Средневековье и Эпоха Возрождения_ЗО. Психологические учения в средние века и эпоху Возрождения Расцвет естествознания на Арабском востоке
![]()
|
![]() Психологические учения в средние века и эпоху ВозрожденияРасцвет естествознания на Арабском востокеПереориентация философского мышления в направлении сближения с эмпирией, с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах арабоязычной культуры, расцветшей на Востоке в VIII–XII вв.![]() Основные исторические вехи развития арабского Востока После объединения в VII в. арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, приведшее к образованию халифата, на территориях которого жили народы, обладавшие древней культурой. ![]() |
![](img3.jpg)
Основание «Дома Мудрости» (ок. 830 г) Халиф аль-Мамун в Багдаде основывает «Дом Мудрости», ставший прообразом академического университета. Арабский язык становится международно-признанным языком научных и философских изысканий. На него переводятся все античные труды, забытые в это время в Европе.
![](img4.jpg)
Мощный стимул развития науки Появляется множество астрономов, математиков, химиков, географов, ботаников, врачей. Они создали мощный культурно научный слой, в котором зародились крупнейшие умы.
![](img5.jpg)
Среднеазиатский ученый XI в. Абу Али ибн Сина (в латинской транскрипции – Авиценна).
![](img6.jpg)
«Канон медицинской науки» - важнейший труд Авиценны
![](img7.jpg)
Развитие медицинской психологии и возрастной психофизиологии Авиценной
учение о роли аффектов в регуляции поведения организма и даже развитии этого поведения
исследования в области возрастной психологии. Изучение психологических особенностей в различные возрастные периоды.
![](img8.jpg)
Педагогическая теория. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру. «Талант начинается с семьи»
![](img9.jpg)
Начало экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
- Идея взаимосвязи психического и физиологического – не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко влиять на них – разрабатывалась Авиценной исходя из его обширного медицинского опыта.
![](img10.jpg)
Локализация психических явлений
Эмоциональные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца, и связывались они с движением более чистой артериальной крови. Психические процессы: ощущения, восприятия, память, воображение и рассудок, локализуются в головном мозге. Их материальным носителем являются парообразные элементы, образующиеся из артериальной крови в результате ее очищения и испарения.
![](img11.jpg)
Выделение чистого, надындивидуального разума - Анатомо физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души, включая разум чувственного уровня, или образное мышление. Но помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью и независимостью от тела.
![](img12.jpg)
Психофизиология чувствительности и эмоций.
Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.
Длительность психических актов впервые была определена экспериментально.
![](img13.jpg)
Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск.
![](img14.jpg)
Ибн аль Хайсам, или Альгазен (965–1038)
![](img15.jpg)
Психологические учения Альгазена
- впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света.
изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.
сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.
![](img16.jpg)
Ибн Рушд или Аверроэс (1126–1198).
![](img17.jpg)
Психологические учения
установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде.
- Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало естественно-научному изучению психики.
![](img18.jpg)
Психологические идеи средневековой Европы
![](img19.jpg)
Схоластика
Особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения.
![](img20.jpg)
Фома Аквинский (1225–1274)
![](img21.jpg)
Фома Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины.
чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением
![](img22.jpg)
Существует два рода истин, - относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины разума должны стать предметом философии, а истины второго рода (истины откровения) – теологии.
![](img23.jpg)
Иерархический шаблон Аквинский распространил на описание душевной жизни,
различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
![](img24.jpg)
Понятие об интроспекции Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
![](img25.jpg)
Уильям Оккам (1300–1350).
![](img26.jpg)
Известный приверженец номинализма профессор Оксфордского университета Уильям Оккам
![](img27.jpg)
Номинализм.
