воздействие звуков на организм. Воздействие звуков бубна на организм. Воздействие звуков бубна на организм
Скачать 25.22 Kb.
|
Воздействие звуков бубна на организм «В этом году мне довелось вживую познакомиться с Шаманским Бубном. На первый взгляд, Бубен особых впечатлений на меня не произвел, ну большой Бубен, издает он непонятные звуки, и непонятно для чего, ну и хорошо. ))) Позднее я понял, что это так и есть в руках дилетанта и человека, пытающегося навести вокруг себя побольше мистицизма, а вот когда он оказывается в руках человека, кто этим занимается уже многие годы, Бубен превращается в удивительный инструмент с огромными возможностями. .В глубокой шавасане в процесс включались удары бубна с различным ритмом, высотой, громкостью и тембром звучания. С качественной шавасаной, после мощной тренировки получалось очень глубоко расслабиться, и с подключением в работу звуков Шаманского Бубна к звучанию остального изобилия инструментов, это ставило точку в телесных ощущениях, и я «вылетал из тела». То ли я действительно вываливался из физического тела, либо же я проваливался во внутрь за пределы сознательного – это я так и не понял ). Эти состояния сложно описать словами». Денис Ковалев задал мне вопрос : — Владимир, расскажите о звуковом воздействии Шаманского Бубна на человека. Отвечаю подробно: — Мне хочется, прежде всего, объяснить не мистический, а биологический механизм воздействия звуков бубна на организм человека. Звуки бубна воспринимаются и органами слуха, и как вибрация, всем телом. Альфред Томатис, французский доктор, изучающий воздействие звука и речи на нервную систему, сделал важное открытие, проливающее свет на феномен телесного ощущения звуков бубна. Исследование Томатиса показало, что каждая клетка кожи работает как ухо, принимающее сигналы звуковой волны. Оказалось, что на каждом пласте мышечных волокон есть собственная мышечная ось — небольшое нервное окончание, соединенное с периферической нервной системой и мозжечком или мозговым модулем, посредством которого инициируется и координируется мышечное движение. При этом, в ответ на телесное ощущение звуковой вибрации бубна, включается гипофиз, выделяя гормон допамин. Одновременно с гипофизом другая соседствующая с ним железа, эпифиз, в ответ на слуховое раздражение выделяет – меланин. Допамин — гормон полёта. Именно он обеспечивает состояние лёгкости, быстроты, стремительности, парения. Повышение его уровня чаще всего возникает у танцоров, или при прослушивании ритмичной музыки, содержащей в себе ударные инструменты. Вспомним, что шаман, проводя ритуал, мог много часов танцевать, подыгрывая себе на бубне, затем падал и переживал путешествие верхом на бубне в различные области Духовной Вселенной. В нашей школе существует определенный аналог шаманской мистерии. Вся тренировка напоминает медленный изящный танец, в ключевых асанах происходит фиксация, затем осуществляется гармоничный переход к другой асане. Это можно сравнить с полетом птицы в восходящих потоках воздуха, или с гармоничной мелодией, вторящей природным ритмам. Заканчивается последовательность асан, практикующие ложатся на спину в шавасану. Происходит концентрация внимания на биологически активных зонах по определенной схеме, углубляющей релаксацию. В это время звучат колокольчики, тибетские чаши и посох дождя. И уже добившись глубокой релаксации, Мастер начинает играть на бубне. В современных нейро-биологических исследованиях работы мозга у практикующих медитацию «наивысшей умиротворенностью» называют состояние необычайно глубокой релаксации. Как правило, тело находится в этом состоянии только во время крепкого сна, но иногда такое состояние зарождается и на определенных этапах медитации. Его могут запустить медленные, спокойные и целенаправленные действия во время исполнения религиозных ритуалов, такие как песнопения или общая молитва. Или же в случае скользящей концентрации на участках тела под руководством Мастера, как это происходит в шавасане. Если это состояние достаточно глубоко, то тело и ум ощущают океаническое спокойствие и блаженство, и при этом никакие мысли, чувства или телесные ощущения не вторгаются в сознание. В Йоге это называется «пратъяхара» — отвлечение сознания от внешних объектов и направление его на область «внутреннего блаженства». При некоторых особых условиях ( в нашей школе к ним относится звучание бубна на определенном этапе шавасаны) умиротворяющий отдел автономной нервной системы так сильно