Главная страница
Навигация по странице:

  • Ральф Уолдо Эмерсон

  • Как работает это правило

  • Рис. 2.1. Кэти и Кэти Гуисуайт

  • ОТЧЕТ ЧИТАТЕЛЯ 2.1 (деловой женщины из штата Нью-Йорк)

  • Примечание автора

  • Конец ознакомительного фрагмента.

  • Психология. Психология влияния. Убеждай,воздействуй, защищайся


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеПсихология влияния. Убеждай,воздействуй, защищайся
    АнкорПсихология
    Дата14.05.2023
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла92177707.a4.pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #1128580
    страница3 из 3
    1   2   3
    Глава 2
    Взаимный обмен
    Старые «Дай» и «Бери»
    Плати каждый свой долг, как если бы сам Господь выписывал
    счет.
    Ральф Уолдо Эмерсон

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    33
    Несколько лет назад один профессор университета провел интересный эксперимент. Он послал открытки к Рождеству множеству совершенно не знакомых ему людей. Хотя профес- сор и ожидал некоторой ответной реакции, отклик, который он получил, был поразительным
    – праздничные поздравительные открытки, адресованные ему, полились потоком от людей,
    которые никогда его не встречали и никогда о нем не слышали. Большинство тех, кто ответил на открытку, даже не пытались выяснить что-либо относительно личности неизвестного про-

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    34
    фессора. Они получили его праздничную поздравительную открытку, щелк, зажужжало, – и автоматически послали ему открытку в ответ (Kunz & Woolcott, 1976). Хотя это исследование незначительно по своему масштабу, оно прекрасно показывает действие одного из наиболее могущественных орудий влияния людей друг на друга – правила взаимного обмена. Это пра- вило гласит, что мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек. Если женщина оказывает нам любезность, нам следует ответить ей тем же; если мужчина посылает нам подарок ко дню рождения, мы должны вспомнить о его дне рождения; если супружеская пара приглашает нас к себе на вечеринку, мы должны, в свою очередь, пригласить эту пару к себе. Таким образом, правило взаимного обмена гарантирует нам своего рода награду за любезности, подарки, приглашения… Признательность настолько часто сопутствует нам, что словосочетание «премного обязан» превратилось в синоним слова
    «спасибо» во многих языках (так, как это произошло с португальским словом obrigado). Обя- зательство, распространяющееся на будущее, ассоциируется с японским словом, использую- щимся для выражения благодарности, sumimasen, которое буквально означает «это не будет иметь конца».
    Чувство признательности распространено чрезвычайно широко, причем, как утверждает социолог Элвин Гоулднер (Gouldner, 1960), практически в любом обществе.
    9
    Развитая «система признательности», обусловленная правилом взаимного обмена, явля- ется уникальной особенностью человеческой культуры. Известный археолог Ричард Лики
    (Leakey & Lewin, 1978) связывает сущность того, что делает нас людьми, с системой взаи- мообмена: «Мы – люди, потому что наши предки научились делиться своей пищей и умени- ями посредством почитаемой сети обязательств», – говорит он. Этнографы рассматривают эту
    «сеть признательности» как уникальный приспособительный механизм человеческих существ,
    делающий возможными разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг (посред- ством создания условий для подготовки специалистов) и формирование системы взаимозави- симостей, которые объединяют индивидов в чрезвычайно эффективно действующие органи- зационные единицы (Ridley, 1997; Tiger & Fox, 1989).
    Именно ориентация на будущее, свойственная признательности, явилась причиной соци- ального прогресса. Широко распространенное и энергично поддерживаемое чувство призна- тельности сыграло огромную роль в человеческой социальной эволюции, поскольку подра- зумевается, что один человек может дать нечто (например еду, энергию, заботу) другому с уверенностью в том, что его силы не будут потрачены впустую. Впервые в эволюционной истории индивид получил возможность отдавать какую-то часть своих ресурсов и при этом не терять отданного. Результатом этого явилось усложнение и усовершенствование системы помощи, дарения подарков, торговых отношений, принесшее обществу огромную выгоду.
    Неудивительно, что правило взаимного обмена глубоко внедрилось в наше мышление благо- даря социализации, которой мы все подвергаемся. Хотя обязательства распространяются на будущее, интервал в их действии не бесконечен. Особенно это касается небольших одолжений;
    похоже, что желание расплачиваться тает со временем (Burger at al., Flynn, 2002). Я не знаю лучшей иллюстрации того, насколько глубоко могут проникать в будущее обязательства вза- имного обмена, чем следующая история о 5000 долларов помощи, которые были посланы в
    1985 году из Мексики доведенному до нищеты народу Эфиопии. В 1985 году Эфиопия испы-
    9
    Есть общества, в которых это правило приобрело статус ритуала. Так, в некоторых областях Пакистана и Индии широко распространен узаконенный обычай обмена подарками «Вартан Бханджи» (Vartan Bhanji). Вот как описывает этот обычай
    Гоулднер (Gouldner, 1960): «Важно, что сложившаяся система не дает людям оставить данные ими обязательства невыполнен- ными. Так, после окончания свадебного торжества хозяева дарят уходящим гостям конфеты. Отсчитывая их, хозяйка может сказать: “Эти пять – ваши”, имея в виду “Это за то, что вы раньше дали мне”; затем хозяйка добавляет еще конфет, говоря:
    “Это мои”. При первой появившейся возможности она получит свои конфеты обратно с дополнением, которое она позже возвратит, и т. д.».

