протестанская этика. Протестантская этикаи дух капитализма
Скачать 344.56 Kb.
|
1 2 Философия – Макс Вебер Протестантская этика и дух капитализма «Издательство АСТ» УДК 316 ББК Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер — Издательство АСТ», — (Философия – Neoclassic) ISBN 978-5-17-122819-4 Максимилиан Вебер (1864–1920) – крупнейший немецкий социолог, основоположник социологии как науки об обществе, до сих пор оказывающий влияние на ее развитие. Почему одни государства богаче, а другие беднее Почему католические страны, несмотря на накопленные колоссальные богатства, после Реформации XVI века престали быть локомотивами истории И как на это повлияло религиозное учение протестантов, в котором аскетизм причудливо сочетался с богатством На эти вопросы М. Вебер отвечает в своей основополагающей и самой цитируемой работе Протестантская этика и дух капитализма. Автор показывает нам взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и духа капитализма, утверждая, что в странах, где такие ценности доминировали, развитие капитализма происходило быстрее и легче. В формате PDF A4 сохранен издательский макет. УДК 316 ББК 60.5 ISBN 978-5-17-122819-4 © Вебер М Издательство АСТ М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 4 Содержание I. Постановка проблемы 1. Вероисповедание и социальное расслоение 2. Дух капитализма 13 Конец ознакомительного фрагмента М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 5 Макс Вебер Протестантская этика и дух капитализма Серия Философия – Перевод с немецкого М. Левиной Серийное оформление и дизайн обложки В. Воронина © Перевод. М. Левина, наследники, 2020 © ООО Издательство АСТ», 2020 * * * М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Постановка проблемы. Вероисповедание и социальное расслоение При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. Мы имеем ввиду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий 3 Это находит свое отражение в статистических данных не только там, где различие вероисповеданий совпадает с национальными различиями и тем самым с различием в уровне культурного развития, как, например, в Восточной Германии с ее немецкими польским составом населения, но почти повсеместно, где капитализм впору своего расцвета мог беспрепятственно совершать необходимые ему социальные и профессиональные преобразования и чем интенсивнее шел этот процесс, тем отчетливее конфессиональная статистика отражает упомянутое явление. Правда, относительное преобладание протестантов среди владельцев капитала 5 , руководителей крупных торгово-промышленных предприятий и квалифицированных рабочих, тот факт, что процент протестантов в этих кругах превышает их процентное отношение к населению в целом, отчасти объясняются историческими причинами, уходящими в далекое прошлое в этом случае принадлежность к определенному вероисповеданию выступает не как причина экономических явлений, а до известной степени каких следствие Выполнение определенных экономических функций предполагает либо обладание капиталом, либо наличие дорогостоящего образования, а большей частью то и другое в настоящее время эти функции связаны с наследственным богатством или, во всяком случае, с известным достатком. В в. многие богатейшие области империи, наиболее развитые экономически в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, в частности большинство богатых городов, приняли протестантскую веру последствия этого факта ощущаются вплоть до насто- 1 Отступления от этого объясняются – не всегда, но часто – тем, что вероисповедный состав рабочих данной отрасли промышленности определяется в первую очередь преобладанием того или иного вероисповедания в районе, где концентрируются предприятия данной отрасли, или в районе, где вербуется рабочая сила. Это обстоятельство на первый взгляд как будто видоизменяет картину, которую дают статистические данные ряда мест, например Рейнской области. Кроме того, следует помнить о том, что выводы из статистического материала можно дать лишь при наличии четкой специализации и после тщательного подсчета представителей отдельных профессий. В противном случае достаточно крупные предприниматели и «мастера»-оди- ночки легко могут попасть в одну и туже категорию руководителей предприятий. Что касается современного развитого капитализма – во всяком случае, поскольку речь идет о широких слоях неквалифицированных рабочих, – то он не подвержен более тому влиянию, которое в прошлом могло оказывать вероисповедание. Но об этом позже Ср., например Schell H. Der Katholizismus als Prinzip des Fortschrittes. Würzburg, 1897; Hertling G. von. Das Prinzip des Katholizismus und die Wissenschaft. Freiburg, 1899, S. 58. 