активизируется, что нормальный антагонизм между симпатической (системой возбуждения) и парасимпатической (расслабления) системами прекращается. В результате система возбуждения не подавляется системой умиротворения, но получает от последней крайне сильную стимуляцию. Такой неврологический «выброс» или такая «вспышка» могут привести к возникновению яркого измененного состояния сознания. При глубоком самопогружении в шавасане мощная деятельность умиротворяющей системы может привести к ощущению полного блаженства, но когда умиротворение достигает пика, может произойти «взрыв» системы возбуждения, что будет ощущаться как невероятный прилив энергии. Именно этот процесс инициирует звучащий бубен. Если человек переживает такое состояние в момент, когда концентрирует внимание на каком-то объекте ( концентрация внимания называется «дхараной», в нашей школе объектом для концентрации становится позитивный природный образ идеального состояния здоровья) практикующий ощущает, что стал единым целым с этим объектом. В Йоге это состояние называют «дхъяной». Все, что мы рассказали выше, относилось к гипофизу и допамину, гормону полета. Объясним роль эпифиза и его гормона при воздействии ударов бубна. Меланин, древнейший пигмент, существующий в нашем организме, был еще у первичных одноклеточных водорослей. Его самое удивительное свойство в том, что он не только фотореактивен ( способен превращать световую энергию в химическую, благодаря ему появляется загар), но и фонореактивен, т. е. способен преобразовывать звуковую энергию в химическую. Звук бубна стимулирует выработку химической энергии, что активизирует химические реакции. Это вызывает выделение как одного из метаболических продуктов эндогенно этанола – вещества, вызывающего релаксацию и ощущение психологического комфорта. Повышение в организме уровня эндогенного этанола является маркером эмоционального комфорта, углубляющаяся релаксация делает благоприятными процессы восстановления организма на клеточном уровне. Субъективно это может восприниматься как растворение или даже исчезновение физического тела. Участие во всем этом меланина, благодаря которому в ходе метаболический реакций выделяется эндогенный этанол, связано с деятельностью эпифиза, который находится в анатомическом центре головного мозга. Это так называемое «третье световое пятно амфибии», развившееся в процессе эволюции. А по представлениям Йоги – это знаменитый третий глаз. Для объяснения этого мистического термина, мы вновь привлечем знания биологии. Напомним, что зародыш человека на ранних стадиях развития похож на зародыш рыб и амфибий. Кроме обычной пары глаз, у амфибий имеется еще теменной орган, или эпифиз, иногда называемый третьим, или лобным, глазом. На голове некоторых лягушек в промежутке между верхними веками удается разглядеть лобное пятно, напоминающее небольшую бородавку, слегка просвечивающую сквозь кожу. Это и есть эпифиз. Он закладывается еще у головастика как крохотный пузырек, вырост промежуточного мозга. По мере развития пузырек делится на 2 части: верхнюю (лобный глаз), которая покидает черепную полость, сохраняя связь с мозгом посредством нервного пучка, состоящего из 20 — 85 волокон, и нижнюю, которая превращается в пинеальный орган (или шишковидную железу), остается в полости черепа и соединяется с мозгом более толстым пучком, насчитывающим до 250 нервных волокон. Когда-то у древних, вымерших ныне амфибий и рептилий лобный глаз выполнял обычную зрительную функцию. Об этом свидетельствует большое отверстие, сохранившееся в верхней части черепов гигантских ящеров. Это не что иное, как третья глазница, по размеру немногим уступающая боковым. Строение лобного глаза подтверждает его причастность к зрительной функции. В нем удается обнаружить хрусталик, стекловидное тело, подобие сетчатки со светочувствительными клетками, остаток сосудистой оболочки и глазной нерв. Кроме того, в третьем глазу имеются железистые клетки, а у высших животных он переродился в настоящую полноценную железу. Под кожей или в полости черепа глаза, конечно, не могут в полной мере использовать свои способности, но продолжают функционировать. В полость черепа лягушек проникает около 0,3 процента света. Чувствительность же фоторецепторов такова, что они реагируют на рассеянный солнечный свет, и теменной глаз видит даже в сумерках. У личинок шпорцевой лягушки обычные боковые глаза развиваются поздно. В это время вся надежда на третий глаз. Если на юную личинку упала тень, а