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    35
    тывала величайшие страдания и лишения: экономика страны была разрушена; продуктовые запасы были уничтожены многолетней засухой и гражданской войной; жители страны тыся- чами погибали от болезней и голода. Поэтому я нисколько не удивился, узнав о сделанном
    Мексикой пожертвовании 5000 долларов этой крайне нуждающейся стране. Однако запом- нилось то чувство изумления, испытанное мной, когда из краткой газетной заметки я узнал,
    что помощь была отправлена в обратном направлении: местные чиновники Красного Креста решили послать деньги для оказания помощи жертвам землетрясения в Мехико.
    Если меня начинает интересовать какой-то аспект человеческого поведения, я стрем- люсь провести достаточно глубокое расследование. В данном случае мне удалось узнать детали этой истории – они красноречиво подтверждают универсальность правила взаимного обмена.
    Несмотря на сильнейшую нужду, испытываемую народом Эфиопии, деньги были посланы в
    Мехико, потому что в 1935 году Мексика оказала помощь Эфиопии, когда та была оккупиро- вана итальянскими войсками (Ethiopian Red Cross, 1985). Узнав об этом, я испытал чувство бла- гоговения, но перестал недоумевать. Потребность ответить взаимностью перевесила огромные культурные различия, громадные расстояния, повальный голод и прямое своекорыстие. Через полстолетия, вопреки всем противодействующим силам, признательность восторжествовала.
    Если обязательства, не теряющие своей силы в течение 50 лет, кажутся объяснимыми некоей уникальной особенностью эфиопской культуры, рассмотрим другой, на первый взгляд загадочный случай: 27 мая 2007 года некий правительственный чиновник из Вашингтона по имени Христиан Кронер с нескрываемой гордостью говорил одному из репортеров о действиях правительства, последовавших за катастрофой, вызванной ураганом Катрина, живописуя, как
    «насосы, лодки, вертолеты, инженеры и гуманитарная помощь» были оперативно направлены в затопленный Новый Орлеан и другие населенные пункты, находящиеся во власти стихии
    (Hunter, 2007). Что он говорит?! Наперекор признанию того, что реакция федерального пра- вительства на эту трагедию была скандально запоздалой и чудовищно абсурдной, как он мог сделать подобного рода заявление? В тот момент, когда Кронер делал свои заявления, хваленая правительственная программа «Дорога домой», предназначенная для оказания помощи домо- владельцам Луизианы, все еще не срабатывала: 80 % людей, просивших о помощи, так и не получили выделенных им средств, а ведь прошло уже полтора года. Неужели господин Кронер еще более бессовестный, чем большинство политиков? Оказывается, нет. На самом деле чув- ство удовлетворения действиями его правительства было полностью оправданно, ведь Кронер был голландским послом в Соединенных Штатах, и он говорил о замечательной помощи, кото- рая была оказана американскому побережью, подвергнувшемуся ударам Катрины, Нидерлан- дами. Но с разрешением этого вопроса возникает другой, не менее озадачивающий: почему
    Нидерланды? И другие страны предложили свою помощь, но только Нидерланды отреагиро- вали незамедлительно, взяли на себя постоянные обязательства в отношении данного региона.
    Более того, Кронер заверил, что его правительство и впредь будет оказывать помощь жертвам наводнения: «Мы готовы сделать все, что в наших силах и что жители Луизианы попросят нас сделать». Господин Кронер объяснил причину такой удивительной готовности помогать:
    Нидерланды имеют обязательства перед Новым Орлеаном на протяжении более чем 50 лет.
    Жестокий шторм 31 января 1953 года выбросил неистовые воды Северного моря на четверть миллиона акров Нидерландов, сравняв с землей дамбы, насыпи и тысячи домов, погубив при этом 2000 жителей. Вскоре после этого голландские чиновники попросили помощи и полу- чили ее из Нового Орлеана, что позволило построить новую систему насосов, защищающую с тех пор страну от столь же разрушительных наводнений. Вызывает сильное удивление, почему уровень поддержки, который получил Новый Орлеан от правительства иностранного государ- ства, он так и не получил от своего собственного правительства? Возможно, американские правительственные чиновники не сочли себя достаточно обязанными этому городу.