3 Один из моих учеников проработал самый обширный статистический материал, которым мы располагаем поэтому вопросу, – баденскую вероисповедальную статистику. См Offenbacher М. Konfession und soziale Schichtung. Eine Studie über die wirtschaftliche Lage der Katholiken und Protestanten in Baden. Tübingen – Leipzig, 1901 (Volkswirtschaftliche Abhandlungen der badischen Hochschulen, Bd. 4. Hf. 5). Все факты и цифровые данные, которые привлекаются в дальнейшем в качестве иллюстративного материала, взяты из этой работы В конце XIX в. – Прим. перев. 5 Так, например, в Бадене в 1895 г. на тысячу евангелистов приходилось 954 060 марок капитала подлежащего обложению, на тысячу католиков – 589 тыс. марок. Евреи (на тысячу человек – свыше 4 млн. марок, правда, значительно опередили тех и других (цифровые данные взяты у Оффенбахера (Offenbacher М. Op. cit., S. 21). 6 Поэтому вопросу см. выводы в работе Оффенбахера. 7 Подробные данные поэтому вопросу также содержатся у М. Оффенбахера в двух первых главах названной работы М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 7 ящего времени и способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание. Но тут возникает следующий вопрос исторического характера в чем причина этой столь сильной предрасположенности экономически наиболее развитых областей к церковной революции Ответить на него совсем не так просто, как может показаться напер- вый взгляд. Конечно, разрыв с экономическим традиционализмом должен был в значительной степени усилить склонность к сомнению в незыблемости религиозных традиций, к восстанию против традиционных авторитетов вообще. Ноне следует упускать из виду и то, о чем теперь часто забывают что Реформация означала неполное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной причем замену господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва лине чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей вовсе сферы частной и общественной жизни. С господством католической церкви, карающей еретиков, но милующей грешников (прежде еще в большей степени, чем теперь, мирятся в наши дни народы, обладающие вполне современным экономическим строем, мирились сними самые богатые, экономически наиболее развитые страны на рубеже и XVI вв. Господство же кальвинизма, в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI ив начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой ив самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью. Именно таки воспринимали это господство широкие слои тогдашнего старого патрициата как в Женеве, таки в Голландии и Англии. Ведь реформаторы, проповедовавшие в экономически наиболее развитых странах, порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью. Чем же объясняется то, что именно экономически наиболее развитые страны того времени, а в этих странах (как мы увидим из дальнейшего изложения) именно носители экономического подъема – буржуазные средние классы, не только мирились с дотоле им неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда Это было the last of our heroism 8 , по справедливому определению Карлейля. Далее, и это самое главное если даже (как уже было сказано) большее число протестантов среди владельцев капитала и ведущих деятелей современной промышленности отчасти можно объяснить их исторически сложившимся сравнительно благоприятным имущественным положением, то ряд других явлений свидетельствует о том, что причинная связь в некоторых случаях, несомненно, носит иной характер. Остановимся прежде всего хотя бы наследующем на повсеместно наблюдаемом (будь тов Бадене, Баварии или Венгрии) различии в характере среднего образования, которое в отличие от протестантов родители-католики обычно дают своим детям. Тот факт, что процент католиков среди учащихся и выпускников средних учебных заведений повышенного типа значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, правда, в известной степени объяснить вышеупомянутыми имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков процент око- чивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища, гражданские училища повышенного типа и т. п, также значительно ниже чем среди протестантов католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий, – 8 Последней вспышкой нашего героизма англ В Бадене в 1895 г. насчитывалось 37,0 % протестантов, 61,3 – католиков, 1,5 % евреев. Вероисповедный состав учащихся в средних учебных заведениях повышенного типа, на которые не распространяется обязательное обучение, выглядит М. Ор. cit., S. 18 f.) для 1885–1891 гг. следующим образом:Те же явления наблюдаются в Пруссии, Баварии, Вюртемберге, Рейнских землях, Венгрии (цифровые данные см Offenbacher М. Op. cit., S. 18–19). 