Баранов Психоэнергетика. Психоэнергетика
Скачать 1.72 Mb.
|
142 Психоэнергетика влияние на формирование организма. В этом случае даже простое применение вибрации (звуковых частот) и языка может создать эффект клонирования без ис- пользования архаической процедуры микрохирургиче- ского вырезания! Таким образом, установлено, что тело человека реа- гирует на его язык, слова и мысли. Однако чтобы успеш- но воздействовать на ДНК, человек должен развиваться. Взаимосвязь психики с физическим телом Благодаря существованию вторичной электриче- ской системы становится понятной связь между психи- кой и физическим состоянием человека, когда эмоции и мысли человека накладывают отпечаток на его физи- ческое состояние, и наоборот. Причём именно эмоции оказывают влияние на то, как человек воспринимает свои органические состояния. И такой факт является закономерностью психосоматического характера, ког- да оптимисты и пессимисты, тревожно-мнительные и эмоционально уравновешенные натуры по-разному от- носятся к своему физическому самочувствию. В медицине существует понятие «субъективный уро- вень заболевания». В отличие от объективной картины соматических нарушений, субъективный уровень отра- жает эмоциональную интерпретацию человеком состо- яния своего здоровья. При этом каждое отдельное своё ощущение он сопровождает эмоционально окрашен- ным описанием, а сумма таких ощущений определяет интенсивность его субъективных недомоганий. И всё это 143 Психоэнергетика зависит от энергии эмоций и мыслей человека. Это поло- жение подтверждается и тем, что под гипнозом чело- веческое тело демонстрирует необыкновенную силу и выносливость, что свидетельствует о наличии подсозна- тельных связей между разумом и телом. Проявление сознательных связей между разумом и телом можно увидеть в айкидо, дзенских и йогических практиках. Исследования также показали, что направ- ленным мышлением можно контролировать не только различные автономные физиологические функции (на- пример, температуру кожи или болевые ощущения), но и ускорять процессы регенерации. Современные психотерапевты знают, что некоторые химические препараты влияют на мышление и это воз- действие приводит к изменениям на физиологическом уровне, а воздействие мышления вызывает изменения на биохимическом уровне. Известно также, что работа органов внутренней се- креции и гормональный баланс организма серьёзно от- ражаются на эмоциональном состоянии человека. На- пример, гормоны щитовидной железы увеличивают эмоциональную активность, а постоянно пониженный уровень адреналина ведёт к психастеническому синдро- му. В настоящее время уже хорошо известно, что и эмо- ции ощутимо влияют на состояние органов внутренней секреции. Таким образом, деятельность желёз внутренней се- креции вызывает изменения в психическом состоянии человека, а его физическое состояние зависит от его са- мочувствия, эмоций и состояния интеллекта. 144 Психоэнергетика Теории нервизма и условных рефлексов объясняют влияние психических процессов на организм кортико- висцеральными взаимодействиями 24 . По мнению авторов этих теорий, влияние коры больших полушарий на вну- тренние органы опосредуется лимбико-ретикулярной 25 , вегетативной и эндокринной системами. В этом случае основными трансмиттерами (веществами, передающи- ми сигналы нервной системы) в организме служат кор- тизол (гормон коры надпочечников), тироксин (гормон щитовидной железы) и адреналин (гормон мозгового ве- щества надпочечников). Таким образом, чувства, переживания и мысли че- ловека с помощью нервной и гормональной систем трансформируются в биохимические реакции и полу- чают своё телесное выражение. Неслучайно в наше время популярны такие приёмы работы с психикой, которые успокаивают ум, снижают его тревожность и позволяют чувствам быть естественны- ми. Особенно популярными становятся методы по «на- лаживанию контакта» между «головой и сердцем». Персональное пространство и телодвижения Поведение человека часто обусловлено так называе- мым «территориальным императивом», то есть потреб- 24 Кортико-висцеральная теория разработана в 1960-х го- дах К. М. Быковым и И. Т. Курциным. 25 Включает лимбическую систему и ретикулярную формацию головного мозга. 