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    36
    Если так, то чиновникам впору задуматься над тем, обязаны ли теперь жители Нового
    Орлеана им – как избиратели, волонтеры, как налогоплательщики и, что вызывает наибольшее сожаление, – законопослушные граждане? Как сказал поэт У. Х. Оден, «я и весь мир знаем,
    чему учат каждого школьника: тот, кому сделано зло, в ответ совершает зло». Наверное, не следует удивляться, что в 2007 году, несмотря на беспрерывное патрулирование Национальной гвардией, полицией штата и городской полицией, показатель убийств в Новом Орлеане под- скочил на 30 %, побив все рекорды и сделав Новый Орлеан самым кровавым городом страны.
    Обобщая, можно сказать: согласно правилу взаимного обмена, независимо от того, сладкими или горькими являются плоды наших действий, мы пожинаем то, что сеем.

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    37
    Как работает это правило
    Не заблуждайтесь: человеческие общества извлекают значительную выгоду из правила взаимного обмена, и, следовательно, нужно, чтобы члены общества придерживались правила и верили в него. Каждого из нас учили жить в соответствии с правилом взаимного обмена,
    и каждый из нас знает о социальных санкциях, применяемых ко всякому, кто его нарушает.
    Ярлыки, которые мы навешиваем на нарушителей, имеют негативный оттенок – лодырь, попро- шайка, неблагодарный, необязательный человек, тот, кто способен скрыться, не уплатив долга.
    Поскольку существует всеобщая неприязнь к тем, кто берет и не делает усилий, чтобы отдать что-то в ответ, зачастую мы идем на все, чтобы избежать ситуации, в которой нас могли бы посчитать неблагодарными. Дело доходит до того, что мы часто оказываемся одержимыми желанием отблагодарить, и в результате нас «используют» индивиды, стремящиеся заработать на нашей признательности.
    Чтобы понять, как именно могут использовать правило взаимного обмена те, кто при- знает его в качестве орудия влияния (каковым оно, несомненно, и является), обратимся к эксперименту, проведенному профессором Деннисом Риганом (Regan, 1971) из Корнуэлль- ского университета. Субъект, который участвовал в исследовании, должен был оценить каче- ство ряда картин. Другой оценивающий – мы можем называть его Джо – только представлялся таким же субъектом, будучи на самом деле ассистентом доктора Ригана. Эксперимент прово- дился в двух модификациях. В одном случае Джо оказывал маленькую непрошеную любез- ность истинному испытуемому. Во время короткого перерыва Джо покидал комнату на пару минут и возвращался с двумя бутылками кока-колы – одной для испытуемого и другой для себя, говоря: «Я спросил у доктора, можно ли мне взять для себя колу, и он разрешил, так что я купил еще одну для вас». В другом случае Джо не оказывал испытуемому любезности;
    он просто возвращался после двухминутного перерыва с пустыми руками. Во всех остальных отношениях Джо вел себя одинаково.
    Позднее, когда все картины оказывались оцененными и доктор Риган покидал комнату,
