Каузальная атрибуция. Каузальная атрибуция как феномен психологии здравого смысла1. Психологии здравого смысла
Скачать 33.18 Kb.
|
ОглавлениеВведение 2 Каузальная атрибуция как феномен "психологии здравого смысла" 4 Заключение 12 Список использованной литературы 14 Введение В сознании каждого человека присутствует субъективная картина окружающей действительности, состоящая из систематизированных представлений данного индивидуума о себе, о других людях, о явлениях живой, неживой природы и мира вещей, созданных человечеством. Эта картина включает не только статические представления, но и динамические, среди которых особое значение имеет понимание причинно-следственных связей между разнообразными предметами и явлениями. В формировании подобной картины мира наиболее сложным оказывается создание представлений о человеческих качествах и причинах, побуждающих людей организовывать свое поведение тем или иным образом. Человек не может ощущать мотивы и намерения других, его органы чувств воспринимают только действия и поступки, а все, находящееся «за ними», скрыто от непосредственного наблюдения. Однако особым свойством системы представлений об окружающей действительности является тенденция к ее целостности. Наличие пробелов или противоречий в ней (когнитивный диссонанс) вызывает ощущения внутреннего психологического дискомфорта и, соответственно, стремление эти пробелы заполнить и эти противоречия устранить. Поэтому у каждого человека возникает потребность в интерпретации собственного поведения и поведения других, а также в объяснении причин того или иного поступка, своего или чужого. Следовательно, в условиях дефицита информации люди закономерно начинают приписывать себе и другим разнообразные характеристики и причины поведения. В научной психологии явление приписывания свойств получило название атрибуции, а приписывание себе и другим причин тех или иных поступков определяется как каузальная атрибуция. Явление каузальной атрибуции не относится к научно-психологическому анализу и интерпретации того, почему люди совершают те или иные действия и поступки, т.е. научные исследования потребностно-мотивационной сферы личности нельзя отнести к явлениям каузальной атрибуции. Феномен каузальной атрибуции изучается в рамках межличностного восприятия рассматривается как попытка «человека с улицы» понять причину тех событий, свидетелем которых он является. Иными словами, данный феномен относится к так называемой «наивной психологии». Цель работы заключается в рассмотрении каузальной атрибуции как феномена «психологии здравого смысла». Объект исследования: процесс социального познания. Предмет исследования: каузальная атрибуция как социально-психологический феномен. Каузальная атрибуция как феномен "психологии здравого смысла" Каузальная атрибуция — приписывание причин действий другого человека. Каузальная атрибуция как феномен «психологии здравого смысла» подразумевает под собой естественный механизм психологии человека — потребность ответить себе на вопрос: почему другой человек поступает так? Почему так происходит? Зачем я так поступаю? Иногда наш рабочий день начинается с комплиментов от окружающих. «Что бы это значило?» — думаем мы. «Либо чего-то хотят, либо я действительно хорошо выгляжу или, наоборот, ужасно». В любом случае, взаимодействуя каким-то образом с человеком, мы получаем представление о том, почему и зачем он сделал что-либо. Конечно, иногда это требует анализа, но чаще всего уже при восприятии поступков человека мы одновременно «воспринимаем» и их причины. Каким образом мы видим истоки действий других (мотивы, намерения, цели и т.д.), какие механизмы в социальном восприятии позволяют нам видеть причинно-следственные связи в поведении других людей? Восприятие на основе стереотипа и эмпатическое понимание дают нам возможность строить предположения о причинах и следствиях поступков. Стереотипизация и эмпатия дают нам возможность наделить человека теми или иными чертами, качествами или состояниями; на этой основе пытаться прогнозировать его поведение. Например, бабушка постоянно сидит с внуком потому, что ей это очень нравится, и у нее нет другой радости — она же бабушка. Любой опытный бухгалтер всегда вовремя будет платить за квартиру — он же бухгалтер. Жена постоянно по вечерам скандалит — это естественно, она так устает на работе. Она всегда в плохом настроении и в выходные дни — это также понятно: устает от детей, а в отпуске жена очень устает от солнца. Таким образом довольно часто объясняются разные действия людей, однако далеко не всегда эти суждения можно признать верными. Чаще всего они приводят к ошибкам: оказывается, что бабушка сидит с внуком через силу. Кроме того, она хочет посмотреть свой любимый сериал, а внук ей не дает этого сделать. Бухгалтер только на работе строг и пунктуален, а вне ее он систематически опаздывает на встречи с друзьями. Выясняется, что жена всегда всем недовольна дома потому, что любит другого. Когда же она создает с новым возлюбленным семью, а бывший муж приходит в гости к своим детям, то замечает, что жена не выглядит такой уставшей, и поэтому ласкова со всеми, даже с ним. Получается, что верное понимание причинно-следственных отношений трудно достигается на основе стереотипа и эмпатии. Особенно видна недостаточность этих путей восприятия, а иногда и их неуместность, когда наша оценка, наш вывод из социальной перцепции имеет выраженную «материальную» форму, т.е. тогда, когда наши оценки сами по себе каким-то образом фиксируются, закрепляются и обязательно оказывают влияние на дальнейшие события. Типичный пример таких ситуаций — «прямое» оценивание: в школе, когда ученику выставляют оценку за домашнее задание; в ситуациях экспертного анализа, например, в деятельности различных жюри и комиссий, когда выставляется оценка каким-нибудь художественным произведениям или техническим проектам; в суде, где выносится приговор, который обязательно связан с той или иной оценкой обвиняемого и его действий. Во всех этих и подобных им ситуациях результат восприятия оцениваемого человека имеет для этого другого огромное значение, часто определяющее. Конечно, большинству из нас хочется, чтобы оценки были справедливы и уж, во всяком случае, не ошибочны. Однако, социальная перцепция не ограничивается приписыванием качеств, черт и состояний (выяснением, «какой» человек), она обязательно должна включать и понимание причин поведения (ответы на вопросы «почему», «отчего», «зачем» и т.д.). В процессе социального взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и «через» действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и в конечном счете успешность совместной деятельности. Такое оценивание называется «каузальная атрибуция». Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция — это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии. Началом изучения атрибуции послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонсона, К. Е. Девиса (1965), Х. Келли (1967). Разработка понятия атрибуции началась с выявления того, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения. Современное понятие атрибуции охватывает приписывание различных психических свойств себе и другим людям (личностных характеристик, способностей), умозаключения (часто неосознаваемые). Наиболее распространено понятие «фундаментальная ошибка атрибуции», заключающееся в тенденции придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, что может приводить к неправильным, неадекватным атрибуциям. Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах: любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки; все поступки людей закономерны; причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей. Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успехи других людей можно объяснить, применяя ситуативную атрибуцию. Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других , применяется личностная атрибуция. Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека. Говоря о том, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции: объективная каузальная атрибуция — причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие; личностная — приписывают совершившему поступок человеку; обстоятельственная — приписывают обстоятельствам. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы: наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека; наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт; стремление сделать преждевременные заключения у личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация: некоторые люди имеют готовое суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его; безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается, игнорируется; эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются; эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются, по аналогии с собой, свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди, подобные мне» или «другие, противоположные мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют; эффект «первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если потом вы получите данные, опровергающие первичную информацию, все равно помнить и больше учитывать вы будете именно ее; отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его; отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем. Можно выделить следующие критерии анализа поведения: постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно; отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется; обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей. Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся и необычное поведение объясняется через внутренние причины, через специфику личности и характера человека («таким он уродился»). Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведение, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же обычное поведение люди склонны объяснить через внешние причины («в этой ситуации так вынуждены вести»). Фриц Хайдер проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям. Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции: тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать «наблюдателями». Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался или что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранение положительной оценки; ошибка ложного согласия — человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям; ошибка разных возможностей ролевого поведения — разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение других согласно с их социальными ролями; игнорирование информационного значения того, что не случилось — тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты; Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность в отношении между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным. Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее. Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут быть беспощадно раскритикованы. Чтобы понять, что означает понятие «каузальная атрибуция», важно знать, когда же она возникает. Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности: если появляются сложности и конфликты, столкновений интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию. Другими словами, мы приписываем причины поведения другим людям, и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезней к поиску причины. Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями. Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что друг опаздывает по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи. Так у всех друзей разные представления о причинах опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе. Социальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации. У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывает, что они схожи в определенных суждениях. Каузальная атрибуция возникает в тот момент, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. Когда это происходит, люди прибегают к каузальной атрибуции, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям — объяснить поведение других. Чем больше затруднений встречается при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин. Заключение Отражение личностью окружающей действительности не является объективным. Более значимым для понимания личности является интерпретация ею события, чем событие само по себе. Человек интерпретирует окружающий и собственный мир, выстраивая либо частные, либо глобальные картины представлений и, самое главное, в своем взаимодействии с ними опирается не на объективную реальность, а на конкретную субъективную интерпретацию этой реальности. Отражая индивидуальное своеобразие конкретной личности, картины представлений могут быть искаженными, неадекватными. В основе данных искаженных картин представлений лежат конкретные причинные основания, определяющие специфику атрибутирования. Как и любое психологическое явление, каузальная атрибуция как процесс начинается с мотивации субъекта. В основе каузальной атрибуции лежит потребность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения. С точки зрения так называемой пирамиды базовых потребностей человека Маслоу, исходной точкой каузальной атрибуции можно считать потребность в безопасности. Понимая причины поступков окружающих, человек имеет возможность прогнозировать их поступки в будущем, что позволяет ему повысить субъективный уровень безопасности. Таким образом, базируясь на биологических потребностях, каузальная атрибуция является механизмом адаптации человека к окружающей среде [4], в данном случае, в первую очередь, подразумевается адаптация к социальной среде. Следовательно, основной функцией каузальной атрибуции не является нахождение истины в познании окружающей действительности: каузальная атрибуция реализуется в целях приспособления, избавления от психологического дискомфорта. Поэтому причинная интерпретация закономерно искажается в пользу субъективно положительных представлений. Каузальная атрибуция как приписывание причин поведения себе и окружающим людям разворачивается в рамках взаимодействия человека с окружающей, главным образом, социальной средой и оказывает существенное влияние на процесс этого взаимодействия. Изучением каузальной атрибуции занимается социальная психология, однако данный феномен имеет отношение к другим областям психологии, связанным с психическими процессами (восприятие, память, мышление) и психическими свойствами человека (мотивация). Список использованной литературы Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибутики [Текст] // Вестник Моск.ун-та. Сер.14: Психология. 2016. № 1. С. 71-81. Жильцова, О. Н. Связи с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 337 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9890-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433657 Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения [Текст] // СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. 384 с. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2 томах. Том 2 / Ю.П. Платонов. - М.: Речь, 2017. - 488 c. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб: Питер, 2010. - 672 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litres.ru/irina-meyzhis/ludmila-pochebut/socialnaya-psihologiya/ (дата обращения: 12.11.2022). Связи с общественностью как социальная инженерия : учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 350 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04972-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415334 Шепель, В. М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М.: Экономика, 2019. - 248 c. |