Главная страница
Навигация по странице:

  • «Согласовано» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»

  • 2 ч в неделю (70 ч в год).

  • Планируемые результаты освоения учебной программы Личностными результатами

  • Метапредметные результаты

  • Содержание программы Роды и жанры литературы.

  • Литература эпохи Возрождения

  • Отражение духовных поисков человека XX в. в лирике.

  • Тематическое планирование

  • Итого 70

  • Роды и жанры литературы (2 ч.)

  • Античная литература (2 ч.)

  • Литература эпохи Возрождения (3 ч.)

  • Литература Х1Х века. Басня (3 ч.)

  • М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

  • Литература ХХ – начала ХХ1 века. Отражение духовных поисков человека в лирике ХХ века (3 ч.)

  • Лирические раздумья поэтов в лирике ХХ века (3 ч.)

  • Великая Отечественная война в художественной литературе (6 ч.)

  • Фантастика и детектив (4 ч.)

  • 7 класс литер. Протокол от 2021 Заместитель директора по увр директор мбоу Гимназия 80 Ильичёва М. В


    Скачать 156.5 Kb.
    НазваниеПротокол от 2021 Заместитель директора по увр директор мбоу Гимназия 80 Ильичёва М. В
    Дата06.06.2022
    Размер156.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла7 класс литер.doc
    ТипПротокол
    #572164


    Комитет по образованию города Барнаула

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»


    «Согласовано»

    на заседании МО

    «Согласовано»

    «Утверждаю»

    Протокол №___от «__» ____2021

    Заместитель директора по УВР

    Директор МБОУ «Гимназия №80»

    /Ильичёва М.В.

    /Никитина Т.А.

    /А.А. Миронов

    Подпись /расшифровка

    Подпись /расшифровка

    Подпись /расшифровка




    Дата «_____»______2021

    Дата «_____»________2021

    Приказ №_____________


    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета: литература

    7 А Б, В, Г классы

    основного среднего образования
    Срок реализации программы 2021/2022 учебный год

    Составитель рабочей программы:

    Берлезова Анна Александровна ,

    учитель русского языка и литературы

    первой категории

    г. Барнаул, 2021

    Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса разработана на основе:

    – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

    - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 613 29 июня 2017 года).

    – Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №80» (новая редакция), утвержденной приказом МБОУ «Гимназия №80» от 30.08.2021 №259-осн.;

    – Учебного плана основного общего образования на 2021/2022 учебный год МБОУ «Гимназия №80», утвержденного приказом МБОУ «Гимназия №80» от 30.08.2021 № 257-осн.;

    – Календарного учебного графика на 2021/2022 учебный год МБОУ «Гимназия №80», утвержденного приказом МБОУ «Гимназия №80» от 30.08.2021 № 256-осн.;

    – Положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности, утвержденного приказом МБОУ «Гимназия №80» от 30.08.2021 № 261-осн.;

    -Рабочие программы Литература 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова.-М.:Дрофа,2014.

    Для реализации рабочей программы по учебному предмету «Литература» для 7класса используется следующий учебно-методический комплект:

    1.Литература. 7 класс.: 1.Учебник / УМК Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. «Литература. 7 класс. В двух частях». – М., «Дрофа», 2017;

    2.Методическое пособие к учебнику Т.Ф. Курдюмова. «Литература. 7 класс». – М., «Дрофа», 2018;

    3.Н.А. Миронова. «Книга для учителя к УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 7 класс». – М., «Дрофа», 2018;

    4.Н.А. Миронова. «Технологические карты уроков к учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 7 класс». – М., «Дрофа», 2016.

    На изучение предмета «Литература» в 7 классе отводится 2 ч в неделю (70 ч в год).

    Цели и задачи обучения в 7 классе соответствуют целям и задачам обучения по

    предмету, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами, а также целям и задачам, указанным в авторской программе, и не противоречат целям и задачам реализации основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Гимназия №69».

    Согласно календарному учебному графику на 2021/2022 учебный год в 7 классе 35 учебных недель.

    В соответствии с учебным планом основного общего образования на 2021/2022 учебный год на изучение учебного предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю. Поэтому рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса рассчитана на 70 учебных часов, что соответствует авторской программе. Резерв времени, в количестве 2 часов, предусмотренный авторской программой, распределен в рабочей программе следующим образом:

    - 2 часа используется на повторение в конце учебного года;

    Рабочая программа разработана с учетом Программы воспитания, утвержденной приказом МБОУ «Гимназия №80» от 30.08.2021 № 258-осн.;
    Планируемые результаты освоения учебной программы

    Личностными результатами выпускников основной школы являются:

    ◼ формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

    ◼ осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

    ◼ формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

    ◼ выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

    ◼ формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

    ◼ совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

    Предметные результаты изучения литературы предполагают:

    ◼ понимание ключевых проблем изученных произведений;

    ◼ понимание связи произведения с эпохой его написания;

    ◼ владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

    ◼ владение навыками сопоставления произведений;

    ◼ освоение техники самостоятельных творческих работ;

    ◼ понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

    ◼ понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

    ◼ овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;

    ◼ создание рефератов на литературные и общекультурные темы.

    Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

    ◼ использование понятийного аппарата и научных методов познания;

    ◼ умение формулировать и аргументировать свои мысли;

    ◼ умение привлекать новый и изученный материал;

    ◼ совершенствование устной и письменной речью;

    ◼ самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

    ◼ владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

    ◼ формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.

    Содержание программы

    Роды и жанры литературы. Богатство и разнообразие жанров Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

    Т е о р и я. Роды и жанры литературы.

    М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.

    Фольклор

    Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества. Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

    Т е о р и я. Жанры современного фольклора.

    «Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

    М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.

    Античная литература

    Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты). Героический эпос древности. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.

    Т е о р и я. Героический эпос.

    М е т о д и к а. Использование материалов, изученных на уроках истории.

    Литература эпохи Возрождения

    Великие имена эпохи и герои их произведений. У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Сонеты (Сонет № 130 — «Ее глаза на небо не похожи...»).

    Т е о р и я. Трагедия. Сонет. Сонеты Шекспира. Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»); К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др.

    М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.

    Литература XIX века

    Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

    Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы. Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII в. В. К. Тредиаковский. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов.

    Т е о р и я. Басня и притча.

    М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни. Из истории баллады.

    Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

    В. А. Жуковский. «С в е т л а н а». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Баллады Жуковского. Жуковский-переводчик. Знакомство с балладой «Светлана». Народные поверья в балладе, романтический облик героини, органическая связь событий с изображением м «П е р ч а т к а». Трагический сюжет баллады. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля.

    Т е о р и я. Баллада.

    М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

    А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о вс к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» («Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирики поэта.

    Жанры прозы А. С. Пушкина.«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

    «Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

    Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса. Портрет героя. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

    М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.

    М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т , я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). М а д р и г а л ы. Э п и г р а м м ы. Э п и т а ф и я. Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лиро-эпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

    «М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

    Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

    М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

    Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

    Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

    М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.

    И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в   п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

    Т е о р и я. Стихотворение в прозе.

    Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы шл е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

    Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.

    Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.

    М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

    Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.

    А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.

    Т е о р и я. Юмореска. Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

    Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура. Описания на страницах художественных произведений Портрет героя в художественных произведениях различных жанров Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в  эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

    Т е о р и я. Портрет. история постановок сказа.

    Пейзаж в художественных произведениях различных жанров Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

    Т е о р и я. Пейзаж.

    М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.

    Литература XX века

    Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

    М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

    Отражение духовных поисков человека XX в. в лирике.

    В. Я. Брюсов. «Т р у д», «Х в а л а ч е л о в е к у»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у, е с л и д р у г б о - г а ч е...»; Р. Киплинг. «Е с л и» (перевод С. Я. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского).

    Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

    М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.

    М. Горький. «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

    Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.

    В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

    Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.

    М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м». Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

    Т е о р и я. Драматическая сценка.

    М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

    К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а». Лирическая проза Паустовского. Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

    Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ. Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».

    Т е о р и я. Эссе.

    Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

    Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.

    А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

    Т е о р и я. Водевиль. Великая Отечественная война в художественной литературе Жанры лирики. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

    М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

    Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.

    В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

    Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события. Фантастика и ее жанры Фантастика и ее жанры в современной литературе.

    Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

    Т е о р и я. Жанры научной фантастики. Детективная литература и ее жанры Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

    А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX  вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.

    Т е о р и я. Новелла

    Итоги

    Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

    М е т о д и к а. Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.

    Тематическое планирование

    п/п

    Наименование разделов, общих тем

    Количество часов

    Количество сочинений

    Количество рецензий

    Количество Чтений наизусть

    Количество творческих работ

    1.

    Роды и жанры литературы

    2













    2.

    Античная литература

    2




    1

    2




    3.

    Фольклор

    2













    4.

    Литература эпохи Возрождения

    3













    5.

    Литература Х1Х века

    33













    6.

    Литература ХХ – начала ХХ1 века.

    16













    7.

    Великая Отечественная война в художественной литературе

    6













    8.

    Фантастика и детектив

    4













    9.

    Итоги

    2
















    Итого

    70






















    3

    1

    2

    1

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Раздел, тема урока

    Дата проведения

    Вид контроля


    1.

    Роды и жанры литературы (2 ч.)

    Богатство жанров художественного слова







    2.

    Эпос, лирика и драматургия и их жанры








    3.

    Античная литература (2 ч.)

    Эпос и его жанры. Эпопея.







    4.

    Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Герои Троянской войны








    5.

    Фольклор (2 ч.)

    Народный театр. «Барин»







    6.

    Пьеса и игра








    7.

    Литература эпохи Возрождения (3 ч.)

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия




    Рецензия

    8.

    Герои и их судьбы







    9.

    Сонет. Сонеты Шекспира









    10.

    Литература Х1Х века.