    Джо просил испытуемого оказать любезность ему. Он признавался, что продает лотерейные билеты и что если он распространит бо́льшую часть билетов, то выиграет приз в 50 долла- ров. Джо просил испытуемого купить несколько лотерейных билетов по цене 25 центов за штуку: «Пожалуйста, купите любое количество, чем больше, тем лучше». В ходе исследования было сделано интересное заключение относительно количества билетов, приобретенных у Джо испытуемыми в двух разных ситуациях. Без всякого сомнения, Джо с большим успехом про- давал лотерейные билеты тем участникам эксперимента, которые воспользовались ранее его любезностью. Явно ощущая, что они чем-то обязаны Джо, эти люди покупали в два раза больше билетов, чем те, кому Джо не оказывал любезности. Хотя исследование Ригана представляет собой чрезвычайно простую демонстрацию того, как работает правило взаимного обмена, оно достаточно ярко иллюстрирует несколько важных характеристик этого правила. В дальнейшем подробное их рассмотрение поможет нам понять, как можно использовать правило взаимного обмена с выгодой для себя.

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    38
    Рис. 2.1. Кэти и Кэти Гуисуайт
    CATHY: © 1993 Cathy Guisewite. Reprinted with permission of
    UNIVERSAL PRESS SYNDICATE. All rights reserved.
    Правило взаимного обмена является универсальным
    Одной из причин, по которым правило взаимного обмена может чрезвычайно эффек- тивно использоваться в качестве инструмента для получения уступок со стороны другого чело- века, является его универсальность. Данное правило обладает приводящей в трепет силой,
    часто вызывая положительную реакцию на требование, которое, если бы не чувство призна- тельности, не следовало бы выполнять. Некоторые свидетельства того, что влияние правила взаимного обмена часто оказывается сильнее влияния других факторов, определяющих, сле- дует ли исполнять просьбу, можно увидеть в результатах исследования Ригана. Его интере- совала не только связь правила взаимного обмена с уступчивостью, но и то, как симпатия к данному человеку влияет на склонность подчиниться его требованию. Чтобы установить, как симпатия к Джо повлияла на решение испытуемых купить лотерейные билеты, Риган попро- сил участников эксперимента заполнить несколько оценочных листов-тестов, показывающих,
    насколько им нравится Джо. Затем Риган соотнес выраженность симпатии испытуемых к Джо с количеством купленных у него билетов. При этом обнаружилось, что участники эксперимента покупали тем больше лотерейных билетов у Джо, чем больше он им нравился. Но это вряд ли является поразительным открытием. Большинству известно, что люди гораздо чаще оказывают любезность тем, кто им нравится.
    В эксперименте Ригана, однако, связь между симпатией и уступчивостью не наблюдалась в ситуации, когда испытуемые получали от Джо кока-колу. Для тех, кто был обязан Джо, не имело значения, нравится он им или нет; они чувствовали, что должны ему каким-то образом отплатить, и они это делали. Участники эксперимента, отмечавшие, что Джо им не нравится,
    покупали у него столько же билетов, сколько те, кто утверждал, что Джо им нравится. Правило взаимного обмена имело настолько сильное влияние, что брало верх над фактором, который обычно влияет на решение подчиниться просьбе, – над симпатией к просителю.
    ОТЧЕТ ЧИТАТЕЛЯ 2.1
    (деловой женщины из штата Нью-Йорк)
    Я секретарь компании в Рочестере, штат Нью-Йорк. Однажды мне пришлось задержаться вечером в офисе, чтобы закончить важную работу.

