Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина

  • Проверил(а)

  • «Психологическое направление в социологии: 3. Фрейд, Э. Фромм. рефф. Психологическое направление в социологии Фрейд, Э. Фромм.


    Скачать 22.51 Kb.
    НазваниеПсихологическое направление в социологии Фрейд, Э. Фромм.
    Анкор«Психологическое направление в социологии: 3. Фрейд, Э. Фромм.»
    Дата28.02.2023
    Размер22.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларефф.docx
    ТипРеферат
    #960025

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
    Дисциплина: «Социология»
    Реферат
    Тема: «Психологическое направление в социологии:

    3. Фрейд, Э. Фромм.»


    Выполнил(а):

    Овап Овапвпаа Копнра

    (Ф.И.О. студента)

    ерапрпарапр

    (направление, группа)

    Проверил(а):

    _____________________________

    (ученая степень, звание, Ф.И.О. преподавателя)

    _____________________________

    (дата)


    Омск 2023 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    Данная работа посвящена рассмотрению социологии с точки зрения психологии человека. Ведь все мы разные по своему психотипу, темпераменту, манере поведения, культуре, однако живём в обществе. Так что же такое общество (социум)? Социум («общество») - основной, самый крупный и сложный, «высший» реальный субъект исторического процесса. Интуитивно все мы достаточно хорошо представляем себе, что значит это слово, и в разговорной речи легко употребляем как синонимы слова: «страна», «народ», «общество», «государство» - для обозначения указанной разновидности человеческого коллектива.

    Целью работы является рассмотрение учения Зигмунда Фрейда в области психоаналитической социологии. Объектом исследования является общество, а предметом - поведение человека в обществе. Проблемы в обществе всегда будут существовать и, на мой сугубо субъективный взгляд, именно Фрейд более масштабно затрагивает в своём учении все аспекты поведения людей в обществе. Оно включает в себя философию, социологию, литературу, искусство, а также культуру общества во всех её проявлениях. А интерес ко всему вышеперечисленному не иссякнет до тех пор, пока будет существовать социум, т.е. никогда.


    1. Социология как наука
    Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т. п. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе.

    Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

    О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных.

    Не случайно социологию вначале называли социальной физикой. Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса , Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма . С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии. В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития .

    2. Социальная общность, объект и предмет социологии
    Социальная общность - это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.

    Объектом социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.

    В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).

    Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

    3. Функции социологии
    Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции, а именно:

    Познавательная функция - социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы.

    Прогностическая функция - на основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п.

    Функция социального проектирования - в задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей.

    Социально-технологическая функция - типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т.д.

    Управленческая функция - в странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.

    Идеологическая функция - как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п. Типичный пример - выборы. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

    4. Фрейд и психоаналитическая социология
    Учение Зигмунда Фрейда (1856-1939) - одно из наиболее влиятельных направлений общественной мысли ХХ века. Его воздействие далеко выходит за рамки психологии. Оно распространяется на сферу философских и социальных наук, в том числе на социологию, а также на литературу, искусство, массовую культуру. По существу фрейдизм не только повлиял на общественное сознание западных стран, но и сформировал в них своеобразный интеллектуальный «климат».

    Постановка вопроса о существовании психоаналитической социологии иногда встречает возражение, и некоторые исследователи считают, что необходимо вести речь о З. Фрейде как о создателе нового направления в психологии. С другой стороны, большое число сторонников психоанализа считали, что в будущем он станет не только частью, а краеугольным камнем обществознания и внесёт решающий вклад в изучение и понимание общества, общественных институтов и общественного развития. Как и оказалось истина посередине.

    Универсальной социологической теорией фрейдизм не стал и не мог стать, но оказал огромное влияние на западную социологию ХХ века. Не только социальные воззрения З. Фрейда, но и ряд аспектов психоанализа оказали влияние на концепции, фразеологию и терминологию западных социологов, хотя это влияние далеко не одинаково в различных отраслях социологии.

    К психоаналитическим идеям и методике наиболее восприимчивы такие сферы социологических исследований как социология семьи, преступности, политическая социология и др. Влияние учения З. Фрейда на социологию и социальную мысль обусловлено значением открытых им сфер и механизмов человеческой психики для некоторых областей социальных исследований, а также достаточно большим удельным весом социологической проблематики в его учении.

    Суть психоаналитической концепции З. Фрейда состоит в том, что в ней в разряд универсального принципа были возведены бессознательное в человеческой психике и особое место и роль полового инстинкта в человеческом поведении.

    Социальная концепция З. Фрейда базируется на следующих основных идеях: биопсихологизме, индивидуальной психологии как модели большинства социологических конструкций; идее бессознательного; концепции Эдипова комплекса; дуализме инстинктов жизни и смерти. Бессознательное Фрейд понимает как основной, глубинный пласт структуры личности. Возникновение общественных форм жизни, как индивидуальное становление человеческой личности Фрейд связывает с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды) разыгравшейся будто бы на заре человеческой истории. Для того, чтобы драма не повторилась, возник своего рода общественный договор, который включал в себя систему социальных норм, запретов, санкций и т.п. Именно отсюда, согласно его учению, берёт своё начало социальная организация жизни, нравственные ограничения и религия.

    Индивидуальное разрешение этой драматической ситуации З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом (суть его в сексуальном влечении мальчика к матери и в «амбивалентном», т.е. двойственном чувстве ненависти и преклонения перед отцом). Этот комплекс во многом определяет судьбу человека. «Общественное» разрешение этого конфликта обусловило ход исторического процесса. Религия, мораль и социальные чувства вырабатывались на основе отцовского комплекса. Религия и нравственность - это результат подавления комплекса Эдипа. Обожествление отца на основе чувства вины и преклонения перед ним, согласно Фрейду, лежит в основе таких феноменов как государство, власть и т.п. Государство, власть и Бог, по его мнению - не что иное, как идеализированный отец. Потребность во власти имеет в своей основе тоску по отцу, которая живёт в каждом человеке. В основе всей жизнедеятельности человека лежит сексуальный инстинкт. Этот инстинкт является основополагающим, однако он не единственный.

