протестанская этика. Протестантская этикаи дух капитализма
Скачать 344.56 Kb.
|
1 2 Стоит только поставить вопрос таким образом, как сразу возникает целый ряд всевозможных, еще лишь смутно ощущаемых нами соотношений. Наша задача заключается именно в том, чтобы сформулировать эти неустановившиеся представления стой четкостью, которая вообще достижима при анализе неисчерпаемого многообразия каждого исторического явления. Для этого необходимо отказаться от неопределенных общих понятий, которыми мы оперировали до сих пори попытаться проникнуть в сущность того характерного своеобразия и тех различий отдельных религиозных мировоззрений, которые исторически даны нам враз- личных направлениях христианской религии. Предварительно, однако, необходимо сделать еще несколько замечаний. Прежде всего о специфике объекта, историческое объяснение которого составит тему дальнейшего изложения затем о том, в каком смысле подобное объяснение возможно в рамках настоящего исследования Это, конечно, не исключает того, что впоследствии официальный пиетизм, также как и другие религиозные течения, в ряде случаев, исходя из патриархальных представлений, противодействовал прогрессу капиталистического хозяйства, в частности переходу от домашней промышленности к фабричной системе. Дело заключается в том, что между идеалом, к которому стремится религиозное течение, и фактически оказываемым им влиянием на образ жизни его сторонников следует, как мы еще неоднократно увидим, проводить строгое различие. (О специфических трудовых качествах пиетистских рабочих можно получить представление из моей статьи (см е М. Zur Psychophysik der gewerblichen Arbeit. – Archiv für Sozialwissenschaft, 1909, Bd. 28, S. 263 f.), где приведенные в качестве примеров исчисления проведены поданным одной вестфальской фабрики М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Дух капитализма В заголовке стоит несколько претенциозно звучащее понятие – дух капитализма. Что следует под этим понимать При первой же попытке дать нечто вроде дефиниции этого понятия возникают известные трудности, вытекающие из самого характера исследовательской задачи. Если вообще существует объект, применительно к которому данное определение может обрести какой-либо смысл, то это может быть только исторический индивидуум, то есть комплекс связей, существующих в исторической деятельности, которые мы в понятии объединяем водно целое под углом зрения их культурного значения 27 Однако поскольку подобное историческое понятие соотносится с явлением, значимым в своей индивидуальной особенности, оно не может быть определено по принципу genus proximum, differentia specifica 28 , то есть вычленено оно должно быть постепенно скомпоновано из отдельных составных частей, взятых из исторической действительности. Полное теоретическое определение нашего объекта будет поэтому дано не вначале, а в конце нашего исследования. Другими словами, лишь входе исследования (и это будет его наиболее важным результатом) мы придем к заключению, как наилучшим образом, то есть наиболее адекватно интересующей нас точке зрения, сформулировать то, что мы здесь понимаем под «духом» капитализма. Эта точка зрения, в свою очередь (к ней мы еще вернемся, не является единственно возможной при изучении интересующих нас исторических явлений. Другие точки зрения привели бык выявлению других существенных черт как данного, таки любого другого исторического явления. Из этого следует, что под духом капитализма можно или должно понимать отнюдь не только то, что нам представляется наиболее существенным для нашей постановки проблемы. Это объясняется самой спецификой образования исторических понятий, методической задачей которого является не подведение действительности под абстрактные родовые понятия, а расчленение ее на конкретные генетические связи, всегда сохраняющие свою специфически индивидуальную окраску. Если мы все-таки попытаемся установить объект, анализ и историческое объяснение которого составляют цель настоящего исследования, то речь будет идти не об его понятийной дефиниции, а (на данной стадии во всяком случае) лишь о предварительном пояснении того, что мы имеем ввиду, говоря о духе капитализма. Подобное пояснение в самом деле необходимо для понимания того, что является предметом данного исследования. Для этой цели мы воспользуемся документом упомянутого духа, документом, в котором с почти классической ясностью отражено то, что нас прежде всего интересует вместе стем данный документ обладает тем преимуществом, что он полностью свободен от какой бы тони было прямой связи с религиозными представлениями, следовательно, не содержит никаких благоприятных для нашей темы предпосылок. Этот документ гласит Помни, что время – деньги тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен – если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов. Помни, что кредит – деньги Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить сих помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им Модифицированное риккертовское определение исторического индивидуума. – Прим. перев. 28 Близкое породу при специфических отличиях лат М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 14 Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше итак далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса итак далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного ее члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести целые колонны фунтов. Помни пословицу тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек. Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра ив часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он наследующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется. Кроме того, аккуратность показывает что ты помнишь о своих долгах, то есть что тыне только пунктуальный, но и честный человека это увеличивает твой кредит. Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходами доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем… За 6 фунтов годового процента ты можешь получить в пользование 100 фунтов, если только ты известен как человек умный и честный. Кто зря тратит 4 пенса вдень, тот в год тратит бесплодно 6 фунтов, а это плата за право пользования 100 фунтами. Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса – пусть это будет всего несколько минут, тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года. Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы стем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги вдело, что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму». Так проповедует Бенджамин Франклин 29 , и его проповедь очень близка образу американской культуры Фердинанда Кюрнбергера, этой брызжущей остроумием ядовитой сатире Заключительный раздел из Necessary hints to those that would be rich (написан в 1736 г, остальное из Advice to a young tradesman (1748). См Franklin В. Works, Ed. Sparks, vol. 2, p. 87. 