метод аналогий. Прямой аналогии из Синектики У. Гордона
Скачать 18.54 Kb.
|
1. История Аналогию как эффективный прием творческого решения проблем начал использовать У. Гордон в своей системе «Синектика». В книге «Синектика: развитие творческого воображения» (1961) были предложены 4 вида аналогий: прямая, символическая, личностная и фантастическая, применение которых способствовало раскрытию новых свойств объектов и служило источником новых, неожиданных идей и решений. Как самостоятельный, «Метод аналогий» был впервые описан Эдвардом де Боно в его книге «Латеральное мышление» (1970). 2. Суть метода В «Методе аналогий» поиск новых идей и решений осуществляется в разнообразных сферах реальности и различных видах человеческой деятельности. Метод аналогии основан на выявлении подобия между совершенствуемым объектом или насущной проблемой и объектами или системами из других областей. При рассмотрении и анализе выбранных социальных, биологических и природных объектов выделяются их признаки, функции, способы решения проблем, которые в последствии переносятся на первоначальный объект. Приписывание совершенствуемому объекту новых, неожиданных признаков служит источником оригинальных и неординарных решений. Данный метод представляет собой реализацию прямой аналогии из «Синектики» У. Гордона, понимаемой как поиск, основанный на сравнении совершенствуемого объекта со схожими по содержанию, форме, функциям в других областях. Прямая аналогия предполагает рассмотрение творческих методов, применяемых в других сферах деятельности при решении аналогичных задач. Кроме этого в «Синектике» применялись: Личная аналогия, построенная на эмпатии и отождествлении себя с объектом и вживании в его образ и переживании проблемы изнутри. Символическая аналогия, представляющая описание объектов через абстрактные образы, путем использования символов и метафор. Фантастическая аналогия, ориентирующаяся на решение проблем волшебным образом и помогающая находить продуктивные идеи в фантастической литературе, сказках и мифах. 3. Основные функции метода 1. Метод аналогий — один из самых универсальных и в то же время простых эвристических приемов поиска новых идей и оригинальных решений творческих задач. 2. Метод служит эффективным способом активизации творческого мышления и воображения, техникой устранения психологической инерции, преодоления мыслительных барьеров и стереотипов. 4. Методологические и теоретические основания Основополагающие принципы 1. Принцип единства мира, единства природы и ее законов. 2. Принцип всеобщей связи. «Все связано со всем». 3. Принцип подобия, изоморфизма и универсальности законов строения и развития мира. На данном принципе основана бионика, наука о применении в технических системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, решением инженерных задач на основе явлений, происходящих в живых системах. Данный принцип лежит в основе теории подобия, используемой в моделировании объектов. Аналогия представляет собой сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, отношениях, функциях или способах разрешения проблем. Она основывается на предположении, что если некоторые признаки двух объектов подобны, то должны быть подобны и их остальные признаки. Аналогия является также средством установления связи между отдаленными областями и тем самым сближения их. В то же время она выступает как это универсальный механизм и прием, который в той или иной форме присутствует на всех уровнях взаимодействия с миром и лежит в основе мышления, воображения, интуиции и творчества. Аналогия делает незнакомое – знакомым, что ведет к более глубокому пониманию объекта, а также позволяет решить проблему известным способом, эффективным в других областях. В то же время она делает знакомое незнакомым, что открывает возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны. Аналогия выходит за рамки операции мышления и основывается на принципе «как если бы», пробуждающем творческое воображение и свободную фантазию. 5. Виды аналогий Аналогии, как и ассоциации, могут быть свободными и направленными. Если свободные аналогии выбираются посредством спонтанного потока воображения или случайно, то направленные определяются: по отдельным критериям: субстрату, форме, структуре, функциям, отношениям, признакам; по проявлениям: как живые и неодушевленные; по степени реальности как существующие и фантастические и т.д. 6. Основные этапы1. Четко сформулировать проблему. 1. Задать вопрос «На что похоже?». Выбирать объекты можно как свободно, так и направленно: На что похоже по структуре, функции, форме, цели, виду активности. На какую организацию, личность, литературный персонаж похож объект? 2. Составить список объектов, видов деятельности, процессов, персон и ситуаций. 3. Выбрать одну из аналогий и описать ее в деталях. 4. Перенести выделенные признаки на проблему, записать все новые идеи и догадки. 5. Выбрать лучшие идеи и доработать их. и трансформировать их в решения проблемы. 6. Оценить степень применения решений 7. Преимущества1. Универсальность и эффективность метода, доступность, простота выполнения. 2. Эффективный способ преодоления инерции мышления, средство активизации воображения и творчества. 8. НедостаткиУспешность метода напрямую зависит от степени эрудиции и уровня развития воображения участников. |