Возник в Англии в связи со спором о природе общих понятий (универсалий) между представителями реализма и номинализма
Реалисты, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Номиналисты утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
![](img28.jpg)
Бритва О́ккама (иногда лезвие Оккама)
методологический принцип : «Не следует множить сущее без необходимости» . Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости». Этот принцип также называют принципом бережливости, или законом экономии
![](img29.jpg)
Развитие психологии в эпоху Возрождения
![](img30.jpg)
Эпоху Возрождения
часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к опытному описанию душевного мира людей.
![](img31.jpg)
Леонардо да Винчи (1452–1519).
![](img32.jpg)
Анатомические опыты Леонардо
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
Политический реализм Николо Макиавелли (1469-1527)
![](img34.jpg)
Книга «Государь» - назидание входящему во власть политику.
![](img35.jpg)
Позиция Макиавелли: «антропологический пессимизм»
-природа человека, увиденная далека от идеала. -Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека.
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img4.jpg)
![](img5.jpg)
Среднеазиатский ученый XI в. Абу Али ибн Сина (в латинской транскрипции – Авиценна).
![](img6.jpg)
«Канон медицинской науки» - важнейший труд Авиценны
![](img7.jpg)
Развитие медицинской психологии и возрастной психофизиологии Авиценной
учение о роли аффектов в регуляции поведения организма и даже развитии этого поведения
исследования в области возрастной психологии. Изучение психологических особенностей в различные возрастные периоды.
![](img8.jpg)
Педагогическая теория. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру. «Талант начинается с семьи»
![](img9.jpg)
Начало экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
- Идея взаимосвязи психического и физиологического – не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко влиять на них – разрабатывалась Авиценной исходя из его обширного медицинского опыта.
![](img10.jpg)
Локализация психических явлений
Эмоциональные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца, и связывались они с движением более чистой артериальной крови. Психические процессы: ощущения, восприятия, память, воображение и рассудок, локализуются в головном мозге. Их материальным носителем являются парообразные элементы, образующиеся из артериальной крови в результате ее очищения и испарения.
![](img11.jpg)
Выделение чистого, надындивидуального разума - Анатомо физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души, включая разум чувственного уровня, или образное мышление. Но помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью и независимостью от тела.
![](img12.jpg)
Психофизиология чувствительности и эмоций.
Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.
Длительность психических актов впервые была определена экспериментально.
![](img13.jpg)
Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск.
![](img14.jpg)
Ибн аль Хайсам, или Альгазен (965–1038)
![](img15.jpg)
Психологические учения Альгазена
- впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света.
изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.
сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.
![](img16.jpg)
Ибн Рушд или Аверроэс (1126–1198).
![](img17.jpg)
Психологические учения
установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде.
- Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало естественно-научному изучению психики.
![](img18.jpg)
Психологические идеи средневековой Европы
![](img19.jpg)
Схоластика
Особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения.
![](img20.jpg)
Фома Аквинский (1225–1274)
![](img21.jpg)
Фома Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины.
чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением
![](img22.jpg)
Существует два рода истин, - относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины разума должны стать предметом философии, а истины второго рода (истины откровения) – теологии.
![](img23.jpg)
Иерархический шаблон Аквинский распространил на описание душевной жизни,
различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
![](img24.jpg)
Понятие об интроспекции Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
![](img25.jpg)
Уильям Оккам (1300–1350).
![](img26.jpg)
Известный приверженец номинализма профессор Оксфордского университета Уильям Оккам
![](img27.jpg)
Номинализм.
Возник в Англии в связи со спором о природе общих понятий (универсалий) между представителями реализма и номинализма
Реалисты, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Номиналисты утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
![](img28.jpg)
Бритва О́ккама (иногда лезвие Оккама)
методологический принцип : «Не следует множить сущее без необходимости» . Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости». Этот принцип также называют принципом бережливости, или законом экономии
![](img29.jpg)
Развитие психологии в эпоху Возрождения
![](img30.jpg)
Эпоху Возрождения
часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к опытному описанию душевного мира людей.
![](img31.jpg)
Леонардо да Винчи (1452–1519).