    С точки зрения Фрейда, кроме Эроса, инстинкта жизни, существует другой - Танатос, инстинкт смерти, возвращения к изначальному, неорганическому состоянию. Эрос и Танатос, согласно Фрейду не просто сосуществуют, они находятся в вечном конфликте, в непрерывной борьбе, которая лежит в самой основе как социального бытия, так и бытия вообще. Динамика общественного и культурного развития обусловливается во многом конфликтом этих инстинктов и цивилизации с её системой норм и запретов. Последние через посредство семьи в той или иной степени усваиваются человеком, образуя так называемое «сверх-Я». Социально неприемлемые влечения вытесняются в глубины бессознательного.

    Борьба между этими вытеснениями и ищущими выхода влечениями и общественными запретами - одна из основных идей фрейдовской социальной теории. Рассматривая динамику общественных отношений Фрейд считал, что Эрос представляет собой социальную силу, которая объединяет людей, а Танатос - сила антисоциальная, разделяющая людей и приводящая к ситуации, в которой «человек человеку - волк». Сознательный и разумный элемент в человеке, по Фрейду - это только небольшой поверхностный слой, входящий в наше «Я». Задача «Я», руководствуясь принципом реальности, - осуществлять посредничество между «Оно» с его бессознательными влечениями, которое следует «принципу удовольствия», реальным миром и совестью. Совесть или система усвоенных моральных норм, запретов и социальных ценностей - это сверх-Я. Таким образом структура личности включает в себя «Оно» - инстинкты, «сверх-Я» - социальные нормы и «Я», - в котором находят своё воплощение «Оно» и «Я», т.е. инстинкты и социальные нормы.

    По своим взглядам З. Фрейд был гуманистом. Это находит выражение не только в его вере в конечное торжество разума и науки, но и в постоянной озабоченности судьбами простых людей, несчастных и отчуждённых в тяжёлых условиях окружающего и общества.

    Центральная идея Фрейда как социального мыслителя состоит в том, чтобы найти, если это возможно, выход из такого положения, найти путь к формированию гармонической личности. Реализовать этот идеал, по мнению Фрейда, возможно только в том случае, если воспитание, культура и психоанализ, смогут сформировать человека, в котором доминирующее место занимает разумное начало, сильное сознательное «Я», где бессознательные инстинкты должны быть отчасти освобождены настолько, чтобы сделать человека в достаточной мере счастливым и творческим. Таким образом, не полное высвобождение инстинктов и влечений, но также и неполное их подавление, а разумное управление страстями, таков идеал Фрейда.

    Однако утверждает он, люди в своей деятельности в основном руководствуются эмоциями и инстинктами, а не логикой и аргументами. Он неоднократно самым уничижительным образом высказывался о народных массах и человеке массы. По его мнению, массы руководствуются исключительно инстинктами, они враждебны культуре, нуждаются в иллюзиях и иррациональных верованиях, стремятся к подчинению сильному лидеру и ими должна руководить интеллектуальная элита. Таким образом, разум, сознательное обуздание инстинктов, развитие цивилизации - удел интеллектуальной элиты, власть тёмных, бессознательных влечений (сексуальных и агрессивных, враждебных к разуму и культуре, слепое подчинение вождям - удел масс. Это положение - трагический результат существующих условий. Касательно будущего, нужно надеяться, что всё изменится, масса поднимется до уровня лидеров, все превратятся в людей элитарного вида. Обществу постоянно угрожает дезинтеграция, ввиду того, что инстинкты, особенно склонность к агрессии - это самое большое препятствие на пути культуры, они сильнее, чем разумные соображения.

    Отсюда - необходимость в социализации, в социальном контроле над инстинктами человека, в ограничении его сексуальных и агрессивных влечений. Фрейд признаёт изменяемость первичных инстинктов и влечений и возлагает основные надежды на их социальную трансформацию. Он подчёркивает значимость социальных чувств, которые должны прийти на место эгоистических. Путь к новому обществу лежит через превращение эгоистических влечений в социальные чувства.

    Культура стремится объединить вначале индивидов, затем семьи, племена, народы и нации в единое человечество. Для такого объединения недостаточно одних трудовых связей, нужно укрепление либидозных связей, связей любви, причём не сексуальной, которая скорее разлагает общественные узы, а её превращённых форм - братской любви, дружбы и т.д. Именно такие формы - основа социальных отношений, фактор действительного поворота от эгоизма к альтруизму. Способность к цивилизованной жизни и есть не что иное, как способность превращать свои эгоистические склонности в социальные.

    По мнению Фрейда, существует возможность достигать в каждом новом поколении всё большей трансформации этих склонностей, что является предпосылкой возникновения более совершенной цивилизации. Особую роль во взглядах Фрейда занимает сублимация, т.е. превращение сексуальной энергии в творчество. Именно на ней основываются высшие достижения культуры, и именно такой путь всегда находит творческая личность. Однако высшие формы творчества доступны лишь немногим, для большинства - это просто работа по специальности, особенно если она соответствует склонностям. Увлечённость своим трудом - такая форма поведения человека в обществе, которая в наибольшей степени позволяет человеку интегрироваться, переместить в сферу профессиональной деятельности и в связанные с ней формы человеческих взаимоотношений значительную часть агрессивных устремлений.


    написать администратору сайта