кодекс раннего протестантизма выступает в виде неформальной системы этических предписаний, то для поздних версий протестантизма (начиная с либеральной теологии) характерно оформление эксплицитно артикулированных моральных систем. Несмотря на указанную специфику своего статуса (в сравнении с каноном евангельских заповедей), протестантская этика выступает семантическим ядром протестантизма, и ее содержание является фундаментальным как для ранних доктрин эпохи Реформации, так и для современных модификаций протестантизма. Это обусловлено тем, что, достигая в протестантизме максимального своего проявления, теизм снимает как организационно-институционные, так и формально-ритуальные опосредования отношений между человеком и Богом. Вера переживается как препоручение себя Богу, нахождение себя в Божьих руках, сакральный диалог выступает непрерывным условием протекания жизни, требуя не спорадических всплесков отправления культа, а неизменной чистоты, что делает моральные требования приоритетными по отношению к ритуальным, не сводя их, однако, к жестко фиксированному канону. Это делает человека моральным сувереном, ставя его перед необходимостью в уникальных условиях каждой конкретной жизненной ситуации осуществлять выбор, исходя из духа нравственных заповедей.

    Трудовая сфера – важнейшая сфера усилий индивида в протестантской этике: успешность в той или иной деятельности мыслится как свидетельство богоизбранности, и под дарованной благодатью понимается в этом контексте призвание, трактуемое как призвание к конкретному виду деятельности и, в конечном счете, как профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, - с другой. Иначе говоря, профессиональное призвание понимается как Божий призыв. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понято как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. Профессионализм нужно реализовать, адаптировать социально. В этой связи профессиональная продуктивность и деловой успех выступают свидетельством достойного выполнения долга, леность же греховна, ибо праздный «не услышал» Божьего призыва.

    В качестве феномена европейской культуры протестантская этика, с одной стороны детерминирована в своем возникновении и содержании социокультурными факторами, характерными для процесса перехода от традиционного к индустриальному обществу, с другой - сама выступает фактором становления и развития нетрадиционного общества, являясь мощным стимулом разворачивания индустриализма и оформления нетрадиционного типа менталитета

    Список используемой литературы


    1. Маркс, К. Капитал, т. 1, книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89

    2. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 197 с

    3. Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П. и др. Основы религиоведения. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

    4. Хегглунд, Бенгт История теологии / Перевод с шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001

    5. Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М: 2008

    6. Оливер Томас. Когда религия теряет доверие // USA TODAY, 19 ноября 2006

    7. Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа / И.Г. Каргина // Политические исследования. - 2012. - № 5. - С. 106-122.

    8. Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1999

    9. Словарь по этике / Под. ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона 2-е изд. М., 1970

    10. Библиологический словарь. — 2002

    11. Религиоведение: энциклопедический словарь. А. П Забияко, Александр Николаевич Красников, Екатерина Сергеевна Элбакян. Академический проект, 2006. Страниц: 1254.

    12. Гараджа, В. И. Диалектическая теология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2010

    13. Цветков А. Лекция по теологии освобождения http://old.russ.ru/

    14. Материалы с сайта Википедия. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org




    1 Маркс, К. Капитал, т. 1, книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89

    2 Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 197 с

    3 Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П. и др. Основы религиоведения. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

    4 Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П и др. Указ. сочинение, С.18

    5 Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П и др. Указ. сочинение, С.153

    6 Хегглунд, Бенгт История теологии / Перевод с шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001

    7 Хегглунд, Бенгт Указ. сочинение, с.103

    8 Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. М: 2008

    9 Оливер Томас. Когда религия теряет доверие // USA TODAY, 19 ноября 2006

    10 Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа / И.Г. Каргина // Политические исследования. - 2012. - № 5. - С. 106-122.


    11 Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П. и др. Основы религиоведения. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

    12 Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа / И.Г. Каргина // Политические исследования. - 2012. - № 5. - С. 106-122.


    13  Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1999

    14  Хегглунд, Бенгт. История теологии / Перевод с шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001.

    15  Капелюш Ф. Д. Указ. сочинение

    16  Хегглунд, Бенгт. История теологии / Перевод с шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001.

    17  Словарь по этике / Под. ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона 2-е изд. М., 1970

    18  Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П. и др. Основы религиоведения. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.


    19  Борунков, Ю. Ф., Яблоков, И. Н., Новиков, М. П. и др. Основы религиоведения. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

    20  Библиологический словарь. — 2002

    21  Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др., Указ. сочинение

    22  Религиоведение: энциклопедический словарь. А. П Забияко, Александр Николаевич Красников, Екатерина Сергеевна Элбакян. Академический проект, 2006. 1254 с.

    23  Хегглунд, Бенгт. История теологии / Перевод с шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001.

    24  Словарь по этике / Под. ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона 2-е изд. М., 1970.

    25  Гараджа, В. И. Диалектическая теология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2010

    26  Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа / И.Г. Каргина // Политические исследования. - 2012. - № 5. - С. 106-122.

    27  Гараджа, В. И. Указ. сочинение, с. 37

    28  Гараджа, В. И. Диалектическая теология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2010

    29  Цветков А. Лекция по теологии освобождения

    30  Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа / И.Г. Каргина // Политические исследования. - 2012. - № 5. - С. 106-122.



    написать администратору сайта