30 м Kürnberger F. Der Amerikamüde, Frankfurt, 1855. Книга Кюрнбергера представляет собой, как известно, поэтическую парафразу американских впечатлений Ленау. В качестве художественного произведения эта книга не имеет ценности; однако она остается важнейшим документом, свидетельствующим о (стертой уже в наши дни) противоположности между мироощущением немцев и американцев, документом той внутренней жизни, которая со времен средневековой немецкой мистики была, несмотря ни на что, общим достоянием немецких католиков и протестантов и резко отличалась от капиталистической направленности пуритан. Несколько вольный перевод франклиновских трактатов, сделанный Кюрнбергером, исправлен нами по оригиналу М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 15 на символ веры янки. Вряд ли кто-либо усомнится в том, что эти строки пропитаны именно «духом капитализма, его характерными чертами однако это отнюдь не означает, что в них содержится все то, из чего складывается этот дух. Если мы вдумаемся в смысл вышеприведенных строк, жизненную мудрость которых кюрнбергеровский утомленный Америкой» герой резюмирует следующим образом Из скота добывают сало, из людей – деньги, – то мы обнаружим своеобразный идеал этой философии скупости. Идеал ее – кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуются непросто правила житейского поведения, а излагается своеобразная этика, отступление от которой рассматривается не только как глупость, но и как своего рода нарушение долга. Речь идет не только о практической мудрости (это было бы не ново, но о выражении некоего этоса, а именно в таком аспекте данная философия нас и интересует. Якоб Фуггер, упрекая в малодушии своего товарища по делам, который удалился на покой и советовал ему последовать его примеру – он, мол, достаточно нажил, пора дать заработать другим, – сказал, что он (Фуггер) мыслит иначе и будет наживаться, пока это в его силах. В этих словах отсутствует тот дух, которым проникнуты поучения Франклина: то, что водном случае является преизбытком 32 неиссякаемой предпринимательской энергии и морально индифферентной склонности, принимает в другом случае характер этически окрашенной нормы, регулирующей весь уклад жизни. В этом специфическом смысле мы и пользуемся понятием дух капитализма, конечно, капитализма современного Ибо из самой постановки проблемы очевидно, что речь идет только о западноевропейском и американском капитализме. Капитализм существовал в Китае, Индии, Вавилоне в древности ив средние века. Однако ему недоставало, как мы увидим из дальнейшего, именно того своеобразного этоса, который мы обнаруживаем у Франклина. Все нравственные правила Франклина имеют, правда, утилитарное обоснование честность полезна ибо она приносит кредит, также обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из этого можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне может заменить подлинную честность – ведь легко можно предположить, что в глазах Франклина пре- избыток добродетели – лишь ненужная расточительность и как таковая достойна осуждения. В самом деле, каждый, кто прочтет в автобиографии Франклина повествование о его обращении и вступлении на стезю добродетели или его рассуждения о пользе, которую прино- 31 Зомбарт поставил эту цитату эпиграфом к разделу Генезис капитализма (см Sombart W. Op. cit., Bd. 1, S. 193; ср. также S. 396). 32 Это, конечно, не означает ни того, что Якоб Фуггер был нравственно индифферентен или нерелигиозен, ни того, что эти положения полностью исчерпывают этические воззрения Бенджамина Франклина. Вряд ли столь известный филантроп нуждается в защите Брентано (см Brentano L. Die Anfänge des modernen Kapitalismus, S. 151 f.) оттого непонимания, которое он мне приписывает. Ведь проблема как рази заключается в том, как человек, подобный Франклину, мог выступить в качестве моралиста именно с такими поучениями (характерную формулировку которых Брентано не счел нужным сохранить На этом основано отличие нашей постановки проблемы от постановки проблемы у Зомбарта. В дальнейшем станет очевидным большое практическое значение этого отличия. Укажем здесь только на то, что Зомбарт отнюдь не оставил без внимания этические черты, свойственные характеру капиталистического предпринимателя. Однако в общем контексте его работы они выступают как производные от капитализма, тогда как мы в соответствии с поставленной нами задачей принимаем обратную гипотезу. Наше окончательное мнение поэтому вопросу сформулировано в конце исследования. Свою концепцию Зомбарт (см Sombart W. Op. cit., Bd. 1, S. 357, 380 ff.) строит, отправляясь в данном случае от ярких образов Зиммеля, данных в последней главе его Философии денег. О полемике со мной Зомбарта в его книге Буржуа я скажу ниже. Здесь нецелесообразно входить в подробное рассмотрение отдельных критических замечаний Я убедился наконец в том, что в человеческом общении правдивость, честность и искренность имеют громадное значение для счастья нашей жизни с этого момента я решил воспитывать их в себе на протяжении всей своей жизни и решение это записал в свой дневник Откровение как таковое не имело для меня решающего значения я полагал хотя определенные поступки не являются дурными только потому, что они запрещены учением, или хорошими потому, что они им предписаны, однако, принимая во внимание все обстоятельства, вполне вероятно, что одни поступки запрещаются именно потому, что они по своей природе вредны, другие предписаны именно потому что они благотворны М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 16 сит строгое соблюдение видимости скромности и сознательное умаление своих заслуг, о том всеобщем признании, которое этому сопутствует, неизбежно придет к следующему выводу: для Франклина упомянутые добродетели, как, впрочем, и все остальные, являются добродетелями лишь постольку, поскольку они in concreto 36 полезны данному человеку, и видимостью добродетели можно ограничиться во всех тех случаях, когда с ее помощью достигается тот же эффект. Таков неизбежный вывод с позиций последовательного утилитаризма. Здесь как будто схвачено in flagranti 37 именно то, что немцы ощущают как лицемерие американской морали. Однако в действительности дело обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд. О том, что, помимо приукрашивания чисто эгоцентрических мотивов, здесь заключено нечто иное, свидетельствуют не только личные достоинства Бенджамина Франклина, проступающие в исключительной правдивости его жизнеописания, и не только тот факт, что, по его собственному признанию, он оценил полезность добродетели благодаря божественному откровению, которое предназначило его к добродетельной жизни. Summum bonum 38 этой этики прежде всего в наживе, вовсе большей наживе при полном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, от всех эвдемонистических или гедонистических моментов эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентными даже просто иррациональным по отношению к счастью или пользе отдельного человека. Теперь уже не при- обретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни. Этот сточки зрения непосредственного восприятия бессмысленный переворот в том, что мы назвали бы естественным порядком вещей, в такой же степени является необходимым лейтмотивом капитализма, в какой он чужд людям, незатронутым его веянием. Вместе стем во франклиновском подходе содержится гамма ощущений, которая тесно соприкасается с определенными религиозными представлениями. Ибо на вопрос, почему же из людей следует делать деньги, Бенджамин Франклин – деист без какой-либо конфессиональной направленности в своей автобиографии отвечает библейским изречением, которое он в молодости постоянно слышал от своего отца, строгого кальвиниста Видел литы человека, проворного в своем деле Он будет стоять пред царями. Приобретение денег – при условии, что оно достигается законным путем, – является при современном хозяйственном строе результатом и выражением деловитости человека, следующего своему призванию а эта деловитость как Я держался по мере возможности в тени и выдавал это (речь идет об организации библиотеки по инициативе Фран- клина) задело некоторых моих друзей, попросивших меня обратиться к людям, которых они считают любителями чтения. Метод мой оказался успешным впоследствии я всегда применял его в аналогичных случаях и могу, основываясь на своем опыте, искренне рекомендовать его другим. Та небольшая жертва, которую мы приносим, поступаясь своим самолюбием, в дальнейшем вознаграждается с лихвой. Если в течение некоторого времени остается неизвестным, кому принадлежит подлинная заслуга, и какой-либо тщеславный человек решится