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    39
    Было уже поздно, когда я выезжала с парковки и моя машина из-за гололеда застряла в небольшой канаве. Темно, холодно и все сотрудники из моего отдела давно разошлись по домам. Однако мне оказал помощь также задержавшийся сотрудник другого отдела – он подъехал на своей машине и вытащил мою.
    Мне часто приходится работать с персональными делами сотрудников компании. Так, случайно двумя неделями позже я узнала, что сотрудника,
    вытащившего мою машину, обвинили в серьезных нарушениях политики предприятия. Не имея реального представления о моральных правилах этого человека, я все же пошла к президенту компании похлопотать за него. До сих пор я чувствую себя обязанной и готовой постоять за него, хотя другим людям и приходилось усомниться в его добрых качествах.
    Примечание автора: как в эксперименте Ригана, оказалось, что, когда читательница принимала решение о помощи этому человеку, его личные качества были менее важны, чем тот простой факт, что он некогда помог ей.
    Подумайте о скрытых возможностях. Люди, которые вам не нравятся – непривлекатель- ные или навязчивые торговцы, знакомые с тяжелым характером, представители странных или непопулярных организаций, – могут вынудить вас делать то, что им хочется, просто оказав вам небольшую любезность до того, как они обратятся со своими притязаниями. Давайте рас- смотрим конкретный пример. Общество Кришны является восточной религиозной сектой с уходящими в глубь веков корнями. В 1970-е годы впечатляюще увеличилось число его чле- нов, а также объем собственности. Экономический рост обеспечивался посредством различ- ных видов деятельности, главным из которых являлось выпрашивание пожертвований у прохо- жих в публичных местах. В течение раннего периода современной истории Общества Кришны вымогательство взносов осуществлялось в необычной форме. Группы фанатиков-кришнаитов
    – часто с выбритыми головами, в плохо сидящей одежде, с обмотками на ногах, с четками и бубенчиками – обычно собирали пожертвования на городских улицах, монотонно напевая и пританцовывая в процессе выпрашивания денег.
    Хотя такая методика чрезвычайно эффективно способствовала привлечению внимания,
    сбор средств шел не очень хорошо. Среднестатистический американец считал кришнаитов по меньшей мере странными и не изъявлял желания давать им деньги. Членам Общества Кришны быстро стало ясно, что у них неправильно организована реклама. Людям, у которых кришна- иты выпрашивали взносы, не нравилось, как члены Общества выглядели и действовали. Если бы Общество Кришны было обычной коммерческой организацией, решение было бы простым
    – изменить то, что не нравится публике. Но кришнаиты – религиозная организация, и то, как ее члены одеваются и действуют, отчасти связано с религиозными факторами. Поскольку в любой конфессии религиозные факторы, как правило, не меняются по мирским соображениям, руко- водство Общества кришнаитов оказалось перед лицом настоящей дилеммы. С одной стороны,
    поведение, одежда и вид в целом имели большое значение. С другой стороны, финансовому благополучию организации угрожали отрицательные взгляды американской публики. Что же было делать секте?

    Р. Б. Чалдини. «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся»
    40
    Конец ознакомительного фрагмента.
    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
    Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
    WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам спо- собом.
    1   2   3


    написать администратору сайта