10 См. цифры, приведенные в предыдущем примечании они свидетельствуют о том, что процент католиков в средней М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 8 этот факт никак нельзя объяснить вышеназванной причиной более того, он сам должен быть использован для объяснения незначительного участия католиков в капиталистическом предпринимательстве. Еще более показательно другое наблюдение, свидетельствующее, что среди квалифицированных рабочих современной крупной промышленности мало католиков. Мы имеем ввиду следующее явление как известно, промышленные предприятия получают значительную часть своей квалифицированной рабочей силы из ремесленной среды, как бы предоставляя ремеслу дело подготовки необходимой им рабочей силы, которую они по окончании подготовки отнимают у ремесла среди этих рекрутируемых промышленными предприятиями рабочих значительно больше протестантов, чем католиков. Иначе говоря, занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, то есть относительно большее их число становится мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты в относительно большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. В этих случаях, несомненно, налицо следующее причинное соотношение своеобразный склад психики, привитый воспитанием в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности. Незначительная роль католиков в торгово-промышленной сфере современной Германии тем более поразительна, что она противоречит издавна наблюдаемой и поныне действующей закономерности национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве «подчиненных» какой-либо другой господствующей группе, обычно – именно потому что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, – концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они, несомненно, шли по пути экономического прогресса (в отличие от поляков Галиции, стоявших у власти, также с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и – last not least 13 – с евреями на протяжении двух тысячелетий. Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность, во всяком случае так, чтобы это бросалось в глаза надо сказать, что ив прошлом, в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики Скорее можно считать установленным, что протестанты (особенно сторонники тех течений, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем) как в качестве господствующего, таки в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, таки в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают нив том, нив другом положении. Причину различного поведения предста- школе, который вообще на 1/3 ниже их процентного отношения ко всему населению, поднимается несколько выше лишь в гимназиях (главным образом благодаря тому, что гимназии дают необходимую подготовку для богословских занятий. В качестве характерного явления, иллюстрирующего дальнейшее изложение, следует подчеркнуть, что в Венгрии типичное процентное отношение протестантов к общему числу учащихся средних учебных заведений выражено еще более резко (см М. Op. cit., S. 19, Anm.). 11 См. аргументацию М. Оффенбахера (ibid., S. 54) и таблицы в конце его работы Особенно хорошо это подмечено в сочинениях У. Петти, на которые мы неоднократно будем ссылаться ив дальнейшем В последнюю очередь, ноне в меньшей степени англ Ибо то обстоятельство, что Ирландия которую У. Петти иногда приводит в качестве примера, якобы составляет исключение в этом отношении, объясняется только тем, что протестанты были там лендлордами-абсентеистами. Если бы Петти использовал этот пример для более широких обобщений, то он допустил бы ошибку, что очевидно из положения переселившихся в Ирландию шотландцев (Scotch-Irish). Типичное соотношение между капитализмом и протестантизмом существовало в Ирландии также, как ив других местах. (О положении в Ирландии Scotch-Irish см Hanna СМ. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 9 вителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-полити- ческом положении 15 Нам надлежит прежде всего выяснить, какие элементы этого своеобразия названных вероисповеданий действовали, а отчасти и продолжают действовать в указанном выше направлении. Приповерхностном подходе и под влиянием современных представлений легко может сложиться следующая интерпретация данного противоречия большая отчужденность от мира, свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов должны были воспитать в его приверженцах известное равнодушие к земным благам. Эта аргументация действительно лежит в основе распространенной в наши, дни сравнительной оценки обоих вероисповеданий. Протестанты, используя эту схему, подвергают критике аскетические (действительные или мнимые) идеалы жизненного уклада католиков, католики же, в свою очередь, упрекают протестантов в материализме, к которому привела их секуляризация всего содержания жизни. Один современный писатель счел возможным сформулировать противоположность обоих вероисповеданий так, как она проявилась в их отношении к предпринимательской деятельности, следующим образом Католик спокойнее наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, рискованной, тревожной жизни, подчас открывающей путь к почестями богатству. Народная мудрость гласит либо хорошо есть, либо спокойно спать. В данном случае протестант склонен хорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать. Слова любить