приписать ее себе, то даже самые отъявленные завистники воздадут должное тому, кто действительно достоин похвалы, лишив самозванца присвоенных им лавров и возложив их наголову того, кто их заслужил Конкретно (лат In flagranti crimine comprehensi – Захваченный вовремя совершения преступления лат Высшее благо лат Это соображение послужило Брентано (см Brentano L. Op. cit., S. 125, 127, Anm. 1) поводом для критических замечаний, направленных против высказанных нами ниже идей о рационализации и дисциплинировании» поведения посредством мирской аскезы; эта рационализация ведет, следовательно, к иррациональному поведению, утверждает Брентано. По существу, против этого нечего возразить. Ведь любая иррациональность является таковой не по своей сути, а лишь с определенной рациональной точки зрения Так, для нерелигиозного человека иррационален религиозный образ жизни, для гедониста – аскетический, даже если по своей предельной ценности тот или иной образ жизни является рационализацией. Если настоящая статья будет способствовать выявлению всей многосторонности якобы однозначного понятия рациональности, то она в значительной степени выполнит свое назначение Притчи Солом., 22, 29. Лютер переводит in seinem Geschäft. Старые английские переводчики пишут business. См. ниже прим. 75. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 17 легко заметить, составляет альфу и омегу морали Франклина. Так, она выражена ив цитированном выше отрывке, и во всех его сочинениях без исключения 41 В самом деле, столь привычное для нас теперь, а по существу отнюдь не само собой разумеющееся представление о профессиональном долге об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности, в чем бы она ни заключалась и независимо оттого, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества (в качестве капитала, – это представление характерно для социальной этики капиталистической культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститутивное значение. Мы не утверждаем, что эта идея выросла только на почве капитализма, в дальнейшем мы попытаемся найти ее истоки. Еще менее мы склонны, конечно, утверждать, что субъективное усвоение этих этических положений отдельными носителями капиталистического хозяйства, будь то предприниматель или рабочий современного предприятия, является сегодня необходимым условием дальнейшего существования капитализма. Современный капиталистический хозяйственный строй – это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае для него как отдельного индивида, раз навсегда данными и неизменными. Индивид в той мере, в какой он входит в сложное переплетение рыночных отношений, вынужден подчиняться нормам капиталистического хозяйственного поведения фабрикант, в течение долгого времени нарушающий эти нормы, экономически устраняется столь же неизбежно, как и рабочий, которого просто выбрасывают на улицу, если он не сумел или не захотел приспособиться к ним. Таким образом, капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов – предпринимателей и рабочих – посредством экономического отбора. Однако именно здесь со всей отчетливостью проступают границы применения понятия отбор для объяснения исторических явлений. Для того чтобы мог произойти соответствующий специфике капитализма отбор в сфере жизненного уклада и отношения к профессии, то есть для того чтобы определенный вид поведения и представлений одержал победу над другими, он должен был, разумеется, сначала возникнуть, притом не у отдельных, изолированных друг от друга личностей, а как некое мироощущение, носителями которого являлись группы людей. Именно это возникновение и требует объяснения. Что касается наивных представлений исторического материализма о возникновении подобных идей в качестве отражения или надстройки экономических отношений, тона них мы подробнее остановимся в дальнейшем. Здесь достаточно указать на тот несомненный факт, что на родине Бенджамина Франклина (в Массачусетсе) капиталистический дух (в принятом нами понимании, безусловно, существовал до какого бы тони было «капиталистического развития (в Новой Англии в отличие от других областей Америки уже в 1632 г. раздаются жалобы на специфические проявления расчетливости, связанной с жаждой наживы несомненно также и то, что в соседних колониях, из которых впоследствии образовались южные штаты, капиталистический дух был несравненно менее развит, несмотря на то что именно эти колонии были основаны крупными капиталистами из деловых соображений, тогда как поселения в Новой Англии были созданы проповедниками и graduates 42 вместе с представителями мелкой буржуазии, ремесленниками и йоменами, движимыми религиозными мотивами. В данном случае, следовательно, причинная связь обратна той, которую следовало бы постулировать с материалистической точки зрения. Юность подобных идей вообще значительно более терниста, чем полагают теоретики надстройки, и развитие их не уподобля- 41 В связи с более пространной, хотя и несколько неточной апологией, принадлежащей перу Брентано (см Brentano L. Op. cit., S. 150 f.), по мнению которого я не воздал должного этическим достоинствам Франклина, я отсылаю читателя к данному замечанию оно, как я полагаю, исключает необходимость подобной апологии Окончившими учебные заведения англ М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 18 ется простому цветению. Капиталистический дух в том смысле, как мы его определили входе нашего изложения, утвердился лишь путем тяжелой борьбы против целого сонма враждебных ему сил. Тот образ мыслей, который нашел свое выражение в цитированных выше строках Бенджамина Франклина и встретил сочувствие целого народа, в древности ив средние века был бы заклеймен как недостойное проявление грязной скаредности подобное отноше- 43 Пользуюсь случаем для того, чтобы предвосхитить ряд «антикритических» замечаний. Совершенно необоснованным является утверждение Зомбарта (см Sombart W. Der Bourgeois. München – Leipzig, 1913), будто этика Франклина представляет собой дословное повторение идей великого универсального гения Возрождения Леона Баттисты Альберти, который наряду с теоретическими трудами в области математики, пластики, живописи, архитектуры (прежде всего) и трактатами о любви (сам он был женоненавистником) написал также четырехтомную работу о ведении домашнего хозяйства (della доступную мне в настоящий момент, к сожалению, не в издании Дж. Манчини, а в старом издании А. Бонуччи. Ведь цитата из Франклина приведена нами дословно – где же в сочинениях Альберти можно найти соответствующие словам Франклина места, в частности что-либо, напоминающее первую максиму Время – деньги и примыкающие к ней указания Единственное, лишь отдаленно напоминающее идеи Франклина место находится, насколько мне известно, в конце первой книги Della famiglia (в изд. Бонуччи, v. 2, р. 353), где речь идет в самой общей форме о деньгах как о nervus rerum хозяйства, которые требуют поэтому самого осмотрительного и бережного отношения. Эта мысль встречается уже у Катона в книге De re Совершенно неправомерна характеристика, данная Зомбартом Альберти, придававшему громадное значение тому, что он принадлежал к одному из самых знатный родов Флоренции (nobilissimi cavalieri – Della famiglia, p. 213, 228, 247); по мнению Зомбарта, он, будучи человеком нечистой крови, преисполнен неприязни к знати, ибо в качестве незаконнорожденного (это на самом деле нив какой степени не влияло на его положение, он якобы не получил доступ в высшие слои общества. Для Аль- берти безусловно характерен совет заниматься крупными делами, которые он считает единственно достойными nobile е oneste famiglia (знатной и почтенной семьи) и libero е nobile animo (свободного и высокого духа) (ibid., р. 209); к тому же такие дела требуют меньшей затраты труда (см Del governo della