Эссе по психоанализу. Эссе по теме Психоаналитик как объект переноса бессознательных ф. Психоаналитик как объект переноса бессознательных фантазий
Скачать 77.83 Kb.
|
Факультет психотерапии и психологического консультирования ЭССЕ по дисциплине «Психоаналитический подход в психологическом консультировании» На тему: психоаналитик как объект переноса бессознательных фантазий.
Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference, первоначально нем. Übertragung) — психологический феномен, часто проявляющийся во время психотерапии, особенно психоанализа. Заключается в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В том числе, и на психотерапевта в ходе сеанса психотерапии. Этот феномен был замечен и впервые описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. В 1905 году во «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос побочным эффектом аналитической работы, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие невроза переноса необходимым условием аналитического лечения. И основным импульсом к развитию невроза переноса в психоанализе является личность терапевта. Несмотря на большое число введённых Фрейдом и ассоциируемых сегодня с психоанализом понятий, сам Фрейд считал перенос одним из трех основных критериев, по наличию которых в составе теории можно рассматривать эту теорию как принадлежащую к полю психоаналитического знания (два других: бессознательное и сопротивление). Лакан называет перенос одним из четырёх основных понятий психоанализа, наряду с повторением, бессознательным и влечением. Лакан говорит о переносе на знание: анализант обращается к аналитику, предполагая, что тот знает что-то о нём и может ответить на его запрос; он приписывает аналитику, переносит на него некоторое знание о себе. Поэтому в центре переноса для Лакана стоит «предположительно знающий субъект». Таковым же является и само бессознательное, поскольку мы можем лишь предполагать нечто на его счёт, но это знание будет не чем иным, как эффектом переноса. В семинаре 1964 года Жак Лакан говорит о развитии переноса уже не на личность, а на «присутствие аналитика». Таким образом, он совершает принципиально важный ход, концептуализируя перенос как одно из четырёх основных понятий психоанализа. Именно это «присутствие», эффект сопричастности с Другим, в котором и аналитик и анализант занимает свою долю, и является отправным пунктом как для переноса, так и для проработки сопротивления. Фрейд проводил различие между двумя формами переноса: «простой перепечаткой» в смысле повторного издания безо всяких изменений, то есть повторения опыта прошлых отношений, и «исправленным изданием», которое «опирается на некую умело используемую реальную особенность в личности врача или взаимоотношениях с ним сопротивления, но позднее он приходит к выводу, что невроз переноса является важнейшим терапевтическим механизмом, а его развитие — не помеха, а обязательный этап и условие успешного психоаналитического лечения. |