145 Психоэнергетика ностью удерживать и защищать персональное энерге- тическое пространство. Практически у всех людей есть такая потребность. Эта потребность различается у раз- ных народов. Например, американец как бы носит во- круг себя полуметровый пузырь уединения и продол- жительно не смотрит на другого, чтобы не раздражать его. Также в Америке мужчина не смеет смотреть на женщину, пока та не разрешит ему это улыбкой или взглядом. Немец чувствует своё пространство как продолже- ние своего «я», поэтому делает всё, чтобы сохранить свою «личную сферу». Ему будет неприятно, если кто-то попытается нарушить допустимую дистанцию: прояв- лять повышенное внимание, пристально разглядывать, сокращать физическое расстояние при общении или делать замечания. Подобный немецкий формализм вносит ограничения в разные сферы общения: интим- ную, персональную, социальную. Представление японцев о «личном психологиче- ском пространстве» иное. Они допускают сокращение психологической дистанции в общении и охотнее под- вергают себя влияниям психической энергии других людей. Это объясняется коллективистским духом се- мейного воспитания, а также культивируемой потреб- ностью получать различную информацию об окружаю- щем мире посредством разных чувств. Говорят, в япон- ском языке нет понятия «уединение» в том смысле, как его употребляют, например, русские. Японцы живут в плотном слое психической энергии. Перенаселённость обычного жилья у французов связана с весьма активным восприятием людьми друг 146 Психоэнергетика друга всеми органами чувств. Многие французы актив- но вовлечены в жизнь соседей. Это сказывается и на лич- ных контактах: когда француз говорит с партнёром, зна- чит, он увлечён им, и в этом нет никаких сомнений. Ког- да на парижской улице француз смотрит на женщину, он глядит на неё прямо. В это время происходит обмен психической энергией, что в значительной мере объяс- няет сексуальность французов и их свободное представ- ление о любви. В Австрии одним из самых распространённых же- стов вежливости является жест, обозначающий внима- ние к собеседнику. Слушатель вытягивает шею и одно- временно поворачивает голову, подчёркнуто «подстав- ляя ухо» говорящему. Это движение выражает готов- ность внимательно слушать и, в случае необходимости, повиноваться. В некоторых областях северной Германии подобный жест вежливости сведён к минимуму или вовсе отсутствует. В немецкой культуре считается кор- ректным и учтивым держать голову прямо и смотреть говорящему в лицо, как это требуется от солдата, полу- чающего приказ. На японца же такой «вежливый» жест произведёт впечатление непримиримой враждебности. Человек, привыкший скупо и лишь в исключитель- ных случаях улыбаться, покажется просто грубым в хо- рошем американском обществе. Американские манеры предписывают широкие и частые, хотя и не обязатель- но искренние, улыбки. У русских нет на сегодня культурных эталонов для определения психологической дистанции в общении. Каждый устанавливает её сам для себя. Нет регламента 147 Психоэнергетика взаимодействия и в семьях. Здесь теперь плохо действу- ют нормы почтительного отношения младших к стар- шим, не прививается культура сдержанных эмоций в общении родителей с детьми, весьма произвольны взаимоотношения и супругов. В семьях могут говорить тихо и громко, спокойно и нервно, употреблять нежные и бранные слова. Каждый волен сам себе определять ин- тенсивность общения: активное и насыщенное или эпи- зодическое и формальное. Разностильность общения в современных семьях объясняется тем, что старые, до- революционные нормы исчезли, а новые никак не при- обретут вид социально желательных и перспективных стандартов. Стиль общения в семье больше зависит от характеров и уровня культуры её членов, чем от каких- то стандартов. Таким образом, в современной русской семье энергетический обмен происходит беспрепят- ственно, хотя и несколько сумбурно. В результате в других сферах коммуникации отсут- ствие норм и навыков современного делового общения приводит к его высокой энергонапряжённости. Здесь играет роль всё: неумение чётко планировать и орга- низовывать работу; недостаток образования в области управления людьми и разрешении конфликтов; низкий уровень общей культуры участников совместной дея- тельности; дефицит материальных ресурсов и пр. Всё это обусловлено, главным образом, индивидуальными различиями между людьми, а также их энергетически- ми потенциалами, которые могут быть мощными, сред- ними или незначительными. Каждое телодвижение человеком используется для защиты, самовыражения, мимикрии, адаптации и т. п. 148 Психоэнергетика Наблюдая за телодвижениями человека, можно де- лать выводы о его