это может быть тень подкрадывающегося хищника, третий глаз дает команду «Спасайся!», и малыши спешат уплыть из опасной зоны. С помощью третьего глаза способны темнеть и светлеть еще не прозревшие личинки амфибий. Но делают они это не так, как взрослые. Головастики в темноте светлеют, а на свету темнеют. Эта реакция осуществляется без участия боковых глаз, и, если их удалить, чувствительность к свету не меняется. Кое в чем третий глаз более совершенен, чем боковые глаза. Люди воспринимают световые волны просто как свет. То, что это волны, человеческий глаз не ощущает. А лобный глаз лягушки может даже определить, в какой плоскости осуществляются колебания световых волн. Кроме того, лобный глаз обладает компасным чувством, помогая амфибиям находить дорогу домой. Итак, биологическое наследие, доставшееся человечеству, включает в себя уроки эволюции всех видов, с которыми мы живем вместе на нашей планете. Все химические вещества, вырабатывающиеся в нашем организме, включая те, что связаны с нашими эмоциями, миллионы лет назад были опробованы и развиты в организмах других живых существ. Куда бы мы ни взглянули, повсюду в природе мы обнаруживаем качества, которыми обладаем сами, или которыми хотели бы обладать, только отраженные в иных формах жизни. Так, например, упоминавшиеся ранее лягушки, у всех народов были символами магического исцеления, возрождения к новой жизни, мудрости и преображающей силе любви (вспомним русскую сказку о Лягушке-царевне). С древних времен и по настоящий день народы, до сих пор живущие в гармонии с природой отождествляют себя с животным-тотемом, наделяя его определенными атрибутами и воздавая ему почести. Путем ритуальных действий, включающих в себя танцы, песни, барабанный ритм, члены племени поддерживали со своим тотемом сознательную связь, и он являлся для всех участников племенных ритуалов мощным союзником, передавая важные сообщения, давал советы в сложных ситуациях, исцелял и защищал, помогал одерживать победы в битве с врагами. Это происходило благодаря резонансу, основанному на совместимости между людьми и существами, обитающими в других измерениях. Мы постоянно вибрируем самим фактом своего существования, на языке народов, близких к природе это называется «Песнь жизни». Эта песнь путем ритуала настраивается на один лад с полем того существа, с которым надо связаться, возникает резонанс, в поле которого происходит обмен информацией. Благодаря этому резонансу тотемные животные начинают сотрудничать с обратившимся к ним человеком, как добрые друзья и мудрые наставники. Барабанный ритм или удары бубна воздействуют при подобного рода общении с тотемами так, что наши сенсорные механизмы переключаются в режим трансляции, подключая «мысленный взор» и силу воображения. Когда происходит контакт с сознанием тотемного существа, возникает чувство слияния с ним, человек начинает воспринимать мир органами чувств этого существа, с характерными для него особенностями восприятия. Напомним, что все это сопровождается ритуальными «Песнями силы» под звуки барабана или бубна. Тотемные союзники представляют собой морфогенетические поля, маркированные определенным биологическим видом. Такой тип поля, название которому дал биолог Руперт Шелдрик, существует вокруг каждого представителя того или иного вида и соединяет его с Высшим Я – более высоким уровнем «сверх-я», или тотемной энергией вида. Каждая особь черпает силы и подпитывается от единого морфогенетического поля, в котором хранится коллективная история этого вида. Опытные данные квантовой физики подтверждают тот факт, что из поколения в поколение каждый вид учится на опыте и накопленные знания сохраняются в его морфогенетическом поле, чтобы ими могли пользоваться будущие поколения. Звуки бубна становятся транспортным средством, с помощью которого появляется возможность погрузиться в глубины коллективного сознания, где сплетаются все аспекты мироздания, а затем извлечь в повседневную жизнь все нужное для своего самосовершенствования. Гарант безопасности и успешности этой внутренней работы – благодарность ко всем существующим видам жизни, ведь сердце, исполненное благодарности, освещает наш жизненный путь ярким светом. Индейцы называют это: «Идти красной дорогой, или путем сердца». Бубен, используемый в шавасане помогает настроиться именно на такую жизнь в гармонии и успешном сотрудничестве со всем встречающимся на жизненном пути практикующего. Вспомним теперь, что древнейшее изображение