хорошо поесть если не полностью, тов какой-то степени в самом деле правильно определяют мотивы поведения церковно индифферентной части протестантов Германии и для настоящего времени Однако в других случаях дело обстоит совершенно иначе, причем не только в прошлом английских, голландских и американских пуритан характеризовало как раз обратное, то есть отрицание радостей жизни, и, как мы увидим из дальнейшего, именно эта их черта наиболее важна для нашего исследования. Так, французский протестантизм очень долго сохраняли в какой-то степени сохранил вплоть до наших дней) характер кальвинистских церквей, особенно тех, которые были под крестом, характер, сформировавшийся в период религиозных войн. И тем не менее – или, как мы поставим вопрос в дальнейшем, быть может, именно поэтому – он, как известно, был одним из главных носителей промышленного и капиталистического развития Франции ив той мере, в какой это было возможно, несмотря на претерпеваемые им гонения, остался таковым. Если серьезность и подчинение всего жизненного уклада религиозным интересам называть отчуждением от мира, тогда надо признать, что французские кальвинисты были и остаются, по крайней мере, столь же отчужденными от мира, как, например, католики Северной Германии, для которых их вера, бесспорно, имеет такое первостепенное значение, как ни для одного народа мира. Те и Это, конечно, не исключает самого серьезного значения последнего фактора и нив коей степени не противоречит тому обстоятельству, что характер ряда протестантских сект, представлявших небольшие однородные группы населения, имел решающее влияние на формирование всего жизненного уклада этих сект, что, в свою очередь, оказало обратное воздействие на степень их участия в хозяйственной жизни последнее наблюдение справедливо, например, по отношению к строгим кальвинистам вне пределов Женевы и Новой Англии, собственно повсюду, даже там, где они господствовали политически. То, что эмигранты всевозможных вероисповеданий индусы, арабы, китайцы, сирийцы, финикийцы, греки, ломбардцы, кагорцы – переселялись в чужие страны в качестве носителей коммерческих навыков высокоразвитых стран, – явление всеобщее и не имеет никакого отношения к нашей проблеме. (Брентано в своей работе, которую нам часто придется цитировать, – Die Anfänge des modernen Kapitalismus, München, 1916, – ссылается на историю своей семьи. Однако банкиры иностранного происхождения в роли носителей коммерческого опыта и коммерческих связей были вовсе эпохи и во всех странах. Они не представляют собой явления, характерного именно для современного капитализма, и протестанты относились к ним с недоверием. Иначе обстояло дело с протестантскими семьями – Муралт, Песталоцци и др, – которые эмигрировали из Локарно в Цюрих: представители этих семей очень скоро стали носителями специфически современного (промышленного капиталистического развития Offenbacher ММ. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 10 другие в равной степени отличаются от господствующих религиозных партий как от французских католиков, полных радости жизни в своих низших слоях и прямо враждебных религии в высших, таки от немецких протестантов, растворивших свою веру в мирском предпринимательстве и, как правило, преисполненных религиозного индифферентизма. Вряд ли какая- либо другая параллель может столь отчетливо показать, что неопределенные представления, подобные (мнимой) отчужденности от мира католицизма или (мнимой) материалистической радости жизни протестантизма, и прочие такого рода понятия совершенно неприемлемы в исследовании интересующей нас проблемы хотя бы по одному тому, что, взятые в столь обшей форме, они не соответствуют действительности ив настоящем, ни тем более в прошлом. Если же, несмотря на все вышесказанное, решиться оперировать названными представлениями, тов этом случае необходимо принять во внимание ряд бросающихся в глаза обстоятельств, которые наводят на мысль, не следует ли перевернуть соотношение между неприятием мира, аскезой и церковной набожностью, с одной стороны, и участием в капиталистическом предпринимательстве – с другой, не следует ли рассматривать данные явления не как противоположные, а как связанные внутренним родством. В самом деле, даже если начать с чисто внешних моментов, бросается в глаза, сколь поразительно большое количество сторонников самого глубокого христианского благочестия происходит из купеческой среды. К ним относятся, в частности, самые убежденные пиетисты. Можно, конечно, рассматривать это как своего рода реакцию глубоких и не предрасположенных к купеческой деятельности натур на «мамонизм», именно так, по-видимому, субъективно воспринимался процесс обращения Франциском Ассизским и многими пиетистами. Что же касается столь широко распространенного явления, как происхождение многих капиталистических предпринимателей крупного масштаба (вплоть до Сесиля Родса) из духовной среды, то его