famiglia, IV, p. 55, соответственно в редакции для Пандольфини, р. поэтому лучше всего заниматься скупкой шерсти и шелка характерна и его рекомендация планомерно и обдуманно вести домашнее хозяйство, то есть соразмерять расходы с доходами. Следовательно, если Джаноццо говорит ото речь идет о принципе ведения домашнего хозяйства а не о предпринимательстве (что Зомбарту надлежало бы понимать), подобно тому как в дискуссии о сущности денег (ibid.) речь идет в первую очередь о способе помещения имущества (денег или possessioni – владений, а не об использовании капитала В качестве защиты от непостоянства фортуны рекомендуется с юности привыкать к регулярной деятельности (in cose magnifiche е ample – p. 192). К тому же это (Della famiglia, p. 73–74) единственное средство сохранить здоровье и избегнуть праздности, которая легко может поколебать положение человека в обществе необходимо также на всякий случай иметь приличествующую своему сословию профессию (однако opera mercenaria рассматриваются как несоответствующие таковому – Della famiglia I, p. 209). Его идеала (душевного спокойствия) и его выраженная склонность к эпикурейскому λ’αϑε βιώσας призыву жить для себя vivere a й stesso – ibid., p. 262), особенно же его антипатия ко всяким должностям (ibid., р. 258), которые он считает источником беспокойства, вражды и грязных интриг, его мечта о жизни в загородной вилле, мысли о предках, питавшие его самолюбие, отношение к чести семьи (имущество которой должно быть по флорентинскому обычаю нераздельным) как к высшему идеалу и главной цели – все это было бы в глазах пуританина греховным обожествлением рукотворного, а в глазах Бенджамина Франклина – исполненным чуждого ему аристократического пафоса. Следует также обратить внимание на высокую оценку литературной деятельности (ибо industrie как трудолюбие мыслится прежде всего на поприще литературы и науки в качестве единственно достойного благородного человека занятия характерно, что только неграмотный Джаноццо видит в masserizia – в смысле рационального ведения хозяйства – столь же действенное средство для независимости существования и гарантию от нищеты. При этом само это понятие, заимствованное из монашеской этики (см. ниже, приписывается старому священнику (р. 249). Для должного понимания всей глубины различия достаточно сопоставить вышесказанное с этикой и жизненным поведением как самого Бенджамина Франклина, таки в еще большей степени его пуританских предков, сопоставить труды писателей Возрождения, рассчитанные на гуманистически образованных патрициев, с сочинениями Франклина, написанными для широких слоев средней буржуазии, прежде всего для со, а также с пуританскими трактатами и проповедями. Экономический рационализм Альберти сего постоянными ссылками на античных авторов, ближе всего к экономическим идеям Ксенофонта (которого Альберти не знал, Катона, Варрона и Колумеллы (которых он цитирует, стой разницей, что у названных авторов, особенно у Катона и Варрона, приобретательство как таковое стоит на первом плане. Довольно случайные высказывания Альберти об использовании fattori, о разделении труда и дисциплине, о ненадежности крестьян и т. п. звучат как воспринятые у Катона принципы жизненной мудрости, перенесенные из рабовладельческого поместья в сферу свободного труда, домашней промышленности и мелкого землевладения. Если Зомбарт (чья ссылка на стоическую этику решительно неудачна) находит доведенный до предела экономический рационализм уже у Катона, то это нельзя считать совершенно несоответствующим истине (при правильном понимании этого утверждения. В самом деле, римский diligens pater familias (рачительный отец семейства) вполне может быть отнесен к одной категории с идеалом massajo (хозяина) Альберти. Для Катона наиболее характерно, что он оценивает поместье сточки зрения инвестиций капитала. Понятие industrie же носит иной оттенок благодаря христианскому влиянию. В этом, собственно, и заключено различие. В концепции industrie (трудолюбия, возникшей в сфере монашеской аскезы и разразботанной писателями-монахами, заключены ростки того этоса, который полностью сформировался лишь в протестантской остающейся внутри мира аскезе (см. ниже, – отсюда (как мы еще неоднократно будем указывать в дальнейшем) и родство обоих понятий, которое, впрочем, менее отчетливо отражено в официально церковном учении Фомы Аквинского, чем во флорентинской и сиенской этике нищенствующих орденов. Подобный этос отсутствует как у Катона, таки у Альберти. У того и другого речь идет о принципах жизненной мудрости а не об этике. Утилитаризм лежит и М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 19 ние ив наше время свойственно всем тем социальным группам, которые наименее связаны со специфически современным капиталистическим хозяйством или наименее приспособились к нему. Данное обстоятельство объясняется отнюдь не тем, что стремление к наживе было неведомо докапиталистической эпохе или не было тогда достаточно развито, как часто утверждают, и не тем, что а sacra fames 44 , алчность, в те времена (или в наши дни) была вне буржуазного капитализма меньшей чем внутри собственно капиталистической сферы, как полагают склонные к иллюзиям современные романтики. Не в этом заключается различие между капиталистическими докапиталистическим духом. Алчность китайских мандаринов, аристократов Древнего Рима или современных аграриев выдерживает любое сравнение. Auri sacra в основе рассуждений Франклина. Однако в его поучении, обращенном к молодым коммерсантам, безусловно, присутствует этический пафос, и, что самое главное, именно он является характерной чертой этого поучения. Небрежность в обращении с деньгами равносильна для него как бы умерщвлению эмбрионов капитала и поэтому также является нарушением этической нормы.Внутреннее родство обоих (Альберти и Франклина) в действительности существует лишь постольку, поскольку связь между религиозной концепцией и призывом к хозяйственности еще отсутствует у Альберти и уже отсутствует у Франклина. Зомбарт называет Альберти благочестивым в действительности же он, как и многие гуманисты, имея сан священника и приход в Риме, вообще не дает религиозной мотивировки рекомендуемого им образа жизни (исключение составляют два совершенно незначительных упоминания. Как у одного, таки у другого автора ведущими являются, формально во всяком случае, соображения утилитаризма, а в рекомендации Альберти заниматься скупкой шерсти и шелка у мелких производителей отчасти находит отражение и меркантилистский социал-утилитаризм (поскольку речь идет о предоставлении работы многим людям – ibid., р. 292). Идеи Альберти могут служить ярким примером того, как бы имманентного экономического рационализма, который, будучи в самом деле отражением экономических условий, встречается в трудах писателей, интересующихся чисто фактическим положением дел, повсеместно и вовсе времена, как в эпоху китайского классицизма ив античном мире, таки в эпоху Возрождения и Просвещения. Не вызывает сомнения, что у античных авторов у Катона, Варрона, Колумеллы – также, как у Альберти и ему подобных, особенно в их учении об industria, безусловно, присутствуют достаточно разработанные элементы хозяйственного ratio. Но разве можно допустить мысль, что подобная литературная теория способна была совершить столь коренной переворот всего жизненного уклада, переворот такого размаха, который оказался под силу религиозному верованию, предлагавшему в качестве награды за определенное поведение (в данном случае поведение методическирациональное) спасение души Как в отличие от вышеприведенного рационализма выглядит религиозно ориентированная рационализация жизненного уклада (и хозяйственного поведения, легко можно обнаружить не только на примере пуритан всех направлений, но и на примере столь различных