![](img32.jpg)
Анатомические опыты Леонардо
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
Политический реализм Николо Макиавелли (1469-1527)
![](img34.jpg)
Книга «Государь» - назидание входящему во власть политику.
![](img35.jpg)
Позиция Макиавелли: «антропологический пессимизм»
-природа человека, увиденная далека от идеала. -Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека.
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img6.jpg)
![](img7.jpg)
учение о роли аффектов в регуляции поведения организма и даже развитии этого поведения
исследования в области возрастной психологии. Изучение психологических особенностей в различные возрастные периоды.
![](img8.jpg)
![](img9.jpg)
![](img10.jpg)
![](img11.jpg)
- Анатомо физиологическую основу и телесную зависимость имеют почти все функции души, включая разум чувственного уровня, или образное мышление. Но помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью и независимостью от тела.
![](img12.jpg)
Психофизиология чувствительности и эмоций.
Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.
Длительность психических актов впервые была определена экспериментально.
![](img13.jpg)
Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск.
![](img14.jpg)
Ибн аль Хайсам, или Альгазен (965–1038)
![](img15.jpg)
Психологические учения Альгазена
- впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света.
изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.
сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.
![](img16.jpg)
Ибн Рушд или Аверроэс (1126–1198).
![](img17.jpg)
Психологические учения
установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде.
- Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало естественно-научному изучению психики.
![](img18.jpg)
Психологические идеи средневековой Европы
![](img19.jpg)
Схоластика
Особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения.![](img20.jpg)
Фома Аквинский (1225–1274)
![](img21.jpg)
Фома Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины.
чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением
![](img22.jpg)
Существует два рода истин, - относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины разума должны стать предметом философии, а истины второго рода (истины откровения) – теологии.
![](img23.jpg)
Иерархический шаблон Аквинский распространил на описание душевной жизни,
различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
![](img24.jpg)
Понятие об интроспекции Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
![](img25.jpg)
Уильям Оккам (1300–1350).
![](img26.jpg)
Известный приверженец номинализма профессор Оксфордского университета Уильям Оккам
![](img27.jpg)
Номинализм.
Возник в Англии в связи со спором о природе общих понятий (универсалий) между представителями реализма и номинализма
Реалисты, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Номиналисты утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
![](img28.jpg)
Бритва О́ккама (иногда лезвие Оккама)
методологический принцип : «Не следует множить сущее без необходимости» . Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости». Этот принцип также называют принципом бережливости, или законом экономии
![](img29.jpg)
Развитие психологии в эпоху Возрождения
![](img30.jpg)
Эпоху Возрождения
часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к опытному описанию душевного мира людей.
![](img31.jpg)
Леонардо да Винчи (1452–1519).
![](img32.jpg)
Анатомические опыты Леонардо
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
Политический реализм Николо Макиавелли (1469-1527)
![](img34.jpg)
Книга «Государь» - назидание входящему во власть политику.
![](img35.jpg)
Позиция Макиавелли: «антропологический пессимизм»
-природа человека, увиденная далека от идеала. -Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека.
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img21.jpg)
![](img22.jpg)
- относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истины разума должны стать предметом философии, а истины второго рода (истины откровения) – теологии.
![](img23.jpg)
Иерархический шаблон Аквинский распространил на описание душевной жизни,
различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).![](img24.jpg)
Понятие об интроспекции Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
![](img25.jpg)
Уильям Оккам (1300–1350).
![](img26.jpg)
Известный приверженец номинализма профессор Оксфордского университета Уильям Оккам
![](img27.jpg)
Номинализм.
Возник в Англии в связи со спором о природе общих понятий (универсалий) между представителями реализма и номинализма
Реалисты, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Номиналисты утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
![](img28.jpg)
Бритва О́ккама (иногда лезвие Оккама)
методологический принцип : «Не следует множить сущее без необходимости» . Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости». Этот принцип также называют принципом бережливости, или законом экономии
![](img29.jpg)
Развитие психологии в эпоху Возрождения
![](img30.jpg)
Эпоху Возрождения
часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к опытному описанию душевного мира людей.