можно, в свою очередь, объяснить реакцией на аскетическое воспитание, полученное в юности. Однако такого рода аргументация оказывается несостоятельной в тех случаях, когда отдельные люди и группы людей сочетают виртуозность в сфере капиталистических деловых отношений с самой интенсивной формой набожности подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно считать характерными для тех протестантских церквей и сект, которые имели наибольшее историческое значение. В частности, подобная комбинация всегда обнаруживается в кальвинизме, где бы он ни возникал. Хотя в эпоху Реформации кальвинизм (подобно другим протестантским вероисповеданиям) нив одной стране не был связан с каким- нибудь определенным классом, тем не менее можно считать характерными в известной мере «типичным», что среди прозелитов французских гугенотских церквей, например, преобладали монахи и представители торгово-промышленных кругов (купцы ремесленники, причем это положение сохранилось ив период преследований гугенотов. Уже испанцам было известно Исключительно меткие замечания по вопросу о своеобразии вероисповеданий в Германии и во Франции и о взаимопе- ресечении их с другими элементами культуры в борьбе национальностей Эльзаса сделаны в превосходной работе В. Виттиха (см.: Wittich W. Deutsche und französische Kultur im Elsa B. – Illustrierte Elsaber Rundschau, 1900). 18 Конечно, в том случае если в данной местности вообще существовала возможность капиталистического развития Об этом см, например Dupin de St. й. L’ancienne église reformée de Tours. Les membres de l’église. – Bull, de la Société de l’histoire du protestantisme. T. 4, 1856, p. 10. И здесь можно было бы, конечно, считать движущим мотивом стремление к освобождению от монастырского или вообще церковного контроля – к этому склоняются католические исследователи. Однако подобное утверждение противоречит не только суждению современников, в том числе противников гугенотов (среди них были Рабле); сомнения первых национальных синодов гугенотов (например, материалы I синода в книге Aymon. Synodes nationaux de l’église й de France, p. 10) относительно того, может ли банкир быть церковным старостой, а также постоянное возвращение синодов – несмотря на вполне определенную позицию Кальвина поэтому вопросу – к тому, дозволено ли взимать проценты (разъяснения такого рода давались прихожанам по их просьбе, свидетельствуют, правда, о широком участии в решении этой проблемы заинтересованных кругов, но вместе стем и о том, что стремление заниматься usuraria ростовщичеством) без церковного контроля посредством исповеди, не могло быть в данном случае решающим фактором. (То же относится и к Голландии – об этом ниже. Каноническое запрещение ростовщичества вообще не играет никакой роли мы заявляем это со всей решительностью – в рамках данной постановки проблемы М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 11 что ересь (то есть нидерландский кальвинизм) способствует развитию торгового духа, и это вполне соответствует точке зрения сэра У. Петти, изложенной в его исследовании причин расцвета капитализма в Нидерландах. Готхайн 20 с полным основанием называет кальвинистскую диаспору рассадником капиталистического хозяйства. Основной причиной описываемого явления можно было бы, конечно, считать превосходство хозяйственной культуры Франции и Нидерландов, с которой преимущественно была связана диаспора, или огромное влияние таких факторов, как изгнание и отрыв от традиционных жизненных условий. Однако ив самой Франции XVII в, как явствует из борьбы, которую вел Кольбер, дело обстояло совершенно также. Даже Австрия, не говоря уже о других странах, подчас прямо импортировала протестантских фабрикантов. Не все протестантские исповедания воздействовали одинаково сильно в этом направлении. Что касается кальвинизма, то он, по-видимому, проявил себя аналогичным образом ив Германии в Вуппертале ив других местах реформатская вера 23 больше, чем другие исповедания, способствовала развитию капиталистического духа. Больше, чем, например, лютеранство, о чем свидетельствуют сравнения, произведенные прежде всего в Вуппертале, как в целом, таки в отдельных случаях. О подобном же влиянии реформатской веры, обращаясь к Шотландии, говорил Бокль, а из английских поэтов – Китс 25 . Еще более поразительна связь (о которой также достаточно упомянуть) между религиозной регламентацией жизни и интенсивным развитием деловых способностей у целого ряда сект, чье неприятие мира в такой же степени вошло в поговорку, как и богатство это прежде всего относится к квакерам и меннонитам Роль, которую Англии и Северной Америке играли квакеры, в Нидерландах и Германии досталась меннонитам. Тот факт, что даже Фридрих Вильгельм I мирился с пребыванием меннонитов в Восточной Пруссии, несмотря на их категорический отказ от военной службы (меннониты были главной опорой прусской промышленности, является лишь одной из общеизвестных и многочисленных иллюстраций этого положения (правда, имея ввиду характер названного короля, одной из наиболее ярких. Достаточно известно, наконец, что и пиетистов характеризует тоже сочетание самого ревностного благочестия с очевидными См Got hein. Wirtschaftsgeschichte des Schwarzwaldes. Bd. 1. Strassburg, 1892, S. 674. 