подготовка к олимпиаде по ИКБ. Протокол 24 от 28 августа 2013 года Составила Мустафина З. Р., учитель истории и культуры Башкортостана мобу сош 1 с. Буздяк
Скачать 107.03 Kb.
|
87. Какие доступные материалы письма существовали у башкир до начала XX века? Наиболее древним материалом для письма у башкир, как и у многих народов, служил камень. Для этого не только использовали каменные плиты, куски камня, нередко высекали надписи прямо на скалах. Сначала мастер углем или серой наносил на камень изображение букв, а затем с помощью резца и молотка по рисунку высекали линии букв. О том, что материалом для письма у башкир служил камень, свидетельствуют не только надгробные, межевые, договорные камни, но и строки народных песен: «Если бы вернулся живым и здоровым на мой Урал, написал бы историю на камне». Доступным материалом для письма у башкир, как и у русских, была береста. В то же время нередко использовались шкуры медведей, дерево, металлические предметы и т.д. 88. Центральное место в нравственном воспитании башкир занимает «намыс». В чем его суть? Намыс занимает центральное место в нравственном воспитании башкир. Суть его — человечность и совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уважение к старшему, гостеприимство, почтительное отношение к женщине. Особые требования к мужчине объединены понятием «ир намысы». Оно исходило из свободы, равенства и независимости каждого. Мужчина не может терпеть притеснения, унижения, оскорбления. Он должен быть готов постоять за себя, за честь земли и за родную землю. Любое нарушение обычая становилось предметом заинтересованного обсуждения. С человеком, совершившим бесчестный поступок, переставали здороваться и общаться. В воспитании детей наиболее универсальным средством была нравственная оценка каждого поступка или действия. Говорили: «поступи по намысу» или «показал отсутствие намыса». Башкир, увидев ребенка одного, не останется безучастным, спросит его, что тот делает, похвалит или сделает замечание. Если тот не проявит должной учтивости, обязательно скажет об этом родителям. Таким образом, создавалось представление о нравственном поведении человека, основанном на уважении достоинства другого, стыда и совести. Это, так сказать внутреннее проявление менталитета башкирского народа. Если же коснуться его внешней стороны, то в первую очередь необходимо подчеркнуть его свободолюбие, непримиримость в борьбе с угнетателями, стремление к лучшей жизни, даже самой дорогой ценой, доброжелательность в отношении с другими народами. Об этом красноречиво свидетельствуют башкирские восстания ХVII-ХVIII в., добрососедское отношение к пришлому населению края в прошлом и отсутствие межнациональных конфликтов в настоящем. О живости ума башкир можно судить по их отношению к исламу: они только обрядовую его сторону, без фанатизма, газавата и чадры. Наука и образование 89. Когда в Башкирии появились первые мусульманские учебные заведения? Определить документально точно время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину ХVII века. 90. В чем различие между медресе и мектебе? Возникающие в Башкортостане со второй половины ХVI века школы в общем, копировали традиционную религиозную школу ислама – медресе (от арабск. мадраса – место, где учат). Мектебе (начальные) и медресе (средние) национальные школы получили относительно широкое распространение среди башкир и татар. 91. Кто финансировал существование медресе и мектебе? Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. За столетие существование мектебов и медресе местному населению была привита любовь к грамоте, книге. В этот период религиозные школы ислама превратились в значительные культурно-образовательные центры. В них сосредоточились крупные интеллектуально – творческие силы, создавались библиотеки, переписывались книги. 92. С открытия какого института и в каком году началась история высшего образования в РБ? История высшего образования в Башкортостане началась в 1909 году с открытия Учительского института, который в 1919 году был преобразован в Институт народного образования. С 1923 года это - Практический институт народного образования, где кроме педагогов готовили и специалистов сельского хозяйства. В 1929 году институт реорганизуется в Башкирский государственный педагогический институт имени К. Тимирязева, а в 1957 году преобразуется в Башкирский государственный университет. 