явлений, как джайнизм, иудаизм, ряд средневековых аскетических сект, Уиклиф, богемские братья (этот пережиток гуситского движения, скопцы и штундисты в России и многочисленные монашеские ордена. Забегая несколько вперед, мы укажем на решающую черту этого различия: этика, уходящая своими корнями в религию, предоставляет за предписываемое ею поведение совершенно определенные и – до того момента, пока вера в данное религиозное учение жива, – чрезвычайно действенные психологические награды (не носящие экономического характера, какими чисто практические учения, подобные учению Альберти, просто не располагают. Лишь постольку, поскольку эти награды оказывают должные воздействия, и прежде всего в том, часто далеко отклоняющемся (что является решающим) от учения теологов (оно ведь тоже не более чем учение) направлении в котором они воздействуют, религиозная этика обретает определяющее влияние на жизненное поведение и тем самым на хозяйство. Укажем сразу со всей определенностью, что именно в этом и заключается весь смысл настоящей статьи, который сверх ожидания оказался совершенно непонятым. В дальнейшем мы остановимся на этических идеях теологов позднего Средневековья (в первую очередь Антонина Флорентинского и Бернардина Сиенского), с известным сочувствием относившихся к капитализму, которых Зомбарт также характеризует совершенно неправильно. Очевидно, что Альберти не имеет к ним никакого отношения. Лишь понятие industria он заимствовал из сферы монашеских представлений через ряд промежуточных инстанций. Альберти, Пандольфини и другие им подобные мыслители, внешне подчинявшиеся требованиям церковной дисциплины, но внутренне уже вполне освободившиеся от нее, при всей своей связанности с христианской этикой, по существу, являются представителями антично-языческого строя идей, значение которого для развития современной экономической теории (и современной экономической политики) я, по мнению Брентано, игнорировал. Я действительно не занимался здесь этой причинной связью, не занимался потому, что ей не место в исследовании о протестантской этике и духе капитализма. Я далек от того, чтобы отрицать значение этих идей (что станет очевидным при других обстоятельствах однако я имели имею все основания утверждать следующее сфера и характер их воздействия были совершенно иными чем те, которые присущи протестантской этике (серьезное значение в практическом отношении имели в качестве ее предшественников секты, а также и этика Уиклифа и гуситов). Античные экономические теории воздействовали не на жизненное поведение (поднимающейся) буржуазии, а на политику государственных деятелей и правителей эти два частично, но отнюдь не полностью совпадающих каузальных ряда следует наконец научиться четко разграничивать. Что касается Бенджамина Франклина, то его хозяйственные трактаты (служившие в свое время материалом для школьного чтения в Америке) могут быть с этой точки зрения причислены к категории тех произведений, которые действительно имели большое влияние на жизненную практику (в отличие от пространных трудов Альберти, мало кому известных за пределами узкого круга ученых. Я цитировал здесь Франклина как мыслителя, стоявшего уже поту сторону потерявшей свое значение пуританской регламентации жизни, что характеризует все английское просветительство в целом, отношение которого к пуританству неоднократно служило объектом исследования К злату проклятая страсть (Вергилий. Энеида, III, 57). – Прим. перев. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма неаполитанского извозчика или barcajuolo 45 , а также азиатского представителя сходных профессий, равно как и любовь к деньгам южноевропейского или азиатского ремесленника, несравненно более ярко выражена и прежде всего значительно более беззастенчива, в чем легко убедиться на собственном опыте, нежели, например, жадность англичанина в аналогичном положении. Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются отсталыми по западноевропейским масштабам. Каждому фабриканту хорошо известно, что одним из основных препятствий входе капиталистического развития таких стран, как, например, Италия, является недостаточная рабочих, что отличает ее от Германии. Для капитализма недисциплинированные представители liberum arbitrium 49 , выступающие в сфере практической деятельности, столь же неприемлемы в качестве рабочих, как и откровенно беззастенчивые в своем поведении это мы знаем уже из сочинений Франклина – дельцы. Следовательно, различие, о котором идет речь, заключается не в степени интенсивности какой-либо склонности к наживе sacra fames стара как мири известна всей истории человечества. Мы увидим, однако, что отнюдь не те люди, которые полностью отдавались этой склонности наподобие некоего голландского капитана, готового ради прибыли заглянуть ив ад, пусть даже при этом будут спалены паруса, что не они были представителями того образа мыслей, из которого возник специфически современный дух капитализма как массовое явление – а нас интересует именно это. Безудержное, свободное от каких бы тони было норм приобретательство существовало на протяжении всего исторического развития оно возникало повсюду, где для него складывались благоприятные условия. Подобно войне и морскому разбою, свободная торговля, несвязанная какими-либо нормами по отношению к людям вне данного племени ирода, не встречала никаких препятствий. Внешняя мораль дозволяла за пределами коллектива то, что строго порицалось в отношениях между братьями подобно тому как капиталистическое предпринимательство в своих внешних чертах ив своем авантюристическом аспекте было известно всем тем хозяйственным системам, где существовали имущество денежного характера и возможность использовать его для получения прибыли (посредством комменды, откупа налогов, ссуды государству, финансирования войн, княжеских дворов и должностных лиц, авантюристический склад мышления, пренебрегающий этическими рамками, также был явлением повсеместным. Абсолютная и вполне сознательная бесцеремонность в погоне за наживой часто сочеталась с самой строгой верностью традициям. Ослабление традиций и более или менее глубокое проникновение свободного приобретательства и во внутреннюю сферу социальных взаимоотношений обычно влекли за собой отнюдь не этическое признание и оформление новых воззрений их лишь терпели рассматривая либо как этически индифферентное явление, либо как печальный, но, к сожалению, неизбежный факт. Таковы былине только оценка, которую Лодочника (ит.). 46 К сожалению, и Брентано (op. cit.) смешивает все виды стремления к наживе (как военного, таки мирного характера); специфической чертой капиталистического (в отличие от феодального, например) приобретательства он считает заинтересованность в деньгах (а не в земле при этом он не только полностью отвергает всякое дальнейшее разграничение (между тем только оно и может привести к разработке достаточно четко сформулированных понятий, но и (S. 131) высказывает нечто мне совершенно непонятное по поводу созданного здесь в соответствии с целями настоящего исследования понятия дух (современного) капитализма по мнению Брентано, предпосылкой данного понятия служит то, что еще требует доказательства Сознательность (ит.). 