21 Сюда относятся краткие замечания Зомбарта (см Sombart W. Der moderne Kapitalismus. Bd. 1,1. Aufl., 1902, S. 380). К сожалению, впоследствии в своей книге Буржуа, по моему мнению, наиболее слабой в данном аспекте из всех его больших работ, он защищал совершенно неправильный тезис, к которому мы еще вернемся. Этот тезис он выдвинул под влиянием книги Франца Келлера (см Keller F. Unternehmung und Mehrwert. Paderborn, 1912), которая, несмотря наряд ценных (нов этом отношении не новых) замечаний, в целом ниже уровня других работ современных апологетов католицизма Можно считать установленным, что самый факт переезда на работу в другую страну является одним из наиболее мощных средств повышения производительности труда (см. прим. 15). Так, польская девушка, которую на родине самые заманчивые перспективы большого заработка не могли вывести из состояния традиционалистской инертности, полностью преображается на чужбине работая там батрачкой, она становится благодарным объектом безудержной эксплуатации. Это же явление мы наблюдаем у итальянцев, занятых отхожим промыслом. Что основная причина заключается здесь отнюдь не в воспитательном воздействии более высокой по своему уровню культурной среды (хотя некоторое значение, конечно, это имеет, обнаруживается благодаря тому, что подобная закономерность сохраняется ив тех случаях, когда (как, например, в сельском хозяйстве) характер работы не изменяется, тогда как пребывание в общих бараках наряду с другими неудобствами на первых порах настолько снижает уровень жизни, что на родине он считался бы непереносимым. «Воспитующим» здесь является самый факт работы в новых условиях, и именно он разрушает традиционализм. Вряд ли надо указывать на тов какой степени этот фактор повлиял на развитие американской экономики. В древности подобное значение имело для иудеев вавилонское пленение (это бросается в глаза при чтении надписей, аналогичное явление мы наблюдаем, например, у парсов. Однако неоспоримое отличие экономической специфики пуританских колоний Новой Англии от католического Мэриленда, епископального Юга и межконфессионального Род-Айленда свидетельствует о том, что у протестантов влияние их религиозного своеобразия безусловно играет роль самостоятельного фактора (подобно тому, как это имело место у джайнов в Индии Как известно, она в большинстве случаев носит характер более или менее умеренного кальвинизма или цвинглианства В почти чисто лютеранском Гамбурге единственное состояние, уходящее своими корнями в XVII в, принадлежит известной реформатской семье (на это нам любезно указал профессор А. Валь). 25 Установленная нами здесь связь отнюдь не является чем-то новым – о ней и раньше уже неоднократно говорили (см.: Laveleye Е. de. Protestantism and Catholicism in their bearing upon the liberty and prosperity of nations. London, 1875; Arnold M. St. Paul and Protestantism. London, 1906); поразительно обратное, а именно совершенно необоснованные сомнения в правильности этого тезиса. Поэтому-то нами приходится объяснять его суть М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма» 12 практическими способностями и успехом в делах, достаточно вспомнить о ситуации на Рейне и о Кальве. Поэтому мы не считаем целесообразным загромождать дальнейшими примерами эти чисто предварительные замечания. Ибо уже те немногие, которые были здесь приведены, с полной очевидностью свидетельствуют об одном и том же дух трудовой деятельности, прогресса и пр, пробуждение которого обычно приписывают протестантизму, не следует понимать как радость жизни и вообще придавать этому понятию просветительский смысл, как это обычно делают в наши дни. Протестантизм Лютера, Кальвина, Нокса и Фоэта был весьма далек оттого, что теперь именуют прогрессом. Он был откровенно враждебен многим сторонам современной жизни, которые в наше время прочно вошли в быт самых ревностных приверженцев протестантизма. Если вообще пытаться обнаружить какое-либо внутреннее родство между определенными проявлениями старопротестантского духа и современной капиталистической культурой, то искать его следует не в (мнимой) более или менее материалистической или, во всяком случае, антиаскетической радости жизни, приписываемой протестантизму, а в его чисто религиозных чертах. Еще Монтескьё сказал в Духе законов, что англичане превзошли все народы мира в трех весьма существенных вещах – в набожности, торговле и свободе. Не связаны ли успехи англичан в области приобретательства, а также их приверженность демократическим институтам (что, впрочем, относится к иной сфере причинных отношений) 1 2 |