93. Когда в общеобразовательных школах РБ и почему стала изучаться культура и история Башкортостана? В недалеком прошлом история и культура Башкортостана почти не изучалась в школе. Выпускники общеобразовательных школ республики лучше знали древнюю историю Греции, Рима, их героев Антея и Прометея, Спартака, а о Республике Башкортостан имели самое поверхностное представление. Лишь после 1985 г. в условиях перестройки и гласности, положение дел изменилось в лучшую сторону. С 1990-91 учебного года в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях республики вводится новый предмет " история и культура Башкортостана. 94. Кто из башкирских просветителей являлся активным участником движения джадидизма? Джажидизм - реформаторское движение в области национального образования в тюркском обществе. Возникло во второй половине ХIХ в. В 90-х годах ХIХ в. в Башкортостане развернулось широкое движение за демократические преобразования в общественно-политической и культурной жизни татар. Передовые представители национальной интеллигенции выступили с требованием реформы мусульманских школ, за преподавание в них светских предметов. Это движение получило название джадидизма (джадид - арабское слово, означает «новый»). Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового обучения взамен буквослагательного, так называемые «усул -иджадид», то есть новый метод. Движение стали называть джадидизм. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений. Все это способствовало сплочению демократических сил общества. В Уфимской губернии новый метод обучения был введен в медресе «Гусмания» (нач. 90-х гг.). К началу ХХ в. звуковой метод обучения утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который приобрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформирования медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в городах Бахчисарай и Касимов. Со второй половины 90-х годов профессиональных учителей стали готовить медресе «Расулия», «Гусмания» и «Хусания» и др. Идеологами джадидизма были просветители М. Акмулла, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, 3. Расулев и др. 95. Как называлось одно из самых передовых медресе в России, в котором учились М. Гафури, Ш. Бабич и др.? В 1906 г. было открыто одно из самых передовых в России медресе - «Галия» в Уфе. Медресе «Галия», с рядом подобных ей, приравнивалось к высшим учебным заведениям. Его окончили видные башкирские и татарские поэты и писатели. 96. В каком известном медресе учились лидер башкирского национального движения Ахмет-Заки Валиди и его отец Ахметша Валидов? Один из старейших востоковедов XX века профессор истории Стамбульского университета Ахметзаки Валиди Туган (Тоган) родился в д. Кузяново нынешнего Ишимбайского района Башкортостана. Отец ученого Ахметша Валит улы Кузянов содержал медресе и был сельским имамом. Кузяновское медресе было первым учебным заведением, которое окончил Ахметзаки и в котором когда-то учился его отец. В медресе отца и старшего брата Хабибназара Сатлык улы, жившего в дер. Утяк нынешнего Гафурийского района Ахметзаки получил основательную языковую подготовку, овладев не только фарси, арабским и чагатайским языками, но и русским, занимался переводами тех произведений А.С.Пушкина, где сильны восточные мотивы: В 1908-1912 г. Валиди продолжил учебу в медресе «Касимия» в Казани, там же преподавал тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы. Медресе «Касимия» («Касыймия», «Приозерное») - одно из крупнейших мусульманских учебных заведений Казани, основанное в конце 18 века. Первоначально оно размещалось в помещении Апанаевской мечети, с 1877 г.- в специальном здании, построенном на средства И.Г. Юнусова. С 1898 г. медресе стало называться по имени муллы второй соборной мечети Мухаммад-Касима Салихова. В разные годы в «Касимии» преподавали Ш. Марджани, А.-З. Валиди, Г.Кулахметов, А. Максурдов и др. Среди шакирдов: Г.Г. Исхаки, С. Максурди. В 1918 году было закрыто. Просвещение в Башкортостане 97. Когда в Уфе появилось издательское дело? Издательское дело в Уфе зародилось в 1801 году, когда основалась губернская типография, печатавшая официальные материалы местной администрации. 