48 Ср. чрезвычайно меткие во всех отношениях замечания Зомбарта: Sombart W. Die deutsche Volkswirtschaft im neunzehnten Jahrhundert, 1903, S. 123. Незачем, вероятно, подробно останавливаться на том, насколько я в разработке всех своих формулировок обязан самому факту существования классических трудов Зомбарта сих четко поставленными проблемами (несмотря на то, что все основные положения данного исследования высказаны в значительно более ранних моих работах, даже в тех случаях и особенно тогда, когда наши пути расходятся. Даже тот, кто, читая Зомбарта, остро ощущает свое несогласие сними полностью отвергает некоторые его положения, обязан всегда помнить о его роли в науке Свободной воли лат М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 21 мы обнаруживаем во всех этических учениях докапиталистической эпохи, но и – что для нас значительное важнее – точка зрения обывателя этого времени, проявлявшаяся в его повседневной практике. Мы говорим о докапиталистической эпохе потому, что хозяйственная деятельность не была еще ориентирована в первую очередь ни на рациональное использование капитала посредством внедрения его в производство ни на рациональную капиталистическую организацию труда Упомянутое отношение к приобретательству и было одним из сильнейших внутренних препятствий, на которое повсеместно наталкивалось приспособление людей к предпосылкам упорядоченного буржуазно-капиталистического хозяйства. Первым противником, с которым пришлось столкнуться духу капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в этическом обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом Однако и здесь мы вынуждены отказаться от попытки дать законченную «дефиницию» этого понятия. Мы попытаемся пояснить нашу мысль (конечно, также лишь предварительно) несколькими примерами, начиная при этом снизу, с рабочих. Одним из технических приемов, при помощи которых современный предприниматель стремится повысить интенсивность труда своих рабочих и получить максимум производительности, является сдельная оплата труда. Так, например, в сельском хозяйстве наивысшей интенсивности в работе требует уборка урожая, ибо от ее своевременного завершения часто особенно при неустойчивой погоде – зависит величина прибыли или убытка. Поэтому здесь в определенный период почти повсеместно вводится система сдельной оплаты труда. Поскольку же рост доходов и интенсивности хозяйства, как правило, влечет за собой возрастающую заинтересованность предпринимателя, то он, повышая расценки и предоставляя тем самым рабочим возможность получить необычно высокий заработок за короткий срок, пытается заинтересовать их в увеличении производительности их труда. Однако тут возникают неожиданные затруднения. В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не роста снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки. Так, например, жнец, который приплате в марку за морген ежедневно жнет 2,5 моргена, зарабатывая таким образом 2,5 марки в день, после повышения платы на 25 пфеннигов за морген стал жать вместо предполагавшихся 3 моргенов, что дало бы ему теперь 3,75 марки вдень, лишь 2 моргена, получая те же 2,5 марки вдень, которыми он, по библейскому выражению, довольствовался. Увеличение заработка привлекало его меньше, чем облегчение работы он не спрашивал сколько я смогу заработать задень, увеличив до максимума производительность моего труда вопрос ставился по- иному сколько мне надо работать для того, чтобы заработать те же 2,5 марки, которые я получал до сих пори которые удовлетворяли мои традиционные потребности Приведенный пример может служить иллюстрацией того строя мышления, который мы именуем традиционализмом человек по своей природе не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Повсюду, где современный капитализм пытался повысить производительность труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось необычайно упорное сопротивление на это сопротивление капитализм продолжает наталкиваться и посей день, и тем сильнее, чем более отсталыми (с капиталистической точки зрения) являются рабочие, с которыми ему приходится иметь дело. Возвратимся к нашему примеру. Поскольку расчет на «жажду наживы не оправдался и повышение расценок не дало ожидаемых результатов, естественно, казалось бы, прибегнуть к противоположному средству, а именно принудить рабочих производить больше чем раньше, путем снижения заработной платы. Этот ход мыслей находил свое подтверждение (а подчас находит его и теперь) в укоренившемся наивном представлении о наличии прямой связи между низкой оплатой труда и высокой прибылью любое повыше М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 22 ние заработной платы ведет якобы к соответствующему уменьшению прибыли. В самом деле, капитализм с момента своего возникновения постоянно возвращался на этот путь, ив течение ряда веков считалось непреложной истиной, что низкая заработная плата «производительна», то есть повышает производительность труда, что, как сказал уже Питер деля Курв этом пункте он мыслит совершенно в духе раннего кальвинизма, народ трудится лишь потому, что он беден, и до той поры, пока он беден. Однако это, казалось бы, столь испытанное средство сохраняет свою эффективность лишь до известного предела. Конечно, не подлежит сомнению, что для развития капитализма необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Однако если многочисленная резервная армия при известных обстоятельствах и благоприятствует чисто количественной экспансии капитализма, то она тормозит его качественное развитие, в частности переход к таким формам производства, которые требуют интенсивного труда. Низкая заработная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже в чисто количественном отношении производительность труда падает во всех тех случаях, когда заработная платане обеспечивает потребности физического существования, что в конечном итоге приводит к отсортировке наименее пригодных. Современный силезец убирает в среднем при полном напряжении своих сил лишь немногим больше двух третей того хлеба, который в равный промежуток времени убирает лучше оплачиваемый и лучше питающийся померанец или мекленбуржец; выработка поляка – чем дальше на восток, тем сильнее отличается от выработки немцев. Ив чисто деловом отношении низкая заработная платане может служить благоприятным фактором капиталистического развития во всех тех случаях, когда существует необходимость в квалифицированном труде, когда речь идет о дорогостоящих, требующих бережного и умелого обращения машинах, вообще о достаточной степени внимания и инициативы. Низкая заработная платане оправдывает себя и дает обратные результаты во всех этих случаях потому, что здесь совершенно необходимы не только развитое чувство ответственности, но и такой строй мышления, который, хотя бы вовремя работы, исключал неизменный вопрос, как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок, – такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, призванием. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания. В настоящее время прочно укоренившемуся капитализму сравнительно легко рекрутировать необходимую ему рабочую силу во всех индустриальных странах мира, а внутри этих стран – во всех отраслях промышленности. В прошлом, однако, это в каждом отдельном случае было чрезвычайно серьезной проблемой. Да и поныне цель не все Мы столь жене склонны заниматься здесь проблемой этих границ, сколь и определять наше отношение к известной теории, устанавливающей связь между высокой заработной платой и производительностью труда. Эта теория, выдвинутая Томасом Брасси (В Th. Works and wages. London, 1872), получила теоретическое обоснование у Л. Брентано (Brentano L. Ober das в von Arbeitslohn und Arbeitszeit zur Arbeitsleistung, 2. Aufl. Leipzig, 1893), a историческое и конструктивное оформление – у Герхарта фон Шульце-Геверница (Schulze-Gavernitz G. von. Der Grossbetrieb. Leipzig, 1892). Дискуссия возобновилась в связи с появлением интересных работ Хасбаха (Hasbach W. Zur Charakteristik der englischen Industrie. – In: Schmollers Jahrbuch. Bd. 27, 1903, S. 349, 385, 417 ff.) и не закончена вплоть до настоящего времени. Для НДС здесь достаточно указать на тот неоспоримый и никем не оспариваемый факт, что низкая заработная плата и высокая прибыль, низкие ставки и благоприятные возможности промышленного развития не находятся