    Басня (3 ч.)

    Эзоп – Лафонтен – Лессинг – Сумароков – Крылов. Шесть столетий истории басни







    11.

    Эзоп – Лафонтен – Лессинг – Сумароков – Крылов. Шесть столетий истории басни







    12.

    Чтение любимых басен




    Чтение наизусть


    13.

    В.А. Жуковский (2 ч.)

    «Перчатка». Баллада и её история







    14.

    «Перчатка». Баллада и её история







    15.

    А.С. Пушкин (4 ч.)

    Жанры прозы и лирики Пушкина. «К портрету Жуковского», «Элегия», «К***», «Туча», «Друзьям», «19 октября», «Моя эпитафия»







    16.

    «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка»)







    17.

    «Дубровский». Рассказ – повесть – роман







    18.

    Герой романа и его судьба




    Сочинение


    19.

    М.Ю. Лермонтов. (4 ч.)

    Анализ стихотворений «Смерть поэта», «Элегия», «Романс», «Песня»







    20.

    Анализ стихотворений «Стансы», «Нет, я не Байрон…», «Дума», «Молитва». Мадригалы. Эпиграммы. Эпитафия







    21.

    Поэма «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы







    22.

    Поэма «Мцыри». Образ главного героя








    23.

    Н.В. Гоголь (6 ч.)

    История создания комедии «Ревизор». Афиша комедии. Композиция комедии







    24.

    Основной конфликт комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Особенности развития сюжета







    25.

    Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина»







    26.

    Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии.







    27.

    Герои комедии







    28.

    Художественные особенности комедии Н.В. Гоголя




    Сочинение


    29.

    И.С. Тургенев (2 ч.)

    «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Дурак» и др.)







    30.

    Знакомство с жанром «Стихотворения в прозе» как встреча с лирической прозой. Особенности этого жанра








    31.

    Н.А. Некрасов (2 ч.)

    «Размышления у парадного подъезда»







    32.

    Лирика. Стихотворная техника (трёхсложные размеры)








    33.

    М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Толкование сущности сатиры и форм её воплощения в прозе







    34.

    Сатирические сказки Щедрина в обличии повестей и рассказов







    35.

    Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В. Белинский) в гротесках сказок








    36.

    Н.С. Лесков (4 ч.)

    «Левша». Сказ как жанр







    37.

    Сюжет и герои сказа







    38.

    Художественное своеобразие сказа «Левша»








    39.

    Создание словаря новых слов (по страницам сказа «Левша»)








    40.

    А.П. Чехов (3 ч.)

    Анализ рассказа «Хирургия»







    41.

    Юмореска. «Жалобная книга» и её записи как способ создания характера







    42.

    Творческая работа «Наша речь и наша способность мыслить»




    Творческая работа


    43.

    Литература ХХ – начала ХХ1 века. Отражение духовных поисков человека в лирике ХХ века (3 ч.)

    В.Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И.А. Бунин. «У птицы есть гнездо…», «Изгнание»







    44.

    К.Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего…»; И. Северянин «Не завидуй другу…»







    45.

    А.Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…»









    46.

    Лирические раздумья поэтов в лирике ХХ века (3 ч.)

    Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт»; Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс»; В.С. Высоцкий «Я не люблю»







    47.

    Р. Киплинг «Если…», «Заповедь»







    48.

    Урок-концерт «От Бунина до Высоцкого…»




    Чтение наизусть


    49.

    М. Горький (2 ч.)

    «Песня о Буревестнике»







    50.

    «Старуха Изергиль». «Старый Год»








    51.

    В.В. Маяковский (3 ч.)

    Маяковский – новатор стиха.







    52.

    Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»







    53.

    Анализ стихотворения «Гимн обеду». Тонический стих








    54.

    М.А. Булгаков (2 ч.)

    «Ревизор с вышибанием»







    55.

    «Ревизор с вышибанием»








    56.

    Ф.А. Абрамов (1 ч.)

    «О чём плачут лошади»








    57.

    А.В. Вампилов (2 ч.)

    «Несравненный Наконечников»







    58.

    Разнообразие сценических жанров пьес. Водевиль









    59.

    Великая Отечественная война в художественной литературе (6 ч.)

    А.Н. Симонов. «Русский характер»







    60.

    А.Н. Симонов. «Русский характер»







    61.

    М.А. Шолохов. «Они сражались за Родину»







    62.

    М.А. Шолохов. «Они сражались за Родину»








    63.

    В.Г. Распутин. «Уроки французского»







    64.

    В.Г. Распутин. «Уроки французского»




    Сочинение


    65.

    Фантастика и детектив (4 ч.)

    Р. Шекли. «Запах мысли». Связь фантастики с поисками научной мысли







    66.

    Р. Шекли. «Запах мысли». Связь фантастики с поисками научной мысли







    67.

    А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Сюжет детектива







    68.

    Моральное вмешательство детектива в живую жизнь







    69 – 70.

    Итоговые уроки (2 ч.)




















    написать администратору сайта