98. Как называлась первая в губернии газета? 1 января 1838 года в типографии был отпечатан первый номер первой в губернии газеты "Оренбургские губернские ведомости". Газета, выходившая один раз в неделю, состояла из официальной и неофициальной части. "Ведомости" не имели постоянных сотрудников и средств для оплаты труда своих добровольных корреспондентов. Поэтому за активное участие в жизни газеты им объявлялась благодарность. Число подписчиков было достаточно большим, к 1855 году оно достигло 477. Кроме того, экземпляры газеты бесплатно рассылались во все присутственные места, церкви и полицейским становым. 99. Когда в нашей республике появились газеты, журналы и др. научные издания? Во второй половине XIX века 100. Что Вы знаете о журнале «Ватандаш»? В мае 1996 года увидел свет первый номер нового общественно-политического, научно-популярного и художественного журнала «Ватандаш», учрежденного Правительством Республики Башкортостан и Исполкомом Всемирного курултая башкир. Выходя сразу на трех языках – башкирском, русском, английском, журнал играет важную роль в деле приобщения соотечественников, разбросанных по всему миру, к сегодняшней жизни Республики Башкортостан. Он знакомит своих читателей с историей и современностью родного края, видными общественными и государственными деятелями прошлого и настоящего, поднимает проблемы духовной жизни, политики, экономики, культуры, образования, философии, социологии, этнографии, экологии и многие другие. «Ватандаш» становится своеобразной визитной карточкой республики, делая доступным для российского читателя материалы, являющиеся научным, культурно-духовным, литературным достоянием Башкортостана. В нем публикуются до сих пор не известные широкому кругу труды зарубежных и отечественных ученых, политологов и социологов, исторические документы, материалы всемирных конгрессов и симпозиумов. К 2004 году на разных всероссийских конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге издание было награждено семь раз, также многократно отмечено на разных республиканских конкурсах. Все то говорит о растущем авторитете журнала. Журнал имеет электронный вариант в Интернете. В журнале трудятся такие опытные журналисты, как С. Бадретдинов, З. Зинатуллин, А. Аминева, З. Алтынбаева, Т. Юлдашева, Э. Халикова, Г. Гиззатуллина, Я. Бурангулова. 101. Когда началось радиовещание на территории РБ? Первые передачи республиканского радио начались в 1928 г. 102. Какие радиостанции работают в республике? Работают радиостанции «Первый канал», «Европа – плюс Уфа», «Серебряный дождь Уфа», «Радио Булгар» и др. 103. На каких языках ведется радиовещание в РБ? Вещание ведется на русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском языках в различном объеме – от круглосуточного до часового. 104. Когда вышла в эфир первая передача телевидения РБ? В новогоднюю ночь с 1958 на 1959 год вышла в эфир пробная поздравительная передача. 105. Когда начал работать уфимский телецентр? 1 марта 1969 года из концертно-вещательной студии состоялся пуск телецентра. Ввод в эксплуатацию радиорелейной линии Москва-Уфа позволил регулярно транслировать программы Центрального телевидения, а также передачи «Интервидения» и «Евровидения». В середине 60-х годов на телецентре были установлены новая мощная станция для организации второй программы, оборудование для звукового сопровождения местных передач. 106. Кто был первым председателем Телерадиокомитета? Председателем Телерадиокомитета стал перешедший с должности директора радиокомитета Гариф Валеевич Гузаиров. 107. Что Вам известно о деятельности Национального музея Республики Башкортостан? Достойное место среди культурно-просветительских учреждений занимают музеи. Хранителем ценных памятников истории, культуры и искусства башкирского народа является Национальный музей Республики Башкортостан - один из старейших в России. Основан в 1864 году как Уфимский губернский музей, с 1993 г. - Национальный музей Республики Башкортостан (ныне находится по адресу: г. Уфа, ул. Советская, 14). В создании губернского музея активно участвовали Н.А.Гурвич, А.Б.Иваницкий, В.И.Власов, К.А.Бух, А.А.Пекер. Основу коллекций музея составили образцы местной промышленности, нумизматические, энтомологические, ботанические, зоологические, историко-археологические экспонаты. С 1931 г. основное внимание уделяется показу историко-революционной тематики. В 1962 г. в музей вошли в качестве филиалов Дома-музеи М.