в прямой связи и что вообще простые механические денежные операции не ведут непосредственно к воспитанию в духе капиталистической культуры и не создают тем самым условий, способствующих ведению капиталистического хозяйства. Все приведенные выше примеры носят чисто иллюстративный характер Поэтому внедрение в экономику страны капиталистического предпринимательства было часто невозможно без сильного притока иммигрантов из районов старой культуры. Противоположность между личными навыками и секретами ремесла, с одной стороны, и научно объективированной современной техникой – с другой, на которую совершенно справедливо указывает Зомбарт, почти неощутима в период возникновения капитализма. Более того, этические (как бы) качества капиталистического рабочего (ив известной степени предпринимателя) в силу своей необычности были часто значительно М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 23 гда может быть достигнута без поддержки того могущественного союзника, который, как мы увидим дальше, содействовал капитализму и во времена его становления. Попытаемся ив данном случае пояснить нашу мысль конкретным примером. Черты отсталого традиционализма проявляются в наши дни особенно часто в деятельности работниц прежде всего незамужних. Почти повсеместно предприниматели, нанимающие работниц, в частности работниц-немок, жалуются на полное отсутствие у них способности и желания отказаться от воспринятых некогда привычных методов, заменить их более целесообразными и практичными, приспособиться к новым формам организации труда, научиться чему-либо, сконцентрировать на чем-нибудь свои мысли или вообще мыслить. Попытки разъяснить им, как сделать работу более легкой и прежде всего более выгодной, встречают полное непонимание, а повышение расценок оказывается бесполезным, поскольку оно наталкивается насилу привычки. Совсем иначе обстоит дело (что немаловажно для нашей постановки проблемы) там, где работницы получили специфически религиозное воспитание, в частности, где они вышли из пиетистских кругов. Часто приходится слышать (это подтверждают и статистические данные, что именно работницы этой категории наиболее восприимчивы к обучению новым техническим методам. Способность к концентрированному мышлению, а также приверженность идее долга по отношению к труду» чаще всего сочетаются у них со строгой хозяйственностью, ввиду чего они принимают в расчет размер своего заработка с трезвым самообладанием и умеренностью, – все это необычайно повышает производительность их труда. Здесь мы находим наиболее благоприятную почву для того отношения к труду как к самоцели, как к призванию, которое необходимо капитализму, наиболее благоприятные для преодоления рутины традиционализма условия, сложившиеся вследствие религиозного воспитания. Уже одно это наблюдение из повседневной практики современного капитализма свидетельствует о том, что вопрос о формах, которые принимала на заре капиталистического развития эта связь между умением людей приспособиться к капиталистическому производству и их религиозной направленностью, безусловно, оправдан. Ибо существование этой связи подтверждается целым рядом фактов. Так, враждебность по отношению к рабочим-методистам в XVIII в. и гонения, которым они подвергались со стороны других рабочих (о чем свидетельствуют постоянные упоминания в источниках об уничтожении инструментов, принадлежавших рабочим-методистам), объясняются отнюдь не только (и не главным образом) их религиозной эксцентричностью (такого рода эксцентричность и еще значительно большая не была в Англии редкостью эти гонения объясняются их специфическим трудолюбием, как мы сказали бы теперь. Вернемся, однако, к современности и попытаемся уяснить значение «традиционализма», на этот раз на примере предпринимателей. В своем исследовании проблемы генезиса капитализма Зомбарт указывает на два лейтмотива экономической истории – удовлетворение потребностей и прибыль, – которые характеризуют тип хозяйственной системы в зависимости оттого, что определяет ее форму и направление ее деятельности, личные ли потребности или независящие от них стремление к наживе и возможность извлечения прибыли путем менее распространены, чем застывшие в рамках многовековой традиции навыки ремесленников. Даже современная промышленность отнюдь несвободна при выборе места для своих предприятий оттого обстоятельства, привиты ли данному населению соответствующие навыки посредством длительной традиции и воспитания привычки к интенсивному труду. В соответствии с научными воззрениями наших дней это явление часто пытаются объяснить наследственными расовыми признаками, а не традицией и воспитанием, что, по нашему мнению, весьма сомнительно См. мою названную выше работу (прим. 26). 53 Эти замечания могут быть неправильно поняты. Явления, о которых здесь идет речь, ничего общего не имеют ни со склонностью деловых людей определенного типа использовать в своих интересах слова религия должна быть сохранена народу, ни с довольно часто встречающейся готовностью прежнего духовенства, особенно лютеранского, из общих симпатий к авторитарной власти служить в качестве некоей черной полиции во всех тех случаях, когда забастовки надо было объявить грехом, а профсоюзы клеймить за дух стяжательства и т. п. В данном исследовании повсюду имеются ввиду не единичные, а очень часто встречающиеся и, как мы увидим дальше, типичные факты См Sombart W. Der moderne Kapitalismus, Bd. 1, S. 62. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 24 реализации продуктов. То, что Зомбарт определяет как систему потребительского хозяйства, на первый взгляд совпадает стем, что мы называем экономическим традиционализмом. Это верно в том случае если под понятием потребность понимать традиционные потребности В противном случае многие хозяйства, которые по типу своей организации являются капиталистическими, причем в соответствии стем определением капитала, которое Зомбарт сам дает в другом месте своей работы, выпадают из круга «приобретательских» хозяйств и попадают в разряд хозяйств потребительских. «Традици- оналистскими» по своему характеру могут быть и такие хозяйства, из которых частные предприниматели извлекают прибыль посредством оборота капитала (в виде денег или оцененной в деньгах собственности, то есть посредством приобретения средств производства и продажи продуктов, следовательно, хозяйства, бесспорно представляющие собой капиталистические предприятия. Подобные хозяйства не только не являются исключением для экономической истории нового времени, они постоянно вновь возникают после неизменно возобновляющихся перерывов, обусловленных все более мощным вторжением в хозяйственную сферу капиталистического духа. Капиталистическая форма хозяйства и дух, в котором оно ведется, находятся в отношении адекватности, но эта адекватность не тождественна обусловленной законом зависимости. И если мы, несмотря на это, условно применяем здесь понятие «дух (современного) капитализма для определения того строя мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии (в качестве примера были приведены высказывания Бенджамина Франклина), то мы обосновываем это тем историческим наблюдением, что подобный строй мышления нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие, в свою очередь, нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу. Однако эта форма и этот дух могут существовать раздельно. Бенджамин Франклин был преисполнен капиталистического духа в то время, когда его типография по своему типу ничем не отличалась от любого ремесленного предприятия. Как мы увидим из дальнейшего, носителями этого строя мышления, которое мы определили как дух капитализма, былина заре нового времени не только и не столько капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся средние слои ремесленников. Ив в. классическими представителями подобного строя мышления былине благородные джентльмены Ливерпуля и Гамбурга сих унаследованным торговым капиталом, а выскочки Манчестера и Рейнской Вестфалии, родом из весьма скромных семей. Аналогично обстояло дело уже Ibid., S. 195. 