Шивы, относящееся к бронзовому веку – это мужская фигура в позе лотоса с рогами на голове. Древнейший титул Шивы – Пашупати или владыка скота. Этому в славянском Ведизме соответствует Велес, «скотий бог», божество мудрости и тайного знания. Здесь в Шиве ясно просматриваются древнейшие шаманские корни. Он обладает и своего рода бубном – ударным инструментом – барабанчиком дамару. Рассмотрим в этой связи более подробно символизм барабанчика дамару и его соответсвия определенным телесным органам и гормональным функциям. Дамару — двусторонний барабанчик, представляет Шабда Брахмана (звучание космоса или творение звуком). Теория Йоги говорит, что вселенная была создана звуком или вибрацией. Это подобно научной теории «большого взрыва». Дамару представляет два полушария мозга человека, энергия или фокус внимания переходят от одного полушария к другому в процессе восприятия мира, так и ударники барабана перелетают от одной половины к другой. Дамару – символ ритмов ума, вначале двойственных, а затем единого вибрирующего звука. Объясним подробнее, какую роль во всем этом играют наши глаза и гипофиз с эпифизом. Ударники даммару представляют собой две веревочки с бусинами или узелками на концах. Они крепятся посередине барабанчика. Когда барабанчик быстро перемещают из стороны в сторону, они ударяют по противоположным мембранам, рождая постоянно звучащий гул. Ударники представляют в телесном символизме глаза со зрительными нервами, пересекающимися перед гипофизом в специальном образовании под названием «хиазма». Хиазма— место у основания головного мозга, где перекрещивается половина волокон зрительных нервов, а именно — волокна, идущие от внутренней половины сетчатки каждого глаза. Благодаря этому в затылочную область каждого полушария мозга проецируется вся информация из контрлатеральной (противоположной) половины всего поля зрения. Хиазма покрыта мягкой мозговой оболочкой и примыкает к гипофизу, являющимся центральным органом эндокринной системы, влияющим на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию. Гипофиз управляет физической деятельностью человека, телесными радостями, двигательной активностью, физическими работами, выполняемыми человеком. Триумфом деятельности гипофиза являются телесные наслаждения. Если человек является выдающимся мастером какого-либо дела, может выполнять уникальные работы руками, то можно сказать, что он отлично отрегулировал себе гормональный фон гипофиза. Если ребенок имеет способности что-то делать руками – у него активней гипофиз. Опосредованно связанный с лимбической системой (эмоциональным центром мозга), гипофиз формирует эмоциональный статус человека и влияет на его поведение. С этой точки зрения счастье — это «правильная» химическая реакция, проходящая в нашем организме при непосредственном участии гормонов. Гипофиз связывают с интуицией частично потому, что он, более чем какая-либо другая единичная физическая структура, служит связующим звеном между умом и телом. Гипофиз передаёт идеи и эмоции из коры головного мозга к тем химическим соединениям, которые контролируют настроение, мышечное напряжение и обменные процессы. Древним мастерам Йоги ничего не было известно о гипофизе, однако они верили, что шестая чакра в районе межбровья производит некую особенную жидкость, которую они называли амритой, что означает «нектар». Теперь мы знаем, что этот нектар — это выделения гипофиза, которые входят в кровяной поток и проходят по всему телу, «давая указания к действиям» всем другим эндокринным железам. Выделения гипофиза можно назвать молекулами эмоций и молекулами знаний. В буквальном смысле слова, выделения гипофиза информируют другие железы и органы о том, каких действий от них ждёт мозг. В свою очередь, эти железы и органы обладают первичной мыслительной способностью (осуществляемой нейропептидами, нейромедиаторами и нейрогормонами). Это «немозговое» мышление, определённо, играет роль интуиции. Гипофиз, расположенный перед эпифизом (шишковидной железой) и ниже ее, представляет собой орган, которому придается оккультное значение. Считается, что шишковидная железа и гипофиз связаны между собой и что ими управляет тонкая сила. Об этом д-р У. X. Даунер говорит: «Молекулярные движения в шишковидной железе вызывают духовное ясновидение, однако для того, чтобы это ясновидение осветило поле Вселенной, огни гипофиза должны соединиться с огнями шишковидной железы, и этот союз означает слияние шестого и седьмого чувств или, другими