![](img31.jpg)
Леонардо да Винчи (1452–1519).
![](img32.jpg)
Анатомические опыты Леонардо
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
Политический реализм Николо Макиавелли (1469-1527)
![](img34.jpg)
Книга «Государь» - назидание входящему во власть политику.
![](img35.jpg)
Позиция Макиавелли: «антропологический пессимизм»
-природа человека, увиденная далека от идеала. -Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека.
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img25.jpg)
Уильям Оккам (1300–1350).
![](img26.jpg)
Известный приверженец номинализма профессор Оксфордского университета Уильям Оккам
![](img27.jpg)
Номинализм.
Возник в Англии в связи со спором о природе общих понятий (универсалий) между представителями реализма и номинализма
Реалисты, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Номиналисты утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
![](img28.jpg)
Бритва О́ккама (иногда лезвие Оккама)
методологический принцип : «Не следует множить сущее без необходимости» . Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости». Этот принцип также называют принципом бережливости, или законом экономии
![](img29.jpg)
Развитие психологии в эпоху Возрождения
![](img30.jpg)
Эпоху Возрождения
часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к опытному описанию душевного мира людей.
![](img31.jpg)
Леонардо да Винчи (1452–1519).
![](img32.jpg)
Анатомические опыты Леонардо
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
Политический реализм Николо Макиавелли (1469-1527)
![](img34.jpg)
Книга «Государь» - назидание входящему во власть политику.
![](img35.jpg)
Позиция Макиавелли: «антропологический пессимизм»
-природа человека, увиденная далека от идеала. -Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека.
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img26.jpg)
![](img27.jpg)
Возник в Англии в связи со спором о природе общих понятий (универсалий) между представителями реализма и номинализма
Реалисты, считали, что понятия есть единственные реальности бытия.
Номиналисты утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.
![](img28.jpg)
![](img29.jpg)
![](img30.jpg)
Эпоху Возрождения
часто называют периодом гуманизма, поскольку он связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к опытному описанию душевного мира людей.![](img31.jpg)
Леонардо да Винчи (1452–1519).
![](img32.jpg)
Анатомические опыты Леонардо
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
Политический реализм Николо Макиавелли (1469-1527)
![](img34.jpg)
Книга «Государь» - назидание входящему во власть политику.
![](img35.jpg)
Позиция Макиавелли: «антропологический пессимизм»
-природа человека, увиденная далека от идеала. -Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека.
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img32.jpg)
Движения живых тел осуществляются по законам механики
мышечные реакции определяются нервной системой и разные ее отделы отвечают за различные функции.
работа глаза управляется реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса.
Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
![](img33.jpg)
![](img34.jpg)
![](img35.jpg)
![](img36.jpg)
антропологический пессимизм - «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается»
![](img37.jpg)
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
![](img38.jpg)
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» -
работа К. Левина, написанная в 1931 г., в которой сделана попытка проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения.
![](img39.jpg)
Изменился характер научных суждений Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)
![](img37.jpg)
![](img38.jpg)
![](img39.jpg)
Античность: ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо»,
Эпоха Возрождения : безоценочные суждения о явлениях мира. Явления такие, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
![](img40.jpg)
Изменился тип классификаций:
Античность: дихотомические (двучленные, двоичные) классификации
- Эпоха Возрождения: многочленные классификации, с помощью которых могут быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, на первый взгляд, несвязанными.
![](img41.jpg)
Новое понимание закономерности и случайности
Античность: закономерными считались только регулярно повторяющиеся события
Эпоха Возрождения: случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
![](img42.jpg)
Представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой.
Античность: свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится.
Эпоха Возрождения: представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
![](img43.jpg)