56 Категория адекватности – одна из основных методологических категорий Вебера. Вебер полагает, что установление адекватных причинных связей, а не общих законов является тем методом, который позволяет понять исторические явления в их своеобразии. – Прим. перев. 57 Мы имеем здесь, конечно, ввиду капитализм как специфически западное современное рациональное предпринимательство а несуществующий во всем мире в течение трех тысячелетий – в Китае, Индии, Вавилоне, Древней Греции, Риме, Флоренции ив наше время – капитализм ростовщиков, военных поставщиков, откупщиков должностей и налогов, крупных торговых предпринимателей и финансовых магнатов. См. предварительные замечания Мы нив коей мере не располагаем a priori предпосылкой – и именно это мы стремимся здесь подчеркнуть, – которая позволила бы нам предположить, что техника капиталистического предприятия, с одной стороны, и дух профессионального призвания, являющийся основным фактором капиталистического стремления к экспансии, – с другой, возникли в одних и тех же социальных слоях. Также обстоит дело и с социальными корнями религиозного сознания. Исторически кальвинизм явился одним из факторов воспитания капиталистического духа. Однако именно крупные финансисты, например Нидерландов, были, как правило, не сторонниками строгого кальвинизма, а арминианами. Причины этого будут выявлены ниже. «Типичными» носителями капиталистической этики и кальвинистской церковности были здесь, как и повсюду, представители средней и мелкой буржуазии, поднявшиеся до уровня предпринимателя. Это вполне согласуется стем, что было изложено ранее владельцы крупного капитала и торговцы существовали вовсе времена однако рациональная капиталистическая организация буржуазного промышленного предприятия возникла лишь на рубеже средних веков и нового времени М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 25 в XVI в основателями возникающих тогда промышленных отраслей были преимущественно выходцы из средних слоев 59 Совершенно очевидно, что такие предприятия, как банки, оптовая экспортная торговля, даже сколько-нибудь значительная розничная торговля и, наконец, скупка в больших масштабах товаров домашней промышленности возможны лишь в форме предприятий капиталистических. И тем не менее эти предприятия могут быть преисполнены строго традиционалист- ского духа дела крупных эмиссионных банков вообще нельзя вести иначе заморская торговля на протяжении целых столетий опиралась на монополии и регламенты строго традиционалист- ского характера в розничной торговле (мы имеем ввиду не тех неимущих мелких лодырей, которые в наши дни взывают к государственной помощи) процесс революционализации еще и теперь идет полным ходом этот переворот, который грозит уничтожением старого традиционализма, уже разрушил систему мануфактурного производства, с которым современное надомничество обнаруживает лишь формальное сходство. Для иллюстрации того, как происходит этот процесс и каково его значение, мы вновь (хотя все это хорошо известно) остановимся на конкретном примере. До середины прошлого века жизнь скупщика изделий домашней промышленности (во всяком случаев некоторых отраслях текстильной промышленности континентальной Европы) 60 протекала, по нашим понятиям, довольно спокойно. Ее можно представить себе следующим образом крестьяне приезжали в город, где жил скупщик, со своими изделиями, которые подчас (если это были ткани) преимущественно или целиком выделывались ими из своего сырья здесь после тщательной (в ряде случаев официальной) проверки качества изделий они получали установленную оплату. Клиентами скупщика для сбыта товара на дальнее расстояние были посредники, также приезжие, которые обычно приобретали изделия не по образцам, а руководствовались знанием привычных сортов они либо брали товар со склада, либо же заблаговременно заказывали его в этом случае скупщик, в свою очередь, заказывал требуемое у крестьян. Поездки с целью посещения клиентов либо вообще не предпринимались, либо предпринимались редко, с большими промежутками обычно достаточно было корреспонденции или постепенно внедрявшейся рассылки товаров. Не слишком утомительный рабочий день – около 5–6 рабочих часов, – часто значительно меньше, больше лишь во времена каких-либо торговых кампаний, там, где они вообще имели место сносный заработок, позволявший вести приличный образ жизни, а в хорошие времена и откладывать небольшие суммы; в целом сравнительно лояльные, основанные на совпадении деловых принципов отношения между конкурентами частое посещение клуба в зависимости от обстоятельств кружка пива по вечерам, семейные праздники ив целом размеренная спокойная жизнь. Если исходить из коммерческих деловых свойств предпринимателей, из наличия капиталовложений и оборота капитала, из объективной стороны экономического процесса или характера бухгалтерской отчетности, то следует признать, что перед нами во всех отношениях «капиталистическая» форма организации. И тем не менее это «традиционалистское» хозяйство, если принять во внимание дух, которым оно проникнуто. В основе подобного хозяйства лежало стремление сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный рабочий день, традиционное ведение дел, традиционные отношения с рабочими и традиционный, по существу, круг клиентов, а также традиционные методы в привлечении поку- 59 См. хорошую диссертацию Ю. Малиниака: Maliniak J. Die Entstehung der Exportindustrie und des Unternehmerstandes in Zürich im 16. und 17. Jahrhundert. Zürich, 1913. – Zürcher volkswirtschaftliche Studien, Hf. 2. 60 Нижеследующая картина является идеально-типической конструкцией, созданной из элементов отдельных отраслей промышленности в разных местах. Для чисто иллюстративной цели, которая здесь преследуется, никакого значения, конечно, не имеет то обстоятельство, что нив одном из использованных случаев события не протекали в точности так, как это здесь изображено М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 26 пателей ив сбыте – все это, как мы полагаем, определяло «этос» предпринимателей данного круга. В какой-то момент, однако, эта безмятежность внезапно нарушалась, причем часто это отнюдь не сопровождалось принципиальным изменением формы организации – переходом к замкнутому производству или к введению механических станков и т. д. Происходило обычно скорее следующее какой-нибудь молодой человек из среды скупщиков переселялся из города в деревню, где он тщательно подбирал ткачей, значительно усиливал степень их зависимости и контроль над их деятельностью и тем самым превращал их из крестьян в рабочих одновременно он старался сосредоточить в своих руках весь сбыт посредством установления тесной связи с низовыми контрагентами, то есть с магазинами розничной торговли, сам вербовал покупателей, ежегодно регулярно посещал их и направлял свои усилия на то, чтобы качество продукции отвечало их потребностями желаниям, было бы им по вкусу одновременно он проводил в жизнь принцип низкие цены, высокий оборот. Затем происходило то, что всегда и повсеместно следует за подобным процессом рационализации кто не поднимался, тот опускался. Идиллия рушилась под напором ожесточенной конкуренции, крупные состояния, возникшие в новых условиях, не отдавались в роста вкладывались в производство. Прежней уютной, спокойной жизни приходил конец, наступала пора суровой трезвости те, кто подчинялся законам времени и преуспевал, хотели М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 27 Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом 1 2 |