Главная страница

!!! Статья по музыкальной психологии Психологическая подготовка. Психологическая подготовка учащегося к концертному выступлению


Скачать 20.32 Kb.
НазваниеПсихологическая подготовка учащегося к концертному выступлению
Дата17.05.2018
Размер20.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла!!! Статья по музыкальной психологии Психологическая подготовка .docx
ТипДокументы
#44088

Психологическая подготовка учащегося к концертному выступлению

Психологическая подготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение, чем профессионально-исполнительская подготовка как таковая. Вся работа, которая велась учеником и преподавателем над музыкальным произведением в классе и дома, проверяется в условиях публичного выступления. Оно определяет меру выученности материала, степень одаренности ученика, его психологическую устойчивость, артистичность и многое другое.

Психологическая подготовка учащегося к концертному выступлению в первую очередь связана с преодолением эстрадного волнения. Эта проблема приобрела свою актуальность с начала существования концертной деятельности как таковой и не теряет ее до сих пор. С этой проблемой так или иначе сталкиваются все люди, имеющие отношение к публичному выступлению, а также педагоги, которые должны помогать решить проблему волнения своим ученикам. К вопросам преодоления эстрадного волнения и выявления оптимального концертного состояния обращались многие музыканты-исполнители, теоретики, исследователи в области музыкальной педагогики, психологии и методике обучения. Среди них были И. Браудо, Л. Баренбойм, Г. Цыпин, Г. Коган, И. Гофман, Г. Нейгауз, Г. Прокофьев, Л. Бочкарев и многие другие.

Эстрадное волнение – это психологическое состояние исполнителя в условиях публичного выступления. Г.М. Цыпин определяет его как «атрибутивное свойство артистических профессий». Характер этого состояния индивидуален и зависит от многих факторов: степени выученности программы, физического состояния выступающего, его характера, возраста, опыта, обстановки в зале, настроения публики. Само публичное выступление создает психологическое напряжение, приближенное к стрессовой ситуации.

Чрезмерное волнение мешает нормальному процессу исполнения музыкального произведения, приводит к непроизвольному напряжению, мышечным зажимам, отсутствию контроля над своими действиями.

Само собой, что характер сценического волнения сугубо индивидуален, в частности, это связано с различными типами нервной системы: легковозбудимый или уравновешенный, а также с типом темперамента. Наиболее отчетливо эта связь выделяется именно в детском и подростковом возрасте. Поэтому педагогу необходимо изначально определить тип темперамента учащегося, его реакцию на стрессовые ситуации, чтобы выстроить модель психологической подготовки его к концертному выступлению. В этом может помочь беседа с родителями, которым как никому известен характер их ребёнка.

У младших школьников порой фактор волнения сведен к минимуму или вовсе отсутствует. Во-первых, у многих из них ещё не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений, уровень ответственности за проделанную работу, они не так сильно переживают за конечный результат по сравнению с более старшими исполнителями.

Во-вторых, для учащихся младших классов выступление в концерте чаще всего ассоциируется с праздничным событием, их привлекают связанные с концертным выступлением атрибуты – сцена, объявление программы ведущим, выход к публике, аплодисменты, поздравления. Естественно, что формирование подобного подхода учащихся к концертному выступлению – ощущение праздника, переживание положительных эмоций – также зависит от психологической настройки ученика педагогом.

В основном симптомы эстрадного волнения проявляются в юношеском возрасте. Сформировавшийся уровень ответственности и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные реакции и переживания, которые бывает трудно исправить.

В этом возрасте добавляется борьба за достижение признания, стремление к подтверждению своих артистических возможностей. Поведение педагога в процессе психологической подготовки ученика к концертному выступлению в данной ситуации должно быть чутким и адаптированным к индивидуальным особенностям ученика.

Основной причиной эстрадного волнения является недостаточно основательная и тщательная подготовка программы к выступлению. Римский-Корсаков говорил, что сценическое волнение обратно пропорционально степени подготовки. Боязнь сцены в большинстве случаев – это боязнь забыть текст. Страх забыть ноты провоцирует дополнительное волнение, в результате которого текст действительно выпадает. Чтобы этого не происходило, уверенность в нотном тексте должна быть твердой. Большое значение здесь имеет способ подготовки музыкального произведения. Без грамотного анализа еще на стадии разбора и последовательного тщательного выучивания наизусть текст может запомниться только на основе автоматизма, а в таком случае риск ошибки в условиях концертного выступления значительно выше. Здесь мы видим связь непосредственной подготовки произведения к выступлению и психологического состояния во время исполнения. Роль педагога здесь очень велика, поскольку ученик, особенно в младших классах не в состоянии самостоятельно грамотно разучить программу.

Ученикам также небезразлично, в какой - «своей» или «чужой» аудитории он выступает. До подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых - здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Более старшие ученики, наоборот, спокойнее выступают в чужой обстановке и более чувствительны к мнению сверстников, педагогов и знакомых слушателей.

К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с самого начала работы над музыкальным произведением. Концертное состояние – это прежде всего внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают.

Как только произведение, которое планируется исполнять, более или менее готово, можно начать практиковать игру перед воображаемой аудиторией. Здесь можно подключить воображение ученика и попросить представить, что его слушают родители, друзья. Этот прием помогает в какой то мере проверить уровень влияния волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в концертной ситуации. Ученикам самого младшего возраста можно порекомендовать в процессе домашних занятий выставить ряд слушателей из игрушек. Во время такого исполнения главное – не заострять внимание на неточностях, создавая максимально правдоподобную концертную ситуацию.

Большое значение в подготовке к концертному выступлению имеет неоднократное предварительное исполнение программы в условиях меньшей обязанности. Таким образом, вырабатывается привычка публичного исполнения программы, и концертное выступление перестает являться чем-то из ряда вон выходящим. «Все, что становится привычным, делается лучше, увереннее, смелее; привычное само по себе успокаивает», - говорит по этому поводу Г.М. Цыпин.

Обыгрывание произведения или программы желательно делать как можно чаще. Для этого можно приглашать на урок родителей ученика или других педагогов, организовывать концерты класса. После каждого выступления педагог вместе с учеником должен проанализировать его эмоциональное состояние, чтобы выявить существующие проблемы. Но первая реакция педагога на выступление ученика должна быть положительной, необходимо отметить плюсы, и только потом аккуратно сделать замечания.

Нельзя допускать, чтобы у ученика после концертного выступления остались отрицательные эмоции, ведь это может привести к психологическим барьерам и нежеланию в дальнейшем выступать на сцене.

Очень важен процесс общения педагога с учениками перед выступлением. В.В. Кастельский говорил своим студентам: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Здесь имеет место быть такой психологический прием, как внушение. Младшим школьникам перед выступлением полезно напомнить образ произведения, обсуждаемый на занятиях. За несколько дней до выступления не нужно заострять внимание ученика на ошибках, обращая его больше на эмоционально-выразительную сторону исполняемой программы.

Существует такой известный прием, помогающий стабилизировать психологическое состояние, как аутотренинг. Он состоит из трех основных компонентов: нормализация дыхания, мышечное расслабление, словесное самовнушение. Ученикам младшего возраста можно предложить выполнять эти действия в игровой форме.

Таким образом, психологическая подготовка учащегося к концертному выступлению осуществляется с индивидуальным подходом к каждому ученику и имеет постоянный характер на протяжении обучения, одной из основных задач которой является формирование положительного отношения к концертным выступлениям.


написать администратору сайта