жизненной активности, интеллекте, самосознании, самодисциплине, отношениях к другим людям, а также о свойствах его характера. Однако интерпретировать телодвижения можно лишь в рамках конкретной культуры общения. При этом ни одна поза, ни одно проявление эмоций сами по себе не имеют точного значения. Например, когда партнёр не смотрит в глаза, русский может понять это как признак лживости, высокомерия или же нежелания вступать в контакт. А в пуэрториканской культуре, на- пример, отвод взгляда в сторону демонстрирует уваже- ние и покорность. Реакции физического тела, указываю- щие на характер и состояния человека По реакциям тела психологи делают заключения о характере человека, уровне его энергии, эмоциональ- ных состояниях, наклонностях и даже интеллекте. Приведём несколько примеров таких реакций. • Сила врождённой энергии человекапроявляется в высоком темпе исполняемой им деятельности; бы- стрых, отчётливых, уверенных движениях и широком круге жестов. Такой человек уверен в себе, и об этом говорят его расправленные плечи, твёрдый тип рукопо- жатия, прямой и уверенный взгляд; живая манера го- ворить, громкий голос, ясные, открытые звуки, отчётли- вые интонации, богатая и адекватная мимика. Походка 149 Психоэнергетика у человека с врождённой энергией ритмически сильная, немного покачивающаяся, и в ней участвуют руки. • На слабую врождённую энергию человека указыва- ет его неспособность выносить быстрый темп исполня- емой деятельности; скудные движения и жесты, угло- ватая (деревянная) или судорожная походка; голова, склонённая набок. Выражение лица такого человека расплывчато-мягкое (свисающие веки, «занавешенные» глаза, приоткрытый рот). У него тихая невнятная речь с невыразительными интонациями. Человек со слабой энергией эмоционально слабо реагирует на различные ситуации. • О спокойном человеке говорят его уверенные и размеренные движения и плавные жесты; ровное и глу- бокое дыхание; прямой, осознанный, изучающий обста- новку взгляд; паузы раздумья. Во время общения спокойный человек внимательно и терпеливо выслушивает партнёра, проявляет живой (но неназойливый) интерес к его проблемам и состоя- ниям, задаёт уточняющие вопросы. У спокойного чело- века неторопливая и продуманная речь, а эмоциональ- ные реакции достаточно быстрые и адекватные. • Беспокойного человека отличают нервозность по- ведения, резкие движения головы; натянутая вежливая улыбка; прищуренные глаза и ощупывающий окружаю- щих взгляд, который проверяет степень опасности. Бес- покойство проявляется в постоянных движениях паль- цев рук, в том числе в постукивании пальцами о предме- ты, нервной перестановке ног, ёрзанье на сидении взад и вперёд и т. п. В разговоре с людьми мысли беспокойного 150 Психоэнергетика человека заняты своими проблемами, поэтому он обыч- но переводит тему в плоскость беспокоящих его вопро- сов. Таким образом, он участвует в общении формаль- но, то активно включаясь, то непроизвольно выключаясь из взаимодействия. Временами этот человек проявляет неадекватные эмоциональные реакции – они либо ос- лаблены, либо утрированы – это зависит от степени его дискомфорта и расконцентрированности. • Внутренняя подавленность, нерешительность и от- чаяние проявляются в опущенной голове человека при высоко поднятых плечах; замедленной походке и речи. Человек говорит тихо, неуверенно, невнятно и с боль- шим трудом. Его ответные реакции часто неадекватны и запаздывают. Взгляд обычно отстранённый и направлен куда-то в пространство. При этом глаза могут быть ши- роко раскрыты, а брови сдвинуты. На его лбу имеются складки «нужды и проблемы». Уголки губ опущены. • На высокий уровень самоконтроля указывают целе- устремлённые и последовательные действия; владение эмоциями в ситуациях дискомфорта, неприятностей и критики; внутреннее и внешнее спокойствие; равномер- ная или несколько замедленная походка, подтянутость и стройность. Человек с самоконтролем имеет твёрдый взгляд, подчёркнуто закрытый или сжатый рот. Он с ме- таллическими оттенками в голосе ясно и чётко произ- носит слова. При этом подчёркнуто выделяет наиболее важное. Его чёткая, ритмическая речь состоит из корот- ких рубленых фраз. • Низкий уровень самоконтроля проявляется в ха- отичных движениях и общей суетливости человека; расхлябанной, шатающейся из стороны в сторону или 151 Психоэнергетика шаркающей походке, угловатости движений. В некон- тролируемой мимике наблюдается налёт вульгарности: гримасы, выпячивание губ, приоткрытый рот, брезгли- вое выражение лица… В речевых оборотах он исполь- зует бранные слова. В затруднительных и дискомфорт- ных ситуациях такой человек не умеет владеть своими эмоциями. Например, когда он чувствует голод или в случаях критики со стороны окружающих – его неадек- ватные эмоциональные реакции обычно или перенасы- щены, или лишены смысла. При этом эмоции сопро- вождаются капризами, грубостью, слезами и хамскими выпадами. • Человек с чувством собственного достоинства и уверенный в себе имеет непринуждённую осанку. Его плечи спокойно опущены, голова выпрямлена, а её по- садка – без тени вызова. Лёгкие движения рук адекватны смыслу речи. Рукопожатие уверенное и уважительное. Взгляд такого человека доброжелателен. Его живая речь хорошо модулирована. Эмоции у человека с чувством достоинства яркие, адекватные и хорошо контролиру- емые. При этом он способен проявлять чувство юмора по отношению к себе и к другим. Он умеет не обращать внимания на мелкие выпады со стороны окружающих и с честью отвечает на оскорбления, попытки унизить его или задеть самолюбие. • Отсутствие чувства собственного достоинства можно увидеть в позе «зависимости и покорности», ког- да у человека опущена или втянута в плечи голова и вы- ражена сутулость. Он небрежен в средствах самовыра- жения – в одежде, словах, жестах и походке. Этим его со- стояниям сопутствуют блуждающий или безразличный 152 Психоэнергетика взгляд, подобострастная, угодническая мимика, одо- брительные кивки головой и улыбки в знак поддержки сильного партнёра, а также повторение его интонаций. Такой человек желает всем понравиться и обычно выжи- дает возможности или разрешения высказаться. В ответ на мелкие замечания и обиды он испытывает сильные эмоциональные реакции, которые умело скрывает. При этом не умеет постоять за себя, когда требуется. • Переоценка себя сопровождается расправленными назад плечами, раздутой грудной клеткой и слишком высокой посадкой головы. При ходьбе и стоя на месте такой человек склонен покачиваться вверх. У него на лбу отмечаются односторонние горизонтальные складки; глаза полуприкрыты, а временами и совершенно закры- ты, взгляд же обычно направлен сверху вниз. При разговоре этот человек иногда отворачивает лицо от собеседника и смотрит сбоку с одной поднятой бровью, или же глядит прямо и оценивающе. Кривая, косая и односторонняя улыбка, а также пренебрежи- тельный оттенок голоса сопутствуют его мимике. Пре- тензии на мудрость и непогрешимость своих нравствен- ных оценок и выводов (снобизм) выражаются в таких его привычных фразах, как: «Ну что вы такое говорите?», «Это не так!», «Неужели вам не понятно?» При этом по- добный человек очень болезненно воспринимает любые возражения. • Активный интеллект проявляется в позе «внима- ния и интереса», когда человек поворачивает свой кор- пус к собеседнику, чтобы лучше его услышать и понять. С неподдельным любопытством он смотрит прямо в глаза собеседнику. 153 Психоэнергетика Активно участвуя в общении, он задаёт уточняю- щие, наводящие и развёртывающие содержание вопро- сы. Его живая образная речь опирается на факты и по- следовательные рассуждения с учётом опыта и мнений собеседника. При этом истину выясняет в корректном диалоге. У такого человека богатые и адекватные эмоци- ональные реакции. • Слабый интеллект человека проявляется в замед- ленной речи, затруднениях в подборе слов, образов и фактов. Отсутствующие слова и мысли он замещает ми- микой и жестикуляцией. Часто пытается умничать, что- бы произвести впечатление всё знающего человека, но при этом у него наблюдается несогласованность логики и грамматики в начале и конце предложений. На этом фоне изобилуют речевые штампы, избитые и пошлова- тые шутки, сравнения и ассоциации. Также много «сор- ных» элементов в речи – например, «ну», «э». Он часто повторяет слова-паразиты, вроде «так сказать», «как говорится», «вы знаете». Нередко использует и нецен- зурные слова. При этом отвлекается от основной темы разговора, долго думает, чтобы ответить на простые во- просы. Этот человек не способен выслушать собеседника, поэтому постоянно прерывает его, высказывая свои впечатления, случайные ассоциации и второстепенные детали. Он проявляет утрированные эмоции в ответ на вы- сказывания собеседника, которые ему непонятны или же вызывают несогласие. Эти эмоции сопровождаются возмущением, фырканьем, выпячиванием губ, вытара- щиванием глаз и т. п. |