словами, то, что индивидуальное сознание до такой степени направляется внутрь, что магнетическая сфера высшего разума и высшее духовное чувство объединяются». Эпифиз (шишковидная железа) и гипофиз – это две железы, заведующие гормональным обменом в организме. Это два вечных соперника в борьбе за право управления организмом. Вся жизнь человека определяется взаимодействием и борьбой этих двух желёз за управление организмом. Эпифиз заведует всей умственной и духовной деятельностью человека, абстрактным мышлением, механизмами ассоциативного и логического мышления, долговременной и кратковременной памяти, творческой активности и кризисов, сообразительности, эстетических наслаждений, симпатий и антипатий. Всем этим процессам сопутствуют свои различные гормоны. И если человек хорошо владеет каким-нибудь из вышеперечисленных механизмов – от рождения или в результате обучения – то можно без преувеличения сказать, что он владеет соответствующим гормональным фоном эпифиза, умеет его себе создавать. Триумфом деятельности эпифиза является получение наслаждения от красоты абстрактной идеи, созерцаемого образа или наблюдаемого явления. Когда у ребенка замечают выдающиеся способности в умственной или творческой сфере, то просто у него активней работает эпифиз. Все процессы гормонального регулирования управляются через глаза. На самом деле, глаза – это мозг, его вынесенная часть. Но выполняют они две функции. Первая функция – формирование зрительного образа, цветного и динамического. Вторая функция – формирование исходной информации для управления гормональным обменом организма. Организм человека различает утреннее, дневное, вечернее и закатное солнце. И он по-разному реагирует на эти спектры, перестраивая обмен веществ, соответственно, на утренний, дневной, вечерний или ночной режимы. Различным гормональным фоном организм реагирует на зимнее, весеннее, осеннее и летнее солнце. При этом летом у человека — летний обмен веществ, а зимой – зимний. Лето в средней полосе – период доминантной активности гипофиза, когда человеку легко удается физическая работа. В южных странах доминантная активность гипофиза достигает девяти месяцев в году. В остальные три месяца происходят переходные процессы, переход доминантной активности к эпифизу и обратно. Эпифиз за этот период так и не успевает себя проявить. Именно поэтому так трудно обучаются дети в этих странах абстрактным наукам. В средней полосе эти процессы у людей равновесны, поэтому у жителей средней полосы отмечают большую, чем у южан, уравновешенность в поведении и гармоничность в развитии. Успешная система образования в средней полосе должна быть ориентирована на получение удовольствия от умственной и творческой деятельности учеником, что в свою очередь создает в организме такой уровень эндорфинов, который даже способен вылечить любую болезнь. Осознание учеником красоты идеи, или того факта, что он решил сложную задачу каждый раз приносит ему именно такое интеллектуальное наслаждение. А в результате это дает и равновесие, и здоровье, и самоуважение. Стимуляция эпифиза происходит особенно сильно при освещении живым спектром зимнего солнца на снегу. При этом условии наиболее сильнодействующим на организм являются вкрапления поляризованного света: искры бордового спектра с циркулярной поляризацией плюс жёлтые спектральные составляющие с линейной поляризацией. А ведь глаз человека в первую очередь различает поляризацию света и его спектр (эта информация поступает в эпифиз), а уже затем цвета предметов (эта информация идёт в зрительный отдел мозга). Не случайно индусский Шива, покровитель Йоги, медитировал и передавал учение Йоги в Гималаях на уровне снежного покрова. Большинство иконографических изображений Шивы на Кайласе содержит в себе и снежные вершины гор на заднем плане, окрашенные в голубые и золотистые тона. Пребывание в подобных природных местах или даже созерцание этого изображения активизирует эпифиз, способствуя состоянию медитативного самопогружения. Сочетание практики асан Йоги с последующим расслаблением под звуки этнических инструментов гармонизирует взаимодействие гипофиза и эпифиза. Человек начинает получать равное удовольствие от телесной динамики, выполняя упражнения с физическим телом, и от наслаждения тонкой красотой познания и творчества. Этому же способствует использование при практике асан в нашей школе «Королевская Йога» специальных визуализаций потоков энергии и ярких позитивных образов природы средней полосы. |