Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальная психология Адлера является

  • Сходство и отличие основных положений теорий З. Фрейда, А.Адлера и К.Г.Юнга.

  • Социальные типы характера по Э. Фромму

  • Теория черт Г. Олпорта (1897 – 1967)

  • Ответы на вопросы по психологии личности. Психология личности Перечень вопросов к зачету и экзамену Методологические проблемы психологии личности


    Скачать 464.91 Kb.
    НазваниеПсихология личности Перечень вопросов к зачету и экзамену Методологические проблемы психологии личности
    АнкорОтветы на вопросы по психологии личности
    Дата30.11.2021
    Размер464.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на вопросы по психологии личности.docx
    ТипДокументы
    #287040
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Индивидуальная теория личности А. Адлера (1880 – 1937)


    Термин индивидуальная психология указывает на то, что личность является неделимым целым. В основании теории лежит семь ключевых пунктов:




    • стиль жизни;

    • социальный интерес;




    • творческое «Я»;

    • порядок рождения;




    • фикционный финализм (поведением человека управляют его ожидания в отношении будущего).

    Принципы индивидуальной психологии:


    • Принцип холизма (целостности). Исходя из понятия жизненного стиля, определяет типы личности по двухмерной системе: социальный интерес – активность:




    • Управляющий тип.

    • Берущий тип.




    • Избегающий тип.

    • Социально-полезный тип.

    • Второй принцип заключается в том, что поведение человека целенаправленно.


    • Третий принцип: люди – существа общественные. Действия человека необходимо рассматривать в отношении социального контекста.
    Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

    Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

    Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

    Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.

    Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.

    Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

    Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

    Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным

    1. Сходство и отличие основных положений теорий З. Фрейда, А.Адлера и К.Г.Юнга.






    1. Экзистенциальный психоанализ Э. Фромма. Вопрос о сущности человека и проблема свободы. Экзистенциальные потребности человека.

    2. центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает его извечную гармонию с ней и порождает то экзистенциальное противоречие, которое составляет основную проблему человеческого существования.


    С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.
    Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей:

    • В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);
    • В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);
    • В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);
    • В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);
    • В системе взглядов (преданность, система ориентаций, опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).

    Таблица 17

    Социальные типы характера по Э. Фромму

    Н епродуктивные типы

    Продуктивные типы







    • Рецептивный тип

    • Продуктивный тип

    • Эксплуатирующий тип




    • Накапливающий тип




    • Рыночный тип





    Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям. Введенное Э. Фроммом понятие «социальный характер» является связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества (табл. 17).


    1. Манифест гуманистической психологии. Общие принципы гуманистической психологии. Взгляд на природу человека.

    При взгляде на природу человека гуманистические психологи разделяют следующее мнение: природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности.

    По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек — творец собственной личности, творец своего счастья.
    Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека

    Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:


      • Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.

      • Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».




      • Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.




      • Человек един и целостен.




      • Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.

    Этические принципы:

    • в жизни человек несет ответственность за свои поступки;

    • идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;

    • каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия. Исходя из своей концепции, автор выявил критерии полноценно (полностью) функционирующих людей


    (у которых функционирует механизм самоактулизационной функции). «Хорошая жизнь» (хороший Я-опыт) – это нефиксированное состояние бытия, «это не добродетель, не счастье, не удовлетворение и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным и актуализированным, это не уменьшение напряжения или гомеостаз. Это не конечный пункт, это направление, в котором человек движется, следуя своей инстинктивной природе» (К. Р. Роджерс, 1997).

    Характеристики полноценно функционирующих людей:


      1. Открытость к переживанию – способность слушать себя, воспринимать свои висцеральные,сенсорные, эмоциональные, когнитивные, ментальные переживания в себе, при этом не испытывая угрозы




    • не стараясь подавить их. Это способность действовать или не действовать в соответствии с ними. Причем все переживания точно символизируются в сознании без искажений и отрицания.




      1. Экзистенциальный образ жизни – это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего


    существования, когда каждое переживание переживается как свежее и уникальное. То, как ведет себя человек, проистекает из данного момента независимо от прежних переживаний. «Я» человека проистекает


    из переживания его актуального опыта, а не переживаний, преобразовывающихся, чтобы соответствовать какой-либо заранее заданной жесткой Я-структуре. Это непосредственное, спонтанное поведение.


    1. Организмическое доверие . В поведении человек доверяет себе, т. е. его поведение основано напринципе: «Я поступаю правильно», он опирается на свои ощущения, а не на социальные нормы, заложенные какой-то группой, или институтом, или суждениями других людей.




    1. Эмпирическая свобода . Человек может жить свободно, так, как хочет. Это чувство личной власти,

    способность сделать выбор, руководить собой, жить без запретов и ограничений.