Гафури, 25-й Чапаевской дивизии, К.Иванова. С конца 70-х он становится центром музейного строительства Башкортостана. За почти 140-летнюю историю коллекции музея пополнились интересными экспонатами, собранными несколькими поколениями музейных работников. Сегодня фонды Национального музей насчитывают более 120 тысяч подлинных памятников материальной и духовной культуры народов Башкортостана. Коллекции музея являются национальным достоянием народов Республики Башкортостан. В настоящее время коллектив сотрудников музея продолжает работу по созданию экспозиций, ведет собирательскую, учетно - хранительскую, выставочную, издательскую и научно - просветительскую деятельность в целях сохранения и пропаганды материальной и духовной культуры народов Башкортостана. Музей проводит обзорные и тематические экскурсии, лекции, массовые мероприятия, выполняет заказы по изготовлению макетов и муляжей, созданию музейных экспозиций, издает и реализует краеведческую литературу. Литература 108. В чьих трудах встречается первое упоминание o Башкирии? В трудах арабских ученых IX – XII вв. есть много упоминаний о башкирах и Башкортостане. К числу этих авторов можно отнести Салама Тарджемана (IX в.), ал-Масуди, ал-Балхи, Ибн-Даста (X в.), Махмуда Кашгари (XI в.), и других. Но самым достоверными являются Ибн-Фадлан (начало Х в.) и Идриси (XII в.). 109. В трудах какого древнегреческого историка упоминаются племена Южного Урала и как он их называет? В трудах древнегреческого историка V века до н.э. Геродота имеется упоминание о племенах массагетов, которые жили где-то в районе Прикамья и торговали с южными странами, вывозя множество драгоценных мехов. Возможно, слово массагеты является подлинным именем ананьинских племен, которые названы так по хорошо изученному могильнику близ с. Ананьино в Татарстане. Племена ананьинской культуры жили на открытых поселениях по берегам крупных рек и в сильно укрепленных городищах - крепостях. В бассейне реки Белой таких ананьинских поселений сейчас выявлено несколько десятков, но наиболее изученным среди них является городище Тратау, недалеко от д. Бачкитау Краснокамского района Башкортостана. 110. Назовите уйгурского ученого XI века, автора «Словаря тюркских языков», где упоминается и башкирский язык, а сами башкиры отнесены ученым к числу «двадцати главных и первоначальных тюркских народов». Махмуд Кашгари. 111. Кому принадлежат пеpвые литературные сведения o пещере Шульган-Таш? Впервые Шульган-Таш описал Петр Иванович Рычков (XVIII в.), который внес неоценимый вклад в изучение Башкортостана. Сорок три года (1734-1777) провел П.И. Рычков в Оренбургском крае, посвятив себя изучению его географии, истории, экономики. Заслуженную известность П.И. Рычкову принесло его сочинение «Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии», опубликованное в 1762 г. в двух частях. В книге описывается население, геологическое прошлое края, его природные богатства, животный и растительный мир, хозяйство. 112. Кто из башкирских поэтов дал присягу своему народу: «Пусть жертвой безвременно лягу... Народу принес я присягу из золота и серебра!» Бабич Шайхзада Мухаметзакирович - выдающийся мастер башкирского художественного слова. Родился в 1895 г., умер в 1919 г. Молодой поэт вошел в литературу в предреволюционные годы. С осени 1917 г. Бабич - участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областною шуро (совета), редактор газеты «Башкорт», инициатор создания и руководитель молодежной организации «Волна». Окончил Уфимское медресе «Галлия», побывал в Казахстане, где обучал детей грамоте, тесно общался с акынами (народные сказители), впервые познакомился со стихотворениями Лермонтова. Первые стихи Бабича относятся к 1910-1911 гг. Богата и разнообразна поэзия Бабича. Легкостью и глубокой образностью языка и непосредственностью чувств отличаются его стихи и поэмы. В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Духовные и творческие искания поэта были тесно связаны с ростом самосознания народа. Бабичу было всего 25 лет, когда он погиб от рук изменника революции, но его поэтическое наследие — гордость башкирского народа. |