Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат По дисциплине: «Педагогика»

  • __________ /

  • Прием сопереживания

  • Апелляция к речи предыдущего оратора

  • Ссылка на авторитеты или известные источники

  • Апелляция к интересам аудитории

  • Апелляция к личности оратора

  • ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

  • КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАЕНИЕ АУДИТОРИИ Существует проблема образа оратора

  • реферат по педагогике. Силантьев Василий_ПГСМ-22_реферат по педагогике. 09.04.2023. Психологические особенности публичного выступления


    Скачать 172.45 Kb.
    НазваниеПсихологические особенности публичного выступления
    Анкорреферат по педагогике
    Дата05.05.2023
    Размер172.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСилантьев Василий_ПГСМ-22_реферат по педагогике. 09.04.2023.docx
    ТипРеферат
    #1109679

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



    Кафедра социологии и психологии

    Реферат

    По дисциплине: «Педагогика»

    Тема: «Психологические особенности публичного выступления»

    Выполнил: студент гр. ПГCМ-22 __________ /Силантьев В.В./

    (должность) (подпись) (Ф.И.О.)

    Дата: ___________

    Проверил: доцент __________ /Татьянина Л.Г./

    (должность) (подпись) (Ф.И.О.)

    Санкт-Петербург

    2023

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 3

    1.ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ 8

    2.ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ 13

    3.НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ 16

    4.КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАЕНИЕ АУДИТОРИИ 18

    5.КАК ЗАВЕРШАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

    ВВЕДЕНИЕ

    Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

    и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

    управленческих решений зависит эффективность всей деятельности

    Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

    и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

    управленческих решений зависит эффективность всей деятельности

    Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

    и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

    управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.

    Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

    и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

    управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.

    Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной ауди­тории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). [1]

    Если рассматривать публичное выступление с социально-психоло­гической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

    В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

    Психологи отмечают также стилистическую полифонию ораторской речи. В ней, как правило, используются языковые средства разных стилей литературного языка, но в зависимости от вида публичного выступления (например, лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

    1. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ

    Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:

    • Повествования;

    • Описания;

    • Рассуждения.

    Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др. [2]

    Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.

    1. Информационная речь.

    2. Убеждающая речь.

    3. Речь, призывающая к действию.

    4. Рекламная речь.

    5. Презентационная речь.

    6. Этикетные речи.

    7. Вступительное слово.

    8. Поздравительная речь.

    9. Ответное слово.

    Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

    1. Выбор темы и определение целевой установки.

    2. Подбор материала, его изучение и анализ.

    3. Разработка плана выступления.

    4. Работа над композицией.

    5. Написание текста выступления.

    6. Овладение материалом выступления.

    Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей [3]. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.

    Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?

    1. степень однородности/неоднородности аудитории.

    2. количественный состав слушателей.

    3. чувство общности,

    4. мотив действия слушателей. (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана, мотивы эмоционально-эстетического плана)

    Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение. [4]

    Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь

    Стратегия приспособления материала для представления в аудитории включает в себя следующие аспекты:

    1. достижение взаимопонимания;

    2. привлечение и поддержание интереса аудитории;

    3. приспособление к уровню понимания аудитории;

    4. укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи.

    Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.

    1. Своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),

    2. Близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),

    3. Серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и

    4. Живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чув­ства слушателей).

    К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудито­рии относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

    Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.

    Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности. Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в напряжении. [5, 6]

    Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении также используются:

    1. Прием сопереживания(оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними);

    2. Прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах);

    3. Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждае­мому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. п.);

    4. Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы);

    5. Ссылка на авторитеты или известные источники(оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убеди­тельной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, по­литических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей ли­тературы и искусства и др.);

    6. Апелляция к интересам аудитории(оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направ­ленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.);

    7. Апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о субъективном воспри­ятии тех или иных событий).

    Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обраще­ние к ней.

    Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата. [7]

    Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

    1. ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

    Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет успех, но не гарантирует его. Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

    Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

    1. вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

    2. то о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

    3. это актуально для слушателей.

    Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.

    Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

    Сравним 2 названия: рабочее, содержащую основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить, не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

    Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

    Задайте себе 3 вопроса: кому я буду говорить? Для чего? Что должны уяснить слушатели?

    Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, следует перейти к плану. Задача плана – сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

    Предварительная информация о слушателях (состав аудитории) – одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно вы можете их заинтересовать, как это соотносится с насущными проблемами.

    Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, получить удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление. Главное – желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда речь будет доходчивой. И доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. [8]

    Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

    Если накануне выступления произошло какое-то событие, которое расстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Поэтому нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько минут происшедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю. Подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию.

    Интеллектуальное взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте. Важнейшее условие возникновения познавательного контакта – интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым – контакт с оратором.

    Задача оратора – внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия – только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей и при их участии. Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование – развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

    Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением.

    Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления.

    1. НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ

    А.Ф. Кони: «Размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления».

    Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, «не гуляйте» около трибуны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

    Уверенной походкой выйдя к месту выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору. [3]

    Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Взгляд, улыбка, приветливая интонация – в этом выражается отношение к аудитории.

    Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.

    Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. Первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, «зацепить внимание». [7]

    Остроумие и быстроту мышления М.В. Ломоносов считал необходимыми качествами оратора. Другой беспроигрышный вариант – заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.

    Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вариант зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели?

    1. КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАЕНИЕ АУДИТОРИИ

    Существует проблема образа оратора. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, если оно неудачно, то привлечь внимание слушателей невозможно. Много пишут и говорят о личности оратора, о том, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии. [8]

    Важно помнить о видах внимания аудитории.

    В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

    Непроизвольное внимание возникает когда:

    1. Человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

    2. В поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

    3. Действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

    Непроизвольное внимание не утомляет, т.к. оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

    Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

    Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания. Оно не утомляет и может длиться весьма долго (ораторов древности слушали по 5-6 часов).

    Очень важно обращение к слушателям. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение должно, по возможности, учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным. [9]

    «Уважаемые присутствующие» - бесцветно (слушатели – всего лишь присутствующие). Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

    Очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки ее, ни переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному ее составу. К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться с любой аудиторией.

    Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

    Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор влечено описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

    Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие от сердца, усиливают эффект речи, делают ее более выразительной.

    Нельзя держать руки в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Жест в выступлении несет около 40% информации. Попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу почувствуете деревянность голоса, скованность мыслей. Однако жесты не должны быть небрежными и вызывающими, они должны быть свободными и естественными. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. [10]

    Очень важны убежденность и эмоциональность оратора.

    Необходим умеренный темп речи, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

    В речи необходимы паузы. Во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

    Опытные ораторы иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает внимание), а затем вместе с ней приходит к конструктивным выводам.

    Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Эмоциональную напряженность поможет снять юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта. Д.Писарев: «Когда смех, игривость, юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство». [5,7]

    Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

    1. КАК ЗАВЕРШАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

    Лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Некоторые выступающие бодро желают всем здоровья или бросают реплику: «У меня всё». Звучит это банально. Последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет – суть выступления ускользает от слушателей.

    Подготовить выступление надо заранее, но т.к. ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланиями аудитории.

    Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

    Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

    Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем. [10]

    На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли

    Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова – оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.

    Слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.

    Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и аудитория моментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего.

    В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2-3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего, особенно опасны неправильные ударения. Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы типа: «охватить мероприятием», «имеет место», «данный человек». [2]

    Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; «переводить их на русский язык», если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Ефимов Н.С. Основы общей психологии: учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.: ил. – (Профессиональное образование);

    2. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.

    3. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 381 с;

    4. Социальная психология для бакалавров: Учебник / Под ред. Руденко А.М. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 223 c;

    5. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе: учеб. пособие для вузов/ С. Д. Смирнов. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019 — 352 с. —(Серия: Образовательный процесс);

    6. О. И. Дубровина. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015 224 с;

    7. Курьянова, О.Е. Введение в инженерную психологию и эргономику. Подготовка водителей автотранспортных средств: учебное пособие/ О.Е. Курьянова, В.В. Дронсейко. – М.: МАДИ, 2017 – 92 с.

    8. Мальцева, Ю. А. Психология управления: учеб. пособие / Ю. А. Мальцева, О. Ю. Яценко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016 — 92 с.

    9. Воробьёва, М. А. Психология труда : учебное пособие для студентов и слушателей образовательных программ укрупнённой группы специальностей «Экономика и управление», «Менеджмент» и «Управление персоналом», а также для магистрантов / М. А. Воробьёва ; Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 212 с.

    10. Чернова Г. Р. Социальная психология: учебник для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 187 с.


    написать администратору сайта