      1. Креативность – это творческий образ жизни. Человек способен творчески гибко приспосабливаться

    • жизни, обществу и культуре и в то же время удовлетворять свои самые глубокие потребности. Это не конформизм. Человек является членом общества и его продуктом, но не его пленником.




    1. Диспозиционная теория Г.Олпорта. Понятие «функциональной автономии мотива». Понятие личностной зрелости.

      1. Теория черт Г. Олпорта (1897 – 1967)


    Основной принцип поведения – состоять в постоянном движении, является одной из фундаментальных идей Г. Олпорта ( G . W . Allport , 1968). Поэтому Г. Олпорт уделял большое внимание мотивации, вынуждающей личность “идти”.
    «Поток» активности личности имеет две части: стабильную и изменяющуюся. Для описания стабильной части личности Г. Олпорт использовал концепцию психологических черт, а для изменяющейся части – концепцию «функциональной автономии» личности. Обе концепции имеют мотивационную природу: многие черты имеют мотивирующую силу, функциональная автономия появляется в связи со «взрослыми» мотивами.
    Определение личности. Г. Олпорт внимательно переработал имеющиеся определения личности исконструировал собственное, составленное из «лучших» элементов: личностьэто динамическаяорганизация внутри индивида тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружению.
    Понятие личности необходимо отличать от понятий характер и темперамент. Понятие характер всегда соотносимо с некоторой внешней оценкой человека или его действия. Понятие темперамент в большей степени соотносимо с биологической и физиологической детерминацией поведения.
    Функциональная автономия мотивации у взрослых. Функциональная автономия состоит в том, чтомотивы взрослых являются разнообразными саморазвивающимися системами, произросшими из предыдущих систем, но в настоящее время функционально независимыми от них. Активность, реализуемая в настоящее время, может стать целью самой себя, несмотря на то, что она могла проявиться по другой причине.
    Функциональная автономия – есть механизм развития мотивации. Измерение функциональной автономии может помочь в определении зрелости личности. Функциональная автономия позволяет оторваться от прошлого, так как в настоящий момент прошлые мотивы уже не могут сравниться с новыми, вновь сформировавшимися.
    Черта – единица анализа личности. Чертаэто предрасположенность вести себя сходным образом вшироком диапазоне ситуаций. Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блокпсихологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.

    Основные параметры любой личностной черты:

    • степень выраженности,

    • трансситуативность,

    • потенциальная измеримость.

    Особенности личностных черт:

    • Черты личности – не только номинальное обозначение. Эти личностные характеристики реальны, они действительно существуют в людях.




    • Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

    38

    • Черта личности является движущим, или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.

    • Существование черт личности можно установить эмпирически.




    • Черта лишь относительно независима от остальных черт.

    • Черта не является синонимом моральной или социальной оценки.




    • Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.




    • То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.


    Г. Олпорт делит черты на общие и индивидуальные, или персональные диспозиции.

    Олпорт выделяет три типа диспозиций:


    • Кардинальные.

    • Центральные.




    • Вторичные.


    Соотношение черт, аттитюдов и привычек. Их сравнение важно потому, что все они похожи,относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.
    Компоненты проприума. Понятие проприум Г. Олпорт предложил для обозначения того, что у другихтеоретиков называется «Ego» или «Self». Проприум – нечто непременно осознаваемое, некая центральная, частная область нашей жизни, сердцевина нашего бытия. Проприум включает ощущения телесного «Я», чувство непрерывной идентичности себя, самооценку, отношение к окружающему миру, образ себя, рациональное «Я», интенции, долговременные цели и, наконец, “Я” как исследователь себя. Введение последнего аспекта проприума поставило Г. Олпорта на грань логического противоречия в виде бесконечности внутренних наблюдателей.
    Развитие проприума происходит по мере формирования каждого из выделенных компонентов: 0 3 года – телесное ощущение себя, чувство непрерывной самоидентичности, самооценка;
    4 6 лет – чувство связи с другими людьми и вещами, которые важны в жизни, образ себя, знаниесебя, желание кем-то быть;
    6 12 лет – самосознание, понимание того, что с трудностями можно совладать с помощью разума; взрослость планы и цели для будущего, интенции, долговременные цели.


    1. А.Маслоу: Проблема мотивации. Дефицитарная мотивация. Мотивация роста. Иерархия потребностей.

    • Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.


    В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, проявится и станет действовать. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
    Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу – «все или ничего». Человек может быть мотивирован на двух и более уровнях. Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
    • 85 % – физиологические;
    • 70 % – безопасности и защиты;

    • 50 % – любви, принадлежности;
    • 40 % – уважения;

    • 10 % – самоактуализации.
    Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.


    34

    Таблица 20
    1   2   3   4


    написать администратору сайта